Материалдар / Написание сочинения - рассуждения с опорой на прочитанный текст
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Написание сочинения - рассуждения с опорой на прочитанный текст

Материал туралы қысқаша түсінік
Автоская программа «Написание сочинения - рассуждения с опорой на прочитанный текст» составлен на основании Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и призван повторить, систематизировать и углубить материал, подготовить учащихся к выпускным экзаменам. Программа курса (36 часа) рассчитана на учащихся 10-11 классов Написание сочинения по прочитанному тексту является заданием повышенной сложности, поэтому необходимо очень серьёзно отнестись к его подготовке. Задание проверяет, прежде всего, сформированность у учащихся коммуникативной компетентности, необходимой для понимания чужих и порождения собственных высказываний (текстов), компетентности выпускника, важной не только для успешной образовательной деятельности, но и для профессионального и жизненного становления.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
26 Ақпан 2024
57
1 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
450 тг 338 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады











Shape1

Написание сочинения - рассуждения с опорой на прочитанный текст



Авторская программа






















Пояснительная записка.


     Автоская программа «Написание сочинения - рассуждения с опорой на прочитанный текст» составлен на основании  Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и призван повторить, систематизировать и углубить материал, подготовить учащихся к выпускным экзаменам.  Программа курса (36 часа) рассчитана на учащихся 10-11 классов    

Написание сочинения по прочитанному тексту является заданием повышенной сложности, поэтому необходимо очень серьёзно отнестись к его подготовке. Задание проверяет, прежде всего, сформированность у учащихся коммуникативной компетентности, необходимой для понимания чужих и порождения собственных высказываний (текстов), компетентности выпускника, важной не только для успешной образовательной деятельности, но и для профессионального и жизненного становления.


Цель курса: помочь успешно справиться с заданием; активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи, продолжить формирование умения работать с текстами художественных и публицистических произведений.

 

Задачи курса:

  • познакомить учащихся с основными этапами работы над заданием и критериями, по которым оценивается сочинение;

  • совершенствовать у учащихся умение писать сочинение-рассуждение, отвечающее всем требованиям, предъявляемым к тексту;

  • формировать у школьников навыки содержательной, правильной, выразительной, воздействующей речи в письменной форме.

  • Программа курса предполагает дальнейшее развитие у школьников коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентностей. Предлагаемый курс помогает обогатить речь учащихся, сделать её богаче, выразительнее, развить их творческие способности.


 Исходя из задач преподавания курса «Написание сочинения - рассуждения с опорой на прочитанный текст», программа предусматривает формирование следующих умений и навыков:

  • умение анализировать содержание читаемого текста;

  • умение формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать;

  • умение аргументировано доказывать собственное мнение;

  • умение ставить коммуникативные цели и достигать их через содержание текста сочинения;

  • умение структурировать собственный текст и композиционно правильно оформлять письменную работу;

  • использовать в речи варианты грамматических конструкций и лексическое богатство языка, а также изобразительно-выразительные средства;

  • соблюдать нормы современного русского языка;


Основные формы организации занятий:

  • лекции-беседы,

  • практические занятия,

  • самостоятельная работа учащихся.


Образовательные результаты

К концу курса учащиеся будут:

  • иметь представление об основных понятиях теории текста;

  • знать характеристики текстов разных функциональных стилей и жанров;

  • обладать навыками информационной переработки текста;

  • обладать необходимыми умениями поискового и просмотрового чтения;

  • обладать когнитивными (интеллектуальными) умениями и навыками (сравнивать, сопоставлять информацию, обобщать ссодержащиеся в тексте факты, делать выводы);

  • отбирать языковые средства при создании текстов изученных типов;

  • определять тему, проблему текста, авторскую позицию;

  • обосновывать свою позицию, подбирать аргументы, комментировать текст;

  • создавать собственное высказывание на основе предложенного текста с соблюдением норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и т.д.)


Формы текущего контроля

  1. Оценка аналитической работы учащихся над заданным текстом.

  2. Оценка результатов информационной переработки текстов.

  3. Оценка рецензии.

  4. Оценка подготовленного доклада.

Формы итогового контроля

  1. Зачет

  2. Сочинение-рассуждение

Методическое обеспечение


  1. Ванников Ю.В. Синтаксис речи и синтаксические особенности русской речи. – М., 2000

  2. Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М., 2000

  3. Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учебное пособие. – М., 2000

  4. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: Теория и практика: Книга для учителя. – М., 2002

  5. Кудрявцева Т.С. Учимся работать с текстом: Элективный курс. – М., 2009

  6. Кудрявцева Т.С. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык: Текст. Переработка текста. Стили речи». – М., 2002.

  7. Солганик Г.Я. От слова к тексту: «Книга для учащихся старших классов. – М., 2000     

  8. Т.А. Долинина «Русский язык. Как написать сочинение на едином государственном экзамене» -М: Айрис пресс, 2009.

  9. Как написать сочинение. Составитель Н.М. Ёлкина М.,1997г.

  10. Методические указания к курсу: «Теория и практика сочинений разных жанров» Т.А. Ладыженская М. «Просвещение»,2001г.

  11. Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕНТ. Формулировки, аргументы, комментарии. М., «Просвещение», 2008г.






















Содержание учебного предмета


Структура и содержание предмета изучения состоит из наиболее полно и точно изображенного курса. В основе этой части программы лежит выбор содержательной структуры и теоретического аспекта конкретного предмета. Курс стабилизации содержания учебного предмета специфичен и предлагается для реализации всех целей и задач, указанных в пояснительном письме программы.

  • Критерии оценивания задания (сочинение-рассуждение по прочитанному тексту), общая характеристика задания. Композиция сочинения – 2 часа. Сформулировать у учащихся собственный взгляд, создать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов автора или опровергающих их.

  • Сочинение-рассуждение: особенности, структура, речевое оформление – 2 часа. Подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту и в ходе комплексного анализа текста повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-рассуждения.

  • Особенности публицистического стиля – 2 часа. Обобщить ранее полученные знания о публицистическом стиле речи.

  • Особенности художественного стиля – 2 часа.  Выявление особенностей художественного стиля речи, определение значимости художественного слова.

  • Проблема текста. Позиция автора. Формулировка проблемы исходного текста: от позиции автора к проблеме – 2 часа. Формирование навыка узнавать проблему или проблемы, поставленные автором, умение аргументировать хотя бы одну из них.

  • Практическое занятие: учимся определять позицию автора и формулировать проблему текста – 2 часа. Подготовить учащихся к написанию сочинения- рассуждения по заданному тексту.

  • Комментарий и пересказ текста. В чём их отличие? – 2 часа. Продолжить работу над умением формулировать проблему на основе предложенного текста.

  • Практическое занятие: комментируем проблему публицистического стиля – 2 часа. Обобщить и углубить знания по теме «Публицистический стиль речи», закрепить навыки правописания.

  • Практическое занятие: комментируем проблему художественного стиля – 2 часа. Выявление особенностей художественного стиля речи, определение значимости художественного слова.

  • Пример - иллюстрация из текста. Как его включить в комментарий – 2 часа. Систематизировать знания об описательном типе речи.

  • Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции – 2 часа. Формировать умения логического и грамматического построения собственного текста.

  • Виды аргументов – 2 часа. Научить учащихся проявлять себя в различных сферах жизнедеятельности через умение грамотно и логично рассуждать.

  • Практическое занятие: учимся аргументировать собственное мнение – 2 часа. Развивать конкретные навыки общения.

  • Заключение. Приёмы, которые можно использовать при написании заключения – 2 часа. Отработка знаний учащихся о видах тем сочинений,понятии тезиса, способах аргументации.

  • Работа над смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения – 2 часа. Создать условия и обеспечить ситуации для развития логического мышления, наблюдательности и умений выделять главную информацию.

  • Практическое занятие: написание сочинения-рассуждения по прочитанному тексту (публицистическому) – 2 часа. Актуализация знаний и навыков школьников по созданию сочинения.

  • Практическое занятие: написание сочинения-рассуждения по прочитанному тексту (художественному) – 2 часа. Актуализация и систематизация знаний, полученных ранее по данной теме.

  • Итоговое занятие: вопрос-ответ – 2 часа. Формирование умений и навыков написания сочинения.




















Нормативный раздел

Календарно-тематический план

в неделю

(10– класс, 1 час – в неделю, всего – 36 часа)


Раздел

Подразделение

Тема

Задача обучения

Количество часов

Требования к уровню подготовки обучающихся

(результат)

Всего

Лекция/

Теория/

Прак-тика1

Прак-тика /Прак-тика2


1-2

Критерии оценивания задания (сочинение-рассуждение по прочитанному тексту), общая характеристика задания. Композиция сочинения.

Сформулировать у учащихся собственный взгляд, создать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов автора или опровергающих их.

2

1

1

 Умеют подбирать аргументы для подтверждения мыслей.

3-4

Сочинение-рассуждение: особенности, структура, речевое оформление.

Подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту и в ходе комплексного анализа текста повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-рассуждения.

2

1

1

Анализируют, обобщают, комментируют поднятую автором проблему.

5-6

Особенности публицистического стиля.

Обобщить ранее полученные знания о публицистическом стиле речи.


2

1

1

Умеют определять художественных приемов и особенностей текста.


7-8

Особенности художественного стиля.

 Выявление особенностей художественного стиля речи, определение значимости художественного слова.


2

1

1

Понимают содержание и проблематику прочитанног

Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!