Материалдар / Консультация родителей по формированию и развитию игровой деятельности детей с особыми образовательными потребностями
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Консультация родителей по формированию и развитию игровой деятельности детей с особыми образовательными потребностями

Материал туралы қысқаша түсінік
Бул материал ерекше балалары бар ата- аналарга кенес
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
03 Желтоқсан 2020
315
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Консультация родителей по формированию и развитию игровой деятельности детей с особыми образовательными потребностями

«Игра – для ребенка это не что иное, как особое средство постижение жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений моральных установок общества, постижений реалией действительности.» -  М. Монтессори.

Роль семьи в воспитании ребенка дошкольного возраста, в том числе и ребенка с особыми образовательными потребностями, трудно переоценить. Ведь именно взрослые вводят его с первых месяцев жизни в окружающий мир, развивают его познавательные способности, формируют первые виды деятельности, эмоционально-волевую сферу. И для ребенка, у которого ограничены возможности овладения социальным опытом, особенно важно, какую помощь окажут ему родители в первые годы жизни. От этого во многом будет зависеть ход дальнейшего его развития. Чем больше сможет дать ему семья, тем шире и благоприятнее будут возможности и перспективы его дальнейшего развития.

Задолго до возникновения игры уже в младенческом возрасте у ребенка появляются ознакомительные манипуляторные действия, когда он действует с окружающими предметами и игрушками любым образом (стучит, сосет, бросает и т.п.). После того как с помощью взрослого дети знакомятся с отдельными свойствами игрушек (мяч катится, палка стучит, с ее помощью можно что-то достать, катать мяч и т.п.), формируются отобразительные предметно-игровые действия, в которых сначала они используют физические свойства игрушек (катают мяч, бросают его, стучат погремушками, собирают мелкие предметы в большие, высыпают их и т.п.), а затем и социальное их назначение (катают коляску, машину, везут на них что-то). В дальнейшем, овладев действиями с предметами в соответствии с их функциональным назначением и получив конкретные представления о деятельности людей, ребенок начинает отображать их в своих играх (кормит куклу, лечит куклу, мишку, строит дом и т.п.). Такие игры носят пока сюжетно - отобразительный характер, однако к концу преддошкольного детства складываются предпосылки к возникновению уже сюжетно-ролевой игры, когда ребенок начинает выделять роль и обозначать ее словом.

Игровые действия с сюжетно-образными игрушками носят развернутый характер. Они реалистичны, детализированы, напоминают практические действия с предметами. Постепенно в сюжетно-ролевой игре действия с игрушками свертываются, становятся более обобщенными и условными. Часть игрушек может быть заменена игрушками-заместителями или воображаемыми предметами (ребенок берет воображаемое яблоко, пьет из воображаемой чашки). Он понимает условность своей деятельности и фиксирует это в словах (это "понарошку", "как будто" и т.п.).

К концу дошкольного возраста сюжетно-ролевая игра достигает высшего уровня развития, когда ведущими являются ролевые действия, отражающие отношения, возникающие между людьми в процессе их общения и деятельности. Игровые действия становятся достаточно условными, обобщенными. Многие из них превращаются в жест в сторону игрушки или обозначаются словами без выполнения ("Дочка поспала", "Кукла поела" и т.п.). Для развертывания ролевой игры не требуется большого количества игрушек. Ребенка уже не столько увлекает процесс действия с ними, сколько общение со сверстниками, реализация реальных и игровых ролевых отношений.

Без участия родителей ребенок с проблемами в развитии не сможет научиться играть. Без специального коррекционного обучения игре невозможно сформировать игровые действия, а, следовательно, игра не станет ведущим видом деятельности, с помощью которой можно познать окружающий мир, корригировать недостатки. Одних занятий в реабилитационном центре недостаточно. Очень важно вызвать у ребенка желание играть с окружающими его предметами и игрушками. Для этого необходимо создать у него положительный эмоциональный настрой, демонстрируя своим поведением, как интересны все предметы и игрушки, как интересно играть. Игры с детьми нужно проводить систематически, используя для этого все свободное время. Даже перед сном ребенок, например, может с помощью взрослого уложить свою куклу спать, предварительно умыв ее и одев в ночное белье.

Учить обращаться с предметами и игрушками можно с помощью: совместных действий, когда взрослый управляет рукой ребенка; действий по подражанию, когда ребенок повторяет действия, выполненные взрослым; действий по образцу, когда ребенок воспроизводит всю цепочку действий, проделанную взрослым.

Каждая игрушка, которую получает ребенок, должна быть ему представлена (куклам, животным желательно дать имена). Ее необходимо внимательно рассмотреть (из каких частей состоит, из чего сделана, какого цвета и т.д.), показать как можно с ней действовать, дать возможность ребенку самому выполнить эти действия, поиграть.

Ребенок с отклонениями в интеллектуальном развитии, как правило, в младшем дошкольном возрасте редко проявляет желание играть. Поэтому его необходимо побуждать к игре. В сюжетные и сюжетно-ролевые игры малышу трудно играть. Кто-то из взрослых членов семьи должен затевать игру, быть ее активным участником и руководить развертыванием сюжета. На начальных этапах обучения ребенка ему необходимо брать на себя ведущие роли (в игре "Магазин" - роль продавца, в игре "Доктор" - роль врача и т.п.), позже достаточно, если взрослый будет исполнять менее значимые роли.

Родителям, занимающимся со своим "особым ребенком" дома, следует поставить перед собой конкретную задачу. Спросите себя: чему в первую очередь мне необходимо научить моего ребенка? Например: отвечать на телефонные звонки, самостоятельно одеваться, ходить за хлебом, вызывать врача, накрывать на стол, мыть посуду, выносить мусорное ведро и пр. Чтобы отработать эти навыки, необходимо "включить" все психические процессы ребенка: сенсорно-перцептивные, психомоторные, эмоционально-волевые, познавательные и другие.
Важно помнить о том, что именно игры с хорошо знакомыми в быту предметами дают возможность расширить сферу социального ориентирования лиц с особыми образовательными потребностями. Не нужно покупать дорогостоящие пособия, потому что "герои" и объекты наших игр — обыкновенные пуговицы, крышки, скрепки, ложки, тарелки, прочая домашняя утварь и другие простые предметы, которые легко найти в доме или на улице. Для более раннего возраста интересны «игры-манипуляции» (научить вынимать из коробки предметы по одному, собирать предметы в коробку, используя обе руки одновременно). Позже можно сортировать по цвету крышки, пуговицы по цвету и форме, скрепки одевать на край картона, тем самым развивая мелкую моторику, предметы домашней утвари использовать, обучая сюжетно-игровым действиям. С одними только пуговицами можно проводить очень много игр. «Пуговичный массаж» - заполните просторную коробку (например, из-под обуви) пуговицами. Желательно, чтобы пуговиц было побольше. А теперь совместно с ребенком: опустите руки в коробку; поводите ладонями по поверхности пуговиц; захватите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите и разожмите руки; погрузите руки глубоко в "пуговичное море" и "поплавайте" в нем; попробуйте перетирать пуговицы между ладонями; наберите пуговицы в горсть и пересыпайте их из ладошки в ладошку; сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками захватите "щепотку" пуговиц... отпустите; берите в руки по одной разнообразные пуговицы: большую, вытянутую, квадратную, гладкую и другие; перекатывайте каждую пуговицу между ладонями, постепенно увеличивая амплитуду движений; те же движения можно совершать и внешними сторонами ладоней. А теперь поставьте коробку на пол: погрузите в коробку голые ступни; совершайте ими круговые движения; поглубже погрузите ступню в пуговицы, пошевелите пальцами ног; попробуйте перебирать пуговицы пальцами ног; попытайтесь перетирать пуговицы между ступнями; захватите пуговицы пальцами ног, затем приподнимите и разожмите пальцы. А также можно выкладывать пуговицы по контуру фигур, нанизывать пуговицы на нитку и т.д.

Таким образом, самое главное - любые игровые взаимоотношения сближают, помогают установить контакт, открывают родителям доступ к самым сокровенным тайнам детской души. А наши дети, как никто другой требуют особой помощи от взрослых. И наша задача обеспечить им наиболее полноценное развитие как в реабилитационном центре, так и дома.



Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!