Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Коучинг. Сергіту сәттері
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
www.mlm24.ru
1
Ирина Авидон
Ольга Гончукова
100 разминок,
которые украсят ваш
тренинг
Просто, но эффективно!
Содержание
От составителей …………………………………………………………………………... 4
«Здравствуйте, я ваша тетя!» …………………………………………………………… 5
«Активный Александр, бодрый Борис, веселая Вероника» ……………………………. 7
«Три качества, которые...» …………………………………………………………………… 9
«Как вы меня узнаете?» …………………………………………………………………… 9
«Почему и для чего?» …………………………………………………………………… 10
«Девизы» …………………………………………………………………………………… 10
«Кто я? Какой я?» (упражнения нет в электронном варианте книги)
«И снова здравствуйте» …………………………………………………………………… 11
«Я хороший» …………………………………………………………………………………… 11
«Международный симпозиум» …………………………………………………………… 12
«Письмо самому себе» …………………………………………………………………… 13
«Протокол ожиданий и перспектив» …………………………………………………… 14
«Формула моей личности» …………………………………………………………………… 15
«Застольная беседа» …………………………………………………………………………… 15
«Имя твое — снежинка в руке...» ……………………………………………………………. 16
«Летающие имена» …………………………………………………………………………… 17
«Пудинг, это Алиса. Алиса, это Пудинг» ……………………………………………………. 17
«Четыре угла — четыре выбора» ……………………………………………………………. 17
«Реклама — двигатель тренинга» ……………………………………………………………. 18
«Броуновское движение» …………………………………………………………………… 19
«Спящая красавица» …………………………………………………………………… 19
«Наш камень в ваш огород» …………………………………………………………… 19
www.mlm24.ru
2
«Знакомство в парах» …………………………………………………………………… 20
«Моментальная фотография» …………………………………………………………… 21
«Разведчик» …………………………………………………………………………………… 21
«Узнай по рукопожатию» …………………………………………………………………… 22
«Высокопарных слов не будем опасаться» …………………………………………… 22
«...И снова здравствуйте!» …………………………………………………………… 23
«Анаграммы» …………………………………………………………………………… 25
«Пересаживание по...»…………………………………………………………………… 25
«Пастух Павел плясал польку» …………………………………………………………… 26
«Знаки препинания» …………………………………………………………………… 26
«Подчинение инструкциям» …………………………………………………………… 27
«Притчи и анекдоты» …………………………………………………………………... 28
«Меняются местами те, кто...» …………………………………………………………… 28
«Кенгуру» …………………………………………………………………………………… 28
«Печатная машинка» …………………………………………………………………… 29
«Типография» …………………………………………………………………………… 29
«Задачи на сообразительность» …………………………………………………………… 30
«Телохранители» …………………………………………………………………………… 32
«Суперпредмет» …………………………………………………………………… 32
«Два лагеря» …………………………………………………………………………………… 33
«Угадай цвет» …………………………………………………………………………... 33
«Кто тебя окружает?» …………………………………………………………………… 33
«Первая скрипка» …………………………………………………………………………… 34
«А ну-ка все вместе!» …………………………………………………………………… 34
«С миру по нитке» …………………………………………………………………………... 34
«Колпак» …………………………………………………………………………………… 35
«Обезьяна, слон и крокодил» …………………………………………………………… 35
«Пойми меня без слов» …………………………………………………………………… 36
«Сколько рук?» …………………………………………………………………………… 37
«Пулемет» …………………………………………………………………………………… 38
«Хвост дракона» …………………………………………………………………………… 38
«Охота на лис» …………………………………………………………………………… 39
«Вечер трудного дня» …………………………………………………………………… 40
«Обратная связь» …………………………………………………………………………… 40
«Покажи пальцем» …………………………………………………………………………… 41
«Подарок» …………………………………………………………………………………… 41
«Аплодисменты» …………………………………………………………………………… 42
«Трон обратной связи» …………………………………………………………………… 42
«Да!» …………………………………………………………………………………………... 43
«Радуга мнений» …………………………………………………………………………… 44
«Цветопись» …………………………………………………………………………………… 44
«Домашние задания» …………………………………………………………………… 45
«Руку другу протяни» …………………………………………………………………… 46
«Долгая прекрасная жизнь» …………………………………………………………… 47
«Утро красит нежным светом» …………………………………………………………… 48
«Сумасшедшая сессия» …………………………………………………………………… 49
«Сбывающиеся пророчества, или Аффирмации в руку» …………………………… 49
«Ведущий и обезьяны» …………………………………………………………………… 50
www.mlm24.ru
3
«Невербальный подарок» …………………………………………………………………… 50
«ХэлЛо, бонжур, здоровеньки булы» …………………………………………………… 51
«Приветствие без слов» …………………………………………………………………… 52
«Приветствия хором» …………………………………………………………………… 52
«Ежедневный ритуал» …………………………………………………………………… 52
«Совместное сочинение о будущем или былом» ………………………………….... 53
«Никто не знает, что я...» …………………………………………………………………… 53
«Рецепт хорошего дня» …………………………………………………………………… 54
«Здравствуй, уважаемый...» …………………………………………………………… 54
«Узнай по голосу» …………………………………………………………………………… 55
«Что нового?» …………………………………………………………………………… 55
«Волны» …………………………………………………………………………………… 55
«Разговор руками» …………………………………………………………………………… 56
«Путаница» …………………………………………………………………………………… 57
«Передай предмет» …………………………………………………………………………… 57
«И раз, и два, и три...»…………………………………………………………………… 57
«Девочка, дракон и самурай» …………………………………………………………… 58
«Четыре стихии» …………………………………………………………………………… 59
«Дальнее плавание» …………………………………………………………………… 59
«Мячики» …………………………………………………………………………………... 59
«Леди и джентльмены» …………………………………………………………………… 60
«Ворвись в круг» …………………………………………………………………………... 61
«Бумажный самолет» …………………………………………………………………… 62
«До-сви-да-ни-мы!» …………………………………………………………………… 63
«Письмо самому себе, часть 2-я» …………………………………………………………… 63
«Нас с тобой объединяет» …………………………………………………………………… 64
«Полевая почта» …………………………………………………………………… 64
«Сбор чемодана» …………………………………………………………………………… 65
«Ежик-ежик, кролик-кролик» …………………………………………………………… 66
«Гадание на именах» …………………………………………………………………… 68
«Котята в пакетах» …………………………………………………………………………… 69
«Благодарности» …………………………………………………………………………… 69
«Ты меня уважаешь?» ………………………………………………………………………… 69
«Лучи солнца» ………………………………………………………………………………… 70
«Я думаю, что ты думаешь...» ………………………………………………………………… 70
«Первые впечатления» ………………………………………………………………………… 71
«Тренинг в рисунках» ………………………………………………………………………… 71
«Автопортрет» ………………………………………………………………………………... 72
«Хиппи» ………………………………………………………………………………………. 73
«Ассоциации» ………………………………………………………………………………… 73
«Скажи все, что ты думаешь» ……………………………………………………………….. 74
«Фотография на память» ……………………………………………………………………… 74
«Посттренинговое коуч-сопровождение» …………………………………………………… 75
Литература ……………………………………………………………………………………. 76
www.mlm24.ru
4
От составителей
Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши тренинги? Из гениальных идей,
эффективных концепций, полезных инструментов, энергетики тренера, ожиданий участников
и так далее и тому подобное.
Как структурировать этот поток, как помочь участникам разложить по полочкам все то, что
они поняли о себе и окружающих? Нет ничего лучше, чем тренинговая разминка. Это
несложное упражнение-сосуд, которое можно наполнить почти любым — на усмотрение
тренера — содержанием.
Среди банка разминок можно найти те, которые будут работать и на стратегические цели
вашего тренинга, и на его сиюминутные задачи. Нужно активизировать внимание участников,
«перезарядить их батарейки» — разминка раз. Нужно внести спокойствие и утихомирить
разбушевавшиеся страсти — разминка два. Нужно помочь участникам задуматься о себе и о
том впечатлении, которое они производят на окружающих, — разминка три. Четыре-пять-
шесть-семь-восемь-девять... и в яблочко!
Разминки, которые вы найдете в этом сборнике, предназначены в первую очередь для того,
чтобы выступать в роли своеобразных водоразделов: с их помощью можно начинать и
заканчивать новые тренинговые дни и блоки.
Часть предлагаемых в этом сборнике разминок наверняка в той или иной модификации
знакома нашим читателям. Многие из них стали своеобразным тренинговым фольклором, и
выяснить, кто из тренеров их изобрел или первым применил в целях психологического
тренинга, — задача уже почти для историков. Пересказывая менее распространенные
упражнения, мы отсылали вас к книгам наших лучших авторов, описавших эти упражнения
(уверены, что вы найдете в них еще множество полезных идей и приемов, — так наберется и
вторая сотня разминок, заявленных в названии сборника ©).
Мы будем рады, если представленные здесь задания и упражнения помогут читателям
расширить свой профессиональный репертуар и натолкнут на новые идеи тренинговой
работы и саморазвития.
Удачи вам! Ваше издательство «Речь»
www.mlm24.ru
5
«Здравствуйте, я ваша тетя!»
На первом этапе работы основная задача тренера — создать участникам комфортные условия,
ощущение базовой безопасности тренинга, обеспеченное, во-первых, знакомством с людьми,
которые волею судеб оказались на соседних стульях в этой аудитории («Кто они? Откуда
они? Похожи ли они на меня, есть ли у меня с ними хоть что-то общее?»); во-вторых, знанием
того, как будут развиваться события («Не заставят ли меня делать что-то неприятное? Зачем
мне вообще это нужно? Не повредит ли это мне, моей репутации, моей самооценке?»).
Отсюда две основные процедуры первого тренингового блока — знакомство и прояснение
ожиданий и правил.
Как правило, на решение первой задачи тратится несколько больше времени, чем на решение
второй, а способы решения первой гораздо более разнообразны. Хотя существует довольно
большое количество упражнений, позволяющих хотя бы частично решить обе задачи.
Но так или иначе самопрезентация тренера и участников — обязательная часть программы,
очень важная и занимающая в среднем от четверти до трети первого тренингового дня.
Перечислим несколько способов организации самопрезентации участников:
1)«снежный ком» — каждый следующий участник повторяет все то, что было сказано
предыдущими ораторами; этот способ имеет смысл использовать в тех случаях, когда
информации предоставляется не очень много и ее запоминание не будет вызывать особых
трудностей (например, имена или имя + 1—2 яркие характеристики);
2)«стежок назад иголку» — каждый из участников повторяет только то, что сказал его
коллега, занимающий позицию перед ним; так целесообразно поступать, когда группа
довольно большая или когда информацию не так-то просто запомнить;
3)«эстафета» — каждый из участников выдает какую-то информацию о себе (или
партнере, которого он представляет), и эта информация больше никем из коллег не
дублируется;
4)«карусель» — участники образуют два круга, внутренний и внешний, и в ходе
самопрезентации каждый человек из внешнего круга общается с каждым человеком из
внутреннего круга;
5)«спарринг» — участники делятся на пары и обмениваются самопрезентационной
информацией между собой; затем на круг каждый из них рассказывает не о себе, а о своем
спарринг-партнере. В некоторых руководствах по тренингу предлагается процедура, когда
человек рассказывает о своем партнере как бы от первого лица: «Меня зовут... Я...» Однако
это может вызывать дискомфорт у того участника, от лица которого ведется речь: не всякому
хочется, чтобы чужой человек назывался его именем (самозванцы на Руси плохо заканчивали
свой век, мы все хорошо это помним из курса истории...), особенно если информация при
передаче искажается.
Эти виды самопрезентационной процедуры могут быть скомбинированы: например, сначала
идет работа по принципу карусели, а затем она продолжается в режиме эстафеты.
www.mlm24.ru
6
Самопрезентация самого тренера и его способность к самоконтролю на протяжении всего
тренинга важны не менее.
Начало тренинга — очень ответственный момент, и он вызывает волнение даже у высокопро-
фессиональных и многоопытных тренеров. Что можно сделать, чтобы совладать с
чрезмерным напряжением и минимизировать почти неизбежную тревогу?
Первая и, казалось бы, самая очевидная — хотя зачастую и игнорируемая тренерами палочка-
выручалочка — составление «шпаргалок». Под шпаргалками имеются в виду, в первую
очередь, расчасовка тренинга, включающая в себя и запасные упражнения (начинающие
тренеры и лекторы часто сталкиваются с ситуацией, когда вроде бы уже все сказано и
сделано, а время занятия еще не истекло). Желательно иметь под рукой и распечатку с
описаниями всех упражнений или, как минимум, тех из них, которые вы еще не освоили до
уровня автопилотажа. Еще один чек-лист (от англ. check list — список для проверки) должен
касаться всех подручных материалов, которые вы должны были принести (и принесли!) на
этот тренинг. Еще раз проверив себя и обстановку и хотя бы в какой-то степени обезопасив
себя от возможных проколов, вы снижаете уровень своей ситуативной тревожности.
Также начинающим тренерам рекомендуется иметь под рукой распечатки с выверенными
инструкциями к упражнениям. Если ваш опыт проведения тренингов пока невелик, на
формулирование инструкций нужно обращать особое внимание до начала групповой работы,
а не в ее разгаре. Инструкции должны быть четкими, лаконичными и не допускать различных
толкований. Инструкция, которая была неправильно понята и реализована участниками, во-
первых, усложняет работу самого тренера, во-вторых, мешает оптимальному усвоению
материала, в-третьих, может вызвать раздражение и сопротивление группы. Начинающий
тренер вполне может позволить себе зачитывать инструкции с листа — тем самым он не
только страхует себя, но и подчеркивает важность точности следования инструкции.
Еще одна группа приемов, нацеленных на снятие излишнего напряжения, связана с
усилением двигательной активности организма. Напряжение стоит израсходовать заранее,
потому что моральная перегрузка может быть следствием недогрузки физической. Конечно,
марафонский забег или «упал — отжался» перед началом тренинга будут неуместными, но
вполне возможно в быстром темпе пройти два-три лестничных пролета или, если есть какое-
то укромное место, сделать пару упражнений на растяжку или скорчить себе перед зеркалом
несколько страшных или смешных рож.
Для снятия чрезмерного напряжения или мобилизации ресурсов можно воспользоваться
«якорями» или талисманами. Техника якорения в различных модификациях используется в
нейролингвистическом программировании. В общем виде она заключается в том, что человек,
находясь в приятном для себя состоянии (или вспоминая о нем, или представляя его себе),
делает какое-то особое движение или принимает какую-то особую позу. Эта «пантомима» не
должна быть заметна окружающим, поэтому движения имеет смысл выбрать достаточно
органичные, скажем, соединение большого и указательного пальцев в кольцо или двукратное
притоптывание правой ногой. Если вам удалось овладеть этой техникой, то в дальнейшем,
испытывая тревогу или какое-то иное неконструктивное в данный момент времени состояние,
вы просто делаете движение-якорь — и обретаете необходимые уверенность или покой (те,
которые вы ощущали в исходном ресурсном состоянии).
Для приведения себя в «боевое» настроение можно воспользоваться и материальными
предметами. К примеру, небольшой камешек с берега теплого моря, где вы феерически
www.mlm24.ru
7
провели отпуск, который можно положить в карман и время от времени нащупывать его там
(тут включается и тактильная модальность).
Или дорогая ручка, которая будет напоминать вам, что вы — суперспециалист и
мегапрофессионал и без особого труда справитесь с любой нештатной ситуацией.
Или украшение, подаренное близким человеком, верящим в вас и поддерживающим вас в
ваших начинаниях.
Или любимая игрушка, которая по ходу тренинга будет исполнять роль мяча для переходов
хода и передачи слова. Игрушка должна быть небольшой, но не слишком легкой — чтобы ее
можно было перекинуть через круг; не очень маркой; приятной на ощупь (шелковистой и/или
с наполнителем в виде маленьких пластиковых шариков) — это позволит тому, кто держит ее
в руках, снять излишнее напряжение; с минимумом мелких деталей — чтобы не отвлекать
внимание группы; «одушевленной» — собачка или свинка лучше, чем мягкий кубик или
шарик.
Экипировались? Тогда переходим к играм и упражнениям для первого тренингового блока.
«АКТИВНЫЙ АЛЕКСАНДР , БОДРЫЙ БОРИС , ВЕСЕЛАЯ ВЕРОНИКА »
Один из способов запомнить имена участников — сыграть в эту игру. Каждому из участников
предлагается придумать для себя адекватный эпитет, начинающийся на ту же букву, что и его
имя.
Далее повторение имен идет по принципу снежного кома: второй участник повторяет имя
первого с эпитетом, затем называет свое имя и свой эпитет; третий, прежде чем назвать себя,
повторяет то, что сказал второй, и так далее. Последнему (он же первый — тот, кто начинал
игру) придется сложнее всего, поэтому в данной роли целесообразнее выступить тренеру.
В другой версии игры первый участник говорит следующую фразу: «Привет, я — гениальный
Григорий», потом обращается к другому участнику (любому, кроме соседей справа и слева):
«А ты кто?» Тот, к кому обратились, отвечает: «Привет, гениальный Григорий, я —
доброжелательная Даша». И обращается к следующему с аналогичным выступлением.
Время от времени тренер прерывает цепочку представлений, указывая на кого-то из уже
представившихся участников и спрашивая: «А это кто?» И группа должна хором ответить:
«Это ехидная Елизавета».
Игра продолжается до тех пор, пока каждый из участников не представится и его имя хотя бы
один раз не будет озвучено сводным хором.
Сопровождаемые эпитетами, имена запоминаются лучше, так как связь между обликом
человека и его именем становится более образной и индивидуализированной; даже если в
группе два человека с одинаковыми именами, их уже не спутают. Кроме того, снижается
вероятность переноса, когда человек с тем или иным именем вызывает ассоциации со своим
тезкой из прошлого опыта кого-то из участников.
www.mlm24.ru
8
Ведущему группы стоит подстраховаться и держать в голове несколько вариантов эпитетов
для каждой буквы алфавита на тот случай, если кто-то из участников будет испытывать
затруднения в подборе характеризующего его слова или в группе окажется несколько человек
с именами на одну и ту же букву. Для облегчения выполнения задания можно предложить
участникам использовать как свое полное имя, так и сокращенные его варианты; если даже в
этом случае уместный эпитет подобрать не удается, можно использовать первую букву
фамилии.
Помимо облегчения запоминания имен участников группы, это упражнение нацелено и на
активизацию их личностной динамики, усиление их рефлексии и тем самым на обеспечение
большей вовлеченности в работу, поскольку для каждого человека его собственное имя —
очень сильный стимул.
Приведем примерный краткий перечень характеристик для каждой буквы алфавита.
А — активный, азартный, амбициозный, авантюрист, альтруист.
Б — бодрый, быстрый, боевой, башковитый, благонадежный.
В — возвышенный, великолепный, веселый, величественный, всезнающий.
Г — громкий, грозный, грациозный, говорливый, гордый.
Д — деловой, добрый, дружелюбный, динамичный, доминирующий.
Е — едкий, егоза, ершистый, естественный, ехидный.
Ж — живой, жизнерадостный, жадный, жгучий, жесткий.
3 — заводной, задорный, задумчивый, здравомыслящий, знающий.
И — ироничный, инициативный, интеллектуальный, интуитивный, импровизатор.
К — красивый, коммуникабельный, красноречивый, колоритный, коллективист.
Л — любвеобильный, ласковый, лидирующий, легкомысленный, лиричный.
М — мужественный, молчаливый, мудрый, максималист, минималист.
Н — надежный, настойчивый, нежный, необъяснимый, насмешливый.
О — общительный, ответственный, обаятельный, отзывчивый, осторожный.
П — прямой, прямодушный, плавный, позитивный, покладистый.
Р — рассудительный, расточительный, рачительный, рисковый, разговорчивый.
С — сознательный, сосредоточенный, сангвиник, свободолюбивый, сострадательный.
Т — трудолюбивый, тактичный, творческий, требовательный, терпеливый.
www.mlm24.ru
9
У — упрямый, упорный, умный, усердный, уязвимый.
Ф — философский, флегматичный, феноменальный, фантазер, филантроп.
X — холерик, харизматичный, хладнокровный, хлебосольный, хозяйственный.
Ц — целеустремленный, цепкий, цельный, церемонный, цивилизованный.
Ч — честный, честолюбивый, чемпион, чинный, чувствительный.
Ш— широкий, шумный, шустрый, шаловливый, шутник.
Щ — щедрый, щепетильный, щеголь.
Э — экстравагантный, эксклюзивный, экспрессивный, экономный, эрудированный.
Ю — юморист, юный, юркий, юла.
Я — язвительный, яркий, яростный.
Для дополнения этого перечня эпитетов вы можете воспользоваться следующей книгой:
Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002.
«ТРИ КАЧЕСТВА, КОТОРЫЕ...»
Одна из самых распространенных процедур знакомства заключается в том, что участникам
группы предлагается назвать себя и дополнить эту информацию перечислением трех (двух,
четырех) своих качеств, качеств, которые помогают им добиваться успеха в сфере,
соответствующей тематике данного тренинга. Еще один вариант — называние как качеств,
обеспечивающих личную эффективность в той или иной области, так и качеств, снижающих
ее (в равной пропорции или в отношении 2:1).
«КАК ВЫ МЕНЯ УЗНАЕТЕ ?»
Сидящий слева повторяет то, что сказал предыдущий оратор, а потом по той же схеме
представляется сам. Однократного повторения высказывания здесь будет достаточно.
Продолжение цепочки не рекомендуется, поскольку участники будут тратить слишком много
сил на запоминание качеств, названных предыдущими выступающими, а основная цель
данного упражнения — облегчить запоминание имен. Формулирование качеств важно для
самих участников, их называющих, — это стимулирует их рефлексию и погружает в
проблемное поле тренинга — и для ведущих, которым имеет смысл обобщить все
услышанное, связав его с блоками и задачами предстоящей работы.
Если работают два котренера или тренер и ассистент, то один из них может фиксировать
сказанное в блокноте либо сразу на флипчарте или доске. Желательно, чтобы группа по ходу
выполнения задания не видела этот список, — от работы будет больше пользы, если они
будут вспоминать эти качества, а не выбирать из уже перечисленных.
www.mlm24.ru
10
Когда нам нужно встретиться с человеком, с которым мы раньше никогда не виделись, мы
пытаемся в предварительном разговоре с ним описать себя так, чтобы он опознал нас в
людской толпе по каким-то отличительным, характерным именно для нас признакам: «У меня
в руке будет газета "Известия" за прошлый год»; «Мой рост — метр девяносто девять»; «Я
недавно покрасила волосы в ярко-фиолетовый цвет».
Задача участников в этом упражнении — описать себя не посредством перечисления
объективных признаков (рост, цвет волос и т. д.), а через набор личностных характеристик
(числом, скажем, пять). Как вариант — личностные характеристики плюс особенности
жизненного опыта, также отчетливо дифференцирующие данного человека от всех прочих
(как минимум — от всех прочих в данной группе).
«ПОЧЕМУ И ДЛЯ ЧЕГО ?»
Еще одна версия самопрезентации, которая одновременно позволяет прояснить ожидания
членов группы от предстоящей работы, — имя плюс ответ на один или два вопроса. Группе
предлагаются два вопроса, вроде бы сходные по своей сути: 1) «Почему вы пришли на этот
тренинг?» и 2) «Что вы хотите получить от этого тренинга?». При всей кажущейся похожести
это вопросы немного о разном: один апеллирует к прошлому, возможно, к проблемным
точкам, второй — к целям, к перспективе на ближайшее или более отдаленное будущее.
Задавая эти вопросы «через запятую», тренер не акцентирует внимание группы на различии
между ними, но сам обращает внимание на то, на какой из двух вопросов человек
предпочитает отвечать, — это полезный для дальнейшей работы диагностический критерий.
Еще одна пара вопросов позволяет диагностировать преимущественную ориентацию на
процесс либо на результат: «Чего вы ожидаете от | тренинга? Каким он, по-вашему, должен
быть?» I и «Что для вас будет лучшим результатом тренинга?».
«ДЕВИЗЫ»
Можно предложить группе и еще один вариант знакомства: называя свое имя, участники
должны сопроводить его формулировкой своего жизненного девиза.
В более сложной версии упражнения участники не получают никаких «рамок» для
формулирования девиза. Возможно, кто-то из них уже имеет готовый девиз, с которым и до
тренинга шел по жизни. Однако, скорее всего, большая часть группы в первый момент после
получения задания будет находиться в изрядном замешательстве, поскольку сочинение
девиза на ходу — дело не из простых. Важно дать группе достаточно времени на раздумье и
не начинать опрос по кругу сразу же.
После того как эта работа будет завершена (или спустя некоторое время, в зависимости от
тренингового контекста), тренер может предложить группе для ознакомления или
обсуждения подборку девизов и высказываний известных людей, а также пословиц и
поговорок, связанных с темой тренинга (такая информация будет уместна, например, в
тренинге управления временем и тренинге лидерских навыков).
www.mlm24.ru
11
Возможен и упрощенный вариант задания , когда участникам группы предлагается
продолжить фразы «Я живу для...» и/или «Я работаю для...».
«И СНОВА ЗДРАВСТВУЙТЕ »
Данное упражнение имеет двигательный компонент, а это значит, что благодаря ему можно
снять напряжение, которое неизбежно возникает у участников в самом начале работы. Кроме
того, оно позволяет участникам вступить в физический контакт друг с другом. Физический
контакт всегда сопровождается эмоциями, что, как известно, облегчает запоминание любого
материала, в том числе и имен. В то же время рукопожатие — социально нейтральная форма
телесного контакта, которая обычно не вызывает у участников группы смущения или
настороженности. I
Группе предлагается встать со своих мест и начать ходить по комнате. Задача участников —
поздороваться за руку с каждым из коллег. Во время рукопожатия нужно смотреть друг другу
в глаза и представляться по имени: «Я — Алла», «Я — Владимир». Кроме имени, ничего
называть не надо. Участникам нужно попытаться запомнить имя и облик каждого из своих
коллег по I группе. Когда каждый поздоровается за руку с каждым, первый круг игры
заканчивается.
Во втором круге игры участники снова обмениваются рукопожатиями, но в этот раз они уже
не сами представляются друг другу, а обращаются по имени к партнеру. Формы обращения
могут немного различаться: «Здравствуй, Алла!» или «Доброе утро, Владимир!». Если
участнику не удается вспомнить имя того, с кем он обменивается рукопожатием, ему нужно
переспросить. Второй круг заканчивается тогда, когда завершится вторичный обмен
рукопожатиями.
«Я ХОРОШИЙ»
Это упражнение можно проводить в парах или сразу на круг. Если времени на работу
достаточно, то парное проведение предпочтительнее.
Итак, группа делится на пары. В течение 60 секунд «солирует» один участник, потом они
меняются ролями. Задача «солиста» — рассказать о себе партнеру, сообщив максимум
положительной информации, описав то, что самому в себе нравится. Это могут быть черты
личности, особенности внешности, преодоленные трудности, I совершенные добрые дела,
достигнутая квалификация — все что угодно, главное, чтобы оно вызывало у обладателя
энтузиазм и гордость собой. 1 Слушающий должен считать вслух перечисляемые
особенности, демонстрируя заинтересованность и поддержку, стимулируя продолжать
перечисление. Затем партнеры меняются ролями.
После того как пары обменялись информацией, они должны рассказать остальным
участникам группы друг о друге. Очевидно, что весь объем информации они воспроизвести
не смогут — не позволят механизмы памяти и сжатые временные рамки. Тренеру следует
оговорить этот момент, подчеркнув, что задача участников — перечислить первые несколько
сведений о своем партнере, которые всплывут у них в памяти, не стараясь выбрать из них
самые, по их мнению, значимые («Мы не можем судить за самого человека, что для него
более значимо, а что не так важно»). Существует риск того, что для самих обладателей этих
www.mlm24.ru
12
характеристик наиболее значимыми окажутся совсем другие , и такая оценка
(переоценка/недооценка) вызовет у них негативные чувства и спровоцирует сопротивление
тренингу.
Если время на представление ограничено, можно провести эту работу сразу в кругу. Тогда
целесообразнее задавать участникам не временные рамки презентации (60 секунд), а
количественные (5-7 характеристик). Это сделает работу менее сложной.
«МЕЖДУНАРОДНЫЙ СИМПОЗИУМ »
Первый этап работы проходит индивидуально. Каждому участнику выдается бланк анкеты с
несколькими (4—6) вопросами. Вопросы могут быть как открытыми, предполагающими
развернутый ответ, так и альтернативными, когда предложено несколько вариантов ответа и
из них нужно выбрать один наиболее подходящий. В зависимости от той тренерской роли, в
которой вы себя позиционируете, от программы тренинга и от специфики группы вопросы
могут быть как сугубо серьезными, так и полушутливыми, но они обязательно должны
касаться тематики тренинга. Однако они не должны быть чрезмерно глубокими или
дискуссионными, потому что на работу на данном этапе группе отводится 5—7 минут, и за
это время участникам нужно дать ответ на каждый из них.
На втором этапе работы тренер дает следующую инструкцию: «Сейчас ваша задача — по
результатам анкетирования найти себе единомышленников и объединиться с ними в команду.
По какому принципу вы будете создавать команды и сколько команд получится в итоге —
решать вам». На выполнение задания этого этапа целесообразно отводить от 5 до 15 минут, в
зависимости от активности группы.
Когда команды сформировались, им предлагается следующее задание: «Представьте себе, что
вы должны выступить на международном симпозиуме, посвященном проблеме (тренер
называет проблему, созвучную теме тренинга). Ваша задача — сформулировать основные
тезисы своего выступления, отразив их, кроме того, в виде девиза и эмблемы вашей
делегации».
Эта работа может занять у группы около 10— 15 минут. После того как группы объявили о
своей готовности к выступлению, организуется их презентация в общем кругу. По
завершении презентаций тренер подводит итог всем выступлениям, обобщая их и обозначая
соответствующие темы тренинга.
Упражнение повышает мотивацию участников тренинга к обучению и групповой работе,
помогает им сосредоточиться на изучаемой теме. Если участники группы до начала тренинга
не были знакомы друг с другом, это упражнение позволяет им установить первичный контакт
и действительно найти единомышленников, что повышает комфортность их пребывания в
тренинговом пространстве.
Тренеру эта работа предоставляет обширный диагностический материал, который касается
как перспектив групповой динамики (активность группы в целом, претенденты на лидерство,
степень готовности к групповой работе и т. д.), так и особенностей мотивации и установок
отдельных участников. Он может формулировать вопросы анкеты с учетом планируемых им
тематических блоков и в дальнейшем апеллировать к ответам участников в ходе мини-лекций
и обсуждений, а также принимать их в расчет при распределении ролей в игровых заданиях.
www.mlm24.ru
13
Примеры вопросов для анкеты, которую можно использовать в тренинге для школьных
психологов, педагогов, родителей, можно найти в книге Елены Константиновны Лютовой и
Галины Борисовны Мониной «Тренинг общения с ребенком. Период раннего детства».
«ПИСЬМО САМОМУ СЕБЕ »
Это рамочное упражнение, которое и начинает тренинговую работу, и завершает ее.
Соответственно, оно проводится в два этапа: в начале тренинговой работы в первый день и на
стадии ее завершения в последний.
Цель этого упражнения — повысить мотивацию присутствующих к работе на тренинге,
стимулировать их рефлексию относительно своих личных и профессиональных целей
участия, актуализировать опыт работы и размышлений в рамках тематики тренинга.
Каждый член группы получает конверт с названием, символикой и датой проведения
тренинга и лист бумаги.
Сначала участники надписывают свои конверты. Желательно, чтобы на конверте были
обозначены как минимум имя и фамилия (если участники приехали из разных городов,
пишется также название города; если это бизнес-тренинг и они представляют различные
компании, пишутся их названия). Подписывание конвертов необходимо по двум причинам.
Во-первых, это облегчит распределение запечатанных конвертов на втором этапе работы, во-
вторых, повысит ответственность участников за свои слова. По этой причине нежелательно,
чтобы участники маркировали свои конверты только каким-то шифром, вензелем, рисунком
или тому подобными изображениями.
Далее на чистом листе они в свободной форме записывают ожидания от тренинга: какие
навыки хотели бы освоить и какие теоретические сведения получить; какие вопросы тренеру
хотели бы задать; чем хотели бы поделиться с другими участниками группы. Кроме того,
необходимо предельно конкретно сформулировать личные и профессиональные цели участия
в тренинге, например: расширить сферу профессиональных контактов, повысить
квалификацию, решить ту или иную проблему и т. п.
Ведущий перед началом выполнения задания предупреждает участников группы о том, что
никто, кроме них самих, не будет иметь доступа к их письмам, что содержание письма будет
известно только самому автору и не предполагает обсуждения в группе (конечно, если сам
человек не поднимет в ходе обсуждения тот или иной вопрос).
После того как письма написаны (на эту работу отводится 5—10 минут), их нужно положить
в конверты и эти конверты надежно запечатать
(например, полосой скотча). Конверты сдаются ведущему, который в неприкосновенности
хранит их до последнего дня тренинга, когда группа переходит ко второму этапу выполнения
этого задания.
www.mlm24.ru
14
«ПРОТОКОЛ ОЖИДАНИЙ И ПЕРСПЕКТИВ »
Упражнение проводится в два этапа. На первом этапе каждый из участников получает
карточку с бланком (или обращается к соответствующей странице рабочей тетради). Этот
бланк выглядит следующим образом.
Я буду очень доволен, если в результате этого тренинга:
1.
2.
3.
4.
5.
Мне будет приятно присутствовать на занятии, если участники (ведущие) тренинга будут:
1.
2.
3.
4.
5.
(Данный вариант анкеты разработан Еленой Анатольевной Ромек и Владимиром
Георгиевичем Ромеком для тренинга наслаждения. См. подробную программу в книге: Ромек
В. Г., Ромек Е. А. Тренинг наслаждения. СПб.: Речь, 2003.)
Участникам предлагается заполнить бланк, но не тратить на обдумывание слишком много
времени — есть смысл писать в ответах то, что первым пришло в голову.
На втором этапе каждый из участников зачитывает для группы написанное им. Тренер
организует обсуждение с использованием двух основных вопросов: «Как вы думаете,
насколько это реально?»; «Есть ли в группе кто-то, кто хотел бы того же?».
Еще одна задача тренера — помочь участникам переформулировать их ответы, если они
имеют негативный оттенок: «Мне будет приятно присутствовать в группе, если меня не будут
вынуждать делать то, что я сочту нелепым или неприятным» целесообразно заменить на
«Мне будет приятно присутствовать в группе, если мне будет предоставлена свобода
выбора».
www.mlm24.ru
15
«ФОРМУЛА МОЕЙ ЛИЧНОСТИ »
Эту игру в ходе процедуры знакомства можно использовать в тех группах, участники
которых представляются вам людьми достаточно креативными.
Каждый участник должен придумать формулу, которая отражает его личность — интересы,
черты характера, таланты и др. Обычно участники изобретают формулы, напоминающие
математические, — используя знаки «плюс», «минус», «умножить», «разделить», но бывают
случаи, когда формулы больше напоминают химические.
Ирина = интуиция + ироничность + лень
Ольга « (0,7 авантюризма + 0,5 уверенности) / / 1,1 нестабильности
После того как все участники справились с этой частью задания, они должны выступить
перед почтенной публикой с докладом об открытой ими формуле. Это могут быть как
«доклады на пленарном заседании», когда каждый выходит к доске или флипчарту,
записывает формулу и рассказывает о ней группе, так и «стендовые доклады» (в этом случае
каждый пишет свою формулу на листе бумаги и прикрепляет ее себе на грудь; участники в
свободном режиме передвигаются по аудитории, рассказывая о себе друг другу).
По результатам докладов тренер при необходимости может подвести итог этой «научной
конференции». Можно обратить внимание на те качества и способности , которые
повторяются у многих; можно, напротив, сделать акцент на том, какие все разные. Если
большая часть формул (а так обычно бывает) предполагает сложение и умножение, можно
подчеркнуть тот факт, что индивидуальность складывается из совокупности черт, каждая из
которых по отдельности вполне может присутствовать и у кого-то другого, и все же, как
известно из общей теории систем, «целое — это больше, чем сумма частей». Если же в группе
отчетливо проявились «минусы» и знаки деления, можно проинтерпретировать это как
стремление группы к развитию, к самосовершенствованию (а тренинг — о чудо! —
предоставляет как раз такую возможность).
«ЗАСТОЛЬНАЯ БЕСЕДА »
Клаус Фопель предлагает начать знакомство группы с посещения ресторана (к сожалению,
лишь виртуального).
Ведущий погружает группу в атмосферу хорошего ресторана или кафе (несколько вводных
фраз о том, куда пришли участники, чтобы вкусно поесть и приятно поговорить). Если
позволяют технические и творческие возможности организаторов тренинга, для обеспечения
погружения можно задействовать слуховой и обонятельный каналы восприятия (фоновая
инструментальная музыка с наложенным на нее, скажем, звоном бокалов; ароматизация
помещения — в легкой концентрации и при условии проветривания помещения после игры
— эфирными маслами кулинарного спектра).
Группа в свободном режиме передвигается по аудитории. По команде метрдотеля (ведущего):
«Столик на двоих!» участники объединяются в пары, представляются друг другу и несколько
минут общаются на какую-то тему. Тему, общую для всех пар, задает тренер. Она может и
www.mlm24.ru
16
касаться проблематики тренинга («Как должен вести себя Настоящий Босс?»; «Чем успешный
учитель отличается от неуспешного?»), и быть связанной с досугом участников («Где бы я
хотел провести отпуск?»).
Следующая команда: «Столик на четверых!» — и пары объединяются по две. Пары
представляются друг другу, и им дается следующая тема для обсуждения и еще несколько
минут, чтобы обменяться мыслями по ее поводу.
Затем, если группа большая, метрдотель рассаживает их за столики для восьмерых. И
процедура повторяется еще раз.
На заключительном этапе группа возвращается на свои места в кругу. Обсуждение может
касаться того, что нового и неожиданного узнали участники друг о друге, или того, что
общего они нашли с партнером/партнерами за время этих приятных бесед.
«ИМЯ ТВОЕ - СНЕЖИНКА В РУКЕ ...»
Если на блок знакомства отводится достаточно длительное время, если важно сплотить
группу, сформировать у участников сильное чувство безопасности, принадлежности к группе,
«родства» с ней, очень хорошо провести эту процедуру.
Участники сидят в кругу. Они по очереди пред-ставляются группе и рассказывают о своем
имени. Обычно люди легко включаются в рассказывание о своем имени, но для облегчения
первого шага можно выдать им примерный перечень вопросов, на которые они могут, если
захотят, опираться по ходу рассказа:
■ Как меня обычно называют разные люди?
■ Как я предпочитаю, чтобы меня называли?
■ Кто выбрал мне имя?
■ Носит ли это имя кто-то еще из моих род-ственников?
■ Кого из именитых тезок я бы вспомнил?
■ Что означает мое имя?
■ Хотел бы я, чтобы меня звали иначе?
■ Были ли какие-то смешные случаи, связанные с вашим именем?
Можно ограничить время выступления каждого участника и следить за регламентом; но если
вы не очень торопитесь, лучше предоставить каждому возможность рассказать все, что он
сочтет нужным, — в любом случае больше трех-пяти минут повествование обычно не
занимает.
Эту игру лучше проводить на круг, и даже если группа большая, не делить ее на подгруппы.
Игра не требует какого-либо подведения итогов; она заряжает участников энергией и
настраивает на лирический лад; ею хорошо заканчивать блок знакомства и выходить после
нее на первый перерыв.
www.mlm24.ru
17
«ЛЕТАЮЩИЕ ИМЕНА »
Участники сидят в кругу. У одного из них в руках мяч. Он бросает кому-то из группы этот
мяч, называя при этом свое имя: «Я — Емельян», «Я — Ефросинья». Этот раунд игры
продолжается до тех пор, пока каждый не представится по крайней мере по одному разу.
Далее участники должны называть имена тех, кому перебрасывают мяч: «Внимание, Жанна!»
Получивший мяч должен поблагодарить кидавшего: «Спасибо, Зина!» Здесь тоже каждый
должен поучаствовать минимум один раз.
После того как и этот раунд закончен, в игру вбрасывается второй мяч и игра продолжается с
двумя мячами сразу.
Игру можно проводить не с двумя мячами, а с одним клубком. Ведущей рукой человек кидает
клубок следующему, а неведущей придерживает нитку, натягивая ее между собой и
партнером, — тогда к концу игры в кругу оказывается сотканным целое полотно.
«ПУДИНГ, ЭТО АЛИСА. АЛИСА, ЭТО ПУДИНГ»
В этом упражнении участники разбиваются на пары. У каждой пары есть 5—7 минут, чтобы
пообщаться друг с другом. Каждый из них может в свободной форме рассказывать о себе или
отвечать на вопросы партнера. Тренер может задать исходную тематику разговора (например,
связанную с целями тренинга) или предоставить участникам самим выбирать русло
разговора.
Далее игра может развиваться по одному из двух сценариев.
Во-первых, участники могут перевоплотиться в журналистов. Тогда их задача будет
заключаться в том, чтобы в течение 3—5 минут написать короткую заметку о своем визави; в
этой заметке должны быть переработаны и фактическая информация, представленная самим
человеком, и впечатление «журналиста» о нем. После того как заметки написаны, группа
собирается в кругу и «журналисты» по очереди зачитывают свои репортажи. У того, кто был
героем репортажа, есть возможность (при желании) скорректировать сказанное.
Во-вторых, участники могут перевоплотиться «друг в друга». Тогда рассказ будет вестись от
первого лица. Однако такой сценарий игры вызывает у участников больший дискомфорт:
любой человек ощущает собственную уникальность и как минимум на подсознательном
уровне сопротивляется тому, чтобы кто-то другой — «чужой» — присваивал себе «мое»,
выступал от его лица; особенно если учесть, что информация в этой игре более чем в
половине случаев хотя бы незначительно, но искажается. Несмотря на то, что выступление от
чужого имени, в чужой роли — неотъемлемая часть многих процедур в психодраме или
гештальттерапии, в процедуре знакомства ее лучше избегать.
«ЧЕТЫРЕ УГЛА - ЧЕТЫРЕ ВЫБОРА »
Группе необходимо обеспечить свободный доступ к углам тренинговой комнаты.
www.mlm24.ru
18
В каждом из углов тренер размещает лист бумаги с написанным на нем «выбором».
Альтернативы могут касаться как нейтральных вещей, так и тематики тренинга:
■ Цвета: красный, желтый, синий, зеленый.
■ Геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, трапеция.
■ Времена года: зима, весна, лето, осень.
■ Главные качества успешного политика: ум, честь, совесть, харизма.
■ Какой ребенок самый «трудный»: упрямый, непоседливый, замкнутый, агрессивный.
Задача каждого участника — подойти к выбранной им позиции и рассказать собравшимся
там, почему его привлекла именно эта альтернатива. Дополнительная задача — запомнить,
кто оказался с ним в одной группе.
Игра повторяется еще три раза, каждый раз ведущий пишет на листах новые альтернативные
варианты.
После четырех раундов группа собирается в кругу, и тренер спрашивает участников о том, с
кем они чаще всего оказывались в одном углу, с кем ни разу не встречались на протяжении
упражнения; что нового узнали о коллегах по группе; удивили ли их какие-то аргументы из
услышанных.
Для усложнения задачи и внесения элемента интриги можно предложить участникам
промежуточный этап. Тренер объявляет четыре альтернативы, но участники на полминуты-
минуту остаются неподвижными, пытаясь предугадать, кто окажется с ними в одной
подгруппе или как в целом распределятся участники по подгруппам. Количество правильных
догадок подсчитывается в конце обсуждения; самый интуитивный участник получает приз.
Приз — в форме массы полезной диагностической информации — получает и
наблюдательный тренер.
«РЕКЛАМА - ДВИГАТЕЛЬ ТРЕНИНГА »
Каждый из участников в течение 3—5 минут должен придумать рекламный ролик,
представляющий его самого как «лучший в мире продукт». Участники могут разыграть
пантомиму или сценку со словами, спеть песню, привести «мнение эксперта» — все что
угодно, укладывающееся в привычные рамки коммерческого или социального рекламного
сообщения.
После того как все участники готовы к саморекламе, группа образует зрительный зал,
расставив стулья в ряд или полукругом, и каждый по очереди выходит «в телевизор» и
разыгрывает свое представление. При необходимости можно использовать любые попавшие
под руку подручные материалы или просить коллег поассистировать.
Для того чтобы снять напряжение, неизбежное при выполнении творческих заданий, тренер
может начать демонстрацию рекламных роликов с саморекламы.
Не хуже снимают напряжение и аплодисменты по завершении каждого ролика.
www.mlm24.ru
19
«БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ »
Это упражнение позволяет участникам подвигаться, что способствует снятию мышечного
напряжения и внутренней зажатости. Если внимательно понаблюдать за участниками во
время выполнения упражнения, то можно увидеть, насколько они эмоционально вовлечены в
тренинговый процесс или, наоборот, отстранены от группы.
Участникам предлагается под музыку активно перемещаться по комнате. Как только музыка
выключается, и ведущий называет какую-либо цифру, участники должны, взявшись за руки,
объединиться в группы, состоящие из такого числа человек.
Упражнение можно усложнить и сделать его более интересным . Ведущий просит
объединиться в группы не по числу человек, а по какому-либо признаку (например, по цвету
глаз, элементам одежды, домашним животным и т. д.). Задание выполняется веселее, если
участникам к тому же запрещается разговаривать.
«СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА »
Название этого упражнения придумано Ириной Владимировной Шевцовой и подходит для
групп, в которых большинство участников — женщины. Если же в группе большинство
мужчин или число мужчин и женщин примерно одинаково , то можно назвать его
«Заколдованный рыцарь», «Волшебное прикосновение» или придумать иное название.
Проводить упражнение нужно после того, как участники уже немного познакомились друг с
другом, то есть имена всех были озвучены хотя бы один раз. Ведущий предлагает участникам
принять «закрытую» позу, скрестив руки на груди и закрыв глаза, и разбрестись по комнате.
Затем он подходит к одному из участников, дотрагивается до него и называет его имя. Если
имя названо верно, то участник просыпается. Теперь он должен подойти к кому-то, чье имя
он помнит, и разбудить его. Так продолжается до тех пор, пока все участники не будут
разбужены. Это упражнение можно выполнять несколько раз, но важно соблюдать одно
условие: игрок не может будить одного и того же человека два раза. После окончания игры
можно предложить участникам назвать имена тех, кого они запомнили.
«НАШ КАМЕНЬ В ВАШ ОГОРОД »
Эту веселую разминку лучше проводить в первый день тренинга сразу после знакомства
участников. Она направлена на командное взаимодействие, что поможет участникам лучше
«почувствовать» друг друга, избавиться от лишней скованности и закрытости. Если группа
подойдет к выполнению задания творчески, то кроме всего прочего участники получат и
массу положительных эмоций.
Для выполнения упражнения группу нужно разделить на две команды. Ведущий участвует в
игре и просит членов своей подгруппы представить, что перед ними лежит большой, тяжелый
камень. Тренер предлагает участникам поднять этот воображаемый камень и ,
поднатужившись, бросить его подальше, можно даже в сторону противников. Нужно как
можно красочнее продемонстрировать свою силу, но при этом нельзя за-бывать, что задание
выполняется коллективно. Дальше ведущий и его группа побуждают вторую команду
www.mlm24.ru
20
ответить каким-либо образом на их вызов. Группа может «бросить» камень обратно,
выкинуть его в окно, сделать что-то еще. Выполняя задание, вторая команда также
демонстрирует свою силу, боевой дух и согласованность действий.
Можно предложить группам еще один раунд игры , но теперь форму «устрашающих
действий» должны придумать сами участники.
«ЗНАКОМСТВО В ПАРАХ »
Данное упражнение в многочисленных вариациях часто предлагается на тренингах различной
тематики, особенно в начале групповой работы. Упражнение способствует улучшению
атмосферы в группе, существенно уменьшает дистанцию между участниками.
Тренер предлагает каждому выбрать того участника, с которым он хотел бы познакомиться
ближе или которого он знает меньше всех остальных. Упражнение проходит в несколько
этапов.
На первом этапе участники должны в течение нескольких минут молча смотреть друг на
друга.
Второй этап заключается в том, что участники по очереди описывают друг друга. Причем
говорить можно только о внешнем виде партнера, избегая оценочных суждений и описаний
личностных особенностей человека, таких как «умный взгляд», «добрые глаза» и т. п.
Каждому участнику на описание своего собеседника дается три минуты.
Задание, которое предлагается на третьем этапе, более сложное. Участники должны описать
своего партнера таким, каким они видят его в возрасте пяти лет. При этом можно говорить не
только о внешнем облике, но и об особенностях поведения и характера. Сначала в течение
трех минут о своих представлениях рассказывает первый участник. Далее второй участник в
течение одной минуты говорит, что в этом рассказе было верно, а что было совсем не таким,
как на самом деле. После этого участники меняются ролями.
На четвертом этапе участники должны ответить на вопрос: «Какой человек мой собеседник?»
Здесь уже не нужно ограничиваться характеристиками, касающимися только внешнего вида.
Участники описывают друг друга по очереди, каждому дается по пять минут. Если участники
совсем мало знакомы друг с другом, то они могут говорить о предположительных чертах
характера и личностных особенностях партнера.
После прохождения всех этапов упражнения участники возвращаются в общий круг, и в
течение одной минуты каждый представляет своего партнера. В заключение нужно обсудить
чувства, которые возникали на разных этапах упражнения и в процессе представления
участника группе, а также спросить участников, какое из заданий показалось им самым
сложным. Ведущий может подробнее остановиться на нескольких важных моментах, которые
так или иначе были затронуты в ходе выполнения заданий: значение контакта глаз в процессе
общения; сложность описания человека без оценок и без личностных характеристик;
стремление перенести свой опыт на другого человека.
www.mlm24.ru
21
«МОМЕНТАЛЬНАЯ ФОТОГРАФИЯ »
Это упражнение можно проводить в самом начале тренинга. Оно позволяет еще раз
проверить правильность запоминания имен, сосредоточить внимание на работе, а также
развивает зрительную память.
Все участники сидят на стульях в кругу. Тренер находится за кругом. Он просит участников в
течение полутора минут внимательно посмотреть друг на друга, как бы сфотографировать
группу и сохранить эту фотографию в памяти . Через полторы минуты участники
поворачиваются на 180 градусов и теперь сидят спиной в круг. Далее тренер задает игрокам
разные вопросы, касающиеся местоположения или внешнего вида других участников.
Например, он может спросить, кто сидит через три стула по часовой стрелке от участника,
которому задается вопрос; что надето на том или другом участнике; как зовут участника,
который носит очки и сидит на два стула левее от игрока и т. д.
В заключение упражнения тренер просит всех повернуться лицом в круг и еще раз
посмотреть друг на друга, проверить точность своей фотографии.
«РАЗВЕДЧИК»
В самом начале тренинга, когда участники еще только запоминают имена друг друга,
целесообразно предложить им следующую игру, с помощью которой можно не только
повторить имена своих коллег, но и повысить уровень включенности в работу и
концентрации внимания. Для успешного выполнения задания участникам потребуется быть
очень внимательными и сосредоточенными, быстро реагировать на изменение правил игры.
Участники сидят на стульях в кругу. Тренер сообщает, что сейчас все будут задавать друг
другу вопросы, соблюдая несколько правил, которые по ходу игры могут меняться. Правила,
предлагаемые в самом начале игры, таковы:
■ один участник обращается к другому участнику по имени и задает ему любой вопрос;
■ отвечает на этот вопрос не тот, к кому он был обращен, а человек, сидящий слева от
него;
■ далее ответивший задает свой вопрос следующему участнику, его сосед слева отвечает
за него и так далее.
Если кто-то замешкается или начнет отвечать не в свою очередь, он выбывает из игры.
Тренер побуждает участников поддерживать высокий темп игры.
Когда игроки легко справляются с заданием, тренер вводит новое правило, согласно которому
отвечать должен участник, сидящий, например, через одного человека по часовой стрелке.
Инструкцию можно менять несколько раз, что заставляет участников все время быть
внимательными и быстро перестраиваться с одного варианта на другой.
Имеет смысл связать тематику вопросов с темой, вынесенной в название тренинга; так мы
погружаем участников в проблемное поле тренинга и получаем дополнительную
информацию об их интересах и установках.
www.mlm24.ru
22
«УЗНАЙ ПО РУКОПОЖАТИЮ »
Это упражнение можно проводить в самом начале тренинговой работы, когда участники еще
только знакомятся друг с другом, но имена всех должны быть уже выучены.
Упражнение выполняется в группах по 5—6 человек. Сначала участники должны пожать друг
другу руки; необходимо, чтобы каждый поздоровался с каждым. При этом нужно как можно
точнее запомнить свои ощущения от рукопожатия, запомнить руку партнера. Далее
выбирается один доброволец. Он встает перед своей группой и закрывает глаза. Участники по
очереди подходят к нему и обмениваются с ним рукопожатием. Задача водящего участника
— угадать, кто перед ним находится, с кем он только что поздоровался. Выполняется
упражнение в полной тишине, чтобы игроки могли ориентироваться только на тактильные
ощущения и не отвлекались на окружающие звуки.
Другой вариант этого упражнения подходит для групп, в которых участники уже достаточно
хорошо знают и «чувствуют» друг друга. Игроки сидят по кругу. В центре круга стоит пустой
стул. Участник-доброволец садится на этот стул, кладет руки на колени ладонями вверх и
закрывает глаза. К нему в любом порядке очень тихо подходят остальные участники и кладут
руки ему на ладони. Задача водящего - угадать, чьи это руки. Чтобы усложнить упражнение,
можно ввести правило, согласно которому участники могут подходить к водящему несколько
раз или не подходить вовсе.
«ВЫСОКОПАРНЫХ СЛОВ НЕ БУДЕМ ОПАСАТЬСЯ »
В начале тренинговой работы некоторая напряженность и закрытость участников — обычное
явление. Если это упражнение проводить в полушуточной форме , то оно помогает
участникам почувствовать себя более свободно и раскрепощение Важно и то, что в итоге все
получают образную обратную связь, информацию о том, какое первое впечатление они
производят на окружающих.
Для выполнения упражнения каждому участнику прикрепляется на спину лист бумаги, на
котором другие участники будут делать разные надписи. По команде ведущего все должны
начать свободно ходить по комнате и внимательно смотреть на своих коллег; как только у
кого-то появляется фраза, ассоциирующаяся с одним из участников, он подходит к нему и
записывает фразу на его листе бумаги. Фразы могут быть высокопарными, но ни в коем
случае не должны быть обидными или двусмысленными.
На выполнение упражнения участникам дается 10—15 минут. За одну минуту до его
завершения тренер просит участников поторопиться и написать фразы тем, кому они хотели
это сделать, но не успели. Затем все снимают свои листочки и знакомятся с написанным.
Обязательно нужно провести обсуждение: кто узнал себя в этих фразах, кому они кажутся
совсем неподходящими, легко ли было придумывать ассоциации и т. д.
Второй раз это упражнение можно провести в последний день тренинга, а затем сравнить,
какое впечатление производили участники в начале работы, какое — в конце.
www.mlm24.ru
23
«...И снова здравствуйте!»
Возвращение участников группы после перекуров, перерывов на кофе и обед — момент,
возможно, чуть менее судьбоносный, чем начало первого или последующих тренинговых
дней, но и его правильное использование может сработать на более эффективное усвоение
материала тренингового блока или желательным для вас образом повлиять на групповую
динамику.
Каким образом вплести легкомысленные, казалось бы, разминки в содержание тренинга, в
литературе рассказывалось уже не однажды; заинтересованный читатель может обратиться,
например, к книге Жанны Владимировны Завьяловой и ее коллег «Энергия бизнес-тренинга»
или к книге Нины Юрьевны Хрящевой, Елены Васильевны Сидоренко и Сергея Ивановича
Макша-нова «Психогимнастика в тренинге».
Мы же здесь рассмотрим то , как с помощью психогимнастических упражнений
воздействовать на групповые процессы или на отдельных участников группы.
Итак, какие цели могут быть реализованы посредством использования психогимнастических
упражнений в начале новых тренинговых блоков — после перерывов на кофе или обед?
Первая и наиболее очевидная цель — вернуть участников группы в состояние оптимальной
для тренинговой работы мобилизации. Известно, что как чрезмерно низкая активация
организма (и мотивация личности), так и чрезмерно высокий ее уровень отрицательно
сказываются на эффективности работы человека. (Кстати, этой весьма полезной информацией
на многих тренингах и обучающих семинарах имеет смысл поделиться и со слушателями,
представив ее графически в виде известной кривой Йеркса—Додсона.)
Мотивация
Вполне возможно, что участники тренинга за время перерыва слишком расслабились —
после сытного обеда, из-за дождливой и пасмурной погоды или отреагировав таким образом
на информационно и эмоционально насыщенную работу перед перерывом. В этом случае
тренер будет прав, если начнет очередной тренинговый блок с двигательной разминки либо с
разминки, заставляющей участников сосредоточиться на какой-либо несложной, но
требующей быстрой реакции мыслительной деятельности.
Если же перерыв был недолгим и за это время группа не успела остыть после какого-то
драматичного эпизода предыдущего блока или ключевого упражнения , вызвавшего
оживленную дискуссию, целесообразно предварить новый цикл работы упражнением,
требующим концентрации внимания на восприятии или осмыслении какого-то материала, но
не вызывающим особо сильных эмоций.
Если тренинговый день выдался тяжелый и тренеру необходимо подбодрить группу, можно
выбрать одну из разминок юмористического характера, которые почти гарантированно
вызовут дружный смех.
Одна из достаточно типичных ситуаций — опоздание одного или нескольких участников с
перерыва. Причины опоздания могут быть более-менее объективными, скажем, ответ на
важный телефонный звонок, полученный во время перерыва, — во время работы пользование
www.mlm24.ru
24
мобильными телефонами, как всем хорошо известно, крайне не приветствуется, и участники,
выходя из тренинговой аудитории на перекур или кофебрейк, нередко пытаются «наверстать
упущенное» и «вернуть руку на пульс». Причины могут быть и более субъективными,
связанными с особенностями личности конкретных участников: в большинстве случаев
нарушителями спокойствия на протяжении всех тренинговых дней являются одни и те же
персонажи — в силу их привычки к вольному обращению со временем (своим и
окружающих) или из-за сильного сопротивления происходящему на тренинге. И тогда у
тренера, грамотно использующего энергию этих вынужденных пауз , есть шанс
скорректировать их личностную динамику или повлиять на групповые процессы за
пределами тренинга (если мы имеем дело с корпоративной программой и ее участники по
окончании работы переносят изменившиеся отношения в реально и длительно существующий
производственный коллектив).
Следование пословице «Семеро одного не ждут» в тренинговом контексте оказывается делом
не таким уж и простым. Если это открытый тренинг и каждый из дюжины членов группы
заплатил за свое участие в работе, то было бы неправомерным тратить оплаченное ими время
на то, чтобы ждать возвращения одного-единственного, не успевшего допить свой кофе.
Однако отсутствие любого из членов группы, и это понятно любому тренеру, негативно
сказывается на работе группы в целом, нарушая уже сложившуюся систему отношений и
отвлекая внимание и энергию участников от содержательной деятельности.
А если это корпоративный тренинг и заказчиком выступает юридическое лицо , то
естественно, что от тренера ожидается, что целевые для данного тренинга информация и
навыки будут внедрены в сознание и поведение каждого члена группы, а не только наиболее
дисциплинированной ее части.
Соответственно, задачи, которые стоят в случае опаздывающего слушателя перед тренером,
сводятся к следующим (частично пересекающимся, а частично конкурирующим):
1)потратить время вынужденной паузы на то, чтобы способствовать более глубокому
усвоению содержания тренинга;
2)вызвать у опаздывающих участников группы сожаление по поводу того, что они
вследствие своего опоздания лишились дозы интересной информации и положительных
эмоций (однако это сожаление не должно быть сильным настолько, чтобы затруднить
дальнейшую работу над более важным материалом , и естественно, что никакие
действительно ключевые сведения в эти первые минуты обсуждать не стоит);
3)если участник опаздывает на достаточно ощутимое время и заполнять это время
психогимнастикой более не представляется возможным, символически включить этого
участника в тренинговый круг, дабы группа невольно не отвлекалась на факт его отсутствия;
4) в последующей работе или шеринге привлечь внимание группы и самого опаздывающего
участника к проблемам, спровоцированным таким опозданием (особенно если это
отличительная характеристика данного человека); этот дисциплинарный маневр может быть
достаточно жестким, и применять его следует очень осторожно, только в случае особой
необходимости — скажем, в тренинге формирования команды или при определенных
обстоятельствах в тренинге личностного роста.
Каким должно быть разогревающее упражнение, уместное для использования в тот момент,
когда один или несколько участников группы опаздывают, но большая часть группы уже в
www.mlm24.ru
25
сборе, и их необходимо чем-то занять — хотя бы для того, чтобы начинающий тренер не
тревожился из-за того, что ситуация рискует выйти из-под его контроля?
Во-первых, оно не должно быть длительным — ведь мы надеемся, что отстающие подтянутся
буквально через минуту-другую.
Во-вторых, оно должно быть таким, чтобы запаздывающие участники могли безболезненно
присоединиться к нему по мере появления в аудитории, — то есть с минимальной
инструкцией.
В-третьих, оно должно быть пригодным для того, чтобы закончить его в любой момент;
скажем, упражнение выполняется до первого решившего задачку или до завершения одного
из промежуточных заданий; однако прерывание упражнения должно быть таким, чтобы у
участников группы не оставалось ощущения незавершенного гештальта, отнимающего
энергию от выполнения основных модулей тренинга.
Ниже представлены варианты разминок для решения каждой из перечисленных задач.
«АНАГРАММЫ »
Анаграмма — это слово или словосочетание, образованное перестановкой букв другого слова
или словосочетания («анаграмма» — «намамарга»). Для расшифровывания лучше предлагать
группе 5—7 анаграмм различной сложности. В этом контексте данное задание не носит
соревновательного характера, поэтому нужно, чтобы у каждого участника, независимо от
уровня его вербального интеллекта, была возможность хотя бы частично справиться с ним.
Термины, использованные тренером для выполнения задания, должны соотноситься с
содержанием тренинга (скажем, «аргумент» и «убеждение» — для коммуникативного
тренинга или «целеполагание» и «хронометраж» — для тренинга управления временем).
Тогда мы свяжем выполнение этого задания с погружением в проблемное поле тренинга, и
тем самым его использование будет восприниматься участниками как вполне обоснованное.
Группа получает задание расположиться по мере возрастания/убывания выраженности
какого-то признака по кругу по часовой стрелке; слева от ведущего должен оказаться первый
в этом ряду, справа — последний.
В более простом варианте группа выстраивается в шеренгу вне круга из стульев. Это
позволяет быстрее справиться с заданием, однако в этом случае есть риск, что после
получения результата участники группы вернутся на уже привычные для них места в кругу.
«ПЕРЕСАЖИВАНИЕ ПО ...»
Критерий для пересаживания может задать ведущий. Если необходимо провести несколько
кругов задания, следующий критерий можно предложить придумать тому из участников,
который оказался в начале или в конце ряда. В более простом варианте можно задавать
объективно наблюдаемые критерии — рост, цвет волос или глаз. Для усложнения задания,
www.mlm24.ru
26
для более глубокого связывания его с тематикой тренинга , для стимулирования
коммуникации между участниками можно предлагать более сложные критерии (например,
«по длительности пребывания на руководящей должности» для тренинга лидерских навыков).
Также можно предложить группе выстроиться о порядку молча, не обмениваясь вербальной
информацией. Это вносит дополнительную суматоху, но позволяет оживить процесс.
Это психогимнастическое упражнение выползет несколько функций.
Во-первых, оно предполагает достаточно активные движение участников, что способствует
почтению уровня их активации.
Во-вторых, оно позволяет нарушить стереотип смещения членов группы в пространстве и
друг относительно друга — это стимулирует взаимодействие между теми из них, у кого еще
не было 13можности пообщаться; кроме того, изменение пространственного расположения
иногда может способствовать и изменению ментальной перспективы.
В-третьих, если времени для ожидания опаздывающего участника уже не остается, можно
предложить группе предположить, какое место в этом ряду он бы занял; тем самым группа
символически возвращает его в свою систему, и дальнейшее его отсутствие привлекает
меньше внимания.
В-четвертых, тренер может почерпнуть из этого процесса немало полезной диагностической
информации. Кто взял на себя лидерские полномочия, а кто пассивен? Кто в выборе критерия
пошел по проторенной дорожке, а кто продемонстрировал креатив? Кто предложил внешний,
безопасный критерий, а кто попытался копнуть поглубже?
«ПАСТУХ ПАВЕЛ ПЛЯСАЛ ПОЛЬКУ »
Задача участников в этом упражнении — за несколько минут сочинить небольшой рассказ, в
котором все слова начинались бы на одну и ту же букву. Рассказ может состоять из пяти-семи
фраз.
После того как рассказы написаны, их можно зачитать в кругу. Прочитать можно все работы,
если группа небольшая, или избирательно, если группа достаточно велика или не все
чувствуют себя уверенно в индивидуальных творческих заданиях.
Как правило, рассказы участников оказываются различными и по жанру, и по тематике, и это
позволяет сделать акцент на том, что даже одинаковые вводные совершенно по-разному
воплощаются разными людьми, и это может как обогатить их взаимодействие, так и вызвать
недопонимание между ними. Эти темы так или иначе затрагиваются в коммуникативных
тренингах, тренингах командообразования, лидерских тренингах и проч.
«ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ »
Это упражнение описано Анастасией Владимировной Микляевой в книге «Я — подросток» и
по функциям и выводам сходно с предыдущим. Разница заключается в том, что здесь
www.mlm24.ru
27
участникам предлагается не буква алфавита, а последовательность знаков препинания,
например такая:
I? ?? I
«ПОДЧИНЕНИЕ ИНСТРУКЦИЯМ »
В этом упражнении важно, чтобы вся группа мчала делать его одновременно, поэтому его
следует использовать в том случае, когда вся группа уже в сборе. Упражнение, как правило,
вызывает бурную эмоциональную реакцию и позволяет взбодрить приунывшую или
подуставшую группу.
«Умеете ли вы четко следовать инструкции? Для того чтобы пройти этот тест, у вас есть три
минуты. Выполняйте задание с максимальной скоростью.
1.До того, как что-нибудь сделать, внимательно все прочитайте.
2.Напишите ваше имя в правом верхнем углу листа.
3.Обведите ваше имя.
4.В левом верхнем углу нарисуйте пять маленьких квадратов.
5.В каждом квадрате поставьте крестик.
6.Напишите свою фамилию в верхней части листа.
7.Под вашим именем в правом верхнем углу напишите номер своего телефона. Если у
вас его нет, напишите номер 100.
8.Шепотом назовите номер, который вы написали.
9.Обведите этот номер.
10. Поставьте крестик в левом нижнем углу листа.
11. Обведите этот знак треугольником.
12. Своим обычным голосом сосчитайте вслух в обратном порядке от 10 до 1.
13. Заключите в прямоугольник слово «угол» в предложении № 4.
14. В верхней части листа проделайте острием карандаша или ручки три маленькие
дырочки.
15. Громко крикните: «Я почти закончил (закончила)!»
Теперь, когда вы все внимательно прочитали, выполните только задания 1 и 2».
www.mlm24.ru
28
«ПРИТЧИ И АНЕКДОТЫ »
Тренер может заполнить вынужденную паузу, рассказав созвучную теме тренинга (или
обстоятельствам ожидания) историю, почерпнув ее из своей жизни или из литературных
источников. Но важно не затягивать ее искусственно, чтобы ситуация не стала напоминать
эпизод из фильма «Корона Российской империи»: «Авраам родил Исаака...»
Книг с тренерскими байками и философскими «ториями сейчас публикуется немало. Среди
прочих назовем двухтомник «Грааль мудрости» (составители — Олег Владимирович Евтихов
и Татьяна Владимировна Трепашко), «Истории и метафоры в помощь ведущему тренинга»
Виталия Николаевича Богдановича и «Окна в мир тренинга» Игоря Викторовича Вачкова и
Сергея Дмитриевича Дерябо.
«МЕНЯЮТСЯ МЕСТАМИ ТЕ , КТО...»
Данное упражнение часто проводится на тренингах. Его любят как дети, так и взрослые. С
помощью этой веселой подвижной разминки можно легко снять скованность и усталость
участников. Упражнение может быть приостановлено в любой момент, поэтому его хорошо
проводить после перерывов, когда еще не все участники вернулись. Также упражнение
помогает включиться в работу, настроиться на продолжение тренинга, повысить
концентрацию внимания.
Все участники сидят в кругу на стульях. Ведущий убирает свой стул и говорит, что он сейчас
назовет одно качество или предмет и те, у кого это качество (предмет) есть, должны будут
поменяться местами. Участники должны стараться как можно быстрее занять
освободившиеся стулья. Тот, кто не успевает занять место, становится ведущим. Каждый
новый кон игры начинается словами «Меняются местами те, кто...».
Сначала имеет смысл вводить в игру простые признаки. Например, ведущий может
предложить поменяться тем, у кого светлые волосы, у кого в одежде присутствует красный
цвет, кто любит проводить свободное время с друзьями и т. д.
В дальнейшем формулировки могут стать более южными , требующими рефлексии
участников дающими определенную диагностическую информацию. Например, меняются те,
для кого свобода самовыражения важнее продвижения по камерной лестнице; для кого в
работе важнее коллектив, а не выполняемые обязанности и др. Тренер может заранее
подготовить ряд характеристик, связанных с темой занятия, или ввести дополнительное
условие, согласно которому во-ицие должны придумывать характеристики, связанные с
тренингом в целом.
«КЕНГУРУ»
Эта веселая разминка очень хорошо снимает напряжение, позволяет участникам чувствовать
себя более свободно и открыто.
Ведущий предлагает одному участнику, желательно обладающему артистическими
способностями, выйти за дверь и там дает ему инструкцию: участник должен перед группой
изображать кенгуру до тех пор, пока кто-нибудь не догадается, кого он изображает. Группе
www.mlm24.ru
29
же ведущий говорит, что сейчас участник будет показывать кенгуру, а им нужно в течение
пяти минут делать вид, что пытаются отгадать, кого он изображает, но при этом называть
любых животных, кроме кенгуру.
«ПЕЧАТНАЯ МАШИНКА »
Данное упражнение помогает снять напряжение и настроиться на работу после перерыва. Его
можно использовать и в тех случаях, когда нужно отвлечь внимание участников от какого-
либо задания и перейти к следующему.
Участники выполняют упражнение, сидя в кругу. Каждый кладет правую руку на колено
соседа справа, а левую — на колено соседа слева. Дальше нужно как можно быстрее слегка
хлопать рукой по колену соседа, но обязательно в свою очередь. Хлопки должны следовать
друг за другом по кругу. Если участник нарушает последовательность хлопков или сильно
замедляет темп, то он убирает одну руку. В итоге в игре остается несколько самых
внимательных участников.
Ведущий может усложнить игру: сначала запустить «волну хлопков» по часовой стрелке, а
через некоторое время еще одну — против часовой стрелки.
Есть другой вариант данного упражнения. Участники по очереди «печатают» какое-либо
предложение. В этом случае вместе с хлопком нужно произносить очередную букву.
Учитываются также знаки препинания и пробелы.
Это упражнение лучше проводить не в начале тренинга, а во второй или третий день, когда
участники группы уже привыкли друг к другу и тактильный контакт не будет вызывать у них
дискомфорта.
«ТИПОГРАФИЯ»
Это упражнение похоже на предыдущее, но оно более сложное и требует большей
внимательности и сосредоточенности участников. Его нежелательно проводить, когда группа
устала или была перегружена информацией по теме тренинга. Лучше всего предложить его
участникам после обеденного перерыва. Но ведущий должен помнить, что в этой разминке
опоздавшие участники не могут присоединиться к выполнению задания, поэтому желательно
дождаться, когда соберутся все, или попросить пришедших с опозданием не отвлекать других
участников, а тихо понаблюдать за игрой.
Перед началом упражнения участники по кругу в алфавитном порядке произносят буквы;
каждый игрок должен запомнить те буквы, которые он назвал. Далее тренер говорит какое-
либо несложное предложение (это может быть строчка из песни, стихотворения и т. д.).
Задача участников — «напечатать» этот текст. Делается это следующим образом. Каждый
участник произносит только свои буквы, при этом ему необходимо вставать. Когда в тексте
ставится точка, всем нужно хлопнуть в ладоши; запятая — топнуть ногой. Чтобы обозначить
пробел, все участники должны встать. Чтобы поставить знак вопроса, всем нужно развести
руки в стороны; знак восклицания — встать и подпрыгнуть на месте.
www.mlm24.ru
30
Начинать лучше с простых текстов. Если участники хорошо справляются с задачей, то можно
озвучить целую песню или стихотворение. Как вариант тренер может раздать участникам
распечатки предлагаемых текстов. Желательно, чтобы темп выполнения упражнения был
достаточно высоким, поэтому важно не останавливаться долго на ошибках, а идти дальше.
«ЗАДАЧИ НА СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ »
Паузы, возникающие, когда участники возвращаются после перерывов, очень удобно
заполнять с помощью разных головоломок и задачек на сообразительность. Можно
предлагать подобные упражнения не каждому участнику в отдельности, а просить выполнять
их в командах. Тогда эти головоломки будут не только средством заполнения пауз, но и
приобретут самостоятельное значение, особенно на тренингах по командообразованию.
В книге Алексея Сергеевича Чуричкова и Вячеслава Юрьевича Снегирева «Головоломки и
занимательные задачи в тренинге. Копилка для трене-ра-2» описано большое количество
разнообразных задач на сообразительность. Наибольшим успехом |на тренингах пользуются
следующие из них.
Во время прилива (загадка-шутка). Недалеко от берега стоит корабль со спущенной к воде
веревочной лестницей вдоль борта. У лестницы 10 ступенек. Расстояние между ступеньками
30 см. Самая нижняя ступенька касается поверхности воды. Океан сегодня очень спокоен, но
начинается прилив, который поднимает воду за каждый час на 15 см.
Через сколько времени покроется водой третья ступенька веревочной лесенки?
Ответ. Вода не дойдет до третьей ступеньки, так как вместе с водой поднимется и корабль с
лесенкой.
Правда и ложь. В одной стране есть два города. В первом живут только люди, которые
всегда говорят правду, в другом — только те, кто всегда лжет. Все они ходят друг к другу в
гости, то есть в любом из этих двух городов можно встретить как честного человека, так и
лгуна. Предположим, вы оказались в одном из этих городов. Как, задав один-единственный
вопрос первому встречному, определить, в какой город вы попали — в город честных или в
город лгунов?
Ответ. Надо просто спросить любого: «А вы местный?» В городе Правда услышишь ответ
«да», в городе Ложь — «нет».
Кто украл кошелек? У учительницы одной из начальных школ штата Нью-Йорк пропал
кошелек. Украсть кошелек мог только кто-то из пяти учеников: Лилиан, Джуди, Дэвид, Тео
или Маргарет. При опросе этих детей каждый из них дал по три показания:
Лилиан: 1)Яне брала кошелек. 2) Я никогда в своей жизни ничего не воровала. 3) Это сделал
Тео.
Джуди: 4) Я не брала кошелек. 5) Мой папа достаточно богат, и у меня есть свой кошелек. 6)
Маргарет знает, кто это сделал.