Материалдар / Национально-освободительное восстание под руководством Кенесары Касымова в 1837-1847 гг.
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Национально-освободительное восстание под руководством Кенесары Касымова в 1837-1847 гг.

Материал туралы қысқаша түсінік
Открытый урок 3 курс. Учащиеся сравнивают восстание Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова с восстанием Кенесары Касымова.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
13 Қазан 2021
381
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Урок № 17

Предмет: История Казахстана.

Дата проведения: 23.05.2017 г.

Группа: ПП-11

Тема урока: Национально-освободительное восстание под руководством Кенесары Касымова в 1837-1847 гг.

Цели:

- образовательная: способствовать в формировании у учащихся представлений о целях, характере, основных этапах восстания, о личности руководителя Кенесары Касымова;

- развивающая: способствовать в развитии навыков групповой работы, формировании умений анализировать, выделять главное, формировании навыков взаимооценивания и презентационных навыков;

- воспитательная: воспитание уважение к истории народа, патриотизма; взаимоуважения.

Тип урока: изучение нового материала

Методы обучения: работа в группах, лекция с элементами беседы, использование частично-поисковых методов, наглядный, методика КМ.

Оборудование и основные источники информации: раздаточный материал, учебник, справочники.



Ход урока:

І. Организационно-мотивационный этап:

- проверка явки и готовности учащихся к уроку;

- опрос домашнего задания.

Учащиеся выступают по таблице о восстаниях

Руководитель восстания

Годы

Причины, повод

Очаг, территория

Движущие силы, ход

Итог

Характер, историческое значение.









Актуализация знаний:

«Мозговой штурм»

1. В каких годах и в соответствии, с какими уставами в Младшем и Среднем жузе была ликвидирована ханская власть? («Устав о сибирских киргизах» 1822 г. и «Устав об оренбургских киргизах» 1824 г.)

2. Как звали последнего правителя Среднего жуза, после смерти, которого ханы больше не назначались? (Уали)

3. В каких годах на территории Внутренней Орды происходило восстание казахских крестьян под руководством И. Тайманулы и М. Утемисулы? (1836-1838 гг.)

4. В чём причина частых восстаний казахов в первой половине XIX в.? (колонизаторская политика российского царизма сопровождаемое массовым изъятием земель)

5. Кто из потомков хана Аблая был главным противником расширения влияния Российской империи в казахских землях? (его сын Касым Аблайулы и внук Саржан Касымулы).

(класстер)

внук АблаяКенесары Касымовпоследний казахский хан

руководител восстания, батыр



ІІ. Операционно-исполнительский этап:


1. Групповая работа:

Каждой группе преподаватель раздает задания. По ним они должны будут составить кластер опираясь на материал с нескольких источниках (учебник, справочник, лекционный материал).


1 группа- предпосылки восстания;

2 группа- причины восстания;

3 группа- цели восстания;

4 группа - движущие силы восстания;

5 группа – основные сражения;

6 группа – итог и значение восстания.

Каждая группа составляет кластер, отражая и раскрывая свои вопросы по теме урока.


2. Дипломатическая политика в ходе восстания. (дать под запись).

В декабре 1838 г. пять представителей Кенесары прибыли в район Акбулакского окружного приказа, чтобы вручить письма Западно-Сибирскому генерал-губернатору, князю Горчакову и царю Николаю, но были схвачены и подвергнуты наказанию. В письмах Кенесары требовал:

- ликвидировать окружные приказы на казахской земле;

- восстановить самостоятельность казахской страны периода Абылая;

- прекратить сбор податей с менстных жителей.

В 1844 г. царское правительство направило к Кенесары ряд дипломатических посольств:

1) в конце 1844 г. представитель Оренбургской Пограничной комиссии бий Баймузхамбет Жаманшаулы вручил Кенесары письмо от Оренбургскоог губернатора Обюручева;

2) в апреле 1845 г. в аул Кенесары прибыло посольство Долгова, а похже – поручика генерального штаба Герна.Требование царских послов:

- Кенесары запрещалось вести дипломатические связи с другими странами;

- Казахским родам, принявших участие в восстании, разрешалось кочевать лишь в кочевьях, размежеванных правительством;

- признание оренбургского края частью Российской империи выдвигалось как галвное условие прощения участников восстания.



3. Диаграмма «Венна»

Учащиеся сравнивают восстание Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова с восстанием Кенесары Касымова.

4. Работа с документами.

Документ № 1 Его сиятельству, господину-генерал губернатору от потомка хана Аблая Кенесары Касым-улы
«Имею честь сим вас известить, что желание мое есть то, чтобы двух владений народ пребывал в спокойной жизни. Но негоже Вы подозреваете меня, будто бы я подданных Ваших людей присваиваю к себе, напротив того я говорю, что Вы на принадлежащих деду моему хану Аблаю местах учредили окружные диваны и с киргизского народа берете пошлину следовательно всех нас притесняете. И мы тем остаемся недовольны и с налогом жить нам в ведении вашем никак невозможно»

Документ № 2  Из описания казахской степи штабс-капитаном Фомаковым. 1844 г.
«…Бесчинствуя несколько лет безнаказанно, недосягаемый, неуловимый в своих пустынях, богатый добычей, Кенесары не признает ни чьей власти; толпа приверженцев подняв его на войлоке провозгласила ханом; он пишет фирманы от своего имени, прикладывает свою печать, объявляет войну кокандцам и хивинцам, берет приступом укрепления последних на Сыре, собирает подать, живет роскошно раздает награды и мечтает о владычестве над Средней и Малой Ордой».

Документ №3  Из описания казахской степи штабс-капитаном Фомаковым. 1844 г.
«В последнее время Кенесары, кроме славы батыра приобрел еще и некоторое политическое влияние на киргиз вмешательством в распри соседних ханств. Это обстоятельство имеет большое значение на прочие роды, кочующие вдали от линии, и с существованием Кенесары или его шайки нераздельны беспорядки и неустройства в этой части степи. Ими рассеиваются семена вражды к России, толкуются в дурную сторону все меры правительства и сожалению все это делается на главных путях торговли нашей с Бохарой»

 

ІІІ. Контрольно-оценочный этап

Закрепление знаний:

  1. Работа с тестами.

1. Найдите ошибку в перечне причин движения К.Касымова?

А) Создание округов по реформе 1822 г. привело к ухудшению скотоводческого хозяйства и разрыву родовых связей;

В) Строительство царским правительством новых крепостей в районе рек Иргиза, Тургая, Иртыша и др.;

С) Военные столкновения между казачьими войсками и казахскими родами;

D) Насильственная политика Кокандского и Хивинского ханства;

Е) Налоговые тяготы.

  1. Назовите территорию восстание К.Касымова?

А) Средний и Младший жузы;

В) Старший и Средний жузы;

С) Весь Казахстан;

D) Старший жуз и Средняя Азия;

Е) Семиречье пи Киргизия.

  1. Укажите годы восстания?

А) 1832-1843;

В) 1837-1847;

С) 1836-1847;

D) 1837-1846;

Е) 1833-1843.

  1. Сколько человек принимало участие в годы восстания?

А) 10 тыс.;

В) 15 тыс.;

С) 20 тыс.;

D) 30 тыс.;

Е) 50 тыс.

  1. Назовите на какой социальный слой опирался хан Кенесары?

А) султаны;

В) бии, старшины, батыры;

С) интеллигенция;

D) духовенство;

Е) все перечисленные.

  1. Найдите ошибку в перечне основных целей движения К.Касымова?

А) сохранение самостоятельности не вошедших в состав царской России областей Казахстана;

В) прекращение колонизации казахских земель путем строительства крепостей;

С) прекращение колонизации казахских земель путем нового окружного правления;

D) Освободить казахов из под власти хивинцев;

Е) освободить казахов из-под власти кокандцев.

  1. Развитие какого вида хозяйства у казахов поддерживал Кенесары хан?

А) скотоводство;

В) земледелие;

С) ярмарочная торговля;

D) ремесло;

Е) промышленность.

  1. Где проходило сражение, в котором восстание было подавлено?

А) Бишкек;

В) Токмак;

С) Майтобе;

D) Чолпан-ата;

Е) Шалкар.

  1. Найдите ошибку в перечне значения восстания 1837-1847 гг.?

А) самое крупное восстание против колониального гнета;

В) самое многочисленное восстание 19 в.;

С) составная часть освободительной борьбы народов России первой половины 19 в.

D) одновременно борьба была направлена против России, Средней Азии и Китая;

Е) показало зависимость внутренних противоречий казахского общества от политики царизма.

  1. Назовите дату крупного сражения, где войска Кенесары разгромили отряд Жантореулы?

А) 1-7 сентября 1842 г.;

В) 10-13 марта 1843 г.;

С) 15-17 августа 1843 г;

D) 20-21 июля 1844 г;

Е) 20-25 ноября 1844 г.

  1. Ответить на вопросы по Таксономии Блума:

1.Кто стоял во главе восстания?

2.Опишите Кенесары Касымова.

3. В чём была причина восстания?

4.Почему Кенесары называют «Мидридатом киргизской степи»?

5.Что случилось бы, если бы восставшие были бы в дружеских отношениях с манапами?

6.Оцени историческую важность этого восстания?


Рефлексия.

Подведение итогов. Выставление оценок

Домашнее задание: Приготовьте тестовые вопросы по новой теме.


Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!