ІІ. 1.Опрос домашнего
задания. (Шакарим «Жизнь»)
2.Блиц-опрос по пройденной
теме на
платформе Wordwall
ІІІ. Сообщение темы и целей
урока. Сегодня мы продолжим изучение
творчества Шакарима Кудайбергенова и познакомимся с отрывком его
стихотворения «Что такое человек».
Тема урока: Шакарим
Кудайбердиев. «Человек похож порою то на волка, то на
сыть…»
Запишите в тетрадь слова
Шакарима, которые послужат эпиграфом к
уроку:
«Кану я, но будут жить мои
стихи,
молодые все запомнят до
строки».
В 1915 году Шакарим написал
стихотворение «Адам немене». Давайте послушаем
отрывок.
IV.Просмотр
видеоролика
В 1978 году впервые в
Ленинграде (Санкт-Петербург) были опубликованы
стихотворения Шакарима на русский язык в сборнике «Поэты
Казахстана. Из
14 стихотворений Ш. Кудайбердиева, вошедших в сборник, 10
переведены известными
переводчиками Всеволодом
Рождественским, 4 – Владимиром Цыбиным. Стихотворения «Адам немене» на
русский язык перевел В. Цыбин.
V. Знакомство с текстом
стихотворения в переводе на русский
язык.
Что такое
человек
...Это всё слова
пустые так что ты не пустословь.
Мало их, в чьём сердце ныне
справедливость и любовь.
Из пустых междоусобий, нет,
не выйдет ничего.
Неужели вышибают глаз,
чтобы подправить бровь?
И зашедшегося в плаче как
ребёнка ты не бей,
Всё равно дитя не станет ни
спокойней, ни умней.
Пёс - обжора ненасытный не
побрезгует ничем,
Чтобы сгрызть от всех в
сторонке груду брошенных костей.
Человек похож порою то на волка, то на
сыть,
И порой от человека зверя все же не
отличить.
Лишь в одном его отличье – в светлом разуме, в
уме.
Если сил на это хватит – должен ум ты
подлечить.
Перевод В.
Цыбина
VI. Словарная
работа.
Сыть-1. то же, что : сытость
(устаревшее)
2.
то, что насыщает; еда, корм,
пища (устаревшее)
Ныне- в
настоящее время, теперь.
Междоусобие- несогласие,
раздор.
VII. Работа с
текстом.
1.С чем/кем автор
сравнивает
человека?
2.В чем отличие
человека?
Задание 1. Прочитайте
последнее четверостишие текста и определите
тему:
Человек похож порою то на волка, то на
сыть,
И
порой от человека зверя все же не отличить.
Лишь в одном его отличье – в светлом разуме, в
уме.
Если сил на это хватит – должен ум ты
подлечить.
А)
Человек - творение природы
В)
Человек – разумное существо
С)
Волк - творение природы
Задание 2. Выберите
ключевые слова, которые отражают основную идею
текста:
разум, волк, сыть, отличие,
человек, ум, похож, зверь
Задание 3. Сформулируйте
основную мысль текста.
Вывод.
Шакарим стремился к познанию
истины,
он непрерывно искал способы, как сделать лучше себя
и других. Его волновали и тревожили вопросы о том, как исправить
человеческую природу, как научиться жить в согласии с собой и
окружающим миром. Стихи Шакарима несут в себе
нравственные поиски автора, его благие призывы к людям оставаться
разумными, возрождать в себе человечность, быть
творцами.
|