Конспект индивидуального занятия по коррекции
звукопроизношения на тему:Автоматизация звука «Путешествие в страну
«Правильной речи».
Цель: автоматизация звука
[Ш].
Задачи:1
.Коррекционно-образовательные:
-упражнять в правильном произнесении
звука [Ш] в слогах, словах;
-упражнять в определении места звука [Ш] в
словах;
-упражнять в образовании существительных в
уменьшительно-ласкательной форме;
-упражнять в делении слов на
слоги;
-упражнять в звуковом анализе;
-упражнять в чтении слогов.
2.
Коррекционно-развивающие:
-развитие артикуляционной, мелкой
моторики.
-формировать направленную воздушную
струю.
-развитие творческого воображения,
внимания.
3
.Коррекционно-воспитательные:
-формировать положительные установки на участие в
занятии;
-умение слушать логопеда;
-воспитание усидчивости.
Здоровьесберегающие технологи: дыхательная
гимнастика, биоэнергопластика, пескотерапия,
Материал: зеркало, пиктограммы, предметные
картинки со звуком «Ш»; картинки-острова, попугай, обезьянка;
"змейка"слоговая; большой и маленький сундучок; компьютерная
коррекционная программа «Игры для Тигры», слоги, ключики,
ракушки.песок.
Ход
занятия.
1. Организационный момент.
Психогимнастика.
-Посмотри на эти лица (логопед показывает
пиктограммы). Какие они?
Ребенок называет эмоциональное состояние
человека {сердитый, грустный, радостный и т.
д.). Какое у тебя настроение?
2.Дыхательное упражнение «Кораблики». (
«Игры для Тигры»).
-Я
приглашаю тебя отправиться в «Страну правильной речи», чтобы
научиться красиво, говорить и правильно произносить все
звуки.
-Мы
поплывем на кораблике, но для этого необходим попутный
ветер.
-Готова? В путь. ( Ребенок выполняет
упражнение)
-Молодец. Поплыли.
3. Вот и остров: «Пальчиков и
языка». Параллельные движения пальцев рук и языка.
Пошли по острову - пальцы правой руки по столу, язычок вверх-
вниз;
По
ровной тропинке - ладони прижаты друг к другу, язычок лежит на
нижней губе;
Увидели дерево - пальцы веером, язык к носу
поднят;
Под
деревом растут грибы - ладонь под ней пальцы, язык делает
«Грибок»;
Собираем их в корзину - пальцы сплетены,
язык удерживать « Чашечкой»
Дом
- крыша из пальцев, язык прижат к коренным зубам -
крыша.
Сварим вкусный суп - жест одобрения, язык
облизывает верхнюю губу.
Хорошо. Поплыли дальше.
Во
время плавания - массаж пальцами - поглаживание,
разминание.
4. Остров «Обезьян»
-За
обезьянкой выполняем упражнения: «Вкусное варенье», «Лошадка»,
«Маляр», Массаж язычка: «Покусай, почеши,
постирай»
5. Остров
«Попугаев». Повторяй за попугаем слоги, будь внимателен:
ША-ША-ШО, ШИ -ШИ - ШУ, АШ-АШ-ОШ... и т. д. Скажи, сколько бананов
на пальме? Произнеси столько же слогов (шу, ша,
шо...)
6. Остров «Волшебный» -
автоматизация звука в словах.
-
А здесь полный сундук - предметов, что же в нем? ( проговаривание
слов со звуком «Ш» с опорой на предметные
картинки)
7. Игра
«Змейка». Определение места звука в слове.
8. Игра
«Большой сундук - маленький сундучок» - образование существительных
в уменьшительно - ласкательной форме, с опорой на предметные
картинки.
-Посмотри, есть еще маленький сундучок. И все
предметы, которые попадают туда, становятся
маленьким.
Например: шапка - шапочка, шкаф
-...
9.Игра «Сложи в сундучок». Деление слов на
слоги.
-С
этого острова мы можем забрать сундук с предмета, названия которых
состоят из трех слогов.
10.Игра «Подбери ключик» - упражнение в
звуковом анализе слова, составление
схемы
слова.
-Для того, чтобы закрыть сундучок, необходимо
подобрать ключик. Выложи схему слова «шарик»-и подбери
ключик.
10.
Остров «Правильной речи » - чтение слогов, выкладывание
буквы
-Мы
доплыли. Мудрая Сова - правительница острова очень рада, что ты
добралась, справилась со всеми заданиями.
-У
Мудрой Совы есть «Волшебный песок» игра с песком. - Развитие
творческого воображения, мелкой моторики. Посмотри, пожалуйста, что
лежит в песке? (Слоги). Прочитай слоги.
- Упражнение «Выложи букву Ш» -развитие
мелкой моторики.(Ребенок выкладывает на песке из ракушек букву
Ш)
11.Рефлексия. Молодец. Мудрая Сова дарит тебе
орден.
Общеобразовательная средняя школа №
3
имени Улугбека
Тема: «Путешествие в страну «Правильной
речи».Автоматизация звука ш
Логопед: Ишметова Рахима
Махмутжановна
Шымкент 2020
Тема: Логопедическое занятие по преодолению
заикания
Цель работы:
-
Работа над техникой плавной речи(дыхание,
артикуляция, голос).
-
Правила речи.
-
Мышечное расслабление: отделы: шейных позвонков,
плечевого пояса, конечностей.
-
Артикуляционная
гимнастика
-
Первичные навыки работы со стихотворным
текстом.
-
Дифференциация речевых и неречевых
звуков.
-
Организационный момент. Дифференциация речевых
и неречевых звуков.
Слушание звуков. Стук, разговор, шум машин,
запись мелодий.
Мерсибо – неречевые
звуки.
Вспомни и приведи пример неречевых
звуков.
Издай неречевой звук каким-нибудь
предметом.
-
Поговорим о речевых звуках – о
речи.
Речь устная и письменная. Привести примеры.
Работа с картинками – А4 .
Что необходимо при устной речи? (слух(слушание и
говорение), речь говорящего. Здесь: голос, артикуляция,
дыхание, темп ).
Что необходимо при письменной речи?(зрение(чтение
и письмо), рука и умение обозначать звуки
буквами).
-
Чтобы красиво и плавно говорить, мы выполним
несколько упражнений на расслабление и
дыхание.
Упражнения
выполняются 2 раза в день, утром и
вечером
-
расслабление плечевого пояса 3-4 раза (правое
плечо к уху поднимаем, чувствуем напряжение, потом
опускаем – «бросаем»; то же самое с левым
плечом);
-
расслабление шейных позвонков 3-4раза(правым ухом
тянемся к правому плечу, чувствуем напряжение, возвращаемся в
исходную позицию, то же самое с левым
плечом);
-
расслабление конечностей рук 3-4раза(тянемся
кверху, стоим на носочках, опускаемся, руки расслаблены,
качаются);
-
расслабление конечностей ног3-4раза(поднимаем
ногу на уровне пояса, потом бросаем, сначала правая, потом
левая);
-
расслабление туловища3-4раза(исходная позиция-
наклон вперед, далее медленно
поднимаемся).
В положении сидя: положить ладонь одной руки на
нижние ребра, другую ладонь на грудную
клетку.
Спокойно,
глубоко вдохнуть через нос, при этом ощущается: диафрагма
опускается, а ребра и область живота в предреберье
поднимаются.
При выдохе
объем грудной клетки и живота уменьшаются. То же самое
проделать в положении стоя.
Упражнения проделываем под счет: 1-2-3
короткий вдох,
1-2-3-4-5 длинный
выдох. (3-4 раза)
-
Дыхательная
гимнастика.
Упражнение
«Ладошки :
-
4
громких коротких вдохов
носом
-
о
выдохе не думаем
-
пауза- 3-5 секунд.
-
Таких подходов нужно сделать 24 раза по 4 вдоха с
паузой.
-
При
головокружении, упражнение выполняется
сидя.
-
Артикуляционная гимнастика,
выполняется под счет до
5.
-
улыбка
-
трубочка
-
бегемот + язык за верхние зубы, за нижние, потом
уколы в щеки
-
бегемот + вкусное варенье( при широко открытом
рте облизываем сначала верхнюю губу, потом нижнюю в одну и
другую сторону)
-
прическа(нижними зубами верхнюю
губу, а потом верхними зубами
нижнюю губу)
-
«Правила
речи». Обсуждение и вывод.
-
Дыхательно — голосовые упражнения,+ движение
пальцев руки.
выполняются при средней громкости с прибавлением
движения руки в слогах:
Работа над силой голоса(громко, тихо,
долго,коротко). Звуки
.
вдох 1-2-3 ---------выдох
А___________________
вдох 1-2-3 ---------выдох
О____________________
(то же проделываем с У,Ы,И,Э
)
Чтение
слогов
вдох 1-2-3
--------выдох
па___по___пу___пы___пэ____па___по__
та___то___ту___ты____тэ____та___то__
ка___ко___ку___кы___кэ___
ко___ку___
пла___тла___кла___ тпа___пта___
тпы_
кта___кто___тка___тку___кто___ткы___
гдра___
мгна___птра___ктра____пгра___
-
Счет от 10 –
25(до 50), вдох 1-2-3, на выдохе 2 числа проговариваем, если
хорошо, плавно и четко получается, то по 3
числа.
Следим за артикуляцией гласных звуков и
выделением ударного гласного.
-
Работа над
стихотворным , размеченным текстом+
рука.
Отработка отдельно слов + движение
руки.
А потом весь текст стихотворения с движением
руки.
По листочкам я шагаю,
/
И листочки я считаю:
/
Раз, два, три, четыре, пять,
/
шесть, семь, восемь,
/
Листья уронила
осень.//
Дидактический
материал:
Правила речи:
Общеобразовательная средняя школа №
3
имени Улугбека
Тема: Логопедическое занятие по преодолению
заикания
Логопед: Ишметова Рахима
Махмутжановна
Шымкент 2020
Индивидуальное
логопедическое занятие на тему :« Постановка звука
Р»
Цель : подготовить
артикуляционный уклад к постановке звука ; выработать сильный
ротовой выход на кончик языка ; развивать слуховое внимание и
фонематическое восприятие ; развивать память , внимание , мышление
.
Оборудование : набор
карточек « Артикуляционная гимнастика « , ватный шарик , карандаш ,
предметные картинки, пластмассовые ворота от игры « Хоккей «
.
Ход занятия
:
1 . Артикуляционная
гимнастика :
Упражнения «Заборчик» , «
Трубочка « , « Сладкое варенье « , « Почистим зубки « , « Лошадки «
, « Конфетка « , « Грибок « , « Маляр « « Накажем язычок» , « Кошка
лакает молоко « .
2 . Дыхательная гимнастика
:
Упражнение « Загони мяч в
ворота « ( ребёнок должен язычок положить на нижнюю губу и
задувать в ворота а\ ватный шарик , б\
карандаш;
Упражнение « Фокус « (
вспомнить упражнения « Накажем язычок» , « Кошка лакает молоко « ,
затем ребёнок должен язычок в виде чашечки положить на
нижнюю губу и сильно дунуть на ватку , которую предварительно
положили на кончик носа .)
3 . Игра « Найди пару »
.
Ребёнок должен найти
пару предметной картинке . Каждая пара картинок должна начинаться
на один и тот же звук .( дом –душ , кот-корова…..
.)
4. Упражнение « Хлопни в
ладоши « :
Ребёнок должен хлопнуть в
ладоши , когда услышит слово со звуком Р
.
Рыба , дом , жук , ракета ,
ваза , ручка , собака , ворона , пар , жаба
.
5 . Упражнение « Правильно
ли я говорю ? «.
Ребёнок должен хлопнуть в
ладоши , когда услышит правильный вариант произнесения слова
:
Рыба-выба , иба , гыба ,
рыба , лыба , ыба, рыба .
6 . Пальчиковая гимнастика
.
Упражнение « Кошки-мышки «
( элементы кинезиотерапии. Кисти рук лежат на столе .Ребёнок должен
одновременно изменять положение кистей рук « кулак- ладонь « .
Кошка гонится за мышкой . )
7 . Постановка звука р по
подражанию .
- От упражнения « Болтушка»
;
- От упражнения «
Грибок»;
- От упражнения « Чашечка «
( сделать язычок в виде чашечки , перенести за зубки и сильно
подуть на чашку с чаем )
8 . Итог. Развёрнутая
оценка достижений ребёнка на занятии .
Общеобразовательная средняя школа № 3 имени
Улугбека
Логопед : Ишметова Рахима
Махмутжановна
Шымкент 2020