Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Научная работа
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Канакынов Ермахан ученик 9 класс КГУ «Алтыншокинская средняя школа-сад»
Руководитель учитель русского языка и литературы высшей категории Ержанова Куралай Мекеновна
«Осень в поэзии А.С.Пушкина и С.А.Есенина.
Осень – прекрасная и дивная пора. Каждое время года прекрасно по- своему: если весной природа оживает, просыпается от осенней спячки все живое, земля становится нарядной, живой, то осенью она еще прекрасней. Земля дает богатый урожай, принося в каждый дом веселье и достаток, начинаются различные праздники. Ядреный воздух, вызывающий бодрость, лед, как тающий сахар, мягкая постель из свежих и желтых листьев- не в этом ли прелести осени?
Осень.... Какая она осень Пушкина и осень Есенина?
-
Стихотворение «Осень» часто рассматривается в цикле пейжазных стихотворении Пушкина. Между тем и картины природы, и бытовые зарисовки даны в нем прежде всего как та действительность, которая вдохновляет поэта нп творческий труд. В стихотворении «Осень» нашла воплощение одна из характерных особенностей зрелого творчества Пушкина: жизнь дается как диалектический процесс- в движении, в сложном единстве и борьбе противоположных состоянии.
-
Перед нами «календарь» русской природы, с яркими живописными зарисовками. Картины осени даются в динамике. В первой строфе поэт рисует переходный от осени к зиме период. Это отражается и в сочетании контрастных явлении природы («последние листы с нагих своих ветвей», « журча еще бежит за мельницу ручей, но пруд уже застыл; «будит лай собак уснувшие дубравы») и в выборе средств, при помощи которых эти явления зарисованы.(1) Так в одной строфе сочетаются глаголы разных времен и видов (наступил- отряхает, дохнул- промерзает), рисующие природу в статистике и динамике (бежит- застыл).
-
Сравнив описание весны, лета, зимы в стихотворении с соответствующими описаниями в романе «Евгении Онегин», мы убедимся, что картины природы даны в несколько сложенном, «непричесанно- бытовом» виде. Перед нами не праздник, а будни жизни. Эти описания имеют в известной степени полемический характер: Пушкин утверждает право поэзии на обращение к «низкой» природе. Однако тут же в стихотворении мы найдем полное чарующей прелести описание осени. При этом проза и поэзия не только соседствуют, но и взаимодействуют. Поэт раскрывает красоту, поэзию повседневного.(2)
--------------------------------------------------------------------------
-
В.П.Медведев «Изучение лирики в школе» стр.88-93
Москва «Просвещение»1985 год
-
В.П.Медведев Изучение лирики в школе» стр.90
Москва «Просвещение»1985 год
Это единство противоположных начал находит воплощение и в языке. Преобладает в «Осени» разговорная интонация, поэт как бы запросто беседует с читателем. Но в седьмой строфе стих льется легко и свободно
«Унылая пора! Очей очарование!» - это чистая эмоция, музыкальный аккорд к картине, построенный на своеобразном повторе звуков а-ч. Далее идут зримые картины. Неторопливо- спокойно звучат стихи, рисующие царственную, величавую красоту поздней осени. Кроме звуковых повторов этому способствуют повторы союза и.
В «Осени» жизнь дается поэтом в вечном движении. Мотив движения пронизывает собою всю художественную ткань стихотворения, находит воплощение и в образах, и в композиции, и в языке, в частности временных форм глагола.
Осень- прекрасная и дивная пора. Каждое время года прекрасно по- своему. Хотя осенью облетают листья, обнажаются деревья, улетают на юг птицы, короче становятся дни- в ней есть своя прелесть: здоровый ядреный воздух, вызывающий бодрость, лед, как тающий сахар, мягкая постель из свежих и желтых листьев.
Если у Пушкина и Некрасова Осень вызывает бодрость, то у Есенина- светлую грусть. Есенин- певец осенней склени..., рябиновых ягод, багрянца осени, ржаных полей, грусти и тоски по уходящему. В его фамилии звучат языческие корни- Овсень, Таусень, Осень, Ясень,- связанные с плодородием, с дарами земли, с осенними праздниками. «Детство прошло среди полей и степей» - писал он. Так рождалась та великая любовь, которая позже питала его поэтическое воображение. Вся сила есенинской лирики заключается в том, что в ней чувство любви к Родине всегда выражается не отвлеченно и риторично, а конкретно в зримых образах, через картины родного пейзажа. В ранней лирике Сергея Есенина развертываемые на основе заставок поэтические образы обычно оттеняют лирическую мысль или отдельные стороны изображаемых предметов и явлении и носят в структуре стихотворения локальный характер. Поэтому часто их может быть несколько не тольео во всем стихотворении, но и в отдельной строфе.
В красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба – старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.
Осенний холод ласково и кротко
Крадется мглой к овсяному двору;
Сквозь синь стекла желтоватый отрок
Лучит глаза на галочью игру (1)
Обняв трубу, сверкает по повети
Зола зеленая из розовой печи
Кого –то нет, и тонкогубый ветер
(1)П.Юшин «Поэзия Сергея Есенина в 1910-1923 годов» Издательство Московского университета стр. 192
О ком –то шепчет, сгинувшем в ночи.
Кому пятками уже не мять по рощам
Щебленый лист и золото травы
Тягучий возух, ныряя звоном тощим
Целует клюв нахохленной совы
Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема,
Дорога белая узорит скользкий ров...
И нежно охает ячменная солома,
Свисая губ кивающих коров (І – 235-236)
Картина вечера поздней деревенской осени составлена здесь из множества отдельных образов, каждый из которых неподвижен, не развивается, а как цветной камешек в мозаике или штрих в живописи вкраплен в полотно, возникающее из суммы деталей, объединенных идеей автора, которая и создает энергию движения стихотворения. В других случаях наоборот, эта энергия возникает из развития самих образов.
Тихо в чаще можжевеля по обрыву.
Осень- рыжая кобыла- чесет гриву.
Над речным покрывом берегов
Слышен синий лязг его подков
Схимник- ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу (І- 193)
Развитием двух заставок осень- кобыла, ветер- схимник определяется движение стихотворения. Осень роняет рыжие листья и это похоже на линьку шерсти лошади; падая листья издают звук, от которого прозрачная осенняя синь как бы звенит ( по типу «в рощах по березкам белый перезвон»), звук этот уподоблен лязгу подков, раз осень лошадь, то у нее могут быть и подковы.
Следующие два двустишия развивают заставку схимник – ветер. (1)
Сила есенинской лирики заключается в том, что в ней чувство любви к Родине всегда выражается не отвлеченно и риторично, а конкретно в зримых образах, через картины родного пейзажа. Давно уже подмечено, что мотив обреченности пугачевщины, возникая в начале поэмы «Пугачев», постепенно усиливается и более всего способствует этому образ осени, под мрачный аккомпонемент которой разворачивается действие, - образ осени, определяющей душевное состояние главного героя (2)
(1) П.Ф.Юшин Выше указанное пособие стр.
(2) А.С.Карпов «Поэмы Сергея Есенина » стр. 40
«Холодный скверный дождь» поливает поля, когда Пугачев приниамет решение возглавить мятеж.
«Чтоб прошлись ножи железными стрелами люто!» И когда сподвижники Пугачева замыслят предательство, как страшное знамение «предстанет их взорам, с пробитой башкой ольха , капая желтым мозгом.» Пугачева- и народное восстание- губит темная сила, что живет в душе человеческой, и справиться с нею невожможно.
.... Жизни осення гулкая ночь
Общипала, как тополь зубами дождей,
Емельяна.
Так говорит Творогов, пытающийся спасти свою голову ценой предательства. Но Пугачев не испытывает и тени сомнения в том, что это осень.
... Это она!
... Это она подкупила вас,
Злая и подлая оборванная старуха
Это она, она, она
Разметав свои волосы зарею зыбкой,
Хочет, чтоб сгибла родная страна
Под ее невеселой холодной улыбкой
Так реализуется столь важный для понимания смысла- и структуры- поэмы Есенина лирический мотив – приход осени закономерен. И поэтому, связанный своими соратниками Пугачев не винит их. (1)
В ответ на злобные выкрики предателей (Слава богу! КОНЕЦ ЕГО ЗВЕРСКОЙ РЕЗНЕ, КОНЕЦ ЕГО ЗЛОБНОМУ ВОЛЧЬЕМУ ВОЮ) звучит исполненный проникновенности, пронзительной человечности монолог:
Юность, юность» Как майская ночь
Отзвенела ты черемухой в степной провинции.
Здесь все- и мысль, и настроения, и образы, даже лексика впрямую восходит к лирике поэта. Уместно вспомнить гео слова: « В стихах моих читатель должен главным образом обращать внимание на лирическое чувствование...». Сказанное вполне применимо и к Пугачеву.
Столь часто встречающиийся в лирической поэзии Есенина образ осени- поры увядания, расчета с жизнью – разворачивается и здесь. Но сохраняясь, он осложняется иным, нежели в лирике, содержанием. (2)
Богатый материал для изучения соотношения единичного и общего, банального и оригинального в поэзии дает известная элегия сергея Есенина «Не жалею, не зову, не плачу» (1922), возникшая на перекрестке многих
---------------------------------------------------------------------------------------------------
(1) Выше указанное пособие А.С.Карпова стр. 40-41
(2) Наумов. Сергей Есенин. Жизнь и творчество. Издательство «Просвещение»1965 год
поэтических дорог. По признанию самого автора (как свидетельствует
С.А.Толстая-Есенина), это стихотворение было написано (1) под влиянием одного из лирических отступлении в «Мертвых душах». Возможно гоголевские восклицания «О, моя юность!. О, моя свежесть!» и сожаления по поводу «невозвратно мелькнувшего» детства и юности послужили побудительным толчком для создания есенинского шедевра. Но поэта волновало не столько утрата юношеской восприимчивости и любознательности, как Гоголя, сколько угасание всех чувств, охлаждение сердца. А от грустных воспоминаниии о юности обращается Есенин к философским раздумьям о жизни и смерти, о тленности всего сущего.
Отрывок из «Мертвых душ» Гоголя безусловно не был единственным источником есенинского стихотворения. Традиционны сама тема прощания с юностью, и размышления о быстротекущем времени, и образы весны – молодости и осени- старости. (2)
Есенин соединил в своем стихотворении обе традиции – фольклорную и литературную, восприняв из фольклора ощущение родственной близости человека с природой и преобразив народнопоэтический параллелизм и книжные сравнения. Вместо параллельного изображения и сопоставления – взаимопроникновение и слияние двух миров: «я- яблоня, мы –клены, всем суждено процвесть и умереть». Пушкинское « пышное природы увяданье» и «в багрец и в золото одетые леса », стершиеся от частого употребления (см. «кроткую улыбку увяданья» и «осеннюю позолоту» Тютчева, «осеннее золото» Блока, «Золото листа» А.Белого, лес «золотой, багряный» Бунина), попав в есенинскиий поэтический мир, сплавляются в единый контрасный образ золотого увядания и осмысливаются одновременно как примета осенней природы и внешнего облика позта (цвет волос). Обновлению метафоры способствует и причастие «охваченный», придающее ей неожиданный смысловой и экспрессивный оттенок; «золото увяданья» ассоциируется с пламенем , пожаром:
«Увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым.»
Есенин не только не избегает литературных штампов, но как будто намеренно нарочито нагнетает их: сердце бьется, холод сердца, пламя уст, утраченная свежесть, скупость желании. Если прежде, в 1910-х годах, его привлекала красочность и живописность осенних пейзажей ( «Осень- рыжая кобыла- чесет гриву», «Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду») и они вызывали поэтический восторг и радостное волнение
(« Хорошо под осеннюю свежесть Душу- яблоню ветром стряхать», «Близок сердцу желтеющий дол»), то в начале 20- годов осень в есенинской поэзии все больше ассоциируется со старостью и смертью. То это картины умирающей природы («Облетает под ржанье бурь Черепов златохвойный
сад», «Головой разможась о плетень», «» Оьлилась кровью ягод рябина),
-----------------------------------------------------------------------------------------
-
Л.Л Бельская «Песенное слово» стр. 89 . Издательство «Просвещение»
-
Л.Л Бельская Выше указанное пособие стр. 89-90
То мысли о тленности всего земного и необратимости процессов смены поколении.
По иному разрешается тема осени в лирике Есенина последних лет. Это не только пора печальных утрат, но и возмужания.
И золотеющая осень
В березах убавляя сок,
За всех кого любил и бросил,
Листвою плачет на песок
(«Гори звезда моя, не падай»)
Возникают и новые ассоциации: «облетевшиий тополь», серебристый и светлый, соседствует с образом осени- революции:
Ревел и выл
Октябрь как зверь,
Октябрь семнадцатого года (1)
(«Воспоминание»)
Каков же все- таки образ осени у Пушкина и Есенина?
Возьмем два анализа стихотворения А.С.Пушкина и С.А. Есенина.
А.С.Пушкин
Унылая пора! Очей очарованье
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золто одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнисьтою покрыты небеса,
И редкий солнца луч и первые морозы,
И отдаленны еседой зимы угрозы.
И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь;
Чредой слетает сон, чредой находит голод
Легко и радостно играет в сердце кровь
Желания кипят я снова счастлив, молод
Я снова жизни полн- таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм) 1833г.
И стихотворение Сергея Есенина
Закружилась листва золотая
-----------------------------------------------------------------------------------------
(1) Л.Л Бельская Выше указанное пособие стр. 134-135
В розоватой воде на пруду
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду
Я сегодня влюблен в этот вечер
Близок сердцу желтеющий дол
Отрок ветер по самые плечи
Заголил на березке подол
И в душе и в долине прохлада
Синий сумрак, акк стадо овец
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубунец
Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.
Итак, перед нами два стихотворения об осени- осень в восприятии Пушкина и осень глазами Есенина.
Как было уже упомянуто выше осень Пушкина – это воссоздание умирающей и умиротворяющей прелести осени, воспевание ее грустной прелести, ее «прощальной красы». Да, это так и в подверждение этому стихотворение «Унылая пора! Очей очарование!» и в то же время осень Пушкина дышит бодростью.
И с каждой осенью я расцветаю вновь
Здоровью моему полезен русский холод.
Все стихотворение пронизано любовью к природе, любовью к осени.
По своему любил и раскрыл образ осени Сергей Есенин.
Я сегодня влюблен в этот вечер
Близок сердцу желтеющий дол
Выявим, что общего в изображении осени у Пушкина и у Есенина?
Главным у Пушкина и у Есенина несомненно является любовь к осени.
У Пушкина: люблю осень, но у Есенина: Я ... влюблен в этот вечер.
У Пушкина –лес.
В багрец и в золото одетые леса
Лес как ассоциация большого, которого невозможно охватить, объять.
А у Есенина- сад- меньшее по объему. И, следовательно, более эстетическое отношение к осени у Пушкина, более домашнее, свое, у Есенина.
Также у Пушкина – ветра шум, а у Есенина- отрок ветер, молодой, задористый ветер, веселый неугомонный.
770 ₸ - Сатып алу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде пәніңізді белгілеп, керек материалды алып сабағыңызға қолдана аласыз
- Жүктелуде...
- Жүктелуде...
- Жүктелуде...
тақырыптармен дайындаймыз