Материалдар / Коучинг. Сергіту сәттері
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Коучинг. Сергіту сәттері

Материал туралы қысқаша түсінік
Материал мектеп тренерлері үшін қажет. Коучинг сабақтарында қолданылатын сергіту сәттері.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
03 Қырқүйек 2019
324
1 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

www.mlm24.ru

Ирина Авидон
Ольга Гончукова

100 разминок,
которые украсят ваш
тренинг
Просто, но эффективно!
Содержание
От составителей

…………………………………………………………………………... 4

«Здравствуйте, я ваша тетя!» ……………………………………………………………
«Активный Александр, бодрый Борис, веселая Вероника»
…………………………….
«Три качества, которые...» ……………………………………………………………………
«Как вы меня узнаете?»
……………………………………………………………………
«Почему и для чего?»
……………………………………………………………………
«Девизы»
……………………………………………………………………………………
«Кто я? Какой я?» (упражнения нет в электронном варианте книги)
«И снова здравствуйте»
……………………………………………………………………
«Я хороший» ……………………………………………………………………………………
«Международный симпозиум»
……………………………………………………………
«Письмо самому себе»
……………………………………………………………………
«Протокол ожиданий и перспектив»
……………………………………………………
«Формула моей личности» ……………………………………………………………………
«Застольная беседа» ……………………………………………………………………………
«Имя твое — снежинка в руке...» …………………………………………………………….
«Летающие имена» ……………………………………………………………………………
«Пудинг, это Алиса. Алиса, это Пудинг» …………………………………………………….
«Четыре угла — четыре выбора» …………………………………………………………….
«Реклама — двигатель тренинга» …………………………………………………………….
«Броуновское движение» ……………………………………………………………………
«Спящая красавица»
……………………………………………………………………
«Наш камень в ваш огород»
……………………………………………………………

1

5
7
9
9
10
10
11
11
12
13
14
15
15
16
17
17
17
18
19
19
19

www.mlm24.ru

«Знакомство в парах»
……………………………………………………………………
«Моментальная фотография»
……………………………………………………………
«Разведчик» ……………………………………………………………………………………
«Узнай по рукопожатию» ……………………………………………………………………
«Высокопарных слов не будем опасаться»
……………………………………………

20
21
21
22
22

«...И снова здравствуйте!»
……………………………………………………………
«Анаграммы»
……………………………………………………………………………
«Пересаживание по...»
……………………………………………………………………
«Пастух Павел плясал польку» ……………………………………………………………
«Знаки препинания»
……………………………………………………………………
«Подчинение инструкциям»
……………………………………………………………
«Притчи и анекдоты»
…………………………………………………………………...
«Меняются местами те, кто...»
……………………………………………………………
«Кенгуру» ……………………………………………………………………………………
«Печатная машинка»
……………………………………………………………………
«Типография»
……………………………………………………………………………
«Задачи на сообразительность» ……………………………………………………………
«Телохранители» ……………………………………………………………………………
«Суперпредмет»
……………………………………………………………………
«Два лагеря» ……………………………………………………………………………………
«Угадай цвет»
…………………………………………………………………………...
«Кто тебя окружает?»
……………………………………………………………………
«Первая скрипка» ……………………………………………………………………………
«А ну-ка все вместе!»
……………………………………………………………………
«С миру по нитке» …………………………………………………………………………...
«Колпак»
……………………………………………………………………………………
«Обезьяна, слон и крокодил»
……………………………………………………………
«Пойми меня без слов»
……………………………………………………………………
«Сколько рук?»
……………………………………………………………………………
«Пулемет» ……………………………………………………………………………………
«Хвост дракона»
……………………………………………………………………………
«Охота на лис»
……………………………………………………………………………

23
25
25
26
26
27
28
28
28
29
29
30
32
32
33
33
33
34
34
34
35
35
36
37
38
38
39

«Вечер трудного дня»
……………………………………………………………………
«Обратная связь» ……………………………………………………………………………
«Покажи пальцем» ……………………………………………………………………………
«Подарок» ……………………………………………………………………………………
«Аплодисменты» ……………………………………………………………………………
«Трон обратной связи»
……………………………………………………………………
«Да!» …………………………………………………………………………………………...
«Радуга мнений» ……………………………………………………………………………
«Цветопись» ……………………………………………………………………………………
«Домашние задания»
……………………………………………………………………
«Руку другу протяни»
……………………………………………………………………
«Долгая прекрасная жизнь»
……………………………………………………………

40
40
41
41
42
42
43
44
44
45
46
47

«Утро красит нежным светом» ……………………………………………………………
«Сумасшедшая сессия»
……………………………………………………………………
«Сбывающиеся пророчества, или Аффирмации в руку»
……………………………
«Ведущий и обезьяны»
……………………………………………………………………

48
49
49
50

2

www.mlm24.ru

«Невербальный подарок» ……………………………………………………………………
«ХэлЛо, бонжур, здоровеньки булы»
……………………………………………………
«Приветствие без слов»
……………………………………………………………………
«Приветствия хором»
……………………………………………………………………
«Ежедневный ритуал»
……………………………………………………………………
«Совместное сочинение о будущем или былом»
…………………………………....
«Никто не знает, что я...» ……………………………………………………………………
«Рецепт хорошего дня»
……………………………………………………………………
«Здравствуй, уважаемый...»
……………………………………………………………
«Узнай по голосу» ……………………………………………………………………………
«Что нового?»
……………………………………………………………………………
«Волны»
……………………………………………………………………………………
«Разговор руками» ……………………………………………………………………………
«Путаница» ……………………………………………………………………………………
«Передай предмет» ……………………………………………………………………………
«И раз, и два, и три...»
……………………………………………………………………
«Девочка, дракон и самурай»
……………………………………………………………
«Четыре стихии» ……………………………………………………………………………
«Дальнее плавание»
……………………………………………………………………
«Мячики» …………………………………………………………………………………...
«Леди и джентльмены»
……………………………………………………………………
«Ворвись в круг» …………………………………………………………………………...
«Бумажный самолет»
……………………………………………………………………

50
51
52
52
52
53
53
54
54
55
55
55
56
57
57
57
58
59
59
59
60
61
62

«До-сви-да-ни-мы!»
…………………………………………………………………… 63
«Письмо самому себе, часть 2-я» …………………………………………………………… 63
«Нас с тобой объединяет» …………………………………………………………………… 64
«Полевая почта»
…………………………………………………………………… 64
«Сбор чемодана» …………………………………………………………………………… 65
«Ежик-ежик, кролик-кролик»
…………………………………………………………… 66
«Гадание на именах»
…………………………………………………………………… 68
«Котята в пакетах» …………………………………………………………………………… 69
«Благодарности» …………………………………………………………………………… 69
«Ты меня уважаешь?» ………………………………………………………………………… 69
«Лучи солнца» ………………………………………………………………………………… 70
«Я думаю, что ты думаешь...» ………………………………………………………………… 70
«Первые впечатления» ………………………………………………………………………… 71
«Тренинг в рисунках» ………………………………………………………………………… 71
«Автопортрет» ………………………………………………………………………………... 72
«Хиппи» ………………………………………………………………………………………. 73
«Ассоциации» ………………………………………………………………………………… 73
«Скажи все, что ты думаешь» ……………………………………………………………….. 74
«Фотография на память» ……………………………………………………………………… 74
«Посттренинговое коуч-сопровождение» …………………………………………………… 75
Литература ……………………………………………………………………………………. 76

3

www.mlm24.ru

От составителей
Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши тренинги? Из гениальных идей,
эффективных концепций, полезных инструментов, энергетики тренера, ожиданий участников
и так далее и тому подобное.
Как структурировать этот поток, как помочь участникам разложить по полочкам все то, что
они поняли о себе и окружающих? Нет ничего лучше, чем тренинговая разминка. Это
несложное упражнение-сосуд, которое можно наполнить почти любым — на усмотрение
тренера — содержанием.
Среди банка разминок можно найти те, которые будут работать и на стратегические цели
вашего тренинга, и на его сиюминутные задачи. Нужно активизировать внимание участников,
«перезарядить их батарейки» — разминка раз. Нужно внести спокойствие и утихомирить
разбушевавшиеся страсти — разминка два. Нужно помочь участникам задуматься о себе и о
том впечатлении, которое они производят на окружающих, — разминка три. Четыре-пятьшесть-семь-восемь-девять... и в яблочко!
Разминки, которые вы найдете в этом сборнике, предназначены в первую очередь для того,
чтобы выступать в роли своеобразных водоразделов: с их помощью можно начинать и
заканчивать новые тренинговые дни и блоки.
Часть предлагаемых в этом сборнике разминок наверняка в той или иной модификации
знакома нашим читателям. Многие из них стали своеобразным тренинговым фольклором, и
выяснить, кто из тренеров их изобрел или первым применил в целях психологического
тренинга, — задача уже почти для историков. Пересказывая менее распространенные
упражнения, мы отсылали вас к книгам наших лучших авторов, описавших эти упражнения
(уверены, что вы найдете в них еще множество полезных идей и приемов, — так наберется и
вторая сотня разминок, заявленных в названии сборника ©).
Мы будем рады, если представленные здесь задания и упражнения помогут читателям
расширить свой профессиональный репертуар и натолкнут на новые идеи тренинговой
работы и саморазвития.
Удачи вам! Ваше издательство «Речь»

4

www.mlm24.ru

«Здравствуйте, я ваша тетя!»
На первом этапе работы основная задача тренера — создать участникам комфортные условия,
ощущение базовой безопасности тренинга, обеспеченное, во-первых, знакомством с людьми,
которые волею судеб оказались на соседних стульях в этой аудитории («Кто они? Откуда
они? Похожи ли они на меня, есть ли у меня с ними хоть что-то общее?»); во-вторых, знанием
того, как будут развиваться события («Не заставят ли меня делать что-то неприятное? Зачем
мне вообще это нужно? Не повредит ли это мне, моей репутации, моей самооценке?»).
Отсюда две основные процедуры первого тренингового блока — знакомство и прояснение
ожиданий и правил.
Как правило, на решение первой задачи тратится несколько больше времени, чем на решение
второй, а способы решения первой гораздо более разнообразны. Хотя существует довольно
большое количество упражнений, позволяющих хотя бы частично решить обе задачи.
Но так или иначе самопрезентация тренера и участников — обязательная часть программы,
очень важная и занимающая в среднем от четверти до трети первого тренингового дня.
Перечислим несколько способов организации самопрезентации участников:
1)
«снежный ком» — каждый следующий участник повторяет все то, что было сказано
предыдущими ораторами; этот способ имеет смысл использовать в тех случаях, когда
информации предоставляется не очень много и ее запоминание не будет вызывать особых
трудностей (например, имена или имя + 1—2 яркие характеристики);
2)
«стежок назад иголку» — каждый из участников повторяет только то, что сказал его
коллега, занимающий позицию перед ним; так целесообразно поступать, когда группа
довольно большая или когда информацию не так-то просто запомнить;
3)
«эстафета» — каждый из участников выдает какую-то информацию о себе (или
партнере, которого он представляет), и эта информация больше никем из коллег не
дублируется;
4)
«карусель» — участники образуют два круга, внутренний и внешний, и в ходе
самопрезентации каждый человек из внешнего круга общается с каждым человеком из
внутреннего круга;
5)
«спарринг» — участники делятся на пары и обмениваются самопрезентационной
информацией между собой; затем на круг каждый из них рассказывает не о себе, а о своем
спарринг-партнере. В некоторых руководствах по тренингу предлагается процедура, когда
человек рассказывает о своем партнере как бы от первого лица: «Меня зовут... Я...» Однако
это может вызывать дискомфорт у того участника, от лица которого ведется речь: не всякому
хочется, чтобы чужой человек назывался его именем (самозванцы на Руси плохо заканчивали
свой век, мы все хорошо это помним из курса истории...), особенно если информация при
передаче искажается.
Эти виды самопрезентационной процедуры могут быть скомбинированы: например, сначала
идет работа по принципу карусели, а затем она продолжается в режиме эстафеты.

5

www.mlm24.ru

Самопрезентация самого тренера и его способность к самоконтролю на протяжении всего
тренинга важны не менее.
Начало тренинга — очень ответственный момент, и он вызывает волнение даже у высокопрофессиональных и многоопытных тренеров. Что можно сделать, чтобы совладать с
чрезмерным напряжением и минимизировать почти неизбежную тревогу?
Первая и, казалось бы, самая очевидная — хотя зачастую и игнорируемая тренерами палочкавыручалочка — составление «шпаргалок». Под шпаргалками имеются в виду, в первую
очередь, расчасовка тренинга, включающая в себя и запасные упражнения (начинающие
тренеры и лекторы часто сталкиваются с ситуацией, когда вроде бы уже все сказано и
сделано, а время занятия еще не истекло). Желательно иметь под рукой и распечатку с
описаниями всех упражнений или, как минимум, тех из них, которые вы еще не освоили до
уровня автопилотажа. Еще один чек-лист (от англ. check list — список для проверки) должен
касаться всех подручных материалов, которые вы должны были принести (и принесли!) на
этот тренинг. Еще раз проверив себя и обстановку и хотя бы в какой-то степени обезопасив
себя от возможных проколов, вы снижаете уровень своей ситуативной тревожности.
Также начинающим тренерам рекомендуется иметь под рукой распечатки с выверенными
инструкциями к упражнениям. Если ваш опыт проведения тренингов пока невелик, на
формулирование инструкций нужно обращать особое внимание до начала групповой работы,
а не в ее разгаре. Инструкции должны быть четкими, лаконичными и не допускать различных
толкований. Инструкция, которая была неправильно понята и реализована участниками, вопервых, усложняет работу самого тренера, во-вторых, мешает оптимальному усвоению
материала, в-третьих, может вызвать раздражение и сопротивление группы. Начинающий
тренер вполне может позволить себе зачитывать инструкции с листа — тем самым он не
только страхует себя, но и подчеркивает важность точности следования инструкции.
Еще одна группа приемов, нацеленных на снятие излишнего напряжения, связана с
усилением двигательной активности организма. Напряжение стоит израсходовать заранее,
потому что моральная перегрузка может быть следствием недогрузки физической. Конечно,
марафонский забег или «упал — отжался» перед началом тренинга будут неуместными, но
вполне возможно в быстром темпе пройти два-три лестничных пролета или, если есть какоето укромное место, сделать пару упражнений на растяжку или скорчить себе перед зеркалом
несколько страшных или смешных рож.
Для снятия чрезмерного напряжения или мобилизации ресурсов можно воспользоваться
«якорями» или талисманами. Техника якорения в различных модификациях используется в
нейролингвистическом программировании. В общем виде она заключается в том, что человек,
находясь в приятном для себя состоянии (или вспоминая о нем, или представляя его себе),
делает какое-то особое движение или принимает какую-то особую позу. Эта «пантомима» не
должна быть заметна окружающим, поэтому движения имеет смысл выбрать достаточно
органичные, скажем, соединение большого и указательного пальцев в кольцо или двукратное
притоптывание правой ногой. Если вам удалось овладеть этой техникой, то в дальнейшем,
испытывая тревогу или какое-то иное неконструктивное в данный момент времени состояние,
вы просто делаете движение-якорь — и обретаете необходимые уверенность или покой (те,
которые вы ощущали в исходном ресурсном состоянии).
Для приведения себя в «боевое» настроение можно воспользоваться и материальными
предметами. К примеру, небольшой камешек с берега теплого моря, где вы феерически

6

www.mlm24.ru

провели отпуск, который можно положить в карман и время от времени нащупывать его там
(тут включается и тактильная модальность).
Или дорогая ручка, которая будет напоминать вам, что вы — суперспециалист и
мегапрофессионал и без особого труда справитесь с любой нештатной ситуацией.
Или украшение, подаренное близким человеком, верящим в вас и поддерживающим вас в
ваших начинаниях.
Или любимая игрушка, которая по ходу тренинга будет исполнять роль мяча для переходов
хода и передачи слова. Игрушка должна быть небольшой, но не слишком легкой — чтобы ее
можно было перекинуть через круг; не очень маркой; приятной на ощупь (шелковистой и/или
с наполнителем в виде маленьких пластиковых шариков) — это позволит тому, кто держит ее
в руках, снять излишнее напряжение; с минимумом мелких деталей — чтобы не отвлекать
внимание группы; «одушевленной» — собачка или свинка лучше, чем мягкий кубик или
шарик.
Экипировались? Тогда переходим к играм и упражнениям для первого тренингового блока.

«АКТИВНЫЙ АЛЕКСАНДР, БОДРЫЙ БОРИС, ВЕСЕЛАЯ ВЕРОНИКА»
Один из способов запомнить имена участников — сыграть в эту игру. Каждому из участников
предлагается придумать для себя адекватный эпитет, начинающийся на ту же букву, что и его
имя.
Далее повторение имен идет по принципу снежного кома: второй участник повторяет имя
первого с эпитетом, затем называет свое имя и свой эпитет; третий, прежде чем назвать себя,
повторяет то, что сказал второй, и так далее. Последнему (он же первый — тот, кто начинал
игру) придется сложнее всего, поэтому в данной роли целесообразнее выступить тренеру.
В другой версии игры первый участник говорит следующую фразу: «Привет, я — гениальный
Григорий», потом обращается к другому участнику (любому, кроме соседей справа и слева):
«А ты кто?» Тот, к кому обратились, отвечает: «Привет, гениальный Григорий, я —
доброжелательная Даша». И обращается к следующему с аналогичным выступлением.
Время от времени тренер прерывает цепочку представлений, указывая на кого-то из уже
представившихся участников и спрашивая: «А это кто?» И группа должна хором ответить:
«Это ехидная Елизавета».
Игра продолжается до тех пор, пока каждый из участников не представится и его имя хотя бы
один раз не будет озвучено сводным хором.
Сопровождаемые эпитетами, имена запоминаются лучше, так как связь между обликом
человека и его именем становится более образной и индивидуализированной; даже если в
группе два человека с одинаковыми именами, их уже не спутают. Кроме того, снижается
вероятность переноса, когда человек с тем или иным именем вызывает ассоциации со своим
тезкой из прошлого опыта кого-то из участников.

7

www.mlm24.ru

Ведущему группы стоит подстраховаться и держать в голове несколько вариантов эпитетов
для каждой буквы алфавита на тот случай, если кто-то из участников будет испытывать
затруднения в подборе характеризующего его слова или в группе окажется несколько человек
с именами на одну и ту же букву. Для облегчения выполнения задания можно предложить
участникам использовать как свое полное имя, так и сокращенные его варианты; если даже в
этом случае уместный эпитет подобрать не удается, можно использовать первую букву
фамилии.
Помимо облегчения запоминания имен участников группы, это упражнение нацелено и на
активизацию их личностной динамики, усиление их рефлексии и тем самым на обеспечение
большей вовлеченности в работу, поскольку для каждого человека его собственное имя —
очень сильный стимул.
Приведем примерный краткий перечень характеристик для каждой буквы алфавита.
А — активный, азартный, амбициозный, авантюрист, альтруист.
Б — бодрый, быстрый, боевой, башковитый, благонадежный.
В — возвышенный, великолепный, веселый, величественный, всезнающий.
Г — громкий, грозный, грациозный, говорливый, гордый.
Д — деловой, добрый, дружелюбный, динамичный, доминирующий.
Е — едкий, егоза, ершистый, естественный, ехидный.
Ж — живой, жизнерадостный, жадный, жгучий, жесткий.
3 — заводной, задорный, задумчивый, здравомыслящий, знающий.
И — ироничный, инициативный, интеллектуальный, интуитивный, импровизатор.
К — красивый, коммуникабельный, красноречивый, колоритный, коллективист.
Л — любвеобильный, ласковый, лидирующий, легкомысленный, лиричный.
М — мужественный, молчаливый, мудрый, максималист, минималист.
Н — надежный, настойчивый, нежный, необъяснимый, насмешливый.
О — общительный, ответственный, обаятельный, отзывчивый, осторожный.
П — прямой, прямодушный, плавный, позитивный, покладистый.
Р — рассудительный, расточительный, рачительный, рисковый, разговорчивый.
С — сознательный, сосредоточенный, сангвиник, свободолюбивый, сострадательный.
Т — трудолюбивый, тактичный, творческий, требовательный, терпеливый.

8

www.mlm24.ru

У — упрямый, упорный, умный, усердный, уязвимый.
Ф — философский, флегматичный, феноменальный, фантазер, филантроп.
X — холерик, харизматичный, хладнокровный, хлебосольный, хозяйственный.
Ц — целеустремленный, цепкий, цельный, церемонный, цивилизованный.
Ч — честный, честолюбивый, чемпион, чинный, чувствительный.
Ш— широкий, шумный, шустрый, шаловливый, шутник.
Щ — щедрый, щепетильный, щеголь.
Э — экстравагантный, эксклюзивный, экспрессивный, экономный, эрудированный.
Ю — юморист, юный, юркий, юла.
Я — язвительный, яркий, яростный.
Для дополнения этого перечня эпитетов вы можете воспользоваться следующей книгой:
Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002.

«ТРИ КАЧЕСТВА, КОТОРЫЕ...»
Одна из самых распространенных процедур знакомства заключается в том, что участникам
группы предлагается назвать себя и дополнить эту информацию перечислением трех (двух,
четырех) своих качеств, качеств, которые помогают им добиваться успеха в сфере,
соответствующей тематике данного тренинга. Еще один вариант — называние как качеств,
обеспечивающих личную эффективность в той или иной области, так и качеств, снижающих
ее (в равной пропорции или в отношении 2:1).

«КАК ВЫ МЕНЯ УЗНАЕТЕ?»
Сидящий слева повторяет то, что сказал предыдущий оратор, а потом по той же схеме
представляется сам. Однократного повторения высказывания здесь будет достаточно.
Продолжение цепочки не рекомендуется, поскольку участники будут тратить слишком много
сил на запоминание качеств, названных предыдущими выступающими, а основная цель
данного упражнения — облегчить запоминание имен. Формулирование качеств важно для
самих участников, их называющих, — это стимулирует их рефлексию и погружает в
проблемное поле тренинга — и для ведущих, которым имеет смысл обобщить все
услышанное, связав его с блоками и задачами предстоящей работы.
Если работают два котренера или тренер и ассистент, то один из них может фиксировать
сказанное в блокноте либо сразу на флипчарте или доске. Желательно, чтобы группа по ходу
выполнения задания не видела этот список, — от работы будет больше пользы, если они
будут вспоминать эти качества, а не выбирать из уже перечисленных.

9

www.mlm24.ru

Когда нам нужно встретиться с человеком, с которым мы раньше никогда не виделись, мы
пытаемся в предварительном разговоре с ним описать себя так, чтобы он опознал нас в
людской толпе по каким-то отличительным, характерным именно для нас признакам: «У меня
в руке будет газета "Известия" за прошлый год»; «Мой рост — метр девяносто девять»; «Я
недавно покрасила волосы в ярко-фиолетовый цвет».
Задача участников в этом упражнении — описать себя не посредством перечисления
объективных признаков (рост, цвет волос и т. д.), а через набор личностных характеристик
(числом, скажем, пять). Как вариант — личностные характеристики плюс особенности
жизненного опыта, также отчетливо дифференцирующие данного человека от всех прочих
(как минимум — от всех прочих в данной группе).

«ПОЧЕМУ И ДЛЯ ЧЕГО?»
Еще одна версия самопрезентации, которая одновременно позволяет прояснить ожидания
членов группы от предстоящей работы, — имя плюс ответ на один или два вопроса. Группе
предлагаются два вопроса, вроде бы сходные по своей сути: 1) «Почему вы пришли на этот
тренинг?» и 2) «Что вы хотите получить от этого тренинга?». При всей кажущейся похожести
это вопросы немного о разном: один апеллирует к прошлому, возможно, к проблемным
точкам, второй — к целям, к перспективе на ближайшее или более отдаленное будущее.
Задавая эти вопросы «через запятую», тренер не акцентирует внимание группы на различии
между ними, но сам обращает внимание на то, на какой из двух вопросов человек
предпочитает отвечать, — это полезный для дальнейшей работы диагностический критерий.
Еще одна пара вопросов позволяет диагностировать преимущественную ориентацию на
процесс либо на результат: «Чего вы ожидаете от | тренинга? Каким он, по-вашему, должен
быть?» I и «Что для вас будет лучшим результатом тренинга?».

«ДЕВИЗЫ»
Можно предложить группе и еще один вариант знакомства: называя свое имя, участники
должны сопроводить его формулировкой своего жизненного девиза.
В более сложной версии упражнения участники не получают никаких «рамок» для
формулирования девиза. Возможно, кто-то из них уже имеет готовый девиз, с которым и до
тренинга шел по жизни. Однако, скорее всего, большая часть группы в первый момент после
получения задания будет находиться в изрядном замешательстве, поскольку сочинение
девиза на ходу — дело не из простых. Важно дать группе достаточно времени на раздумье и
не начинать опрос по кругу сразу же.
После того как эта работа будет завершена (или спустя некоторое время, в зависимости от
тренингового контекста), тренер может предложить группе для ознакомления или
обсуждения подборку девизов и высказываний известных людей, а также пословиц и
поговорок, связанных с темой тренинга (такая информация будет уместна, например, в
тренинге управления временем и тренинге лидерских навыков).

10

www.mlm24.ru

Возможен и упрощенный вариант задания, когда участникам группы предлагается
продолжить фразы «Я живу для...» и/или «Я работаю для...».

«И СНОВА ЗДРАВСТВУЙТЕ»
Данное упражнение имеет двигательный компонент, а это значит, что благодаря ему можно
снять напряжение, которое неизбежно возникает у участников в самом начале работы. Кроме
того, оно позволяет участникам вступить в физический контакт друг с другом. Физический
контакт всегда сопровождается эмоциями, что, как известно, облегчает запоминание любого
материала, в том числе и имен. В то же время рукопожатие — социально нейтральная форма
телесного контакта, которая обычно не вызывает у участников группы смущения или
настороженности. I
Группе предлагается встать со своих мест и начать ходить по комнате. Задача участников —
поздороваться за руку с каждым из коллег. Во время рукопожатия нужно смотреть друг другу
в глаза и представляться по имени: «Я — Алла», «Я — Владимир». Кроме имени, ничего
называть не надо. Участникам нужно попытаться запомнить имя и облик каждого из своих
коллег по I группе. Когда каждый поздоровается за руку с каждым, первый круг игры
заканчивается.
Во втором круге игры участники снова обмениваются рукопожатиями, но в этот раз они уже
не сами представляются друг другу, а обращаются по имени к партнеру. Формы обращения
могут немного различаться: «Здравствуй, Алла!» или «Доброе утро, Владимир!». Если
участнику не удается вспомнить имя того, с кем он обменивается рукопожатием, ему нужно
переспросить. Второй круг заканчивается тогда, когда завершится вторичный обмен
рукопожатиями.

«Я ХОРОШИЙ»
Это упражнение можно проводить в парах или сразу на круг. Если времени на работу
достаточно, то парное проведение предпочтительнее.
Итак, группа делится на пары. В течение 60 секунд «солирует» один участник, потом они
меняются ролями. Задача «солиста» — рассказать о себе партнеру, сообщив максимум
положительной информации, описав то, что самому в себе нравится. Это могут быть черты
личности, особенности внешности, преодоленные трудности, I совершенные добрые дела,
достигнутая квалификация — все что угодно, главное, чтобы оно вызывало у обладателя
энтузиазм и гордость собой. 1 Слушающий должен считать вслух перечисляемые
особенности, демонстрируя заинтересованность и поддержку, стимулируя продолжать
перечисление. Затем партнеры меняются ролями.
После того как пары обменялись информацией, они должны рассказать остальным
участникам группы друг о друге. Очевидно, что весь объем информации они воспроизвести
не смогут — не позволят механизмы памяти и сжатые временные рамки. Тренеру следует
оговорить этот момент, подчеркнув, что задача участников — перечислить первые несколько
сведений о своем партнере, которые всплывут у них в памяти, не стараясь выбрать из них
самые, по их мнению, значимые («Мы не можем судить за самого человека, что для него
более значимо, а что не так важно»). Существует риск того, что для самих обладателей этих

11

www.mlm24.ru

характеристик наиболее значимыми окажутся совсем другие, и такая оценка
(переоценка/недооценка) вызовет у них негативные чувства и спровоцирует сопротивление
тренингу.
Если время на представление ограничено, можно провести эту работу сразу в кругу. Тогда
целесообразнее задавать участникам не временные рамки презентации (60 секунд), а
количественные (5-7 характеристик). Это сделает работу менее сложной.

«МЕЖДУНАРОДНЫЙ СИМПОЗИУМ»
Первый этап работы проходит индивидуально. Каждому участнику выдается бланк анкеты с
несколькими (4—6) вопросами. Вопросы могут быть как открытыми, предполагающими
развернутый ответ, так и альтернативными, когда предложено несколько вариантов ответа и
из них нужно выбрать один наиболее подходящий. В зависимости от той тренерской роли, в
которой вы себя позиционируете, от программы тренинга и от специфики группы вопросы
могут быть как сугубо серьезными, так и полушутливыми, но они обязательно должны
касаться тематики тренинга. Однако они не должны быть чрезмерно глубокими или
дискуссионными, потому что на работу на данном этапе группе отводится 5—7 минут, и за
это время участникам нужно дать ответ на каждый из них.
На втором этапе работы тренер дает следующую инструкцию: «Сейчас ваша задача — по
результатам анкетирования найти себе единомышленников и объединиться с ними в команду.
По какому принципу вы будете создавать команды и сколько команд получится в итоге —
решать вам». На выполнение задания этого этапа целесообразно отводить от 5 до 15 минут, в
зависимости от активности группы.
Когда команды сформировались, им предлагается следующее задание: «Представьте себе, что
вы должны выступить на международном симпозиуме, посвященном проблеме (тренер
называет проблему, созвучную теме тренинга). Ваша задача — сформулировать основные
тезисы своего выступления, отразив их, кроме того, в виде девиза и эмблемы вашей
делегации».
Эта работа может занять у группы около 10— 15 минут. После того как группы объявили о
своей готовности к выступлению, организуется их презентация в общем кругу. По
завершении презентаций тренер подводит итог всем выступлениям, обобщая их и обозначая
соответствующие темы тренинга.
Упражнение повышает мотивацию участников тренинга к обучению и групповой работе,
помогает им сосредоточиться на изучаемой теме. Если участники группы до начала тренинга
не были знакомы друг с другом, это упражнение позволяет им установить первичный контакт
и действительно найти единомышленников, что повышает комфортность их пребывания в
тренинговом пространстве.
Тренеру эта работа предоставляет обширный диагностический материал, который касается
как перспектив групповой динамики (активность группы в целом, претенденты на лидерство,
степень готовности к групповой работе и т. д.), так и особенностей мотивации и установок
отдельных участников. Он может формулировать вопросы анкеты с учетом планируемых им
тематических блоков и в дальнейшем апеллировать к ответам участников в ходе мини-лекций
и обсуждений, а также принимать их в расчет при распределении ролей в игровых заданиях.

12

www.mlm24.ru

Примеры вопросов для анкеты, которую можно использовать в тренинге для школьных
психологов, педагогов, родителей, можно найти в книге Елены Константиновны Лютовой и
Галины Борисовны Мониной «Тренинг общения с ребенком. Период раннего детства».

«ПИСЬМО САМОМУ СЕБЕ»
Это рамочное упражнение, которое и начинает тренинговую работу, и завершает ее.
Соответственно, оно проводится в два этапа: в начале тренинговой работы в первый день и на
стадии ее завершения в последний.
Цель этого упражнения — повысить мотивацию присутствующих к работе на тренинге,
стимулировать их рефлексию относительно своих личных и профессиональных целей
участия, актуализировать опыт работы и размышлений в рамках тематики тренинга.
Каждый член группы получает конверт с названием, символикой и датой проведения
тренинга и лист бумаги.
Сначала участники надписывают свои конверты. Желательно, чтобы на конверте были
обозначены как минимум имя и фамилия (если участники приехали из разных городов,
пишется также название города; если это бизнес-тренинг и они представляют различные
компании, пишутся их названия). Подписывание конвертов необходимо по двум причинам.
Во-первых, это облегчит распределение запечатанных конвертов на втором этапе работы, вовторых, повысит ответственность участников за свои слова. По этой причине нежелательно,
чтобы участники маркировали свои конверты только каким-то шифром, вензелем, рисунком
или тому подобными изображениями.
Далее на чистом листе они в свободной форме записывают ожидания от тренинга: какие
навыки хотели бы освоить и какие теоретические сведения получить; какие вопросы тренеру
хотели бы задать; чем хотели бы поделиться с другими участниками группы. Кроме т
Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!