Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Классный час "Настойчивость и отважность – сила духа". Хиуаз Доспановой 100 лет
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Классный час "Настойчивость и отважность – сила духа"
Цель: познакомить с легендарной героической летчицей Х. Доспановой, и других женщин-летчиц, внёсших свой вклад в дело Великой Победы
Задачи:
1. Развивать чувство сострадания, сопереживания.
2. Научить понимать и правильно реагировать на исторические факты и события.
3. Воспитывать патриотические чувства на примере подвигов участников Великой Отечественной войны,
Слайд1 Хиуаз Каировна Доспанова - (1922-2008) - единственная лётчица-казашка Великой Отечественной войны, штурман-стрелок. Народный герой Республики Казахстан.
В годы Великой Отечественной войны в рядах Красной Армии, наравне с мужчинами, сражалось около 600 000 женщин. Много женщин было и в авиации: лётчицы, штурманы, стрелки — радисты, вооруженцы… При этом, женщины — авиаторы сражались как в составах обычных «мужских» авиационных полков, так и отдельных «женских». К 100 летию легендарной летчицы и Халық Қаһарманы за Х Доспанофой мы посвящаем наш вечер памяти.
Хиуаз родилась 15 мая 1922 года в селе Ганюшкино Гурьевской области. В 1940 году окончила с золотой медалью среднюю школу №1 города Уральска. Еще в школе она стала ходить в местный аэроклуб и вместе с аттестатом получила удостоверение пилота запаса.
Кто из молодых в 1930-е годы не мечтал стать летчиком? Имена Чкалова и Громова, Коккинаки и Ляпидевского были у всех на устах. А портреты первых Героев Советского Союза — удивительных женщин Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и Марины Расковой — хранились у каждой девчонки. Хиуаз тоже мечтала о небе. Хотя тогда до него было очень далеко: родилась она в одном из отдаленных аулов Тенгизского района нынешней Атырауской (тогда Гурьевской) области в семье рыбака. Позже родители переехали в Уральск, где в 1940 году она и окончила школу с золотой медалью. Но мечте своей не изменяла — еще в 9 классе пришла в аэроклуб. Уже через два года у нее на руках был аттестат отличницы и звание пилота. С «отличным» аттестатом ее могли без экзаменов принять даже в Московский государственный университет.
Мечтая стать летчицей, едет в Москву в Военно-воздушную академию им. Жуковского. Получив вежливый, но твердый отказ, подает документы в Первый московский медицинский институт, куда ее, отличницу, принимают без экзаменов. Через год началась война. 13 октября 1941 года Хиуаз с однокурсницей Татьяной Сумароковой записались на прием к Герою Советского Союза М.М.Расковой, которая занималась формированием женских авиаполков. Хиуаз Доспанову и Татьяну Сумарокову приняли и зачислили в группу штурманов.26 октября 1941 года будущие лётчицы прибыли к месту формирования полков в город Энгельс близ Саратова. Там они прошли ускоренный курс обучения в военной авиационной школе пилотов. Хиуаз Доспанова была зачислена штурманом-стрелком в 588-й ночной бомбардировочный авиационный полк, позднее ставшим 46-м Гвардейским НБАП. Командиром же полка была назначена Евдокия Бершанская, опытная лётчица с десятилетним стажем. Именно под ее командованием женщины и сражались вплоть до окончания войны. Полк шутливо именовали «Дунькиным полком» по имени его командира и с намёком на полностью женский состав.
Ученик:
В НЕБЕ “НОЧНЫЕ ВЕДЬМЫ”!
Война бросала похоронки,
Давила болью всю страну,
А эти милые девчонки
Спешили в небо на войну.
Из медсанбатов удирали,
Едва лишь сняты с раны швы,
И им не грезились медали,
Дрались, чтоб не было войны.
- Внимание!.. “Ночные ведьмы!”
И фрицы в панике опять,
А мы шутили, знали ведь мы:
Мужское дело – воевать.
Ах, эта “швейная машинка”…
Полёт у “этажерки” тих…
Летит ночная “керосинка”…
А фрицы в панике от них.
На плечи в сумках почтальонок,
Налитых будто бы свинцом,
Давила тяжесть похоронок –
“Войны не женское лицо”.
Ракета, и в ночное небо –
“Рус фанер” за крылом крыло…
Ну, что с того, что я там не был?
Мне, просто, - так не повезло.
Петр Звягинцев
Хиуаз Доспанова воевала в качестве штурмана экипажа. В лётной части, её непривычное для русского слуха имя Хиуаз превратилось в Катю. Летали по двое, пилот и штурман. Часто штурман сама сажала самолет, если пилота ранили. Воевать на маленьком У-2 девушкам было очень непросто. Уж если он попадал во вражеский прицел – пиши пропало! Мало того, что на самолёте не было никакой брони, так ещё и парашюты лётчицы не брали – это позволяло подвесить лишних 20 кг бомб. Лишь в 1944-м в приказном порядке их обязали летать с парашютами. Каждый вылет на По-2 был сопряжен с опасностями. Но ни вражеские истребители, ни зенитный огонь, встречавший «ласточек» на пути не могли остановить их полет к цели. Летать приходилось на высоте 400−500 метров. В этих условиях ничего не стоило сбить тихоходные По-2 просто из крупнокалиберного пулемета. И нередко самолеты возвращались из полетов с изрешеченными плоскостями.
Небо ночью холодное, а кабины самолетов были открыты. После ночных полетов закоченевшие девушки с трудом добирались до казармы. Их уносили прямо из кабины подруги, которые уже успели отогреться, потому что скованные холодом руки и ноги не слушались.Хиуаз Доспанова боевые задания выполняла на Южном фронте, Северном Кавказе, в Закавказье, Украине и Белоруссии. Дважды отважная лётчица была тяжело ранена, но вновь возвращалась в строй.
Из поэмы Глафиры Кашириной, погибшей в 1943 году на Кубани...
Ученик:
"Ты помнишь, родная, октябрьские ночи,
Тревожные дни под Москвой,
Когда, не смыкая усталые очи,
Она сохраняла свой гордый покой.
Мы крепче в те дни полюбили столицу,
Она нам казалась прекрасней в сто крат,
Кругом дорогие суровые лица,
И каждый москвич - словно друг или брат.
В тяжелое время мы с ней расставались,
Стреляли зенитки, ревел паровоз,
Священною местью глаза наполнялись,
Но в наших глазах не увидели слёз.
...Потом мы в теплушке семь дней коротали,
Грызя сухари, запивали водой.
Часы, как минуты, у нас пролетали,
Кругом были песни, задор молодой.
С какою охотой учиться мы стали,
По десять уроков и два строевой,
А в зимние ночи почти и не спали,
Их трудной учебе отдав боевой"
Слайд 18
"Наступила последняя ночь перед штурмом Новороссийска, ночь с 15 на 16 сентября. Получив боевую задачу, летчики вырулили на старт.
...Всю ночь самолёты подавляли очаги сопротивления противника, и уже на рассвете поступил приказ: разбомбить штаб фашистских войск, расположенный в центре Новороссийска у городской площади, и экипажи полетели вновь. Штаб был уничтожен."
Из книги И.Ракобольской, Н.Кравцовой"Нас называли ночными ведьмами"
"За время штурма Новороссийска группа Амосовой совершила 233 боевых вылета. Командование наградило летчиц, штурманов,техников и вооруженцев орденами и медалями.
16 сентября Новороссийск был освобожден, и Голубая линия оказалась прорванной на участке Новороссийск-Молдаванская. Началось быстрое изгнание фашистов с Таманского полуострова."
Из книги М.Чечневой "Небо остается нашим"
«В апреле 1943 года полк стоял в станице Пашковская, - вспоминают в своей книге лётчицы Ракобольская И., Кравцова Н., - на окраине Краснодара, откуда летал в течение двух месяцев. Там в ночь на 1 апреля произошла трагедия… Как всегда аэродром был не освещён, самолёты, возвращаясь с боевого задания, подходили в полной темноте и с погашенными огнями АНО (аэронавигационные огни — три лампочки: на правой, левой плоскости и на хвосте: красный, белый и зелёный). На четвёртом развороте самолёт Юли Пашковой и Кати Доспановой столкнулся с самолётом командира эскадрильи Полины Макагон и Лиды Свистуновой. На старте услышали только треск и грохот от падения машин. Они были полностью разбиты. Макагон и Свистунова погибли сразу. Юлю пытались спасти, но 4 апреля она тоже умерла. У Кати Доспановой были сломаны обе ноги. Она буквально воскресала из мёртвых. Всю закованную в гипс, её привезли в Ессентуки».
Ученик:
Когда на боевом аэродроме
В кромешной тьме заметные едва,
В тугих ветрах, в пыли, в моторном громе
Рулят на старт знакомые У-2,
Когда зенитки гневные на страже
Стоят у нас - на стыке двух морей,
Когда в поход уходят экипажи
Моей страны любимых дочерей,
Я, как вчера, сегодня вижу снова,
Как в небе пролетают высоко
Амосова, Никулина, Смирнова,
И Руднева, и Белик, и Пасько.
... Друзья мои! Попробуйте измерьте
Величье славы, вставшей в полный рост.
Они летят дорогою в бессмертье
Дорогой ясных путеводных звёзд.
Они летят - и день, что нынче начат,
Сияньем солнца их согреет вновь.
Пусть им всегда сопутствует удача
И Родины великая любовь.
Из стихотворения Б. Ласкина "Бессмертие"
Боевые задания выполняла на Южном фронте, Северном Кавказе, в Закавказье, Украине и Белоруссии. За храбрость и отвагу награждена орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, Красного Знамени, медалями «За оборону Кавказа», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией» и другими боевыми наградами. Дважды отважная летчица была тяжело ранена, но вновь возвращалась в строй и встретила Победу под Берлином.
Звучит песня Владимира Трошина "Когда расцветают яблони"
«Ночные ведьмы» за годы войны совершили более 23,5 тысяч боевых вылетов, сбросив на врага около 3 миллионов килограммов бомб. Они принимали участие в битвах за Кавказ, за освобождения Крыма, Польши и Белоруссии. Кроме того, «Ночные ведьмы» под покровом ночи снабжали боеприпасами и продовольствием советских солдат, находившихся в окружении немецких войск. По неполным данным, полк уничтожил и повредил 17 переправ, 9 железнодорожных эшелонов, 2 железнодорожные станции, 46 складов, 12 цистерн с горючим, 1 самолёт, 2 баржи, 76 автомобилей, 86 огневых точек, 11 прожекторов. Было вызвано 811 пожаров и 1092 взрыва большой мощности. Подвиги «ночных ведьм» уникальны — на счету бомбардировщиц тысячи вылетов и десятки тонн сброшенных на вражеские позиции бомб. И это на деревянных бипланах ПО-2, которые создавались никак не для военных целей и немецким силам противовоздушной обороны мало чем могли ответить! Легендарные «Ночные ведьмы» — гордость ВВС СССР, а их подвиг трудно переоценить.
Ученик:
Не в граните, камне или бронзе
Мы читаем обо всём, что было,
А в такой летящей женской позе
Целая история застыла.
Мы вовсе не тени безмолвные,
Мы ветер и крик журавлей,
Погибшие в небе за Родину
Становятся небом над ней.
Е. Евтушенко
-
Дворцу спорта в Атырау было присвоено имя легендарной лётчицы Великой Отечественной войны Хиуаз Доспановой.
-
В Атырау открыли памятник в честь лётчицы-казашки Хиуаз Доспановой.
-
В Алма-Ате назвали улицу имени Хиуаз Доспановой. На одном из домов имеется памятная доска в её честь.
-
В честь Хиуаз Доспановой назван самолет Embraer 190 авиакомпании Эйр Астана
Песня «Смуглянка».
Учитель: Вот уже много лет плывет тишина над старыми окопами. Долгие годы обмелевшие воронки покрываются в мае полевыми цветами. Эти не заживающие раны земли помнят самую страшную войну века. Давайте почтим минутой молчания память Хиуаз Доспанову
Минута
молчания.
Ученик:
Мы родились, когда все было в прошлом,
Победе нашей не один десяток лет,
Но как нам близко то, что уже в прошлом.
Дай Бог вам, ветераны, долгих лет!
И каждый год душа болит, рыдает,
Когда нам память выдает слова.
Дух праздника в воздухе витает,
А на глазах печали пелена.
Спасибо вам, что мы войны не знали,
Что мы не слышим шума страшных лет,
Что вы нам жизнь своею жизнью дали!
Дай Бог вам, ветераны, долгих лет!
Пусть помнят все про подвиг вашей жизни,
Пусть люди помнят ваши имена.
И пусть умолкнут войны, что есть в мире
В тот день, когда черемуха цвела.
Да, - это праздник вашей седины,
Вы пережили много бед.
Поклон нижайший, до самой земли,
Дай Бог вам, ветераны, долгих лет!
Песня «Дорогие мои старики»
Отважная летчица ушла из жизни в 2008 году. В честь Хиуаз Доспановой названа улица в Алматы, ледовый дворец в Атырау, самолет казахстанской авиакомпании. Снят документальный фильм “Хиуаз Доспанова. Успеть сказать спасибо”. А нам хочется низко поклониться ей