Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Консультация для педагогов «Влияние психоэмоционального напряжения на детей»
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Психоэмоционнальное напряжение является одной из характеристик психического состояния человека.
Передаётся детям состояние нервного напряжения родителей, вольно или невольно втягивающих детей в круг своих забот, которые им пока ещё не по силам.
Нерациональное, скудное питание, плохо организованный сон, дефицит свободы движений, реакция организма на погоду, неразрешённость детских проблем могут так же стать источниками психоэмоционального напряжения.
Основные признаки стрессового состояния у детей
Признаки стрессового состояния ребёнка:
-
чувство бодрости;
-
радости;
-
азарта;
-
гнева;
-
страха;
-
тревоги;
-
печали;
-
вины;
-
растерянности;
-
стыда;
Индикатором этих чувств является настроение ребёнка. Устойчивое положительное настроение свидетельствует об успешной адаптации ребёнка к социально-гигиенической среде образовательного учреждения и его позитивном психическом состоянии. Частая же смена настроения или устойчиво отрицательное настроение говорит об обратном.
Психоэмоциональное напряжение лишает ребёнка естественного для его возраста состояния радости и приводит к неврозам. При неврозе ухудшается управления функциями организма. Поэтому дети не просто становятся раздражительными и обидчивыми, но часто жалуются на головную боль. Кроме того, у них могут быть нарушения ритма сердечной деятельности, часто отмечается повышение артериального давления.
Стрессорное воздействие на детей могут оказывать:
-
нерациональный режим жизнедеятельности;
-
дефицит свободы движения;
-
недостаточность пребывания на свежем воздухе;
-
нерациональное питание и плохая его организация;
-
неправильная организация сна и отдыха детей;
-
авторитарность стиля общения с детьми взрослых при отсутствии к ним внимания и заботы;
-
необоснованное ограничение свободы ребёнка;
-
интеллектуальные и физические перегрузки;
Основные средства профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения у детей
Учёными давно доказано, что лучшим средством для снятия нервного напряжения является физическая нагрузка.
Вред недостаточной двигательной нагрузки известен. Но не менее опасно пренебрежение таким важным компонентом здорового образа жизни, как сон питание, закаливание.
В соответствии с формулой здоровья на первом месте в этой цепочке должна быть поставлена организация сна, затем организация питания, а далее оптимизация двигательной деятельности, тренировки терморегуляционной системы организма ребёнка.
а) Основные условия полноценного детского сна.
1. Спальная комната в любое время года перед сном ребёнка должна быть хорошо проветрена. В момент укладывания ребёнка форточку лучше закрыть.
б) Психологические аспекты организации питания детей.
Психологический комфорт детей во много зависит от того, как организованно питание. Здесь важно всё: качество предлагаемых блюд, их соответствие потребностям растущего организма, разнообразие меню и сама процедура приёма пищи. В качестве средств профилактики психоэмоционального напряжения приём пищи должен организовываться как большая релаксационная пауза. Для этого в должна звучать спокойная музыка, неплохо установить аквариум, декоративный фонтан или мониторы с меняющимися изображениями пейзажей.
Не следует принуждать ребёнка есть. Необходимо помнить, что каждый человек рождается на свет с присущим только ему хорошо функционирующим механизмом голода, который показывает когда следует есть, а когда остановиться. Если взрослые и сам ребёнок не мешают этому механизму, то на отсутствие аппетита ни кто не жалуется и рост происходит нормально. Вмешательство в действие этого тонкого устройства может вызвать серьёзные эмоциональные трудности в развитии ребёнка, которые возможно будут проявляться в течение всей жизни.
в) Профилактика психоэмоционального напряжения средствами физического воспитания
Отправной точкой при организации двигательного режима детей должна стать естественная потребность организма в движении. Оптимальным двигательным режим будет считаться при следующих условиях:
- соотношения покоя и двигательной деятельности составляет 30% к 70%;
в течение дня у детей не наблюдаются признаки рассеянности внимания или явно выраженного утомления;
- имеет место положительная динамика физической работоспособности детей;
- артериальное давление детей в течение всего дня соответствует возрастной норме.
По степени активности детей можно разделить на три группы:
нормальные;
моторные;
малоподвижные.
Отмечено, что дети с нормальной двигательной активностью имеют лучшие показатели в развитии, нежели дети второй и третьей групп. У них более устойчивы психика и настроение.
У малоподвижных и моторных детей процессы саморегуляции менее совершены. Мало того исследователи отмечают, что у многих из них развиваются такие негативные черты характера, как зависть, нерешительность, агрессивность, неуравновешенность и т.д.
г) Профилактика психоэмоционального напряжения у детей с помощью прогулок
Польза прогулки для здоровья ребёнка несомненна. И возможность вдоволь побегать и подышать свежим воздухом оказывает терапевтическое воздействие на организм детей. Прогулка поднимает и мышечный, и психический тонус детей, а так же способствует их личностному развитию.
Психотерапевтическая прогулка – это пешая прогулка. Ходьба в плане профилактики психоэмоционального напряжения не менее полезна, чем оздоровительный бег. Во время психотерапевтической прогулки, необходимо идти, стараясь сохранять спортивный шаг.
Д) Профилактика напряжения с помощью игр. Их довольно много, они основаны на расслаблении и напряжении, игры с прищепками, игры-колыбельные.
1. "Где мы были, мы не скажем, а что делали -
покажем"
Правила
игры:
Из числа детей выбирается водящий. Он выходит за дверь, а
воспитатель с детьми придумывают инсценировку какого-либо действия
(умывание в ванной, рисование, собирание ягод в лесу, звонок по
телефону, мытье полов, красим губы, играем в мяч, одеваемся,
расчесываемся, едим). Каждый показ предваряется известной фразой:
«Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем». Когда водящий
возвращается в группу, воспитатель с детьми, молча показывают
задуманное действие. Ему нужно отгадать, что делают товарищи. Затем
выбирается новый водящий и игра
продолжается.
2. "Узнай, кто
позвал?"
Правила игры:
Выбирается водящий. Он становятся в конец комнаты
и закрывает глаза. Один из участников называет его имя. Водящему
необходимо отгадать, кто его позвал. Если он отгадывает, то
позвавший его товарищ, сам становится водящим. Если нет, то он
водит еще раз.
3. "Море
волнуется"
Правила игры:
Воспитатель предлагает детям поиграть в морские
волны. Детям нужно, по команде воспитателя застыть на месте,
показывая какую-нибудь фигуру (животного) или предмет. Воспитатель
командует: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется
три, морская фигура на месте замри». Дети замирают, изображая
обитате¬лей моря. Водящий должен отгадать, что было
загадано.
4. "Дотронься
до…"
Правила игры:
Все
играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «дотронься
до…синего!». Дети должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у
участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета.
Цвета периодически меняются. Кто не успел, тот ведущий. Взрослый
следит, чтобы дотрагивались до каждого
участника.
5.
"Липучки"
Правила игры:
Из
числа детей выбираются 2 водящих. Все дети под веселую музыку
бегают по комнате. Водящие, держась за руки, пытаются поймать
сверстников, при этом они приговаривают: «Я липучка - приставучка,
я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребенка «липучки» берут за
руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они все
вместе ловят других детей.
6. "Веселое
приветствие"
Правила игры:
Дети встают в круг. Воспитатель рассказывает, что
когда люди здороваются, то пожимают друг другу руки. А затем
предлагает им поздороваться по кругу различными частями тела
(кулачками, спинками, коленками, животиками,
лбами).
7. "Лиса и
куры"
Правила игры:
воспитатель становится лисой, а дети - курами.
Пока «лиса» спит, «куры» клюют зерна, бегают, машут крыльями -
руками. Проснувшаяся лиса пытается поймать кур, а те убегают в
домик. Курица, которую поймали, становится лисой и игра
продолжается.
Примечание: можно использовать музыку. Пока звучит музыка, дети
могут бегать, а лиса спать в норе. Как только музыка
останавливается, водящий выбегает и пытается поймать или осалить
любого игрока.
8. "Золотые
ворота"
Правила игры:
двое детей встают рядом, взявшись за руки, и
поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети парами
встают друг за другом и берутся за руки. Получившаяся цепочка
должна пройти под воротами. «Воротики»
произносят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые
оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно
количество «ворот» увеличивается, а цепочка пробегающих
уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся
«воротами».
9. "Дядюшка
Трифон"
Правила игры:
дети встают в круг и берутся за руки. Воспитатель
становится водящим и встает в центр круга. Воспитатель и дети ходят
по кругу и говорят нараспев слова:
«Как у дядюшки Трифона
Было семеро детей,
Семеро сыновей
Они не пили и не ели,
Друг на друга всё смотрели.
Разом делали, как я!»
При последних словах все начинают повторять движения водящего. Тот,
кто повторил движения лучше всех, становится новым водящим, а
старый водящий превращается в обычного
игрока.