Материалдар / курсовая работа "Эстетическое воспитание младших школьников в семье"
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

курсовая работа "Эстетическое воспитание младших школьников в семье"

Материал туралы қысқаша түсінік
Курсовая работа Эстетическое воспитание младших школьников в семье (По предмету: Педагогика ) Содержание
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
27 Мамыр 2022
446
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады


АКТЮБИНСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ

Курсовая работа

Эстетическое воспитание младших школьников в семье

(По предмету: Педагогика )

0105000 «Начальное образование»

Выполнила:Алмат Д.Б

группа - БК-401

Руководитель: Сулейменова А.Ж

Преподаватель по предмету

«Педагогика и психология»













Допущена (не допущена) к защите

Руководитель УМО « Педагогика и психология»

______________Бурибаева Н.Д

«_____» _________________ 2020г


Содержание


Введение........................................................................................................................3

1. Теоретические основы эстетического воспитания детей младшего школьного возраста......................................................................................................5 

1.1 Психолого-педагогические основы эстетического воспитания........................5

1.2 Основные формы и методы эстетического воспитания детей младшего школьного возраста......................................................................................................8

2. Способы организации эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в семье..............................................................................................................................................................10

2.1Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста во внеклассной работе....................................................................................................13

2.2 Взаимодействие школы и семьи в эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста....................................................................................................18

Заключение.................................................................................................................22

Список используемой литературы...........................................................................24

Приложения

Введение


Актуальность работы состоит в том, что в условиях развитого общества эстетического воспитание как средство формирования всесторонне развитой гармонической личности, обладающей широким кругозором, разносторонними знаниями и развитыми способностями занимает все более значительное место. Проблема эстетического воспитания является одной из важнейших проблем формирования общей культуры общества. Эстетическое воспитание значимо тем, что обеспечивает личностно-ценностную ориентацию личности, развитие ее эстетического отношения к природной и предметной среде. Важнейшее значение имеет для ребенка приобщение его к самостоятельной эстетической деятельности. О необходимости формирования личности и эстетической культуры, - отмечают многие психологи, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого- младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы. 

Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека.

Прекрасное в жизни - и средство и результат эстетического воспитания. Оно концентрируется в искусстве, художественной литературе, неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями. Система эстетического воспитания в целом использует все эстетические явления действительности. Особое значение при этом придается восприятию и пониманию прекрасного в трудовой деятельности, развитию у человека способности вносить красоту в процесс и результаты труда.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. А у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Повод для этого нам дали еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности. 

Огромное значение имеет эстетическая среда семьи. В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, формироваться не могут. эстетический воспитание школьный семья

В семье, ребенок научится одно любить, другое ненавидеть, здесь привыкает к труду или праздности, получает первые эстетические вкусы. Стремление к чистоте и аккуратности, к декоративным элементам быта, интерес к рукоделию и выполнению художественных поделок развивают привычку к красивому и интерес к искусству. Имеется большое количество семей, в которых интерес к художественным изделиям, плетению кружев, творчеству передается вместе с навыками из поколения в поколение.

Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

Объект исследования - процесс эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в семье.

Предмет исследования - педагогические условия эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в семье.

Цель исследования - выявить условия успешного эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в семье.

Задачи:

- выявить основные формы и методы эстетического воспитания детей младшего школьно возраста в семье.

- определить сущность и содержание эстетического воспитания младших школьников;

- выявить роль эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в семье.

Методы исследования: изучение научных работ, изучение документации, теоретический анализ литературы


Гипотеза: эстетическое воспитание эффективно, если использовать в учебной деятельности средства искусства, а именно средства изобразительного искусства, музыки, литературы, архитектуры.

Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.


1. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младшего школьного возраста


1.1 Психолого-педагогические основы эстетического воспитания


Понятие «эстетическое воспитание», с одной стороны, связано в нашем сознании с искусством, с другой - предполагает что-то более широкое, не специальное, всеобщее по своему значению. В этом нет противоречия: за всяким фактом творчества в любом виде искусства лежит нечто гораздо более общее и первичное: особое отношение человека к. жизни. Не к искусству, а именно к действительности, еще не преобразованной ничьим художественным творчеством. Это особое отношение человека к действительности мы будем называть в дальнейшем эстетическим отношением, заранее оговорив, что употребляем этот термин в значении, существенно отличающемся от общепринятого.[1]

В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует эстетико-ценностную ориентацию личности, развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.

Являясь одной из человеческих сущностных сил, эстетическое отношение к жизни потенциально свойственно каждому человеку, характеризует его как личность в целом и не предполагает обязательной причастности к искусству как профессии. Но при определенных условиях это качество выступает как психологическая первооснова художественно-творческой одаренности человека. Оно порождает феномен искусства, художественного освоения мира, находит в нем свое наиболее полное выражение. С этой точки зрения художественная культура человечества является как бы сгустком эстетического отношения Человека к Миру. Поэтому именно приобщение к искусству является наиболее действенным средством пробуждения у каждого человека аналогичного отношения к жизни.[2]

Эстетически воспитанный человек - человек, способный на сопереживание, человек более чувствительный, более ценный и полезный в любой профессиональной и общественной деятельности, которой мы занимаемся.

Такой человек несравненно богаче, полнее и радостнее воспринимает жизнь, чем тот, у которого с детских лет не развили чувство единства с природой и окружающим миром.

Эстетическое воспитание - понятие емкое, широкое. Оно включает воспитание эмоционально - образного отношения к произведениям искусства, природе, общественной жизни, труду, быту.

Необходимой составной частью эстетического воспитания является художественное воспитание.

Оно осуществляется средствами искусства: поэзией, живописью, прикладным творчеством, музыкой.

Сегодня все знают, что эстетическое воспитание ребенок может получить в изостудии, драматическом кружке, музыкальной школе, в кружках вышивки, лепки.

Но у колыбели формирования личности в самом прямом смысле стоит семья.

Главная цель эстетического воспитания школьников, как следует из сказанного выше, состоит в том, чтобы, приобщая детей к специальной области искусства, развивать у них общечеловеческую способность эстетического отношения к жизни.[3]

Но каково психологическое содержание, которое мы вкладываем в это понятие? В чем его духовно-нравственная ценность и воспитательное значение? Ответ затрудняется спецификой предмета: речь ведь идет о целостных переживаниях, сущность которых не может быть адекватно постигнута чисто рациональным путем и без остатка выражена в однозначных формулировках. Они могут быть действительно поняты лишь путем сопереживания; от исследователя требуется свой целостный опыт, аналогичный изучаемому. Поэтому особое значение приобретают теоретические труды и отдельные высказывания выдающихся мастеров искусства, которые стремились осмыслить собственный опыт эстетического отношения к миру, глубинные особенности личности художника, психологические условия зарождения творческих замыслов. Знакомясь с этим обширным материалом, мы обнаруживаем, что люди, которых разделяли века и континенты, которые обладали несхожим мировоззрением и работали в разных областях искусства, оказываются настолько согласны между собой, словно описывают один непреходящий феномен художественного сознания.

Прежде всего человек с развитым эстетическим отношением не чувствует себя обособленным «я», которому внешний мир, природный и социальный, противостоит как нечто отчужденно-объективное. Напротив, он непосредственно переживает свою сопричастность, «единоприродность» миру; мир открывается ему как его мир, «мир человека» (К. Маркс), и самого себя он осознает как неотъемлемую частицу мира. Это можно определить как осознанное переживание онтологического единства с миром. С предельной краткостью это переживание выражает знаменитая строка Ф. Тютчева: «Все во мне, и я во всем!..».

Этот опыт расширенного самосознания и самоощущения порождает глубокую личностную потребность в возобновлении, обогащения, осмыслении подобных переживаний (что, кстати, создает мотивационную основу для самостоятельной работы человека по эстетическому самовоспитанию).

Конкретный предмет эстетического отношения, будь то другой человек, явление природы или произведение человеческой культуры, воспринимается существующим «в первом лице» как некоторое «я», как носитель самоценной внутренней жизни, отличной ив то же время родственной воспринимающему человеку. Развитое эстетическое отношение не позволяет относиться к чему бы то ни было как к «безгласной вещи» (М.М. Бахтин), призванной лишь послужить полезным средством для достижения какой-либо утилитарной цели; оно изымает свой предмет из плоскости его обычного практического функционирования и обнажает самоценность его неповторимого бытия. С.Л. Рубинштейн отмечал очень важную сторону эстетического отношения, когда определял его как «утверждение существования объекта», и подчеркивал в связи с этим значение созерцания, которое, в противоположность преобразующей деятельности, ценит окружающую действительность саму по себе, в ее собственном бытии, частью которого является и сам созерцающий человек [13; 374].

Эстетическое, как известно, значит «связанное с чувственным восприятием». И характерная черта рассматриваемого отношения, которая подчеркивает его своеобразие именно как отношения эстетического, состоит в том, что внутренняя жизнь, особая ценностная значимость явлений открывается человеку в связи с восприятием их неповторимого чувственного облика. С этой точки зрения эстетическое отношение к миру представляет собой способность воспринимать чувственный облик предметов и явлений как непосредственное выражение характера, состояния судьбы, родственной воспринимающему человеку внутренней жизни и благодаря этому осознанно переживать свою сопричастность миру.

Поскольку, как уже было сказано, такое отношение к действительности лежит в основе художественного освоения мира и опредмечивается в его продуктах, становится ясной конкретная задача педагога, методиста, психолога, работающих в области эстетического воспитания: так преподавать искусство, чтобы, приобщаясь к. нему в творческой практике и при восприятии произведений, каждый ребенок открывал в себе самом общечеловеческую способность эстетического отношения к миру. Как говорил М. Пришвин, «способность художника видеть мир означает бесконечное расширение обычной способности всех людей к родственному вниманию (так писатель определял качество, очень близкое к тому, которое в данной статье называется эстетическим отношением). Пределы этому родственному вниманию бесконечно расширяются посредством искусства - этой способности особо одаренных людей, художников видеть мир с лица» [12; 352].

Развиваясь в рамках художественной деятельности, эстетическое отношение по своему значению оказывается гораздо шире ее и выступает как целостная характеристика личности. Наивно было бы, конечно, ожидать, что развитие эстетического отношения само по себе решит все конкретные задачи воспитания человека: это может происходить лишь опосредствованным образом и под воздействием многих факторов. Но оно создает для этого общую духовно-нравственную основу, так как приносит человеку чувство сопричастности с окружающим миром и неутилитарной ценности жизни.



1.2 Основные формы и методы эстетического воспитания


В воспитании детей и юношества эстетика повседневной жизни играет важную роль. Окружение человека, обстановка, убранство помещений, одежда - повседневного и ежечасно влияют на эстетический вкус. Поэтому воспитание у детей общей культуры: соблюдение гигиены, аккуратность, вежливость и деликатность, внимательность и предупредительность - является важной стороной эстетического воспитания.

Внешним выражением духовного богатство человека служит его манера разговаривать, выслушивать собеседника, реагировать на окружающее. Поза, мимика, жесты, даже походка и множество иных тончайших проявлений человека могут свидетельствовать о его эстетическом облике.

Эти внешние признаки духовного богатства детей создаются под влиянием условий жизни, подражания взрослым и сверстникам, системы воспитания в школе и семье.

Эстетика отношений между людьми является основой эстетики повседневной жизни. Здоровые, человечные, красивые отношения в семье, отношения в школе между учителями и учащимися, между товарищами составляют фундамент эстетического воспитания. По глубине и тонкости эти отношения могут быть сложны и многообразны.

Быть приветливым с людьми, отзывчивым собеседником, гостеприимным хозяином, тактичным гостем, внимательным сыном и добросовестным учеником, добрым товарищем и верным другом - все это не только область морали, но и эстетики.

Чувство такта, умение в трудной обстановке найти правильное решение и поступиться своими желаниями ради близких людей, способность создавать хорошее настроение - все это не только нравственная воспитанность ребенка, но и проявление его эстетической культуры.

Такие отношения детей к окружающим формируются всем укладом их жизни в семье, в школе. Они систематически и повседневно воздействуют на эстетические чувства детей. Примитивные, черствые, неискренние отношения между людьми в семье и школе глубоко ранят личность ребенка и оставляют след на всю жизнь.

Приучать детей содержать свои личные вещи в порядке, никогда не производить уборку за ребенка, а терпеливо приучать к этому его самого, постоянно заботиться о том, чтобы школьник стремился создавать уют в классе, в своем уголке, - все это очень важно для воспитания у него эстетического вкуса. В отборе предметов, которые окружают школьника, необходимы высокая требовательность, чувство меры. Нельзя допускать вещей антихудожественных, портящих вкус, аляповатых.

Постоянное внимание учителей и родителей к воспитанию у ребенка эстетической культуры движений, жестов, мимики, манер, далеко не простое дело. В нем нужна система, настойчивость, последовательность и терпение, постоянство требований, завершение их желаемым результатом.

Эстетика внешнего вида есть проявление внутренней красоты, нравственной чистоты, которая прежде всего сказывается в отношениях к людям.

Итак, проблемы эстетики, воспитание прекрасного волновали философ, поэтов и писателей, педагогов во все времена. Многие из них много внимания уделяли сущности красивого и безобразного, высокого и низкого не только в человеческих отношениях, но и в окружающем нас мире. И все же главной категорией эстетики является категория прекрасного, от нее тянутся нити ко всем другим понятиям эстетики. Прекрасна надлежащая мера во всем. Следовательно, главная задача школы, педагогов заключается в воспитании понимания красивого в окружающей жизни, в природе, в человеческих отношениях каждым школьником.[4]

2. Способы организации эстетического воспитания младшего школьного возраста в семье


2.1Эстетическое воспитание младшего школьного возраста во внеклассной работе


Во время прохождения педагогической практики в 2 В классе, КГУ № 16 г. я решила проверить уровень эстетического развития учеников посредством проведения детского чтения. Перед мероприятием я использовала предварительное анкетирование среди учеников с целью определения существующего уровня (Анкета представлена в приложении 3). 

Результаты предварительного анкетирования показали что уровень эстетического восприятия у учеников развит слабо.

В частности, большинство учеников не занимались самостоятельным чтением, почти никто из них не посещал библиотеку, в семье книги вслух читаются редко, в следствии чего не могут назвать книгу, которую недавно прочитали.

Данные показатели надвинули меня на идею проведения внекслассного часа с целью повышения эстетического восприятия у учеников посредством чтения.

В ходе прохождения профессиональной практики мною был проведен внекслассный час по теме: «В знании сила» (О детском чтении).

Место проведения: КГУ № 16 г. Актобе

Время проведения: 05.02.2020 г.

Класс:2 В

Тема внекслассного часа: «В знании сила» (О детском чтении).

Эстетические качества воспитывающихся на уроках: воспитывать интерес к формированию интеллектуальных умений, желания читать, развивать читательский интерес ребенка, воспитывать культуру чтения школьника

Участники: ученики и родители.

Высказывания:

«Книга-это могучее оружие. Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека»

В.А.Сухомлинский «Книги - открытые двери к другим душам и другим народам»

А.Моруа

«Книга - великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться» А-Елок

Задачи! познакомить родителей с результатами развития читательских умений обучающихся класса; развивать интерес к формированию интеллектуальных и эстетических умений и навыков, желания читать.

Вопросы ДЛЯ обсуждения: значение книги в жизни младшего тельника; как развивать читательский интерес ребенка; культура чтения школьника.

Подготовительная работа: анкетирование; подготовка памятки родителям.

Ход собрания

1. Беседа с родителями.

В последнее время часто можно услышать, что значение детской книги уменьшилось. Чем читать «Мойдодыра», лучше включить компьютер с мультфильмами. Дети - в восторге. Конечно, всё это полезно использовать, но при этом следует иметь в виду что, заменить чтение отца и матери они не могут. Ведь процесс чтения способствует духовному общению родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности, без которых немыслимо воспитание. Лучшие детские книги, представляя собой высокие образцы художественного слова - прозы и поэзии, воспитывают у детей чувство прекрасного и делают их жизнь полнее и интереснее.

Книги с малых лет внушают ребенку добрые чувства и благородные мысли, побуждают к хорошим поступкам, то есть способствуют нравственному становлению, а не только радуют и забавляют ребенка.

Дети не выносят назидательности, даже возникло мнение, будто мораль скучна ребёнку, Л Л.Толстой: великий знаток человеческих сердец «Я не согласен, чтобы дети не любили мораль: они любят мораль, но только умную, а не глупую».

Однако не следует прямолинейно понимать воздействие книги на ребёнка, и всюду немедленно извлекать строгую мораль и практический смысл. Вопрос сложнее и тоньше: читая художественные произведения, дети накапливают в своей душе яркие представления 0том, что такое хорошо и что такое плохо.

Детское чтение - великая сила, но каждому ясно, что беспорядочное, поверхностное чтение не приносит пользы и что надо руководить детским чтением.

Что значит руководить чтением? Это значит постоянно вызывать ребёнка интерес к книгам, следить за их выбором, помогать понимать прочитанное, воспитывать культуру чтения.

Д ело это - тонкое, деликатное, иначе можно отвратить от книги и чтения.

Выбор книги: выбрать книгу для детей родителям помогают учителя, и библиотекари. Конечно, при выборе книг, надо учитывать интересы своего ребёнка; ребята рано начинают проявлять самостоятельность при выборе книг. Свобода выбора повышает интерес к чтению, благотворно сказывается на восприятии произведений и ничуть не мешает руководству чтением.

Дети очень доверчивы, особенно к тем, кого любят, поэтому, соблюдая такт, без нажима, вы всегда можете повлиять на их выбор, не подавляя при этом их самостоятельности; ибо грубое вмешательство, запрет часто дают обратный результат. Помогать понимать прочитанное!

Что значит воспитывать у ребенка культуру чтения?

Это значит формировать у него сознательное отношение к книге и библиотеке, учить самостоятельно, выбирать книги и внимательно, вдумчиво читать их, вырабатывать навыки самостоятельной работы с книгой.

Культура чтения начинается с бережного отношения к книге. Не позволяйте маме рвать книгу, брать её грязными руками.

Как научить детей внимательно, вдумчиво ч

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!