Тема: «Наши друзья -
пернатые»
Цель:обобщение и систематизирование знаний детей о зимующих
птицах.
Задачи: 1.Закрепить знания детей о зимующих и перелетных
птицах,умение их различать.
2.Обогатить знания детей о зимующих
птицах(внешний вид,повадки,голоса,питание).
3.Развивать
мелкую моторику пальцев рук через изготовление кормушки для
птиц.
4.Воспитывать
заботливое отношение к птицам.
Образовательные
области:познание,коммуникация,труд,физическая
культура,здоровье.
Материалы и оборудование: мультимедийная
презантация «Птицы»,изображения деревьев,зимующих и перелетных
птиц.
Раздаточный материал: карточки с заданием,материал для изготовления
кормушек,раскраски.
Предварительная работа:рассматривали альбом
«Птицы»,наблюдали за птицами во время прогулок,изготовили кормушку
и организовали птичью столовую,на тему «Птицы» заучивали
стихи,загадки,рисовали,пели песни,играли в
игры.
Ход
занятия:
① Вводная часть
1. Дети стоят в кругу. Отгадывают загадку:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это …(птица)
-Верно. Сегодня мы будем говорить о птицах.
2.Картинки с птицами на столе.
-Кто это? (птицы)
-Чем они все похожи? (крылья,клюв,хвост,голова,перья и т.д)
-А чем отличаются? (раскраской,размером,клювом,названием,одни –
зимующие,а другие – перелетные)
3.Игра «Раздели птиц на зимующих и перелетных»(два дерева:зимнее и
летнее)
Каждый ребенок озвучивает название своей птицы,а затем прикрепляет
на нужное дерево.
О перелетных – почему они улетели? (нет насекомых,которыми они
питаются)
-А хотели бы вы побольше узнать о зимующих птицах?
-Для этого мы с вами отправимся…Куда? Догадайтесь сами. Это место
находится в городе Полысаево.
Дети садятся на стульчики
②Основная часть.
1. Дети по слайдам
узнают парк имени Горовца (голоса птиц)
-Какое время года?
-Слышите птицы поют?
-А это кто так распелся?
Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй,не робей!
Кто
это? (воробей)
2. Слайд
«Воробей»
-Что вы знаете о воробье? (ответы детей)
-Послушайте как он поет!(голос)
Домовый воробей – самая знаменитая птица.Живет самостоятельно,но
вблизи от людей.Воробьи очень дружны,сообразительны и отважны.Это
главные защитники сдов и парков от вредителей.Зимой едят все: и
зерна,и крошки хлеба. Воробьи бывают полевые,каменные,земляные(в
зависимости от того,где строят гнезда) Но все они серые.Есть даже
рыжий воробей,который занесен в Красную книгу,обитает только на
Сахалине.
3. Послушайте
следующую загадку:
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика (Синица).
Слайд «Большая синица»
-Что вы знаете о ней?(голос)
Большая синица самая крупная из живущих у нас,у всех синиц белые
щечки.Птица лесная,но зимой перебирается ближе к людям. Очень много
птиц гибнет именно зимой. Голодные птицы не выносят даже слабых
морозов. Зимой птица ест все:хлеб,зерна,сало,крупу.Синицы
многодетны.за лето пара синиц может вывести 20-30
птенцов.
4.Давайте вспомним физминутку про синичку
Скачет шустрая синица (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится (прыжки на левой ноге)
Прыг-скок,прыг-скок (прыжки на правой ноге)
Завертелась как волчок (кружимся на месте)
Вот присела на минутку (присели)
Почесала клювом грудку (наклоны головы вправо,влево)
И с дорожки на плетень (прыжки на левой ноге на месте)
Тири –тири (прыжки на правой ноге)
Тень-тень-тень! (прыжки на двух ногах)
5.Вернемся в парк.Отгадаем следующую загадку.
Ты
откуда ,ты откуда
Прилетел к нам красногрудый?
Облетел я всю Сибирь
Как зовут меня…(снегирь)
Слайд «Снегирь»
-Что вы знаете о снегире?(голос)
Поздней осенью или в начале зимы на деревьях можно увидеть стайки
снегирей.Красная грудка только у самцов,самочки – серые. Они очень
любят рябину.В отличии от синиц,снегири не торопятся. Они птицы
солидные,не суетятся.Снегири еще и «рыцари». Самцы как бы они не
были голодны,всегда уступят лучшие гроздья рябины самке.Спокойно
обработав одно дерево,они перелетают на другое,и делают это по
команде вожака. За лето они выводят от 8 до 14
птенцов.
6.Отгадайте следующую загадку.
Смело ходит по дороге
И боится только кошек
Даем ему семян и крошек.
С нами птица круглый год
Воркованием поет (голубь)
Слайд «Голубь»
-Что знаете о голубях? (голос)
Голуби бывают домашние и дикие. Все они похожи. Едят зерна,пьют
по-голубиному(опускают клюв в лужу и сосут),выкармливают птенцов
«молоком». Когда у голубей появляются птенцы,в зобу у них
выделяется специальная жидкость,которая размягчает съеденные семена
и превращает в массу похожую на творог.Этой массой голубь и голубка
поочереди кормят птенцов.
7.А сейчас я вам предлагаю покормить птиц.
Встаем в круг.
Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы»
Прилетайте,птички! (зовущие движения пальцев)
Сало дам синичке (4 раза режущие движения одной ладони по
другой)
Приготовлю крошки (пальцы щепоткой «крошим хлеб»)
Хлебушка немножко
Эти крошки - голубям (вытянуть вперед правую руку с раскрытой
ладонью)
Эти крошки воробьям ( то же левой)
Галки да вороны (тереть ладонью о ладонь «катая» из хлеба
макароны)
Ешьте макароны.
8.
-А как мы помагаем птицам зимой? (изготовили кормушку для птиц и
организовали птичью столовую)
-Я вам предлагаю каждому сделать свою кормушку для птиц.
Изготовление кормушки.
9.
Кормушки изготовили,но нужно еще знать чем кормить птиц.Перед вами
листы с изображением птиц с одной стороны и кормом – с другой.
Нужно соединить изображение птицы с кормом,которым вы хотели бы ее
угостить.
Ответы 3-4 детей.
-Что на картинке лишнее? (косточка)
③Итог.
-Что нового узнали?
-Что больше всего понравилось?
-А еще я хотела бы вам подарить раскраски с зимующими
птицами.Теперь вы знаете как они выглядят и сами
сможете раскрасить.А затем мы в группе сделаем альбом с
зимующими птицами