Материалдар / Мастер-класс: "Применение техник формативного оценивания"
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Мастер-класс: "Применение техник формативного оценивания"

Материал туралы қысқаша түсінік
Формативное оценивание важный фактор для достижения результатов обучения
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
23 Қазан 2020
345
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

КГУ «Средняя школа села Шамалган с дошкольным мини-центром»





Мастер- класс

 на тему:

«Применение техник 

формативного оценивания на практике»







Учитель русского языка и литературы: Насанова Д.Ж.







2019– 2020 учебный год

Мастер- класс «Применение техник формативного оценивания на практике»

Цель: поделиться опытом применения техник  формативного оценивания

Задачи: рассмотреть, как данная система оценивания даёт возможность определять, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык

Ожидаемые результаты: участники мастер - класса смогут активно внедрять данные приемы в свою практическую деятельность и в разнообразной форме применять для оценивания.

Методы и приемы: формативное оценивание, групповые формы работ, исследовательская беседа

Оборудование:  презентация, раздаточный материал, стикеры, маркеры, видеоролики,

Ход мастер-класса

I. Мотивация Добрый день, уважаемые коллеги! Я учитель русского языка и литературы, первой категории, Насанова Динара Желубаевна. В 2015 году прошла курсы в ЦПМ г. Талдыкурга по программе « Лидерство учителя в школе».Сегодня я проведу для вас мастер- класс «Применение техник формативного оценивания на практике».

Психологический настрой на работу. Давайте начнём наш мастер-класс с улыбки. Как здорово, что наш мастер-класс объединил вместе активных, заинтересованных в своём профессиональном росте людей. Работать нам предстоит в группах, потому что вместе учиться полезнее и интереснее. Вместе вы сможете успешно преодолеть все трудности, потому что команда – это на самом деле сила! Для того, чтобы наша работа была полезной и плодотворной, я предлагаю вам совершить путешествие, а в какую страну мы скажем немножечко позже. Для этого я предлагаю вам приобрести билеты. Каждый пассажир нашего скоростного поезда приобретая билеты, должен внимательно изучить свой билет, чтобы сесть в свое купе. На билетах напечатано незаконченная пословица, вы должны найти вторую половину, тем самым вы попадете в свое купе.

- А теперь уважаемые коллеги, я предлагаю вам посмотреть трейлер из кинофильма «Служебный роман».

- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

Действительно, сейчас мы с вами отправимся в путешествие, в страну «Применение техник формативного оценивания на практике»

Коллеги, 14 января 2016 года Н.А Назарбаев подписал Указ №173 "О профессиональных и иных праздниках в Республике Казахстан", согласно которому с 1 марта в Казахстане официально празднуют День благодарности. Напомню, президент предложил отмечать День благодарности на 22-й сессии Ассамблеи народа Казахстана.
«Было бы справедливым день образования Ассамблеи народа Казахстана, у нас он 1 марта, можно другое число, — ежегодно отмечать, как День благодарности всех этносов друг другу и

казахам, проявившим милосердие, принявшим этих людей, как родных», — сказал Назарбаев. Коллеги, у вас на столах лежат листочки. Применив стратегию «Закончи предложение», я предлагаю вам написать слова благодарности народу Казахстана. Я благодарна (-ен), что ______________________________________

Взаимооценивание. Пусть каждый из вас прочитает свое предложение в группе. Затем нужно выбрать самое удачное, на ваш взгляд, предложение и прочитать его всем. Обсудите в группе, почему вы выбрали именно это предложение. Аргументируйте свой ответ. Уважаемые коллеги, обратите внимание, что вы не просто выполнили определенное задание, но и были вовлечены в процесс взаимооценивания. Применив данную технику формативного оценивания на своих уроках, вы сможете определить и оценить уровень знаний по какой либо-определенной теме . Например: русский язык-знание определений частей речи.

Свой мастер – класс я хотела бы продолжить словами  Л.Н.Толстого: Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем лучше будет учиться ученик. Оценка? Человек пусть не часто употребляет это слово в речи, но её применение использует каждый день. Прежде всего, я заинтересовалась тем, что такое оценка? Если посмотреть на буквы этого слова, то можно увидеть в нем слово «цена», то есть дать цену за услугу или простым языком «оплатить». По мнению Александера, «за любой формой оценивания значатся не только объективные или недостаточно объективные нормы и стандарты, но и понятия о развитии, обучении и мотивации ученика, а также ценности, касающиеся таких категорий, как самооценка, способности и усилия»


Я предлагаю вам посмотреть видео «Оценка по контрольной» Мозговой штурм Итак, что мы видели? (оценивание учеников). Какие три вопроса являются основой оценочной деятельности учителя ?

  • Что оценивать?

  • Как оценивать?

  • С какой целью оценивать работу ученика на уроке?








«Принципы оценивания» 

Уважаемые коллеги, используя технику «Ранжирование», вы должны выбрать 5 главных принципов оценивания и наклеить на лист. 

Для меня. В процессе работы над заданием, для выявления правильности его выполнения я буду использовать метод «Измерение температуры». Для этого деятельность учителей останавливается, и я одной из групп задаю вопрос: « Что мы делаем?». Ответив на этот вопрос, учителя предоставляют информацию об уровне понимания сути задания или процесса его выполнения.

Обращаю внимание учителей, что применяя, данную стратегию во время проведения своих уроков, учитель сможет узнать , насколько правильно ученики выполняют задание. В некоторых случаях (при работе в парах и в группах) учитель просит одну пару или группу учащихся продемонстрировать процесс выполнения задания. Другие пары или группы наблюдают, что от них требуется сделать


.«Принципы оценивания»

Задание 1: Выбрать 5 главных принципов оценивания и наклеить на лист

1.Доверить оценку детям! Самооценка, взаимооценка, индивидуальная оценка должны стать неотъемлемой частью учебной деятельности каждого школьника.

2. Давать детям время на оценивание.

3. Процесс оценивания должен строиться на основе понятных детям критериев и дескрипторов.

4. Оцениваться должен не только результат оценивания. Но и процесс обучения.

5. Не скупиться на похвалу. Нет такого «двоечника», которого не за что было бы похвалить.

6. Хвалить исполнителя, критиковать только исполнение.

7. «На ложку дегтя- бочка меда» - даже в море неуспеха можно найти островок успеха и закрепиться на нем.

8. Ставить перед ребенком только конкретные цели.

9. «За двумя зайцами…». Не надо ставить перед школьником несколько задач одновременно.

10. Формула «Опять ты не…» - верный способ выращивания Неудачника.

11. Оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его вчерашними неуспехами.

12. Ставить перед ребенком достижимые цели, и он их попытается достичь.

13. Объяснять оценки, отмечать специфические ошибки ,давать советы по исправлению.

14. Анализировать прошлый успех. Повторять и закреплять успехи.

15. «Обратная связь» должна быть своевременной, содержательной: не просто «хорошо выполнил работу», а « такие плюсы и минусы в этой работе, и что необходимо еще сделать.

Выступление представителей групп. Оценивание работ коллег. «Три хлопка». Спасибо всем группам и выступающим за плодотворную работу.

А мы движемся дальше. (Смайлики спасибо за плодотворную работу)


Вывод: Уважаемые коллеги, хочу обратить ваше внимание, что технику «Ранжирование» можно применить в процессе преподавания на всех уроках. Например, русский язык-знание алфавита (расставить слова в алфавитном порядке), литературное чтение-знание литературного произведения(построение модели рассказа).


Задание 2: У вас на партах лежат листочки с карикатурами. Посмотрите на них, какие ассоциации у вас возникают, обсудите их в группах, обыграйте ситуацию и прокомментируйте, пожалуйста, для всех: что же хотел сказать автор этой серии карикатур, под называнием «Великие за партой»?

Прочитайте, сначала текст, выразительно. И так, у кого про Морзе? 

Слайд1. Своим бесконечным стуком, Морзе, ты мешаешь товарищу отвечать! - Прокомментируйте, пожалуйста!

О: Никто, не знает, из каких детей получаются великие. Стучал по парте, может, не баловался, а изобретал – азбуку Морзе.

Слайд 2. Эйнштейн- Господин учитель! Как мой сын Эйнштейн понимает физику?- Весьма относительно.- Прокомментируйте.

О: Можно прокомментировать так: ещё пока слабовато. О: А у меня другое мнение. Относительно чего? Всё познаётся в сравнении.

Слайд 3 .Галилео- Сеньор учитель, она вертится! - Галилео, не будь ябедой!

О: Всё строится на открытии Галилея в принципе того, что, вокруг чего, вертится. Земля вокруг солнца или наоборот. 

Вот видите, я неслучайно дала вам эти картинки. У каждого из нас своё мнение. Очень сложно оценить правильность ваших ответов. В школе, порой мы сталкиваемся с проблемой: ЧТО поставить ученику за работу на СОРЕ или СОЧЕ, если он сегодня “поднялся” на одну ступеньку выше, но всё еще не “дотягивает” до желаемой “4” или “5”, или даже “3”, но “рост” ученика заметен!!! Как не дать угаснуть тому огоньку, который теплится в нём? Введение нового Государственного стандарта образования ставит перед нами задачу изменить традиционные подходы к оцениванию достижений учеников. Выход из этой ситуации находится в критериальном оценивании и новой системе образования 

Мозговой штурм. 

Что необходимо для критериального оценивания?

  • Знание понимание учащимися цели обучения

  • Знание и понимание учащимися критериев оценивания

  • Возможность и умение анализировать собственную работу


Из каких алгоритмов работы состоит критериальное оценивание?

  • Определение цели работы

  • Разработка критериев

  • Оценочная деятельность по инструментарию

  • Рефлексия оценочной деятельности

Что является важным для учеников при оценивании для обучения.?

Мой вывод: Итак, критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся. Смысл критериального оценивания заключается не в отказе от отметки. Критериальное оценивание позволяет ученику планировать свою учебную деятельность, определять цели, задачи, пути их достижения, оценивать результат своего труда. 

Формативная оценка – «обратная связь» для учащихся, позволяющая им уяснить, какие шаги необходимо предпринять для улучшения своих результатов. Люблю свою работу, нет сомнений… Все дети-это сказка наяву,И каждый раз со счастьем и волненьем навстречу к ним я с радостью иду. Спешу я жить, мне далеко до скуки, и жизнерадостней, уж точно, не найти…Но жизнь не стих - суровая наука, и здесь, позвольте, к прозе перейти. 

Практическая работа. Я поделюсь с вами, как мои ученики учатся взаимооцениванию. Цель его состоит в том, чтобы заинтересовать ученика в поддержании качества своей работы и помочь им проанализировать возможности её улучшения. Ученики приходят к пониманию, что не только учитель несёт ответственность за процесс обучения. Так при проверке д/з: чтения стихотворения или басни наизусть, предварительно обсуждаем с детьми критерии оценивания. Дети их уже знают, так как не первый раз занимаются оцениванием. Но всё равно, каждый раз критерии успешности объявляются перед каждым оцениванием.

Задание 3.( оценивание смайлики, таблица ,кружки)Предлагаю попробовать такой приём оценивания. Разработайте в группах критерии успешного чтения стихотворения. Каждый критерий напишите маркером на отдельном листочке. Я предлагаю составить 5 критериев.(Маркерами на листах А4 участники пишут критерии).Давайте проведём ранжирование критериев по степени важности. 

1. Например: знание текста и т. д. Критерии прикрепляю на доску.

- Выберем жюри. По 1 человеку от каждой группы. Представьте их.- Уважаемые коллеги, а почему именно этих людей вы выбрали в жюри?

О: …- У нашего жюри есть 3 вида смайликов: «5» «4» «3» Также у них есть листы оценивания, которые они будут заполнять. (Приложение 3)- Перед тем как читать стихотворение, оно лежит у вас на столах, давайте ещё раз назовём, какие критерии мы будем использовать, чтобы ответить на «Превосходно!».(Критерии на доске).

Декламация стихотворения участниками.

- Слушаем оценку жюри. Оценивание

Давайте покажем своё отношение к мнению жюри. Кто согласен - поднимает зелёные кружки, кто нет - красные. (Если нет, почему не согласен).Если позволит время, читают стихотворение представители от каждой группы.

Мои слова. Хочу заметить, что применяя данную технику формативного оценивания, вы являетесь молчаливым наблюдателем.

В процессе работы вы выслушиваете мнение детей, задаете наводящие вопросы, но не в коем случае не навязываете им свою оценку. 

В результате такого оценивания, у детей повышается мотивация и получается, что не я оцениваю ребёнка, и не ученика оценивают, а его умение читать произведение наизусть. Как вы думаете? Для чего делается такая работа? Зачем мы разрабатываем критерии?

О: развиваем умение оценивать свою работу, а главное, чтобы улучшить результат.

Мои слова. В процессе нашей работы, мы оцениваем учеников не для того, чтобы контролировать и ставить оценки, а чтобы ребёнок мог показать лучший результат своего труда, в данном случае - речевой продукт. Все вы знаете, что формативное оценивание – инструмент поддержки, а не контроля. Я пришла к выводу, что я иду на урок, не для того, что бы контролировать и говорить детям то, что они не знают, а я иду для того, чтобы помогать им, быть успешными. 

Я хочу показать вам, несколько приемов техник ФО на моих уроках, данные техники ФО можно использовать после каждого задания, на разных этапах урока.(презентация фотографий с применением техник ФО).









Рекомендации по мастер-классу

В качестве рекомендаций для коллег предлагаю:
1. Уделять внимание критериальному оцениванию, так как оно способствует «расшифровке» полученной оценки, ученик видит слабые стороны своей деятельности.

  1. Для развития объективного оценивания, применять на этапах урока формативное оценивание, так как не все ученики получают оценки «Хорошо» и «Превосходно», а троечники также нуждаются в поощрении и стимулировании.

  2. Создавать благоприятный психологический климат в процессе оценивания. Для того что бы ученики уверенно и правильно оценивали друг друга, не боялись говорить о своих ошибках, анализировали свои идеи и идеи других учеников.

4. Оценивать не учащегося, а его работу. А при оценивании работы, акцент делается на положительные стороны, а не на недостатки.
5. Обратная связь должна быть позитивной, но это не означает, что учащиеся не должны знать о недостатках выполненной работы.
6. Не делайте много комментариев к одной работе. Комментарии должны обеспечить учащегося информацией о том, как он поработал по отношению к обучающей цели, и подтолкнуть его к совершенствованию своей работы.


ПОМНИТЕ!
«Разум, однажды расширивший свои границы, никогда не вернется в прежние».  А. Эйнштейн

- А теперь я попрошу вас, сделать обратную связь, на обратной стороне билета при помощи стратегии ПОПС-формула:


Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:

«Я считаю, что…».

Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:

«Потому что …».

Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:

«Я могу доказать это на примере …».

И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:

«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».








Рефлексия.

Я предлагаю подойти ко мне и встать полукругом. В Древней Японии был такой ритуал: когда корабль отправляется в плавание, путешественников и экипаж провожали родственники. От провожающих до самого корабля тянулись ленты. Корабль отчаливал от берега, ленты разрывались. Одна часть ленты оставалась на корабле, другая – в руках провожающих. Кусочки ленты хранились до возвращения корабля на родину. Сегодня мы совершили путешествие в мир формативного оценивания. Но мне бы хотелось узнать ваше мнение о мастер – классе. Тем, кому понравился мастер – класс и кто будет использовать полученную информацию в своей практике, возьмитесь за красную ленточку. Те, кому мастер-класс понравился, но есть моменты, которые недопоняты, возьмитесь за желтую ленточку. Те, которые считают неэффективным мастер-класс и он не имеет результативности, возьмитесь за синюю ленту.

Психологи уверены, что слова благодарности — это «устные поглаживания», которые способны успокоить и согреть своей теплотой.

Поблагодарите сегодня всех, кто рядом с Вами, всех, кого любите и цените. И помните: «спасибо» — это слово-светлячок, так согрейте же сегодня близких вам людей!

578тг - Сатып алу
Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!