Тема занятия: | Кремний и его соединения. Силикаты. Полупроводниковые материалы на основе кремния. Силикатная промышленность Казахстана. |
Общие цели: | Сформировать знания о строении атома кремния. Изучить его физические и химические свойства, распространении в природе и способы получения. Познакомить учащихся с различными видами соединений кремния, их свойствами. Рассмотреть область силикатной промышленности Казахстана. |
Ресурсы: | Учебник, дополнительный материал, коллекция природных соединений кремния, химическое оборудование (пробирки, штатив для пробирок, штатив, спиртовка, индикаторная бумага), реактивы (гидроксид натрия, азотная кислота, оксид кремния, углерод(уголь), вода), песок, презентация, интерактивная доска. |
Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Орг.момент. | Приветствие класса. Создание коллаборативной среды - Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, готовность наглядных пособий. | Приветствие, проверка наличия необходимого к уроку, включение в ритм урока |
| Деление класса на 5 рабочие группы – по номерам.После выбора номеров на презентации указываются темы, которые скрываются за каждым номером | Учащиеся выбирают случайным образом номер. Учащиеся с одинаковыми номерами образуют рабочую группу. |
Вызов | Актуализация знаний – выполнение тестовых заданий по теме «углерод и его соединения» | Учащиеся самостоятельно выполняют тестовые задания (приложение 1) |
| Целепологание На доске записаны слова: речной песок, горный хрусталь, кварц, агат, аметист, яшма, глина, бетон, стекло, цемент. Одновременно высвечивается слайд с картинками данных веществ, материалов.Вопросы: - Что общего для всех этих понятий? (все вещества, материалы, содержат кремний).- Какой будет тема урока? (Кремний и его соединения?)- Какие вопросы вы ставите для себя при изучении данной темы?
| Учащиеся внимательно изучают слайд презентации.Отвечают на вопросы учителяФормируют тему урока и критерии успеха. |
Основная часть | Работа в группахКаждой группе предлагается изучить материал учебника и дополнительный материал касающийся темы, которая была присвоена номером каждой группы и составить кластер.Составление критериев оценивания кластера.1 группа (3 ч) – нахождение кремния в природе (виды соединений) и способы получения кремния. (приложение 2)2 группа (3ч)– характеристика атома кремния по положению в ПСХЭ и его физические свойства.(приложение 3)3 группа (2ч)– химические свойства кремния и его оксидов (практическая деятельность)4 группа (3ч)– оксиды кремния и их характеристика, способы получения (кроме химических свойств) (приложение 4)5 группа (3)ч– характеристика кремниевой кислоты и ее солей. (приложение 5) |
Учащиеся, совместно с учителем определяют критерии оценивания каждой группы.Учащиеся анализируют материал учебника и раздаточный материал, составляют кластер (кроме 3 группы) подготавливают выступление для защиты своего кластера3 группа готовится провести демонстрационные опыты касающиеся химических свойств оксидов кремния и самого кремния |
| Выступление учащихся – взаимообучение | Учащиеся 1,2, 4 и 5 группы выступают – защищают свои работы – клатер.Учащиеся 3 группы демонстрируют опыты показывающие химические свойства кремния и его соединений – записывают на доске химические реакции. Оценивание работы учащихся по критериям используя пятибалльную систему оценивания |
Закрепление | Работа с тестовыми заданиями (приложение 6) | Учащиеся выполняют работу по тестовым заданиям |
Рефлексия | Учащимся предлагается выбрать один из трех рисунков, который соответствует их ощущению в конце урока время прошло нормальное отличноевпустую настроение настроение
| Учащиеся на стикере пишут своё имя и прикрепляют к соответствующей картинке |
Д/з | Параграф №…., написать доклад на тему «Полупроводниковые материалы на основе кремния. Силикатная промышленность Казахстана.» | Учащиеся записывают домашнее задание в дневник |