Материалдар / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД – БАЗОВАЯ ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГА
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД – БАЗОВАЯ ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГА

Материал туралы қысқаша түсінік
В современных социокультурных и экономических условиях перестраивается практика работы всех образовательных учреждений с ориентацией на обучающегося как на личность, которая является самосознательным ответственным субъектом собственного развития и субъектом учебно-воспитательного взаимодействия.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
21 Желтоқсан 2017
471
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД – БАЗОВАЯ ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГА


В современных социокультурных и экономических условиях перестраивается практика работы всех образовательных учреждений с ориентацией на обучающегося как на личность, которая является самосознательным ответственным субъектом собственного развития и субъектом учебно-воспитательного взаимодействия.

Основная задача профессионального образования – подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования.

Важнейшая задача, стоящая перед педагогом — найти эффективные условия для подготовки будущего специалиста к практической деятельности.

Именно поэтому особо актуальной на современном этапе развития общества становится проблема личностно-ориентированного подхода к образованию.

Личностно-ориентированный подход в современных условиях гуманизации и гуманитаризации всех звеньев образовательной системы – базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым обучающимся.

В педагогике идеи личностно-ориентированного подхода к решению проблем образования впервые наиболее ярко были представлены в теории К.Д.Ушинского, который выдвинул следующее требование: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет знание педагогом личностных характеристик и возможностей обучающихся. Личностно-ориентированная парадигма профессионального образования предлагает педагогу исходить из природы обучаемого, его задатков, способностей, возможностей, обеспечивая ему право выбора того, что диктуется его потребностями, интересами и мотивами деятельности. Становление личности занимает приоритетное место в профессиональном образовании. Личность характеризует высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самоуважения, самодостаточности в принятии и реализации решений. Профессиональное развитие неотделимо от личностного – в основе того и другого лежит принцип саморазвития, определяющий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, приводящий к высшей форме жизнедеятельности личности – творческой самореализации.

Личностно-ориентированный подход предполагает помощь обучающемуся в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых самоопределения, самореализации, самоутверждения.

Личностно-ориентированный подход предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся – его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. студент как личность. Исходя из интересов обучающегося, уровня его знаний и умений, педагог определяет учебную цель занятия и формирует, направляет и корригирует весь образовательный процесс в целях развития личности обучающегося. Соответственно, цель каждого урока, занятия при реализации личностно-ориентированного подхода формируется с позиции каждого конкретного обучающегося и всей группы в целом. Например, цель занятия может быть поставлена так: «Сегодня каждый из вас научится решать определенный класс задач». Такая формулировка означает, что обучающийся должен отрефлексировать наличный, исходный, актуальный уровень знания и затем оценить свои успехи, свой личностный рост. Другими словами, обучающийся в конце урока, занятия должен ответить себе, чему он сегодня научился, чего он не знал или не мог делать еще вчера. Такая постановка вопроса применительно к обучению означает, что все методические решения (организация учебного материала, использованные приемы, способы, упражнения и т. д.) преломляются через призму личности обучаемого – его потребностей, мотивов, способностей, активности, интеллекта и других индивидуально-психологических особенностей.

Личностно-ориентированный подход предусматривает, что в процессе преподавания любого учебного предмета максимально учитываются национальные, половозрастные, индивидуально-психологические, статусные особенности обучающегося. Этот учет осуществляется через содержание и форму самих учебных заданий, через характер общения со студентом. Адресованные студенту вопросы, замечания, задания в условиях личностно-ориентированного подхода стимулируют их личностную, интеллектуальную активность, поддерживают и направляют их учебную деятельность без жесткого фиксирования ошибок, промахов, неудачных действий. Тем самым осуществляется не только учет индивидуально-психологических особенностей обучаемого, но и формирование, дальнейшее развитие его психики, познавательных процессов, личностных качеств, деятельностных характеристик.

Ряд исследователей отмечают: «Обществу нужны инициативные и самостоятельные специалисты, способные постоянно совершенствовать свою личность и деятельность. Именно они могут адекватно выполнять свои функции, отличаясь высокой восприимчивостью, социально-профессиональной мобильностью, готовностью к быстрому обновлению знаний, расширению арсенала навыков и умений, освоению новых сфер деятельности».

То есть профессиональное образование сегодня должно быть ориентировано на становление специалиста и профессионально активной личности, обладающей высокой профессиональной компетентностью и профессионально важными качествами личности, способной к социально-экономической адаптации. В настоящее время характерна такая тенденция: при приеме на работу и назначении на определенную должность все больше начинают учитывать особенности личности. В разных странах оценка их в 30 – 85% случаев оказывается решающей. Если специалист обладает только профессиональными знаниями и умениями, но не образован, не воспитан, не развит, он еще не настоящий специалист. Великий чешский педагог Я.А.Каменский по этому поводу очень ярко выразил свои мысли: «… можно сказать об образованном, но безнравственном человеке: что золотое кольцо в носу свиньи, то образование у человека, который отвращается от добродетелей». Без высокой образованности, морали, культуры «специалист», скорее всего, окажется бесполезным в трудовом коллективе, проявит себя как формалист, равнодушный к людям, нуждающимся в помощи, безразличный к результатам своего труда работник, не заинтересованный в использовании новых форм и методов.

Современный специалист должен представлять собой единство общих характеристик, которыми обладает любой современный образованный человек, и своеобразных, нужных специалисту данной профессии, личностных и профессиональных. Сегодня от специалистов требуется активность, самостоятельность, гибкость, нестандартность мышления, общая и профессиональная культура.

Таким образом, согласно личностно-ориентированному подходу, профессионал – это личность, обладающая нестандартными мышлением, способностью разбираться в проблемах, не пасовать перед трудностями, проявлять инициативу и самостоятельность, находить основания для правильных решений, непрерывно самообразовываться, повышая свой профессиональный уровень.

А для того чтобы дать обучающемуся раскрыть свои внутренние возможности, педагогу необходимо соблюдать ряд условий.

Во-первых, общение с обучающимся следует строить на основе безусловного позитивного внимания, что означает принимать его полностью, без одобрения или порицания, как человека безусловно ценного независимо от того, в каком он находится состоянии, как себя ведет и т. д. Принятие предполагает веру в положительные изменения в человеке, в его развитие.

Во-вторых, очень важной является способность педагога свободно переноситься в субъективный мир обучающегося, воспринимать, чувствовать и переживать так же, как воспринимает, чувствует и переживает он. Иными словами, педагог испытывает эмпатию к обучающемуся, эмпатическое понимание его внутреннего мира переживаний.

Для личностно-ориентированного воспитания особенно важно учитывать такие сложные состояния, как стрессовые и конфликтные.

Существует следующее эвристическое предписание, как осуществлять личностно-ориентированное воспитание:

«1. Полюбить своих учеников – значит не гладить их по голове, а постоянно настраивать себя на доброжелательно-доверительное взаимодействие с ними.

2. Стремитесь в любой ситуации понять своего воспитанника, его цели, мотивы, поступки.

3. Помните, что каждый ваш ученик – это уникальная личность со своими особенностями, амплитуда которых имеет свойство сильно меняться.

4. Помните, что каждый ученик хоть в чем-то, но талантлив.

5. Если ученик совершил даже самый отвратительный поступок, то дайте ему шанс исправиться, не будьте к нему злопамятны.

6. Ни в коем случае не сравнивайте детей друг с другом, а ищите в каждом ученике «свои точки роста».

7. Помните, что взаимная любовь с учениками идет от взаимопонимания, от сотрудничества к сотворчеству.

8. Ищите и дайте каждому ученику возможность самоутвердиться, самореализоваться.

9. Прогнозируйте, проектируйте, стимулируйте творчество каждого ученика.

10. Не бойтесь искренне восхищаться и гордиться своими учениками».
















Парадигма это комплекс научных данных или аксиом, принимаемых за правду, на основе которых разворачивается научная, философская или религиозная теория. Проще говоря, парадигма — тот мир стопудовых истин, который для учёного не подлежит сомнению. В переводе с греческого слово парадигма означает «образец, пример».

Эмпатия  это сопереживание, когда вы перенимаете состояние другого человека.

Эвристический - такой, который помогает находить, обнаруживать что-либо.

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!