Круглый
стол
по повести А.С.Пушкина «Станционный
смотритель»
Цели:
образовательные: научить глубокому осмыслению
повести, сформировать навыки работы над художественной деталью;
учить анализу текста; помочь почувствовать трагизм положения в
обществе «маленького человека»; проследить общечеловеческую тему
«блудных» детей на примере образа
Дуни;
развивающие: анализ поведенческих ситуаций героев
повести, развитие навыков критического
мышления;
воспитательные: воспитание нравственных понятий,
поднятие проблемы отцов и
детей;
воспитывать чувство ответственности за свои
поступки,
воспитывать почитание и уважение к родителям,
умение признавать свои ошибки и прощать
других.
«Почитай отца твоего и мать
твою,
чтобы
продлились дни твои на
земле»
Евангелие.
Пятая заповедь.
Ход
урока
Организационный
момент
Целеполагание
Учитель: Сегодня мы побеседуем о повести
А.С.Пушкина «Станционный смотритель» и рассмотрим сюжетную линию,
связанную с судьбой дочери главного героя произведения, Самсона
Вырина. Итак, повесть прочитана. Поделитесь своими мыслями: о чем
она?
Ответы
учащихся: о совести, о памяти, о семейных отношениях, о проблемах
отцов и детей, о взрослении, о чувстве вины, о долге, о том, что
если проблемы материальные имеют шанс быть решенными, то проблемы и
потери моральные практически невосполнимы, как бы ни повернулась
человеческая судьба, об ответственности человека за свою судьбу и
судьбу своих близких.
Учитель: Какие из этих высказываний в
большей степени раскрывают тему произведения? (Проблемы отцов и
детей, взросление, ответственность человека за свою судьбу и судьбу
своих близких).
Мотивация
учебной
деятельности
1.Слово
учителя.
Наступит
день, когда вы уйдете из дома уже не в короткий путь по направлению
к школе, а в большую жизнь, где вас будут ждать не школьные
учителя, что всегда поддержат и помогут, а трудности и
испытания.
В большой
жизни вам уже никто не будет ставить оценки за успеваемость, но
будут оценивать за ваши поступки - прежде всего с нравственной
точки зрения - люди, Бог и сама
жизнь.
Как же
путь вы изберете для себя?.. Путь к деньгам и удовольствиям? Путь,
на котором вы не заметите боль, забудете родителей? Или путь добра,
милосердия, любви,
сострадания?
Смысл
литературы не в том, чтобы учить жить, - это учебник жизни, а
прежде всего искусство слова, которым призвано вселять в души
красоту, стремление к прекрасному, возвышенному, - но вместе с тем,
настоящее искусство всегда обращено к человеку, поэтому литература
как вид искусства может многое: пробудить душу, наполнить добротой
и помочь сделать свой нравственный
выбор.
2. Беседа по
вопросам:
-Кто
главный герой повести, чем он занимался?
(Главным
героем повести является станционный смотритель Самсон
Вырин)
-А.С.Пушкин в своем эпиграфе к повести шутливо и
иронично станционного смотрителя называет “диктатором”. Какова
жизнь смотрителя на самом
деле? (…Кто не проклинал станционных смотрителей,
кто с ними не бранивался? Кто не почитал их извергами человеческого
рода”?)
- Найдите портрет Самсона Вырина в первой части
повести. Каким его рисует
автор?
-Счастлив
ли был Вырин, несмотря на многочисленные проблемы, с которыми он
ежедневно сталкивался на
службе?
-Но прошло
несколько лет. Что изменилось? Каким мы видим героя во второй части
повести?
-Почему
Вырин превратился в хилого старика, кто в этом
виноват?
-Проанализируйте эпизод первой встречи Вырина и
Минского. ( Просмотр к/ф
41мин.-44мин.)
--Впервые в русской критике вместе с образом Вырина
рождается определение “маленький
человек”).
“Маленький
человек — это человек невысокого социального
положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями,
не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не
делающий зла,
безобидный.
Почему
Вырин делает вторую попытку встретиться с
дочерью? (Хочет лично увидеть дочь и убедить ее
вернуться домой, но и посмотреть ей в глаза, понять, как она без
него живет: ест и спит…)
-Как живет его дочь в
Петербурге? (“ Дуня, одетая со всею роскошью моды,
сидела на ручке его кресел, как наездница на своем английском
седле. Она с нежностью смотрела на Минского…Бедный смотритель!
Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною”.) (Она здорова,
богата и нисколько не горюет от тех перемен, которые с ней
произошли…)
-Почему же
Самсон Вырин не рад счастью
дочери? (Не
верит в продолжительность и серьезность отношений между Минским и
дочерью, помня историю блудного сына, расклеенную на своих стенах,
и причисляя дочь к их числу; по ее беззаботному лицу Вырин понял,
что Дуня забыла его, а ему нет места в этом
мире.)
-Почему
Дуня, увидев отца, не обрадовалась, не упала на колени и не стала
просить прощения, как это произошло в известной библейской притче,
развешанной у них на стене, а испугалась и упала в
обморок? (Ей
стыдно за то, что она живет с любимым мужчиной без венчания и
родительского благословения, теперь богата и обеспечена, а отец
очень нуждается в куске хлеба; Дуня предала то хорошее, что было в
прошлом: отца, память о себе – контакта “ глаза в глаза” не
получилось…)
3. Сделаем
выводы.
Финал
«Станционного смотрителя». Совершенно гениальный, истинно
пушкинский финал.
- Дуня
вышла замуж или нет? Счастлива она или
нет?
- Как жила
Дуня все эти годы, вспоминала ли отца? Почему не приехала раньше?
Стыдилась? Чего боялась? Или Минский не
пускал?
- Разве
это нормально, разве это по-человечески, разве это
замужество?
Возможно,
материнство помогло Дуне испытать неведомые раньше чувства. Однако
эти чувства не обогатили её жизнь, но наоборот усугубили её чувство
вины перед отцом.
Слова
смотрителя о том, что Дуня, возможно, где-то метёт кабак, не
сбылись, но и слова Минского о счастье Дуни не сбылись тоже, ибо
какое может быть счастье у человека, живущего с такой тяжестью, как
у неё.
4. Итог
урока. Рефлексия
- Именно
доброе, гуманное отношение к людям независимо от их положения
проповедует А.С. Пушкин. Он не просто рассказывает о судьбе своих
героев. А словно заглядывает им в душу и заставляет нас с вами
прожить их жизнью и чувствами, предупреждает о возможных
ошибках.
Высказывание учащихся с использованием приема
«Незаконченное предложение»
«Когда я
читаю повесть, я представляю……, думаю
о………»
Учитель: К какому осознанию пришли вы,
ребята?
Вывод
учителя: Да, в повести поднимается важная проблема – проблема
взаимоотношения родителей и детей. Вы сейчас находитесь в таком
возрасте, когда, может быть, не всегда прислушиваетесь к мнению
родителей, не всегда дарите им теплые слова. Пройдет время, и вы
по-другому будете относиться к самым родным людям на земле. Ловите
каждое мгновение, говорите близким о своей
любви.
Ведь так
важно успеть сказать родителям, что мы
их ЛЮБИМ!