Материалдар / М.Ю.Лермонтов
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

М.Ю.Лермонтов

Материал туралы қысқаша түсінік
Сыныптан тыс жұмыс
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
21 Желтоқсан 2017
441
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Поэты не рождаются случайно

Литературно-музыкальный вечер, посвященный М.Ю. Лермонтову

А.К.Кабдулданова

ГКУ ”Средняя школа №12 с ДМЦ села Заречное” города Капшагай

Ведущий 1: /на фоне классической музыки/
Поэты не рождаются случайно,
Они летят на землю с высоты.
Их жизнь окружена глубокой тайной,
Хотя они открыты и просты.
/Игорь Тальков/ 

Ведущий 2:
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в ночь с 14 на 15 октября 1814 года в Москве. Отец — Юрий Петрович Лермонтов, молодой, отставной офицер. Мать Мария Михайловна Арсеньева,— единственная дочь в богатой помещичьей семье.

Мать Марии Михайловны, бабушка Михаила Юрьевича — Елизавете Алексеевна Арсеньева, урожденная Столыпина. За внешней суровостью этой женщины скрыто было много доброты, способности самоотверженно любить. С самого рождения именно она взяла под свою опеку внука — для него она станет самым близким, родным человеком до конца его жизни.



Ведущий 1:

В 1817 году мать Михаила Юрьевича - Мария Михайловна скончалась. На ее могиле был поставлен гранитный памятник с брон­зовым крестом и сломанным якорем — символом разбитых надежд.

С этих пор Юрий Петрович лишь изредка видел сына — он навещал его в Москве. 1827 году — Лермонтов был у отца в Кропотове вместе с бабушкой. Бабушке не нравилось сближения сына с отцом. От непонимания и невозможности соединить всех в одну семью Михаил Юрьевич страдал .

Я сын страданья. Мой отец

Не знал покоя по конец,

В слезах угасла мать моя...

1 октября 1831 года отец поэта- Юрий Петрович скончался. Лермонтов так отклик­нулся на его смерть:

Ты дал мне жизнь, но счастья не дал;

Ты сам на свете был гоним,

Ты в людях только зло изведал...

Но понимаем, был одним.

Этим одним был Михаил Юрьевич.

Ведущий 2:

В 1821 —1824 годах Лермонтов живет в Тарханах. Бабушка наняла учителей, которые учат ее внука игре на фортепьяно, географии, истории, французскому языку.

Летом 1825 года совершилась очередная поездка Лермон­това на Кавказ.

Эта поездка принесла Лермонтову столько впечатлений, что их хватило на несколько поэм и стихотво­рений, написанных в 1828—1830 годах.

Как я любил, Кавказ мой величавый,

Твоих сынов воинственные нравы,

Твоих небес прозрачную лазурь

И чудный вой мгновенных, громких бурь,

Когда пещеры и холмы крутые

Как стражи окликаются ночные…

Ведущий 1:

Осенью1827 года Михаил Юрьевич вместе с бабушкой приехали в Москву, где готовился к поступлению в Московский универ­ситетский благородный пансион, одно из лучших учебных заведений того времени. В эти годы поэт создал около пятидесяти стихотворений, включая переводы Шиллера, поэмы:

«Ах, брат! Ах, брат! Стыдись, мой брат!
Обеты теплые с мольбами
Забыл ли? Год тому назад
Мы были нежными друзьями…
Ты помнишь, помнишь, верно, бой,
Когда рубились мы с тобой
Против врагов родного края
Или, заботы удаляя,
С новорожденною зарей
Встречали вместе праздник Лады.
И что ж? Волнение досады,
Неугомонная вражда
Нас разделили навсегда!..»

«Два Брата»

«Бегут года, умчалась младость –
Остыли чувства, сердца радость
Прошла. Молчит в груди моей
Порыв болезненных страстей.
Одни холодные остатки:
Несчастной жизни отпечатки,
Любовь к свободе золотой
Мне сохранил мой жребий чудный.

«Преступник»

Ведущий 2:

К 1829 году относится и первый набросок поэмы «Демон». Лермон­тов как бы сразу наметил основные мотивы своей будущей лирики.

/ отрывок чтения поэмы «Демон» мр3 на фоне видео/

Лермонтов учился блестяще, отличался не только в гуманитарных науках, словесности и искусствах (он рисо­вал, играл на скрипке), но и в математике. При переходе из класса в класс он неизменно получал награды — обычно это были какая-нибудь книга или гравюра в рамке.

В 1830 году Лермонтов написал около ста стихотворе­ний — это кипящая, живая лавина дум, страстей, сомнений, желаний, обуревавших юного поэта.

Волны катятся одна за другою
С плеском и шумом глухим;
Люди проходят ничтожной толпою
Также один за другим.
Волнам их воля и холод дороже
Знойных полудня лучей;
Люди хотят иметь души... и что же? -
Души в них волн холодней!

«Волны и люди»

Ведущий 2:

/на фоне музыки/

С 1 сентября 1830 года, выдержав вступительные эк­замены, Лермонтов вступил в число студентов Московского университета.

Ведущий 1:

Летом Лермонтов гостил в семье Ивановых, недалеко от Москвы. Здесь Михаил Юрьевич увлекся Натальей Федоровой Ивановой, которая отнеслась к молодому поэту с холодом и непониманием. По складу своей души это была обычная светская девушка, кокетливая и себе на уме, поджидающая выгодного жениха. Тем не менее ей льстило, что юноша-поэт пылает к ней такой бурной страстью, посвящает ей стихи, которые и сегодня мучи­тельно читать — столько в них боли, страстных надежд, разочарований. Она то манила, то отталкивала Лермонтова. Он в ослеплении любви не видел душевной пустоты своей возлюбленной. Таким образом любовь эта оказалась бе­зысходно мрачной...

/ песня Руссо А. Я не люблю вас и люблю/ на фоне видео/

Любовь к Н. Ф. Ивановой была одной из главных тем лирики поэта 1831 —1832 годов. Все, что Лермонтов переживал, так или иначе, входило в его сочинения.

Ведущий 2:

Удивляет размах творческой деятельности Михаила Юрьевича: кроме многочисленных посвящений Н. Ф. Ивановой он пишет целый ряд талантливых стихотворений.

Тебе — тебе мой дар смиренный,
Мой труд безвестный и простой,
Но пламенный, но вдохновенный
Воспоминаньем и — тобой! 

Я дни мои влачу, тоскуя
И в сердце образ твой храня,
Но об одном тебя прошу я:
Будь ангел смерти для меня. 

Явись мне в грозный час страданья,
И поцелуй пусть будет твой
Залогом близкого свиданья
В стране любви, в стране другой!

«Ангел смерти»

Ведущий 1:

В ноябре 1831 года поэт встретился с Варварой Александровной Лопухиной, которую знал еще с 1828 года. Он полюбил ее, и все его юношеские увлечения отошли в сторону.

Из воспоминаний: «Будучи студентом, он был страстно влюблен... в молоденькую, милую, умную как день, и в полном смысле восхитительную Варвару Александровну Лопухину... Чувство к ней Лермонтова было безотчетно, но истинно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей».

Лопухиной Лермонтов посвятил стихотворение:

Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.
И стан ее не стан богини,
И грудь волною не встает,
И в ней никто своей святыни,
Припав к земле, не признает;
Однако все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
Но голос душу проникает
Как вспоминанье лучших дней,
И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей.

«Она не гордой красотою»

Ведущий 2:

Многие его стихи последующих лет также несут в себе следы его любви к Лопухиной, трагических размыш­лений о постигшей их обоих жизненной неудаче, это: «Я к вам пишу случайно; право...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагеста­на...»), Посвящение к «Демону» 1831 года и посвящение к поэме «Измаил-Бей». К ней же обращено и посвящение к «Демону» 1838 года.

Учеба в университете Лермонтову как-то не задалась, он по его собственному прошению был уволен из университета.

Поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков, где учился до ноября 1834 года

Товарищ по школе — А. М. Меринский — вспоминал: «По ве­черам после учебных занятий поэт наш часто уходил в отда­ленные классные комнаты, в то время пустые, и там один просиживал долго и писал до поздней ночи, стараясь туда пробраться не замеченным товарищами. Иногда он зани­мался рисованием; он недурно рисовал и любил изображать кавказские виды и черкесов, скакавших по горам».

В юнкерской школе поэтическое творчество Лермонтова становилось все более зрелым. Писал он много, используя каждую свободную минуту, словно торопился воплотить в слово теснившиеся в нем образы, мысли и темы.

Ведущий 1:

К 1832 году относится более пятидесяти стихотворений Лермонтова. Одно из самых знаменитых стихотворений рус­ской поэзии — «Парус» («Белеет парус одинокой...»).

Белеет парус одинокий 
В тумане Моря голубом! .. 
Что ищет он в стране далекой? 
Что кинул он в краю родном? ..



В1934 течение этого года Лермонтов написал две редакции драмы «Маскарад»,— первая редакция была запрещена цензурой. В следующем, 1836 году будет запрещен и второй вариант пьесы.

Ты! Бесхарактерный, безнравственный, безбожный,
Самолюбивый, злой, но слабый человек;
В тебе одном весь отразился век,
Век нынешний, блестящий, но ничтожный.
Наполнить хочешь жизнь, а бегаешь страстей.
Все хочешь ты иметь, а жертвовать не знаешь;
Людей без гордости и сердца презираешь,
А сам игрушка тех людей.

Лермонтов не увидел своей драмы ни на сцене, ни в печати.

Ведущий 2:

27 января 1837 года состоялась дуэль Пушкина с Дантесом. Раненый поэт был доставлен на свою квартиру. В течение ближайших часов по Петербургу разнесся слух, что Пушкин убит. На следующий день Лермонтов написал стихотворение «Смерть Поэта» — первые пятьдесят шесть строк. 29-го Пушкин скончался.

Погиб поэт - невольник чести! - 
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один как прежде: и убит!
Убит!.. К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор,
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували чуть затаившейся пожар?
Что ж? Веселитесь: - Он мучений
Последних вынести не мог:
Угас как светоч дивный гений,
Увял торжественный венок.
Его убийца хладнокровно
Навел удар: Спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво?.. Издалека,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!..
И он убит - и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

/Чтения М.Казакова/

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда - все молчи!..
Но есть, есть Божий суд, наперстники разврата!
Есть грозный судия: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

Ведущий 1:

Стихотворение Лермонтова в копиях разошлось по сто­лице. «С тех пор всем, кому дорого русское слово,— писал Шан-Гирей,— стало известно имя Лермонтова». «Смерть Пушкина возвестила России о появлении нового поэта — Лермонтова»,— вспоминал писатель В. А. Соллогуб. Когда стихотворение дошло до царя, он наложил на нем такую резолюцию: «Приятные стихи, нечего сказать... Я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он; а затем мы поступим с ним согласно закону».





Ведущий 2:

В 1937 г. в Петербурге в журнале «Современник» появилось сти­хотворение Лермонтова «Бородино».

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!
..
Земля тряслась — как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой
...

Ведущий 1:

...Лермонтов простудился в дороге. Врачи разрешили ему взять курс лечения минеральными водами в Пятигорске.

На водах Лермонтов продолжает писать стихи, начал и подготовительную работу к новому роману, который будет назван «Герой нашего времени».

1839 год был для Лермонтова особенным: он вступил в литературу, и не просто вступил, а вошел в нее сразу большим мастером. С первых же напечатанных в «Отечес­твенных записках» стихотворений Лермонтов стал широко известен, упрочив тем свою славу автора знаменитого отклика на гибель Пушкина («Смерть Поэта»). Он стал подумывать об отставке — ему хотелось полностью отдаться литературному творчеству, издавать свой журнал. Лермон­тову было двадцать пять лет. Он видел многое, скрытое от его современников. Как он писал в одном из стихотво­рений 1839 года:

И в даль грядущую,

закрытую пред нами,

Духовный взор его смотрел.

Ведущий 2:

Настал особенно насыщенный событиями год в жизни Лермонтова — 1840-й.

В январе Лермонтов был на балу во французском посольстве, где познакомился с сыном французского посла Эрнестом де Барантом. 16 февраля в особняке на Анг­лийской набережной, на балу у графини А. Г. Лаваль, Барант вызвал Лермонтова на дуэль. Причины этого не совсем ясны. Современники полагали, что ссора произошла из-за княгини М. А. Щербатовой, которой они оба были увлечены, или из-за стихотворения 1837 года «Смерть Поэта», в котором Баранты — отец и сын — заподозрили поношение всей французской нации.

Через два дня состоялась. Бой шел сначала на шпагах. Затем противники взялись за пистолеты. Барант промахнулся, а Лермонтов выстрелил вверх. За эту дуэль Лермонтов был предан военному суду .

Ведущий 1:

13 апреля 1840 года последовало решение Нико­лая 1: «Поручика Лермонтова перевесть в Тенгинский пехотный полк тем же чином».

В течение 1840 года, несмотря на столь беспокойную и подвижную жизнь, Лермонтов создал немало новых произведений. Он написал очерк «Кавказец», в котором как бы развернул и углубил биографию одного из персонажей «Героя нашего времени» — Максима Максимыча. Написал поэму «Сказка для детей» и ряд стихотворений.

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят - все лучшие годы!

Ведущий 2:

В 1840 году — выходит его книги: «Герой нашего времени» и «Стихотворения».

поэт, стоя в окне и глядя на тучи, которые ползли над Летним садом и Невою, написал стихотворение:

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,

С милого севера в сторону южную...

Лермонтова томили предчувствия, он сказал в один вечер, что его на Кавказе в этот раз, верно, убьют... «Чувствую — мне очень мало осталось жить». Через неделю после того он дрался на дуэли».



Ведущий 1:

Роковые события развернулись 13 июля вечером в доме Верзилиных, где часто собиралась молодежь. Князь С. В. Трубецкой играл на фортепьяно. Среди прочих в комнате был Л. С. Пушкин, брат поэта. Лермонтов сидел подле одной из дочерей хозяйки дома. В комнату вошел Мартынов, молодой офицер, одетый, по своему обыкнове­нию, в щегольскую черкеску с серебряными газырями и с большим кинжалом у пояса. Офицер был надменен и красив, осанка его была горделива, видно было, что он внутренне любуется собой. Это был давний, еще с юн­керской школы, товарищ Лермонтова. Лермонтов, не тер­певший ни малейшей фальши ни в чем, неизбежно, при каждой встрече подтрунивал над Мартышем, как он его звал,— высмеивал его позерство, любование собой. В Пя­тигорске он часто рисовал на него карикатуры, писал эпиграммы. Однако все это было в границах дружеских шуток. И вот, когда Мартынов вошел в гостиную Верзи­линых, Лермонтов, обратившись к своей соседке, сказал по-французски:

Мадемуазель Эмилия, берегитесь — приближается свирепый горец.

Хотя это и было сказано тихо, но тут князь Трубецкой прекратил играть, и слова «свирепый горец» прозвучали во всеуслышание. Позднее, когда уже все стали расхо­диться, Мартынов подошел к Лермонтову и сказал ему по-французски:

Господин Лермонтов, я много раз просил вас воз­держаться от шуток на мой счет, по крайней мере — в присутствии женщин.

Полноте,— ответил Лермонтов,— вы действительно сердитесь на меня и вызываете меня?

Да, я вас вызываю,— сказал Мартынов и вышел.

Собственно, несмотря на все предчувствия, вызов на дуэль оказался для Лермонтова неожиданным.

Ведущий 2:

Дуэль была назначена на 15 июля.

В этот же день между шестью и семью часами вечера у подножия Машука, возле Перкальской скалы, во время грозы и сильного дождя состоялась дуэль Лермонтова с Мартыновым при секундантах.

... Лермонтов убит… Беспрерывные молнии распарывали небо. Сильный ветер трепал деревья. Мар­тынов кинулся было к Лермонтову — убитому — с запоз­далыми словами: «Прости, Миша...» «Тело Лермонтова, все время лежало под проливным дож­дем, накрытое шинелью ».





Ведущий 1:

Похороны состоялись 17 июля. Белел вдали Эльбрус. Тело великого русского поэта принял скалистый Машук, по склонам которого он взби­рался некогда мальчиком... Но эта могила оказалась вре­менной: Е. А. Арсеньева выхлопотала разрешение перевез­ти прах внука из Пятигорска в Тарханы. 12 февраля 1842 года бывший камердинер Лермонтова, Андрей Иванович Соколов (во время дуэли и похорон находившийся в Пятигорске), получил в Чембаре сопроводительные доку­менты и выехал в Пятигорск еще с двумя товарищами. 27 марта 1842 года они выехали из Пятигорска в Тарха­ны — они везли тело поэта, запаянное в свинцовый гроб,— 21 апреля прибыли в Тарханы.

23 апреля 1842 года гроб с телом великого русского поэта был установлен в фамильном склепе Арсеньевых.

Не сбылись мечты Лермонтова полностью отдаться литературному творчеству — в отставку его не пустили.

Ведущий 2:

Лермонтов прожил такую короткую жизнь, что нельзя не поразиться тем фактом, что он успел создать огромный литературный мир и сделаться величайшим русским поэтом, равным Пушкину. Слава Лермонтова имеет свои особен­ности. Он зажигает душу стремлением к добру, красоте, к жизни, глубоко осознанной, к умению противостоять бурям жизни. Он призывает не тратить дней попусту, жить полно и иметь в этой жизни свое собственное дело.

Через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека - грустного, строгого, нежного, властного, скромного, язвительного, мечтательного, насмешливого, наделенного могучими страстями и волей и проницательного беспощадным умом. Поэта бессмертного и навсегда молодого.


Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!