Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Народный златоцвет Внеклассная работа. Литературный вечер, посвященный к 125-летию С.А.Есенина
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Литературного вечер, посвященный творчеству Сергея Есенина.
«Народный златоцвет».
Цели:
-
формирование нравственно-эстетических ценностей, развитие творческих способностей детей;
-
осуществление в школьной практике современных подходов к содержанию и организации внеурочной деятельности по литературе;
-
способствовать развитию литературного образования, воспитания и культуры школьников через обновление содержания, форм и методов внеурочной работы по литературе;
-
формировать у учащихся представления о значимости гуманитарного образования в современном мире; расширять историко-литературный контекст есенинской эпохи и выявлять ее эстетические тенденции.
-
заинтересовать учащихся личностью поэта, увлечь песенно-поэтическим творчеством Сергея Есенина, обратить внимание на глубокую лиричность поэзии, нежную любовь к Родине, природе; нравственно-эстетическое воспитание.
Форма проведения: литературно-музыкальный вечер
Оформление: портрет Сергея Есенина, стенд-экспозиция «Родился я с
песнями в травном одеяле…», береза, скамья, свечи, букеты из
осенних трав, кисти рябин на столиках, записи песен, фильм «Природа
в творчестве С.Есенина», выставка творческих работ учащихся, ноты
песен на стихи поэта.
Тсо: Интеративная доска, слайды
Первый ведущий.
Далёким днем осенним
Родился наш Есенин.
Губернии рязанской,
А жизнь ждала крестьянская.
Среди степей, полей, берез
Есенин в доме деда рос.
Чтец. Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой...
И теперь вот, когда простыла
Этих дней кинятковая вязь,
Беспокойная, дерзкая сила
На поэмы мои пролилась.
Золотая словесная груда,
И над каждой строкой без конца
Отражается прежняя удаль
Забияки и сорванца.
Ведущий
Но каким бы сорванцом он не был, он очень тепло относился
к своим младшим сестрам Кате и Шуре.
(биография )
С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по
матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми
протекло почти все его детство. Дядья его были ребята озорные и
отчаянные. Трех с половиной лет они посадили его на лошадь без
седла и сразу пустили в галоп. Потом его учили плавать. Дядя Саша
брал его в лодку, отъезжал от берега, снимал с него белье и, как
щенка, бросал в воду".
Ведущий
Есть два рода художников. Одни на протяжении творческого пути неоднократно меняют характер своего письма, другие, напротив, без малейшего отклонения в сторону свершают свое дело, повинуясь указаниям поэтического духа, который дается им в звездный час рождения. Таков Сергей Есенин. В его жизни и судьбе все объяснимо, и вместе с тем загадочно и таинственно.
Второй ведущий.
В одном из писем к другу поэт писал: «Знаешь, почему я поэт?.. У меня родина есть. У меня – Рязань. Я вышел оттуда и, какой ни на есть, а приду туда же! Хочешь добрый совет получить?.. Нет поэта без родины…»
Чтец. Спит ковыль. Равнина дорогая
И свинцовой тяжести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь…
Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси-
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси?
Первый ведущий.
На высоком живописном берегу Оки, в селе Константиново под Рязанью 21 сентября 1895 г. родился Сергей Есенин.
Красота и приволье родных полей, березовых рощ, «малиновая грусть» осенних закатов, долгие песни за околицей – все эти впечатления детства станут его стихами и поэмами.
Чтец. Я люблю родину.
Я очень люблю родину!
Хоть есть в ней грусти ивовая ржавь.
Приятны мне свиней запачканные морды
И в тишине ночной звенящий голос жаб.
Я нежно болен воспоминаньем детства,
Апрельских вечеров мне снится хмарь и сырь.
Как будто бы на корточки погреться
Присел наш клен перед костром зари.
Второй ведущий.
Говорят: то, что приобрел в детстве, приобрел на всю жизнь. Крестьянский сын Сергей Есенин на всю жизнь «сохранил сыновнюю привязанность к родной земле». Вслушайтесь в его стихи: в них словно оживает душа природы. Деревья, цветы, трава, пашни, дожди – все открывает поэту свои тайны.
Чтец. Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных…
Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.
Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.
Чтец. Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая.
С замираньем летит на звезду.
(Звучит песня «Отговорила роща золотая», №7).
Первый ведущий.
Есенин любил дорогу: он ездил по России, бывал на Кавказе, посетил многие европейские страны, жил в Америке.
Но где бы ни был он, его всегда тянуло на Родину, к родным березкам, к доброй и светлой улыбке матери.
(Высвечивается портрет матери и звучит стихотворение «Письмо матери»).
Письмо матери.
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось, -
Слишком раннюю утрату и усталось
Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
(Слайд чтение стих. Письмо к матери)
Ведущий
В стихотворении “Письмо матери”, говоря о “золотой бревенчатой
избе”, Есенин утверждает необходимость для человека чувства Родины,
связи с отчим домом. более подробно раскрываются его нежные чувства
и рассказывается ряд воспоминаний из прошлого. Лирический герой
пытается успокоить и обнадёжить мать.
Основные образы стихотворения – это,
конечно, лирический герой и его мать. Однако, как я уже говорила,
образ матери я интерпретирую для себя, прежде всего как образ
России в целом (эту мысль я подробнее раскрою далее). Также мне
хочется отметить, например, образ сада («Я вернусь, когда раскинет
ветки/ По-весеннему наш белый сад»). Как мне кажется, здесь он
является, прежде всего, символом весны и детства поэта. Также важен
образ дороги («Что ты часто ходишь на дорогу»). Это символ
жизненного пути поэта.
На мой взгляд, идея стихотворения «Письмо
матери» заключается, прежде всего, в том, чтобы показать людям, что
нужно любить, всегда помнить о своей Родине и настроить на
патриотический лад.
Второй ведущий.
Только дома, в дорогом Константинове, он по – настоящему отдыхал. Не случайно самые нежные строки Есенина посвящены матери, родному дому.
Разбуди меня завтра рано,
О моя терпеливая мать!
Первый ведущий.
Настоящий поэт всегда тонко чувствует время. Что это значит? Это значит, что он находит самые точные и самые нужные слова, чтобы первым встретить весну, отозваться на общую боль и воспеть общую радость. Время Есенин чувствовал пронзительно тонко – и весну, и первый снег, и революцию, и любовь.
Чтец. Я по первому снегу бреду,
В сердце ландыши вспыхнувших сил.
Вечер синею свечкой звезду
Над дорогой моей засветил.
Я не знаю, то свет или мрак?
В чаще ветер поет иль петух?
Может, вместо зимы на полях
Это лебеди сели на луг.
Второй ведущий.
Какие разные глаза у поэтов-современников! Неистовый напор взгляда Маяковского, ироничный прищур Ахматовой, окрыленный легендарной челкой.
И Есенин – озерная чистота и невозможная распахнутость глаз! Этими ли глазами не увидеть Родину, не полюбить ее, не воспеть?!
Чтец
Первый ведущий.
Он пришел с пронзительной человечностью обыденных, казалось бы, слов. Он сумел увидеть родные приметы русской земли и природы. Было чему удивиться и изумиться: из рязанской губернии прибыл в столицу светловолосый паренек, ставший великим поэтом.
Чтец. Ты запой мне ту песню, что прежде
Напевала нам старая мать,
Не жалея о сгибшей надежде,
Я сумею тебе подпевать.
Я ведь знаю, и мне знакомо,
Потому и волнуй, и тревожь –
Будто я из родного дома
Слышу в голосе нежную дрожь.
Ты мне пой, ну, а я с такою,
Вот с такой же песней, как ты,
Лишь немного глаза прикрою –
Вижу вновь дорогие черты.
(Выходит ученица, читает письмо).
Ученица. Пишу тебе с есенинских лугов,
Где звонкой песней отзвенели косы,
Где запах лета, как настой стогов,
Где по дорогам желтым бродит осень.
И кажется, нигде и никогда
Не увидать, не выдумать такого.
Вот почему воспел он те поля,
Простор рязанский, голубые дали
С листвой багряной переливы слов.
На лист тетради малый ветер бросил.
Пишу тебе с есенинских лугов,
Где по дорогам желтым бродит осень.
Ведущий
Поэт говорит: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве».
Рязань, рязанская земля... Места эти - исконно русские, изначальные.
Они первыми принимали на себя удары азиатских кочевников со стороны "дикого
поля". Слышали они удалые посвисты "соколов-дружинников" Евпатия Коловрата,
шедших на "побоище кроволитное" с Батыевой ордой. Знали они и тех, что
скрытными тропами бежали от господского кнута под знамена Разина и Пугачева
- добывать себе и людям волю... Сколько ветров пронеслось, сколько гроз
прошумело над этими приокскими холмами и равнинами - не сосчитать...
Немало старинных сел разбросано среди полей и лесов этого раздольного
края. Одно из них - Константиново.
Есенин писал в автобиографии 1923 года, что его «детство прошло
среди полей и степей». Очень жаль, что долгое время это важное
замечание, по сути дела, не принималось во внимание, когда речь шла
о раннем периоде жизни поэта, а главное – об истоках народности его
поэзии.
Усталый день склонился к ночи,
Затихла шумная волна,
Погасло солнце, и над миром
Плывет задумчиво луна.
… Внимая песням, с берегами
Ласкаясь, шепчется река.
И тихо слышаться над нею
Веселый шелест тростника.
Ведущий
Есенин - крупнейший из поэтов современности. Его песни поют везде, потому что имел он в себе песенное дарование, великую песенную силу в себе носил.
В разные годы певцы и актеры исполняли песни на стихи Сергея Есенина. Каждое их этих выступлений индивидуально и каждое наполнено любовью к поэзии Есенина. Послушайте, и Вам обязательно понравится!
Перед нами худощавый девятнадцатилетний парень, желтоволосый и
скромный, с веселыми глазами. Он приехал из Рязанской губернии в
«Питер» недели две тому назад, прямо с вокзала отправился к Блоку,
- думал к Сергею Городецкому, да потерял адрес.
В Питере ему все были незнакомы, разве что раньше «стишки посылал».
Теперь сам их привез, сколько было, и принялся раздавать
«просящим
Слайд (звучит песня «Отговорила роща золотая»)
Ведущий
Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» (1922 год), созданное в послереволюционное время, вобрало в себя цветовую символику, разработанную символистами, которые превратили некоторые цветовые обозначения в постоянные символы. Есенинский эпитет «белый» - «белых яблонь дым» - в основном сохраняет свое основное значение, излучая лишь дополнительную экспрессивность: белый цвет – это и цветущие яблони, и олицетворение чистоты и невинности. В образе же розового коня на первый план выдвигается не изобразительный момент (конь, освещенный отблеском зари), а символическое истолкование – несбыточные мечты о прекрасном и идеальном.
Ведущий
Символика розового цвета у Есенина, скорее всего, опирается на устойчивые сочетания – розовые мечтания, очки, флер, означающие привычку все видеть в радужном свете и самообольщаться. Но есенинский эпитет теряет будничную и ироническую окраску, передовая юношескую романтическую мечтательность и восторженность: «Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне». Толковать эти строки сугубо конкретно: герой весенним ясным утром скачет на коне, освященным отблеском зари, - было бы упрощением их образного смысла: весенняя рань – утро жизни, а розовый конь – воплощение юношеских надежд и порывов.
Звучит песня в исполнении Стаса Михайлова «Не жалею, не зову, не плачу»
Ведущий
Родина для поэта — это все, что он видит, чувствует, все, что его окружает. Поэтому так трудно и порой невозможно отделить эту тему от других. Чувства к Родине переплетаются у Есенина с чувствами к женщине, природе, жизни. Вспомним есенинское стихотворение о женщине, так зримо окаймленное осенним пейзажем:
Любимым образом Есенина является образ березы. У него береза —
“девушка”, “невеста”, она олицетворение всего чистого и
красивого:
Я навек за туманы и росы
Полюбил и березки стан,
И ее золотые косы,
И холщовый ее сарафан.
Чтец (ученик)
Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать.
Милые берёзовые рощи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть моей тоски.
Слишком я любил на этом свете
Всё, что душу облекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.
Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил.
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.
Читают стихотворение «Береза»
«Пороша» )
«Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» — одно из наиболее
поэтичных стихотворений из цикла «Персидские мотивы». Этот
цикл был написан во время поездок С.А. Есенина в Грузию и
Азербайджан в 1924-1925 годах. В нем воплотилась пленительная
красота восточной природы.
Колоритное восточное
имя героини произведения указывает на Шаганэ Нерсесовну Тальян, с
которой поэт познакомился в Батуми зимой 1924/25 года. Однако
назвать эту женщину прототипом образа героини однозначно нельзя,
скорее всего образ навеян рядом подобных встреч.
Стихотворение интересно по композиции: пять строф собой
пятистишия, рифмующиеся по схеме «авваа», причем первая и последняя
строки каждой строфы повторяются. Каждая новая строфа начинается и
заключается одной из строчек первой. Такой принцип стихотворной
организации обычно называют венком. Здесь же своеобразная
орнаментальность призвана портретировать тонкость вариаций
восточных мелодий.
Необычен и синтаксический строй
поэтического языка. Зыбкая в грамматическом отношении конструкция
«Я готов рассказать тебе поле» оказывается устойчивой и глубоко
выразительной в содержательном аспекте.
Необходимо учитывать при анализе
стихотворения, что стихотворный цикл — цельное произведение,
обладающее смысловой законченностью и единой эстетической
концепцией, поэтому рассматривать стихотворение «Шаганэ ты моя,
Шаганэ!..» надо не обособленно, а в контексте всего цикла
«Персидские мотивы».
Слайд (Звучит песня «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..»)
Ведущий:
много общего в творческой биографии С Есенина М
Макатаева ,талантливейшего казахского поэта Как произведения
Есенина его стихи отличаются свежестью ясностью мысли большим
разнообразием художественных средств, образностью. М. Макатаев
посвятил замечательное стихотворение Есенину , в котором говорит и
о духовном родстве с поэтом
(Чтение стихотворения С Есенинге)
Ведущий:
Весть о гибели поэта тяжкой болью отозвалась в сердцах миллионов
людей. Она быстро распространилась по всей стране. В газетах
печатались портреты Есенина в траурной рамке, его прощальное
стихотворение.
слайд ( Памятник поэту на родине. Скульптура)
Песня Высоцкого «Кто кончил жизнь трагически»
(Читает ученик)
Кто кончил жизнь
трагически, — тот истинный поэт!
А если в точный срок — так в полной мере!
На цифре 26 один шагнул под пистолет,
Другой же — в петлю слазил в «Англетере».
А в 33 — Христу (он
был поэт, он говорил:
«Да! Не убий!» Убьёшь — везде найду, мол!)...
Но — гвозди ему в руки, чтоб чего не сотворил,
И гвозди в лоб, чтоб ни о чём не думал.
С меня при слове «37» в
момент слетает хмель.
Вот и сейчас вдруг холодом подуло —
Под этот год и Пушкин подгадал себе дуэль,
И Маяковский лёг виском на дуло.
Задержимся на цифре 37.
Коварен Бог —
Ребром вопрос поставил: или-или!
На этом рубеже легли и Байрон, и Рембо,
А нынешние как-то проскочили.
Дуэль не состоялась или
перенесена,
А в тридцать три распяли, но не сильно,
А в тридцать семь — не кровь, да что там кровь! — и
седина
Испачкала виски не так обильно.
Слабо стреляться?! В пятки,
мол, давно ушла душа?!
Терпенье, психопаты и кликуши!
Поэты ходят пятками по лезвию ножа
И ранят в кровь свои босые души.
На слово «длинношеее» в
конце пришлось три «е».
«Укоротить поэта!» — вывод ясен.
«И нож в него!» — но счастлив он висеть на острие,
Зарезанный за то, что был опасен!
Жалею вас, приверженцы
фатальных дат и цифр!
Томитесь, как наложницы в гареме:
Срок жизни увеличился — и может быть, концы
Поэтов отодвинулись на время.
Ведущий:
За день до своего трагического конца Есенин написал стихи
(чтец)
Дo свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мои, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки и слова.
Не грусти и не печаль бровей,
-В этой жизни умирать не ново,
Но и .жить, конечно, не новей.
770 ₸ - Сатып алу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде пәніңізді белгілеп, керек материалды алып сабағыңызға қолдана аласыз
- Жүктелуде...
- Жүктелуде...
- Жүктелуде...
тақырыптармен дайындаймыз