Материалдар / Методические рекомендации "Профориентационная работа в школе как фактор успешной профессиональной самореализации школьника"
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Методические рекомендации "Профориентационная работа в школе как фактор успешной профессиональной самореализации школьника"

Материал туралы қысқаша түсінік
Методические рекомендации "Профориентационная работа в школе как фактор успешной профессиональной самореализации школьника"
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
28 Шілде 2021
208
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Методические рекомендации по организации
проформентационной работе в школе

Профориентационная работа в школе
Цели и задачи профориентационной работы.
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим
особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется
высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая
должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее
реализации.
Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственнотехнических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и
познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм
собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цели
 оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
 выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в
соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи:
 получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
 обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках
элективных курсов и в воспитательной работе;
 дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных
классов и школ и др.;
 выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с
предприятиями города, региона.
Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей,
проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, т. к. только на них
происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения. Т. о. можно выделить следующие аспекты:
социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.
Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении
требований к квалификации работника той или иной сферы.
Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение
рынка труда).
Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).
Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.
Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а
также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.
Рисунок 1

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к
учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую,
исследовательскую.
5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о
собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной
практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб,
которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.
8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с
целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего
интересам и способностям, ценностным ориентациям.
10-11 классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция
профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Содержание профориентации в условиях непрерывного образования.
Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности уч-ся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой,
производительном труде).
С этой целью ежегодно составляются школьные и городские планы работы по профориентации. Это направление прослеживается в плане каждого классного
руководителя – раздел профориентация. Ответственными за профориентационную работу в школах являются заместители директоров по воспитательной работе.
Помощь классным руководителям в организации этого блока работы также оказывают социальные педагоги, психологи, преподаватели-организаторы ОБЖ,
учителя “Технологии”. Тесные контакты школ с МУК, предприятиями, учебными заведениями профтехобразования, средними и высшими учебными
заведениями, внешкольными учреждениями, территориальными центрами профориентации.
Одной из составляющих сторон системы профориентации является диагностика профессиональной направленности учащихся 7-9 классов, которую проводят
психологи. На основании этих данных дальнейшую работу с родителями и учащимися проводят классные руководители.
Структура деятельности педколлектива по проведению профориентационной работы в школе
Ответственный за профориентацию в образовательном учреждении
Ответственный за профориентацию в образовательном учреждении, в функции которого входят:
 выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и
координации их деятельности;
 поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей
школы;
 планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в
соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;
 осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных
руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсуль тирование, профдиагностика определение индивидуальной образовательной траектории;
 проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;
 создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики;
 организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;
 организация системы повышения квалификации классных руководителей (тьюторов, кураторов), учителей-предметников, школьного психолога по

проблеме самоопределения учащихся;
осуществление контролирующих функций работы классных руководителей (тьюторов, кураторов), учителей-предметников, школьного психолога по
проблеме профильного и профессионального самоопределения учащихся;
 организация занятий учащихся в сети предпрофильной подготовки и профильного обучения;
 курирование преподавания профориентационных курсов в ходе предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Выполняющие рекомендации координатора:
Классный руководитель: опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:
 составляет для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы,
средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
 организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
 ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);
 помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и
профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;
 организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;
 организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
 оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
 проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;
 организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профес
 сиональных учебных заведений.
Учителя-предметники:
 способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства:
проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет,
домашние сочинения и т.д.:
 обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся обще
 трудовые, профессионально важные навыки;
 способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
 проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
 адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.
Библиотекарь:
 регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
 изучает читальские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и
читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
 обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы
(фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
 регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отрослям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д)
Социальный педагог:
 способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;
 оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
 осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;


 оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.
Школьный психолог:
 изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся
 осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
 проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;
 проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
 осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
 способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
 приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;
 оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;
 создает базу данных по профдиагностике.
Медицинский работник:
 используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;
 проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;
 оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;
 оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.
Направления и формы работы.
Организационно-методическая деятельность
 Работа координаторов по профориентационной работе с уч-ся.
 Методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.
Работа с учащимися
 Комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;
 Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
 Анкетирование
 Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия)
 Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
Работа с родителями
 проведение родительских собраний, (общешк., классн.);
 лектории для родителей.
 индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
 анкетирование родителей учащихся;
 привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;
 привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных
ученических организаций;
 помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;
 помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;
 избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в
сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;



создание попечительского совета, включающего работников общеобразовательного учебного заведения, родителей учащихся, частных предпринимателей,
оказывающих спонсорскую помощь школе, представителей шефских организаций и т.д.
Как оценивать эффективность профориентации школьников
К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится;
достаточная информация о профессии и путях ее получения.
Потребность в обоснованном выборе профессии.
уверенность школьника в социальной значимости труда
степень самопознания школьника.
наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.
Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Критерий этот,
однако, не самостоятелен, а обусловлен реализацией основных направлений профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение
соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в
профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества. Сформированность последних — дополнительный критерий обоснованности выбора
профессии.

Критерии
Когнитивный
(К)

Мотивационноценностный
(М-Ц)

Показатели
9 класс
10-11 классы
1. Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств.
2. Владение способами самодиагностики и саморазвития.
3. Знание многообразия мира труда и
3. Знание предметной стороны
профессий; необходимости
профессиональной деятельности;
профессионально
общих и специальных
го выбора в соответствии со своими
профессионально важных качеств
желаниями, склонностями, способностями.
(ПВК).
4. Понимание специфики профильного
4. Знание своих интересов,
обучения, его значения для
склонностей, способностей.
профессионального самоопределения.
1. Заинтересованность в получении
1. Устойчивые
знаний. познавательные интересы.
2. Положительное отношение к
2. Отношение к избираемой
продолжению обучения в соответствии с
профессиональной деятельности
избираемым профилем.
(понимание общественной и личной
3. Осознанная мотивация на профильное
значимости избираемой
обучение как условие для достижения
профессиональной деятельности,
поставленной цели выбора желаемой
присутствие интереса к избираемой
профессиональной деятельности.
профессии в системе ценностных
4. Осознание необходимости выбора
ориентаций).
профиля обучения на основе соотнесения
3. Адекватная самооценка ПВК.
своих профессиональных намерений с
личностными склонностями и

Деятельностнопрактический (Д-П)

возможностями.
5. Адекватное отношение к себе как
субъекту выбора профиля обучения,
самостоятельность и активность при
осуществлении выбора.
1. Проявление волевых усилий в достижении поставленных профессиональноориентированных целей.
2. Проявление своего творческого
2. Готовность к исследовательской,
потенциала, коммуникативности и
преобразовательной и
самостоятельности в достижении
коммуникативной деятельности в
наивысших результатов по интересующим,
избранной сфере.
профессионально значимым учебным
3. Ориентация на творчество.
дисциплинам.
4. Стремление к совершенствованию
ПВК.

В качестве
процессуальных
критериев
эффективности
профориентационной работы выделяются следующие:
индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных
взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);
направленность профориентационных воздействий прежде всего на всестороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии,
создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы
профессиональной деятельности и определении профессионального плана).
Критерии и показатели готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, согласованные с выбором профиля обучения

Приложение 1
Примерные мероприятия, включающиеся в план профориентационной работы школы.
Содержание деятельности

1

Организационная работа в школе
Оформление кабинета, уголка по профориентации.

2

Создание школьного совета по профориентации.

3

Проведение анализа результатов профориентации за
прошлый год (вопросы трудоустройства и поступления в
профессиональные уч. завед. выпускников IX, XI кл.)
Сопоставление и обсуждение плана профорнентационной
работы на новый учебный год.
Презентация. Защита планов воспитательной работы по
профориентации.
Обеспечение школы документацией и методическими
материалами по профориентации.
Пополнение библиотечного фонда литературной по
профориентации и трудовому обучению.
Обеспечение участия школьников в работе ученических
трудовых объединений.
Организация работы предметных кружков на базе
школьных мастерских, кружков декоративно-прикладного
творчества, спортивно-технических, художественных.

4

5
6
7
8

9
10

11

12
13

Предусмотреть введение элективных курсов и
факультативов.
Вовлечение уч-ся в общественно-полезную деятельность в
соответствии с познавательными и профессиональными
интересами.
Осуществление взаимодействия с учреждениями доп.
образования, Центром занятости.
Оформление и обновление стенда "Профессии, которые
нам предлагают".
Создание из числа старшеклассников группы

Сроки
проведения

Ответств.
Совет по
профориент.
Отв. за
профориентацию
Отв. за
профориентацию
Отв. за
профориентацию
Отв. за
профориентацию
Библиотекарь.
Администрация
Отв. за
профориентацию,
зам. днр. по восп.
работе.
Отв. за
профориентацию
Отв. за
профориентацию.,
кл. руков.
звр, совет по
Профориентации,
кл. руковод.
Отв. за
профориентацию
Отв. за

профинформаторов для работы с младшими школьниками.

1

2
3

4

5

6

7

8
9

1

профориентацию,
совет по
профориентации

Работа с педагогическими кадрами.
Разработать рекомендации классным руководителям по
планированию профориентацнонной работы с учащимися
различных возрастных групп.

Отв. за
профориентацию

Организовать для педагогов и кл. рук.. цикл тематических
семинаров по профориентации
Предусмотреть в плане работы метод объединений
педагогов рассмотрение вопросов методики
профориентацнонной работы, обмен опытом ее
проведения.
Организовать для педагогов профконсультации по
изучению личности школьника.
“Исследование готовности учащихся к выбору профессии”
“Изучение личностных особенностей и способностей
учащихся”,
“Изучение склонностей и интересов”,
“Изучение профессиональных намерений и планов
учащихся”
Организовать проведение конкурса программ по
профориентации, методических разработок внеклассных
мероприятий.
Практиковать отчетность учителей-предметников, кл.
руководителей, руководителей кружков о проделанной
работе.
Подготовка рекомендаций кл. руководителям по учету
профессиональной направленности уч-ся в педагогическом
процессе.
Организовать помощь в разработке кл. часов.
Скоординировать деятельность учителей, работающих в
классе, психолога, медика и других специалистов,
решающих задачи профориентационной работы с уч-ся.
Работа с родителями
Организовать для родителей лекторий

Отв. за
профориентацию
Отв. за
профориентацию
Руководитель
М.О.
Психолог
Психолог.

5-6кл
7-8кл
9-11кл
Совет по
профориент.
Отв. за
профориентацию
Отв. за
профориентацию
Психолог.
Отв. за
профориентацию
Отв. за
профориентацию
Отв. за

2

3
4
5

6

7
8

Организовать для родителей встречи со специалистами.

1

Работа с учащимися
Предпрофильная подготовка

3
4
5
6
7

8

Кл. руковод.
Учителя-предм.
Кл. руковод.
Отв. за
профориентацию
Кл. руковод
Кл .руковод
Учителя-предм.

Привлекать родителей к оформлению профорнентац
уголков, кабинетов профорнентац. стендов, к организации
экскурсий.
Подготовка рекомендаций родителям по возникшим
проблемам профориентации.
Привлекать родителей к руководству кружками по
интересам.

9

2

профориентацию
К л. руков.,
Психолог.

Проводить индивидуальные консультации с родителями по
вопросу выбора профессий учащимися, элективных
курсов.
Организовать встречи уч-ся с их родителями представителями различных профессий.
Привлекать родителей к участию в проведении экскурсий
уч-ся на предприятия и учебные заведения.
Спланировать проведение родительских собраний
(общешкольпых, классных).

Проведение экскурсий на предприятия и в учебные
заведения города
Организация тестирования и анкетирования уч-ся с
целью выявления профнаправленностн.
Проведение опроса по выявлению проблем уч-ся по
профориентации.
Проведение классных часов по изучению професснограмм
учебных заведений.
Осуществление индивидуальных и групповых
консультаций уч-ся.
Проведение месячников по профориентации, конкурсов по
профессии, конференций, интеллектуальных игр и др.
Праздник Кл. час Конкурс рисунков “Фестиваль
профессий”
Организация предметных недель

9 кл
11 кл

Кл. руковод.
Психолог
Отв. за
профориентацию
Кл. руковод
Кл. руковод
Психолог

6-11 кл..

Учнтеля-предм.
Кл. руковод.
Кл.руковод
Психолог.
кл. руковод.
Кл. руковод..
Психолог
К л. руковод.
Психолог.

1-4 кл

Отв. за
профориентацию
Кл. руковод
Учителя
"технологий".

9
10
11
12
13
14

15
16

17

18

19
20
21

22

Организация и проведение с уч-ся выставок Организация и
проведение с уч-ся викторин, бесед.
Проведение серий классных
Организация и проведение встреч с представителями
различных профессий.
Организация экскурсий и встреч со специалистами
“Центра занятости”.
Обеспечение участия старшеклассников в днях открытых
дверей учебных заведений
Знакомство с профессиями на уроках экономика, чтение,
труд и т. д
Расширение знаний учащихся учителями- предметниками
Организация экскурсий, помощь в определении профиля
обучения.
Обеспечение участия уч-ся в работе ярмарки вакансий с
целью знакомства с учебными заведениями и рынком
труда.
Оформление на каждого учащегося профориентационной
карты.
Создание портфолио учащегося.
Организация работы кружков на базе школьных
мастерских и вовлечение в них уч-ся.
Участие в конкурсах декоративно-прикладного и
технического творчества.
Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в
школе в учреждениях дополнительного образования.
Проведение диагностики по выявлению интересов уч-ся
Организация общественно-полезного труда школьников,
как проба сил дня выбора будущей профессии
(общественные поручения и т.д.).
Защита проектов

5-11кл.

К.л. руковод.,
библиотекарь.
Кл. руковод.
Кл. руковод.
Зам. дир. по В.Р.

9-11кл.

Зам. дир. по В.Р.

1-4 кл
6-11кл.

Учителяпредметники

7-9кл.

Кл. руковод.,
психолог
Отв. за
профориентацию
Кл. руковод
Кл. руковод.,
психолог.

9-11кл.

Учителя
"Технологий",
Кл. руковод.
Психолог.
Кл. руковод.
Кл. руковод.

Приложение 2
Организация предпрофильной подготовки по типам профессий в начальном и среднем звене через систему внеклассных занятий
Человек - Человек

Человек - Техника

Человек-Природа

Человек-Знаковая
система

Человек –
Художественный образ

Спортивно
оздоровительно
секции

-

Приложение 3
Ориентационные курсы по предпрофильной подготовке в 9 классе
Курсы по выбору ориентированы на организацию занятий, способствующих самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе. Для
этого организованы модульные курсы по типу профессиональных проб, предоставляющих подросткам возможность не только приобрести опыт освоения
посильных элементов профессиональной деятельности, но и осознать свои возможности, интересы, предпочтения.
Цели курсов:
 Выявление интересов и склонностей школьников, формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной
деятельности;
 Помощь в принятии адекватного выбора дальнейшего направления образования, пути получения образования.
Типы
профессий
ЧеловекТехника
ЧеловекЧеловек
ЧеловекЗнаковая
система
Человек-Худ
образ
ЧеловекПрирода

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Приложение 4
Календарный план работы по выявлению профессиональных интересов, склонностей и способностей.
Сроки
реализаци
и

Этапы
7-8 класс

Сентябрь

Октябрь





9 класс
10-11 класс
1. Подготовительный этап
Подготовка материалов.
Собеседование с классными руководителями.
Составление плана работы

Взаимодействие

2. Информационный этап
 Информирование
 Информирование
 Информирование
учеников по
учеников о
учеников о
проблемам
возможных
возможных
досугового
вариантах выбора
вариантах выбора
самоопределения.
образовательного
образовательного
маршрута.
маршрута и
 Информирование о
профессионального
профильных классах
самоопределения.
данной школы и
других школ города.
 Представление в
доступной форме
 Информирование
профессиограмм
родителей о
наиболее
возможных
популярных среди
вариантах выбора.
учащихся
профессий.

Классный
руководитель,
Отв. за
профориентаци
ю психолог
Классный
руководитель
Психолог

Ноябрь Декабрь

3. Диагностический этап
 Диагностика
 Изучение интересов,  Изучение интересов, Психолог,
учащиеся,
интересов,
потребностей и
потребностей и
родители
потребностей и
склонностей:
склонностей:
склонностей:
- карта интересов;
- карта интересов;
- карта интересов;
- диагностика свойств - диагностика свойств
- диагностика
личности.
личности.
включенности и
- анкета “Ориентация”
 Диагностика
эмоционального
- опросник Дж.
возможностей:
благополучия на
Голланда;
- анализ результатов
уроках.
успеваемости;
 Диагностика
 Диагностика
- анализ результатов
возможностей:
возможностей:
досуговой
- анализ результатов
- анализ результатов
деятельности;
успеваемости;
успеваемости;
- проведение экспресс- - анализ результатов
- анализ результатов
диагностики
досуговой
досуговой
(определение типа
деятельности;
деятельности;
интеллекта).
- проведение
- проведение
экспресс-диагностики
экспресс(определение типа
диагностики
интеллекта).
(определение типа
- анкета “Стили
мышления).
познания”.
 Анкетирование
родителей:
- анкета “Мнение”.

Декабрь Январь

Февраль –
Март

4. Аналитический этап
 Анализ результатов  Обработка и анализ  Обработка и анализ
диагностики
результатов
результатов
интересов и
диагностики.
диагностики.
возможностей
 Соотнесение
 Соотнесение
каждого учащегося.
интересов,
интересов,
 Анализ мнения
склонностей и
склонностей и
родителей,
возможностей
возможностей
классного
каждого учащегося.
каждого учащегося.
руководителя и
 Соотнесение свойств  Соотнесение
учителей.
личности каждого
свойств личности
 Подведение итогов
учащегося с типами
каждого учащегося
диагностической
профессий.
с типами
работы, подготовка
профессий.
рекомендаций.
 Индивидуальное
консультирование
учащихся по
результатам
диагностики и выбору
образовательного
маршрута.
 Индивидуальное
консультирование
родителей по итогам
работы.
 Беседа с классным
руководителем по
результатам работы с
классом

5. Обобщающий этап
 Определение
 Проведение серии
основного и запасных индивидуальных
вариантов с
консультаций для
использованием
учащихся.
алгоритма “сильные  Работа с
и слабые стороны
учащимися по
выбора”.
анализу основного
 Выработка
и запасного
конкретных шагов на вариантов выбора с
ближайшее будущее
использованием
по сбору информации алгоритма “Мой
для окончательного
выбор”.
принятия решения по  Индивидуальное
выбору профиля
консультирование
обучения.
родителей по
 Индивидуальное
проблемам выбора

Психолог
Учащиеся
совместно с
психологом

Психолог,
администрация,
классные
руководители.

Апрель Май

 Работа по схеме
“МОГУ + ХОЧУ +
НАДО + Варианты
выбора”

консультирование
образовательного
учащихся, родителей
маршрута и
по проблемам выбора профессионального
профиля обучения и
самоопределения.
профессионального
самоопределения.
6. Заключительный этап
 Составление
 Составление
списков класса с
списков класса с
указанием
указанием
основного и
основного и
запасного вариантов
запасного вариантов
образовательного
выбора
маршрута после
образовательного
окончания 9 класса.
маршрута и
профессионального
 Беседа с классным
самоопределения.
руководителем по
результатам работы  Беседа с классным
по оформлению
руководителем по
портфолио.
результатам работы
по оформлению
 “Круглый стол” по
портфолио.
итогам работы с
участием психолога,  “Круглый стол” по
классных
итогам работы с
руководителей,
участием психолога,
администрации.
классных
руководителей,
администрации.

Классный
руководитель,
администрация
психолог

Приложение 5
Календарный план работы с портфолио
Сроки
Сентябрь

Октябрь
апрель

Апрель
(последняя

Мероприятия

Ответственные

Родительское собрание для параллели 9-х
классов “Предпрофильная подготовка”.
Обсуждаемые вопросы: - цели и задачи
предпрофильной подготовки; - курсы по выбору; портфолио (внешний вид, значение,
формирование, знакомство с формами и их
заполнением) - роль родителей, детей и школы в
формировании портфолио; - итоговая аттестация.
Классный час “Предпрофильная подготовка,
знакомство с портфолио, начало оформления и
формирования” Заполнение титульного листа,
листа самоанализа начала года

Администрация
школы, классные
руководители,
Приглашаются:
родители,
учащиеся 9-х
классов

Оформление стенда по предпрофильной
подготовке с образцом заполнения портфолио и
инструкцией (пояснением к нему), набором
профилей в сети, структурой образовательной
сети, списком курсов по выбору. Оформление
стенда по предпрофильной подготовке с образцом
заполнения портфолио и инструкцией (пояснением
к нему), набором профилей в сети, структурой
образовательной сети, списком курсов по выбору
Посещение элективных курсов, заполнение
зачетного листа посещения элективных курсов,
накопление документов, образцов показательных
работ в Копилке достижений.

Заместитель
директора по
НМР

Классный час “Оформление портфолио”
составление перечня портфолио, заполнение листа

Классный
руководитель,

Классный
руководитель,
учащиеся

Учащиеся,
учителя (школы
и ДОУ)

Формы,
используемые
в мероприятии
Образ
Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!