Материалдар / Кочевая культура как тип культуры
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Кочевая культура как тип культуры

Материал туралы қысқаша түсінік
Статья рассматривает кочевую культуру как самобытный тип культуры.
Авторы:
24 Қазан 2024
97
0 рет жүктелген
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады


Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан


Казахский национальный университет имени аль-Фараби


Факультет философии и политологии


Кафедра религиоведения и культурологии




Проект


на тему: «Кочевая культура как тип культуры»



по специальности «6В03102 – Культурология»










Выполнила: Абдурахманова Х.Б.

студентка 4 курса


Научный руководитель: Жолдубаева А.К.

доктор философских наук, доцент














Алматы 2024

Введение


Сегодня мы называем «Великой степью» огромную часть Евразийского континента, пространство которого веками служило в качестве трансэтнической территории великой Евразийской кочевой цивилизации, исчисляющей свой возраст тремя тысячелетиями. Главной причиной развития кочевого хозяйства были природно-климатические условия Казахстана, на многие века определившие ведение казахами кочевого образа жизни. Иными словами, одну из самых долговременных в мировой истории социально-культурную общность воплотили и развивали Евразийские кочевники, которые в течение тридцати веков способствовали полнокровному развитию единого образа жизни, сложению и совершенствованию морально-этнических констант общественного и личностного поведения человека на огромной территории Евразийского континента.

Культура кочевников Евразийской Степи – одна из ярких страниц в истории человечества. Причем, вопрос о культуре кочевников, казалось бы, далеко не нов, однако снова и снова он ставится в повестку научных, художественных и публицистических обсуждений. Само переломное состояние культуры ХХI столетия наводит на мысль, что речь идет не просто о каком-то прошлом этапе развития человечества, но о чем-то гораздо большем.

Сегодня мы с вами становимся свидетелями того, что культурное наследие великой кочевой цивилизации формирует новую цивилизационную парадигму. Мы должны знать, что мы есть представители народа, который уже в глубокой древности освоил дерево и металл, приручил животных, что эти открытия наших предков явились научно-техническими революциями для человечества. Что именно благодаря этим открытиям человечество значительно обогатилось и продвинулось вперед в своем развитии. И, возможно, сила этой великой цивилизации в словах одного из древнетюркских сказаний «небо – наш шатер, а солнце – наше знамя» [1].

Актуальность проекта обусловлена тем фактом, что долгое время культура кочевников Евразийской Степи воспринималась многими исследователями как некий хаотичный набор племен, не имеющий ни истории, ни государственности, ни культуры. Кроме того, незнание письменных источников евразийских кочевников способствовало тому, что мир кочевничества Евразийской Степи был редуцирован большинством исследователей как мир дикости и варварства. В данном проекте преодолен такой неверный в корне подход, и тема культуры кочевников Евразийской Степи получила теоретическое и методологическое рассмотрение как объекта культурологического анализа. Осуществив научные достижения кочевниковедения, в работе определено собственное понимание Евразийской культуры кочевников как особого типа культуры посредством рассмотрения социальной, духовной и технологической подсистем кочевой цивилизации.

Новизна исследования проекта заключается в том, что в культурологической, культурно-антропологической, философской, исторической и политической мысли понятия «культура кочевников», «кочевая цивилизация» появились сравнительно недавно. Во многом это связано с тем, что первоначально цивилизационный понятийный аппарат был разработан в рамках западной общественной науки, в силу чего аксиомой «цивилизованности» выступала сама Европа в противопоставлении остальному миру неевропейских народов, отнесённых к «неисторическим», либо «отсталым».

Научно-практическая значимость проекта: культурологический анализ богатства и уникальности культуры кочевников Евразийской Степи:

  1. выступает в качестве важнейших источников для понимания современной истории, политики, экологии, экономики в контексте планетарных глобализационных процессов;

  2. способствует восстановлению, развитию и укреплению исторической памяти Тюркской цивилизации;

  3. содействует пониманию культурного вклада казахского народа в систему духовно-интеллектуальных мировых ценностей.

Цель проекта: определить специфику культуры кочевников Евразийской Степи в контексте культурно-исторических закономерностей ее развития.

Задачи проекта:

1. Рассмотреть особенности кочевой культуры как типа культуры.

2. Определить особенности кочевой цивилизации в системе цивилизационных классификаторов.

3. Выделить и обосновать основные признаки культуры кочевников Евразийского пространства.

4. Осуществить опрос студенческой молодежи КазНУ имени аль-Фараби для определения объема знаний респондентов на тему научного исследования с последующим анализом полученных результатов.

Объект проекта: культура кочевого населения Евразийской Степи в пределах Казахстана.

Предмет проекта: научные подходы, которые позволяют проследить выделение и анализ цивилизационных признаков кочевой культуры Евразийской Степи.


Основная часть


С древнейших времен на обширных территориях Евразийской Степи проживали народы, внёсшие свой вклад в развитие мировой цивилизации. Среди них были кочевые державы народов Центральной Азии, известные под общим именем «номад». Само становление культуры тюркской эпохи, языка, государственности было подготовлено предшествующими культурами, а также под влиянием происходящих событий на Великом Шелковом пути.

Отличительной особенностью кочевой культуры была ее открытость, высочайшая степень взаимодействия с другими народами, культурами и цивилизациями. Из этого можно определить главную особенность культуры кочевников. В отличие от многих оседлых цивилизаций, интровертных (т.е. направленных внутрь себя) по способу сохранения своего энергетического ресурса, кочевая культура экстравертна, т.е. это культура, обращенная вовне к другим культурам.

Представим сказанное схематически.

Вот так можно визуально обозначить интровертный характер культуры:


Shape2 Shape1

Интровертная культура


А вот так визуально представлен экстравертный характер культуры:



Shape4 Shape3

Экстравертная культура


При такой, казалось бы, уникальности и внутреннем богатстве кочевой культуры, интерес к ней был, мягко сказать, неоднозначным на протяжении долгое времени. В частности, при описании нравов и обычаев кочевников, уклада политического строя, описании экономически-хозяйственных отношений многие исследователи, как пишет Н.Н. Крадин в своей научной работе «Кочевники в мировом историческом процессе», определяли ее как «бич божий, варвары, несущие разрушения и смерть» [2].

Подобный неверный подход в оценке культуры кочевников мы объясняем тем, что на тот момент наука практически не располагала точными научными сведениями о кочевой культуре, опираясь лишь в своих «заключениях» на единичные реконструкции этнической истории кочевых народов.

Первые попытки корректного осмысления всего богатства кочевой цивилизации были предприянты в трудах Ж. Бодена, Ф. Вольтера, Д. Дидро, Ж. Кондорсэ, Ж.-Ж. Руссов, А. Фергюсона. Позже изучение феномена кочевой культуры были продолжены Г. Потаниным, А. Харузиным, В. Радловым, Р. Турнвальдом и др.

На сегодняшний день крупнейшие исследователи в области кочевниковедения – Акишев А.К., Булекбаев С.Б., Барманкулов М.К., Гумилев Л.Н., Кадырбаев М., Крадин Н.Н., Кляшторный С.Г., Масанов Н. и др., считают, что в корне неверным рассматривать историко-культурный процесс в одной плоскости, и, соответственно, западное понимание евразийского кочевничества – не есть единственная интерпретация кочевой культуры.

По данным исторических исследований, кочевники открыли Великий Шелковый путь, который в дальнейшем стал мостом, связывающим их с народами оседлой цивилизации на двух континентах – Азии и Европе, и открывающим дорогу для развития культурного обмена между Западом и Востоком.

Вывод: Таким образом, как показал анализ многочисленных научных подходов, выработанных крупнейшими исследователями в области кочевниковедения, их выводы и аргументация позволяет заключить, что кочевники Евразийской Степи сыграли ведущую роль в возникновении новых диалектов, родов, племен и государств. В результате великого переселения народов, совершенного кочевниками, сформировались индоевропейская, семитская, тюркская и монгольская этнические группы, на все последующие века ставшие примерами богатейшего мировоззренческого, духовно-интеллектуального и материального наследия кочевых народов Евразийской Степи.


Использованная литература


  1. Булекбаев С.Б. К истокам тюркской толерантности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mysl.kazgazeta.kz/news/1724

  2. Крадин Н.Н. Кочевники в мировом историческом процессе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: vom-istoricheskom-protsesse.pdf.


Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!