бегенаева А.Т.,87778303989
Отчет о
проведении лабораторных работ по биологии в 8 - 9 классах (1
полугодие)
Данное планирование проведения лабораторных работ
составлено на основании следующих нормативно-правовых
документов:
1. «Об утверждении государственных
общеобязательных стандартов дошкольного воспитания и обучения,
начального, основного среднего и общего среднего, технического и
профессионального, послесреднего образования» (приказ Министра
просвещения РК от 03.08.2022 г. № 348, с изменениями от 23.09.2022
№ 406)
2. «Об утверждении типовых учебных планов
начального, основного среднего, общего среднего образования
Республики Казахстан» (приказ МОН РК от 08.11.2012 г. № 500, с
изменениями и дополнениями от 18.08.2023 г. №264)
3. «Об утверждении типовых учебных программ по
общеобразовательным предметам, курсам по выбору и факультативам для
общеобразовательных организаций» (приказ Министра просвещения РК от
16.09.2022 г. № 399; с изменениями от 21.11.2022 г. № 467, с
изменениями от 5.07.2023 г. № 199)
4. Инструктивно-методического письма «Об
особенностях учебно-воспитательного процесса в организациях
среднего образования
Республики Казахстан в 2023-2024 учебном
году»
|
класс
|
Раздел долгосрочного
плана
|
тема
|
цели
|
1
|
8
|
8.1А Клеточная биология
|
Лабораторная работа «Классификация тканей
растений». Лабораторная работа «Классификация тканей
животных».
|
8.4.2.1
классифицировать ткани растений и животных
|
2
|
|
8.1С
Разнообразие живых организмов
|
Лабораторная работа «Определение отличительных
признаков отделов растений: водоросли, моховидные,
папоротниковидные, голосеменные и
покрытосеменные»
|
8.1.1.1
описывать отличительные признаки растений на примере водорослей,
моховидных, папоротниковидных, голосеменных и покрытосеменных
растений.
|
3
|
|
|
Лабораторная работа «Исследование признаков
классов однодольных и двудольных растений».
|
8.1.1.3
распознавать по отличительным признакам классы однодольных и
двудольных растений
|
4
|
|
8.1D
Питание
|
Лабораторная работа «Определение витамина С в
продуктах питания»
|
8.1.2.7
определять наличие витамина С в продуктах питания
|
5
|
|
8.2А
Транспорт веществ
|
Лабораторная работа «Исследование форменных
элементов крови различных организмов». Сравнение клеток крови по:
форме, размеру, количеству клеток и наличию ядра.
|
8.1.3.2
исследовать особенности строения форменных элементов крови
различных организмов по готовым микропрепаратам
|
6
|
|
|
Лабораторная работа «Исследование влияния
физических упражнений на работу сердца».
|
8.1.3.11
исследовать влияние физических упражнений на работу
сердца
|
7
|
|
8.2.В
Дыхание
|
Лабораторная работа «Исследование жизненного
объема легких».
|
8.1.4.3
определить жизненный объем легких и минутный объем дыхания в
состоянии покоя и при физической нагрузке
|
1
|
9
|
9.1В
Разнообразие живых
организмов
|
Лабораторная работа «Использование бинарной
номенклатуры для описания различных видов»
|
9.1.1.1 - использовать бинарную номенклатуру при
описании различных видов;
|
2
|
|
9.1E
Питание
|
Лабораторная работа 2«Исследование влияния различных условий
(температура, pН) на активность фермента».
|
9.4.1.1 - изучать механизм действия
ферментов
9.1.2.3 - исследовать влияние различных условий
(температура, pН) на активность фермента
|
3
|
|
|
Лабораторная работа 3 «Исследование процесса эмульгирования жиров под
действием желчи»
|
9.1.2.4 - исследовать процесс эмульгирования жиров
под действием желчи
|
4
|
|
9.1F
Транспорт веществ
|
Лабораторная работа 4 «Исследование внешних факторов:
температуры, влажности и давления водяного пара, движения воздуха
на процесс транспирации».
|
9.1.3.2 - объяснять сущность процесса транспирации у
растений;
9.1.3.3 -
исследовать внешние и внутренние факторы, влияющие на процесс
транспирации
|
5
|
|
|
Лабораторная работа 5 «Исследование внутренних факторов:
площади испаряющей поверхности и отношения этой поверхности к
объему растений (кутикула, устьица) на процесс
транспирации».
|
9.1.3.2 -
объяснять сущность процесса транспирации у
растений;
9.1.3.3 - исследовать внешние и внутренние факторы,
влияющие на процесс транспирации
|
6
|
|
9.2C
Коорди
нация и
биофизика
|
Лабораторная работа 6 «Исследование влияния
ауксина
на растения».
|
9.1.7.6 - анализировать влияние ростовых веществ на
жизнедеятельность растений
|
Лабораторные
работы содержат адаптированные к возрасту учащихся, постепенно
усложняющиеся и взаимосвязанные задания, которые обеспечивают
поступательное развитие метапредметных умений и навыков. В
некоторых лабораторных работах для подведения итогов требуется
анализ результатов работ всего класса, что развивает навыки
сотрудничества, контроля и самоконтроля. Отдельные работы для
старших классов составлены таким образом, что школьники получают
возможность работать без руководства учителя по
алгоритмам.
Во время
проведения лабораторных работ на уроках биологии применяются и
развиваются пять навыков:
-
учебно-познавательная (Т. В. Иванова, Г. К, Селевко, А. В.
Хуторской) - совокупность компетенций ученика в сфере
самостоятельной познавательной деятельности - это: знания и умения
целеполагания, планирования, анализа, рефлексии,
самооценки;
- когнитивная -
умение на деятельностном уровне осваивать новые знания, основанные
на опыте, готовность к самостоятельной репродуктивной и
продуктивной познавательной деятельности, не только в
предметно-ориентированном компоненте, но и в надпредметном
компоненте учебного процесса, а также вне рамок учебного
процесса;
- коммуникативная
- включают знания и способы взаимодействия с окружающими людьми,
навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в
коллективе;
-
социально-мировоззренческая - означают владение знаниями и опытом в
гражданско-общественной деятельности, овладевание минимально
необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной
активности и функциональной грамотности;
- способность
решать проблемы – постановка и решение познавательных задач;
нестандартные решения, проблемные ситуации - их создание и
разрешение.
Биология – наука
прикладной направленности, наука 21 века. В программе предмета
много теоретического материала и мало практики. Возникает
противоречие. Есть потребность в усилении практической
направленности.
В связи с этим в своей педагогической
деятельности, я уделяю огромное внимание созданию условий для
развития познавательной компетентности личности учащегося. Делаю
это через практическую направленность преподавания биологии. Дети в
любом возрасте обладают определённым набором знаний, умений,
навыков. Я думаю, что используя этот жизненный опыт, можно создать
условия для осознанного присвоения нового социального опыта,
обучению и воспитанию у учащихся умения учиться. Усиление
практической направленности преподавания биологии даёт возможность
в процессе изучения предмета показать школьникам практическое
значение биологических знаний, познакомить с ботаническими
характеристиками и особенностями ведущих сельскохозяйственных
культур, раскрыть научные основы важнейших производственных
процессов и познакомить с достижениями в растениеводстве,
животноводстве, медицине и так далее. Практическая направленность
преподавания осуществляется на базе широкого использования
жизненного опыта учащихся, привлечения их знаний и
умений.
При этом ребята
включаются в исследовательскую деятельность.