Материалдар / Методическая разработка открытого занятия по дисциплине «Экономика» по теме: «Формы и системы оплаты труда»
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Методическая разработка открытого занятия по дисциплине «Экономика» по теме: «Формы и системы оплаты труда»

Материал туралы қысқаша түсінік
Для приобретения студентами навыков и умений и для достижения нового уровня усвоения знаний очень интересно использовать такой вид лекции как лекция-визуализация. Этот вид занятия позволяет использовать принцип наглядности, который может изменяться под влиянием форм и методов активного познания. Этот вид занятия позволяет наглядно подтвердить донесенную информацию, задействовать, кроме слуховой, зрительной памяти, что способствует как лучшему пониманию нового материала и его легкому усвоению
Авторы:
22 Қырқүйек 2023
156
4 рет жүктелген
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Министерство образования и науки РБ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Бурятия

«Республиканский межотраслевой техникум»

Система качества

Учебно методическая деятельность

Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине «Экономика»



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РБ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Республики Бурятия

«Республиканский межотраслевой техникум»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого занятия

по дисциплине «Экономика»

по теме: «Формы и системы оплаты труда»






Преподаватель: Ходунькова Н.Е.





с. Новоильинск

2021 г.



СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………….

1. План занятия…………………………………………………………..

2. Ход содержание занятия…………………………………………..

3. Заключение………..………………………………………………...

Список использованной литературы……………………………………

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.


















Введение

Для приобретения студентами навыков и умений и для достижения нового уровня усвоения знаний очень интересно использовать такой вид лекции как лекция-визуализация. Этот вид занятия позволяет использовать принцип наглядности, который может изменяться под влиянием форм и методов активного познания. Этот вид занятия позволяет наглядно подтвердить донесенную информацию, задействовать, кроме слуховой, зрительной памяти, что способствует как лучшему пониманию нового материала и его легкому усвоению.

Лекция-визуализация учит студентов совместить письменное и слуховую информацию в визуальную форму, которая формирует у них профессиональное мышление, повышает интерес к результатам своего учебного труда. Процесс визуализации охватывает разнообразные современные формы и методы обучения. Это и решение задач - поисково-реферативная работа студентов, демонстрации схем, рисунков, проведения тестирования, решение кроссвордов. Лекцию можно спланировать так, что умственная деятельность студентов будет прослеживаться на протяжении всего занятия. Очень уместно использовать на таком занятии современные компьютерные технологии. Они позволяют быстро и эффективно проводить расчет необходимых показателей, эффективно проверять уровень усвоения изученного материала, позволяют сделать лекционный материал наиболее интересным, разнообразным и усвояемым.

В целом лекция-визуализация способствует тому, что информация превращается в наглядный образ, который может быть опорой для практических действий, формирует умение дискутировать, учит делать выводы и обосновывать свою точку зрения. Развивает умение самостоятельной работы студента с информационным материалом с помощью современных компьютерных технологий. Все это способствует развитию поисковой активности личности, позволяю сконцентрировать внимание на наиболее важных аспектах лекции, и способствует лучшему пониманию и усвоению материала.

Чтобы активность студентов просматривалась на протяжении всего занятия, желательно проводить поэтапную систему оценивания знаний.

Первый этап это контроль и проверка знаний студентов по предыдущей теме. Проводится при актуализации опорных знаний.

Второй этап это участие в рассмотрении и изучении нового материала на протяжении лекции (устные ответы на вопросы, решение кроссворда, решение задач, выполнение упражнений по закреплению материала)

Третий этап - это принятие участия в кейс-задании «Создание нематериальной системы мотивации сотрудников». В условиях рыночных отношений главными чертами специалистов является компетентность и мобильность. В связи с этим акценты при изучении экономических дисциплин должны переноситься на сам процесс познания, эффективность которого зависит от познавательной активности самого студента.

План открытого занятия по дисциплине

«Экономика»

Группа 919 Дата. 06.11.2018 г.

Количество студентов по списку 14 Пара III ауд. 20

Преподаватель: Ивакина Н.В.

Специальность 43.01.09 «Повар, кондитер»

Раздел 2. Организация маркетинговой деятельности предприятия.

Тема 6. Организационные основы оплаты труда.


Тема занятия. Формы и системы оплаты труда.

Цель занятия:

Методическая – показать методику проведения лекции-визуализации с использованием опорного конспекта, элементов кейс-технологий (решение ситуационной задачи) и игровых технологий;

Дидактическая: определить понятие заработная плата; изучить виды заработной платы; рассмотреть системы и формы оплаты труда; изучить механизм расчета заработной платы; рассмотреть понятие и виды мотивации труда; оценить проблемную ситуацию по мотивации труда; проанализировать принятое решение по проблемной ситуации; сделать вывод, выразить согласие-несогласие;

Развивающая – способствовать развитию психологических качеств личности, познавательного интереса к изучаемой дисциплине; развивать навыки работы в коллективе; развивать умения, использовать полученные знания для решения поставленных задач; способствовать приобретению навыков анализа проблемных ситуаций, моделирования решений, а также навыков критического оценивания различных точек зрения, самоанализа, самоконтроля и самооценки;

Воспитательная – способствовать воспитанию осознанного отношение к экономике, воспитанию квалифицированного, ответственного и экономически грамотного работника, формировать личностные качества: самостоятельность, трудолюбие, творчество.

Вид занятия: лекция

Тип занятия: лекция - визуализация

Формы и методы проведения занятия: фронтальный опрос, индивидуальная работа (заполнение опорного конспекта, решение задач), использование презентации, работа с кейсом, конкурс «Определить формы оплаты труда по русским народным сказкам», использование кроссворда.

Междисциплинарные связи.

Дисциплины, которые обеспечивают.

Информационные технологии «Расчет в среде электронной таблицы MS Excel»; Правовое обеспечение профессиональной деятельности «Понятие заработная плата. Правовое регулирование заработной платы»; Обществознание «Экономика и ее роль в жизни общества», Основы психологии «Направленность личности и мотивация деятельности»; Экономическая теория «Деньги».

Обеспечение занятия.

1. Наглядные пособия: презентации Power Point, видеоролик.

2. Раздаточный материал: опорный конспект.

3. Наглядное пособие: плакат.

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, видеоматериалы, калькулятор.

Литература

1. Бойчик И.М. Экономика предприятия: Учеб, пособие. - М.: Атика, 2002, с.76 - 83, 265 - 295

2. Экономика предприятия: Учебник / Под общ. ред. С.Ф. Покропивного. -вид. 2-е перераб, и доп. - М: Финансы, 2000, с .369 - 398

3. Экономика предприятия: Учеб, пособие. / Под ред. А.В.Шегды. - М: Знание - Пресс, 2002, с. 190 -241


Ход и содержание занятия

1. Организационная часть. 1 мин

1.1. Приветствие.

1.2. Информация об отсутствии и запись в журнале.

1.3. Проверка подготовки студентов и аудитории к занятию.

2. Повторение пройденного материала. 5 мин

Мы продолжаем с вами изучать дисциплину - основы экономики. Наше занятие будет состоять из трех этапов.

На первом этапе – повторение ранее изученного материала;

На втором - проработаем новый материал;

На третьем этапе – закрепления, выполним практическое задание-кейс.

Производственный процесс на любом предприятии как мы уже понимаем, не мыслим без участия человека и производственных фондов. Поэтому давайте с вами повторим ранее изученный материал. На прошлом занятии мы изучали основные и оборотные фонды. Для проверки ваших знаний, я предлагаю вам разгадать кроссворд (приложение 4). Слайд 2

3. Актуализация опорных знаний. 2 мин

Обратите внимание на доску, для рассмотрения вам предложены графики: «ВВП на душу населения в мире» и «Среднемесячная заработная плата ряда стран» Слайд № 3

1. Но сначала, кто мне скажет, Что такое ВВП?

2.Как вы думаете, для чего я демонстрирую их вам? Какая взаимосвязь? (предположительный ответ: графики показывают уровень доходов в странах).

3. От чего зависит уровень жизни населения? (от доходов).

4. Из чего складываются доходы граждан? (з.пл + прочие доходы).

А сейчас подумайте, о чем пойдет речь на нашем уроке, какая у нас сегодня тема? (о заработной плате).

Действительно, мы будем, сегодня, говорить с вами о заработной плате. (на экране тема урока полностью) Слайд № 4.

4. Мотивация учебной деятельности 1 мин

Чтобы жить, человеку нужны деньги, а как законным образом их добыть? (заработать).

Вы скоро выйдете из техникума и станете искать работу, т.е. будете полноправными участниками рынка труда. Кто-то станет наемным работником и будет получать определенное вознаграждение за свой труд, а кто-то начнет свой бизнес, сам будет нанимать людей и выплачивать им заработную плату.

Итак, основная цель нашего занятия сегодня – это:

- разобраться в механизме расчета заработной платы;

- выявить факторы, влияющие на заработную плату;

- разобраться, что такое мотивация и как ее использовать.

5. Изложение нового материал. Лекция-визуализация 60 мин

5.1. Прежде чем мы начнем рассматривать новый материал, я хочу попросить вас в течение всего занятия вести самооценивание каждого этапа. А именно, на полях проставлять такие знаки:

? - есть вопросы по данному материалу;

! –усвоил

+ раньше слышал

-- - новый материал, не сталкивался раньше.

А в конце занятия мы подведем с вами итоги.

А теперь повторим, какая цель стоит сегодня перед нами?

А что такое з/пл, для чего она нужна, какую роль она играет в общественном производстве?

А теперь давайте запишем это определение в опорный конспект, который я для вас заготовила.

Заработная плата – это компенсация, обычно денежная, которую работник получает в обмен за свой труд. Слайд 6

Заработная плата подразделяется на два вида: реальную и номинальную. Скажите ребята, вам это ничего не напоминает? (реальные и номинальные деньги). Посмотрите на слайд, действительно, номинальная з/пл – з/пл в начисленных или полученных деньгах, а реальная з/пл – з/пл в приобретенных товарах Слайд 7. Занесите, пожалуйста, определения в конспекты

Как вы считаете номинальная и реальная з/пл равны?

А могут ли они быть равны?

А на какую сумму они будут отличаться? (на сумму за минусом налогов)

Итак, обратите внимание на доску, мы разобрали с вами 1 блок: Сущность и значение з/пл

Понятие заработная плата

Виды з/пл

Существует три системы оплаты труда: Слайд 8

1. Тарифная

2. Бестарифная

3. Смешанная

Существуют тарифно-квалификационные справочники в виде Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) - это сборник нормативных актов, содержит квалификационные характеристики работ и профессий, сгруппированные по производствами и видами работ. ЕТКС предназначено для тарификации работ, предоставления квалификационных разрядов рабочим, а также для формирования учебных программ подготовки их повышения квалификации рабочих.

Квалификационные справочники должностей руководителей, специалистов и служащих являются нормативными документами, в которых подаются общеотраслевые квалификационные характеристики этих категорий работников. В них указываются должностные обязанности, требования к знаниям и стажа работы по специальности, уровня и профиля подготовки руководителей, специалистов и служащих.

Тарифная система – совокупность нормативов, с помощью которых осуществляется дифференциация з/пл работников различных категорий в зависимости от сложности выполняемой работы, условий труда, интенсивности труда, характера туда и т.д. Слайд 9

Тарифная сетка устанавливает соответствующие соотношения в оплате труда работников различной квалификации. Она является, собственно, перечнем тарифных разрядов и соответствующих тарифных коэффициентов.

Тарифный коэффициент первого разряда всегда равен единице. По первому разряду тарифицируются простые работы, выполнение которых не требует профессиональной подготовки. Коэффициенты следующих разрядов характеризуют степень сложности труда рабочих, имеющих такие разряды.

Важным элементом тарифной системы является тарифная ставка.

Тарифная ставка - это размер оплаты труда за единицу отработанного времени. Ее абсолютная величина определяется согласно установленному государством минимальным размером заработной платы, то есть таким, что ниже его уже нельзя платить работнику за выполненную норму рабочего времени. К этому необходимо добавить, что в минимальную заработную плату не включаются доплаты, надбавки и компенсационные выплаты. Поэтому размер оплаты труда не может быть ниже установленной государством минимальной заработной платы даже при невыполнении норм выработки или изготовления бракованной продукции по вине работника.

Слайд 10

Формами тарифной системы являются сдельная и повременная. Основным различием между ними является лежащий в их основе способ учета затрат: при сдельной – учет количества производимой продукции надлежащего качества; при повременной – учет проработанного времени.

Слайд 11,12

Сдельная применяется в случаях, когда есть реальная возможность фиксировать количество показателей результата труда и нормировать его путем установления норм выработки и времени. Слайд 13

Заработок по такой форме оплаты рассчитывается следующим образом: 
Зпр.сд. = Ред. х В, где:

Ред. — расценка за единицу продукции;

В — выпуск. Слайд 14

Пример: программист переустановил 15 операционных систем, расценка за одну операционную систему – 300 р. Сколько получит программист? 15* 300 = 4500 рублей. Слайд 15

Сдельно-премиальная оплата труда предусматривает премирование за перевыполнение норм выработки и конкретные показатели их производственной деятельности (отсутствие брака): 

Зсд-прем. = Ред. х В + Премия.

Пример. Работник на фабрике изготовил (выпуск) 45 деталей при норме 40 деталей в месяц, расценка за деталь равна 50 руб. (премия = 60 р за деталь). Таким образом, работник получит: 40*50+5*60 = 2 300 руб.

Сдельно-прогрессивная — зарплата, при которой объем продукции, произведенной в пределах установленной нормы выработки, оплачивается по неизменным прямым сдельным расценкам, а сверх нормы – по повышенным расценкам.

При косвенной системе оплаты труда заработок рабочего находится в прямой зависимости от выработки тех рабочих, которых он непосредственно обслуживает. Косвенная сдельная система применяется для установления заработка вспомогательным рабочим, занятым обслуживанием основных рабочих. Слайд 16

Аккордная оплата труда — система, при которой оценивается комплекс различных работ с указанием предельного срока их выполнения:

 Заккорд-сд. = Р* весь объем работ.

Повременная форма оплаты труда. При повременной оплате труда заработная плата работника определяется в со

Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!