Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Мақала
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
РАЗВИТИЕ ДИАЛОГОВОГО ОБУЧЕНИЯ, КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ПО КАЗАХСКОМУ ЯЗЫКУ
Б.М. Бермухамедова
Костанайская область Костанайский район с.Александрровка
ГУ "Александровская средняя школа"
Самая большая на Земле роскошь-
это роскошь человеческого общения.
Антуан де Сент-Экзюпери.
Мы живем, работаем, учим и учимся в новых конкретно- исторических условиях. Вопросы реформирования и демократизации общества, и, естественно, учебного процесса в практике школьной жизни продвигаются сложно, противоречиво, но вместе с тем неуклонно. На разных уровнях, в том числе и среди школьных учителей, идет активный процесс поиска инновационных средств, форм и методов с учетом современных требований. Для этого, как известно, необходимы научные знания, научный подход к оценке факторов, явлений, практических и теоретических проблем.
Учебный процесс в современной школе все более ориентируется на коллективное, публичное обсуждение проблем, активное взаимодействие и сотрудничество между учителями и учащимися, обмен мнениями между ними. Все это, в конечном счете, нацелено на выработку правильного понимания содержания изучаемых предметов, их связи с жизненной практикой. Среди них - лекция, диалог, проблемное собеседование, семинар, диспут, деловые игры и другие интерактивные формы занятий, которые активно применяются уже в основной школе.
В культуре Казахстана тоже имеется опыт диалоговой коммуникации. Такой вид народной устной народной поэзии, как айтыс, появился в 19 веке, во время, когда казахская музыка освобождается от сковывающих цепей религии и обряда и начинает развиваться как самостоятельное народное творчество. Этот период стал поистине духовным ренессансом нации, давшим расцвет основных музыкальных традиций народа - инструментальной, песенной, акынской.
Казахский народный эпос выделяет айтыс как песню-импровизацию в форме диалога-состязания двух акынов, что, в свою очередь, является ярким примером народной педагогике, так как айтыс - это дискуссия акынов, импровизация, народное творчество,- народная демократия.
Задача сегодняшней школы - противостоять деградации общественной жизни, пробудить у молодежи чувство взаимопонимания, доверия, сотрудничества.
Диалог способствует внутренней выработке мировоззренческих установок, он открывает новые возможности образования, которое перестает быть простым внушением стереотипов и трансляций определенных знаний по некоторым предметам. Вырабатывая у учеников способность размышлять, образование выполняет одну из важнейших задач. Средство достижения этой цели - лексика, стиль и логика диалогов, развивающих у учащихся осознанный, внутренне принятый (превратившийся в потребности) навык мышления, грамотной речи, критического восприятия мира, что в свою очередь служит формированию нравственной, образованной личности 21 века.
Философию кочевого народа достаточно емко характеризует традиционный для казахов институт гостеприимства. Согласно народным представлениям, гостеприимство - главная этическая добродетель человека. Гостеприимство по - казахски - так называемая неразделенная доля - по преданию, было завещано народу первопредком. Исследователи отмечают, что подлинные корни гостеприимства связаны с феноменом общения, который в условиях кочевого образа жизни имел особое значение, т.к. в основе общения лежит диалог. Идея открытости миру получила яркое развитие в творчестве великого казахского мыслителя, поэта Абая Кунанбаева, который основу общения (в диалоге) и единения людей видел в нравственности, человечности, любви и справедливости. Абай был убежден, что человек может счастливым лишь тогда, когда его понимают другие и полностью разделяют с ним его душевные стремления и чаяния. Они призывал народ к взаимопониманию, миру и согласию. Именно из любви к своим соотечественниками Абай предлагал им отказаться от вражды, племенной заносчивости и кичливости, учиться у других народов всему доброму и полезному. В своей "Книге Слов", являющейся плодом многолетних раздумий, Абай призывает наших современников к размышлению разумному отношению к себе и миру.
Таким образом, диалог позволяет воспитывать у учащихся высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самостоятельность, самодисциплину, независимость суждений, сочетаемых с уважением к мнению других людей; способность к ориентированию в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни; умения принимать решения и нести ответственность за свои поступки, осуществлять свободный выбор содержания своей жизнедеятельности, линии поведения, способов своего развития и др.
Диалог в обучении, или учебный диалог - своеобразная форма общения. Это взаимодействие между людьми в условиях учебной ситуации, осуществляется в форме речи, в ходе которого происходит информационный обмен между партнерами, и регулируются дела между ними. Специфика учебного диалога определяется целями его участников, условиями и обстоятельствами их взаимодействиями.
И для учителя, и для ученика диалог является средством деятельности: для учителя - средством обучающей деятельности, для ученика - учебной.
На моих уроках ученики составляют диалог в классе по тексту в паре, это дает возможность сильному быть консультантом, помощником, для слабого ученика.
Тапсырма: Мәтінді рөлге бөліп оқу, мазмұнын жеткізу. Сөйлемдерге сұрақтар қойындар.
Сөздік:
сылтаурату- найти предлог (повод)
жөнделу- исправиться
іркілмеу- безостановочно
маза- покой, спокойствие
түк білмеу- ничего не знать
байқау- заметить
тәлім - наставление, воспитание, обучение
қарыз- долг
Еркебай
Бірде Еркебай күні бойы ойнап, сабағына дайындамастан, ұйықтап қалды. Таңертең әлденені сылтауратып, мектепке барғысы келмей жүріп алды. Мұны әжесі байқады да, киімін кие бастады.
- Әже, сіз қайда барасыз? - деді Еркебай.
- Мектепке.
- Онда не істейсіз, әже?
- Сенің орнына оқып келемін.
Еркебай қатты ұялды.
- Әже, әжетай, бармай-ақ қойшы. Өзім барамын.
Сол күннен кейін Еркебайдың сабағы жөнделе бастады.
Так же составлять диалог я задаю на дом, ученики так же объединяются в пары для данного вида работы.
Так же я использую такой вид составления диалога, когда учащимся предлагается составить диалог по предлагаемому набору фраз, этот вид используется при закрепление нового материала. Например, при изучениии темы "Дүкенде"
Мен біраз нәрсе сатып алсам деп едім. – Мне бы хотелось сделать покупки....
Қайдан сатып алуға болады? – Где можно купить...?
Жақын маңда... – недалеко
Скажите, пожалуйста, где магазин... әмбебап – универсальный, азық - түлік – продовольственный, кітап дүкені – книжный, тәтті тағамдар дүкені – кондитерский,
Дүкен қашан ашылады (жабылады)? – Когда открывается (закрывается) магазин?
Сіздерде... – Где у вас отдел... - спорт тауарларын сататын бөлім қай жерде? ерлер киімін – мужской одежды, әйелдер киімін – женской одежды, балалар киімін – детской одежды, ойыншықтарды – игрушек,
Маған... керек еді – Мне нужен (на)..
Маған... көрсетіңізші – Покажите мне..
Маған берсеңіз – Дайте мне...
Мынау қанша тұрады? – Сколько это стоит?
Сізге төлейін бе, әлде кассаға ма? – Платить вам или в кассу?
Касса қай жерде? – Где касса?
Мынаны орап беріңізші – Упакуйте это, пожалуйста
Бұдан арзанырағы жоқ па? – Нет ли подешевле?
Мына затты ауыстырып алуға бола ма? – Можно поменять эту вещь?
Мен мынаны аламын – Я беру это
Барлығын бірге орап беріңізші – Заверните все вместе, пожалуйста
Мынаны пакетке салып беріңіз – Положите это в
пакет
В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.
Дети раскрываются при использовании диалога в обучении. На основании утверждения Выготского, что "когнитивное развитие происходит в процессе социального взаимодействия; иными словами, в момент, когда учеников обучают более взрослым способом мышления путем их общения с более способными учениками и взаимодействия с окружающей культурой и средой " можно убедиться, что диалог является мощным инструментом обучения.
Каковы же особенности диалогического обучения?
-
Организация речи через постанову вопросов в парной и групповой работе.
-
Создание атмосферы сотрудничества через вовлечение в диалог.
С целю организации групповой или парной работы, у меня предшествует следующая работа:
1. Учащиеся рассаживаются по желанию, по симпатии, с учетом совместимости характера и способностей.
2. Знакомлю с правилами работы в группе.
3. По составу формирую группы и пары смешанного состава или одного уровня, чтобы реализовывать дифференцированный подход в обучении.
Правильное распределение ролей определит стиль диалога в группе, эффективность диалога и поможет незаметно раскрыться медленному ученику.
В своей практике я использую вопросы низкого и высокого порядка.
Примеры вопросов по Таксономии Б.Блума в 3 классе по теме " Менің отбасым"
1 Сенің отбасында ата бар ма? Сенде әже бар ма?
2 Нақтылау айтқанда, сенің отбасында атаң-әжен бар?
3.Неге А жуан дауысты дыбыс?
4.А- жуан дауысты дыбысқа 5 мысал келтір.
5.Берілген сөйлемдерде жуан және жіңішке дауысты дыбыстарды тауып алыңыз.
6.Өз отбасы туралы 2 сөйлемдер құрастырыңыз.
Согласно исследованию Мерсера, беседа является неотъемлемой частью обучения учеников. Он различает три типа беседы, в которой вовлечены субъекты.
-
Беседа - дебаты;
-
Кумулятивная беседа;
-
Исследовательская беседа.
В заключении хотелось бы отметить: для того, чтобы выявить знания и "незнания" учеников, необходимы хорошо развитие коммуникативные навыки учителя и его чувство сопережевания. По сравнению с вопросами учителей, на которые ученики дают которые ответы, диалогическая беседа является тем типом взаимодействия, при котором как учителя, так и ученики вносят в обучение сущетсвенный и значимый вклад.
Список литературы:
1. История казахской фольклористики. - Алматы: Гылым, 1988.
2. Каган М.С. Философия культуры. Учебное пособие. - Санкт - Петербург, 1996-415с.
3. Нысанбаев А.Н. Эпоха, схваченнная в мысли // "Казахстанская правда". - 20.04.2006.
4. Нысанбаев А.Н. Согласию надо учиться // "Юридическая газета". - 19.10.2009.
5. Обоснование и внедрение методик модуля уроков //http:www.rusnauka.com/14_NPE_2015/Pedagogica/5_192405.doc.htm.
6.Программа повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан "Эффективное обучение". Руководство для учителя. - г.Астана, 2016.