Материалдар / Научный проект "Влияние имени на жизнь человека (Абай Кунанбаев)"
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Научный проект "Влияние имени на жизнь человека (Абай Кунанбаев)"

Материал туралы қысқаша түсінік
О людях, которые названы в честь Абая Кунанбаева
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
04 Наурыз 2021
635
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Алматинская область

ГКУ «Средняя школа № 4 имени Касыма Кайсенова» город Капшагай











ВЛИЯНИЕ ИМЕНИ НА ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА (АБАЙ КУНАНБАЕВ)

4 «Е» класс

Черванёв Иван











Секция: Психология

Руководитель: Убайдуллаева Зульфия Нагиевна учитель начальных классов





КShape1 апшагай 2020 год

Shape2

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

  1. ТВОРЧЕСТВО ВЕЛИКОГО АБАЯ

    1. Происхождение Абая.

    2. Судебная и законотворческая деятельность Абая

    3. Сочинения (основные издания)

    4. Память об Абае

  2. ПОЛНЫЕ ТЁЗКИ ВЕЛИКОГО АБАЯ КУНАНБАЕВА. ИХ ЖИЗНЬ.

Заключение

Список используемой литературы.



































Введение

Актуальность: В Казахстане появился новый государственный праздник. 10 августа официально объявлен Днем Абая. В нынешнем году в Казахстане отмечается 175-летие поэта, просветителя и философа, основоположника новой казахской литературы Абая Кунанбаева. Открытые источники сообщают, что более 18 200 граждан Казахста­на носят его имя.

Так, на родине великого поэта, в Восточно-Казахстанской области, проживают 378 граждан с именем Абай. На сегодня самому старшему Абаю исполнилось 92 года, а самому младшему – всего полтора месяца. Он родился 20 января 2020 года в городе Сарыагаше. И это не предел, так как в течение юбилейного года цифры заметно изменятся в сторону увеличения.

За последние 10 лет родители выбрали­ имя Абай 2 470 раз. Больше всего казахстанцев с именем Абай живет в Туркестанской области – 415, много их в Алматы – 321 и Нур-Султане – 273.

Меня заинтересовал вопрос: а как сложилась судьба полных тезок великого акына?

Цель работы:

  1. Проанализировать документы об Абае Кунанбаеве.

  2. Найти полных тёзок с именем и фамилией Абай Кунанбаев.

  3. Узнать, чем они занимаются и продолжили ли путь великого Абая.

Методы достижения поставленной цели:

1.Найти людей в Казахстане с именем и фамилией Абай Кунанбаев.

2.Написать им письма, узнать, чем они занимаются.

Научная и практическая ценность результатов:

Знать о великом деятеле Казахстана Абае Кунанбаеве. Помнить о его словах напутствия, жить в соответствии с его мудрыми словами. Узнать, сколько людей названы в честь великого человека и как у них сложилась судьба.

Выводы работы: Великий деятель Казахстана на многие годы вперед дал нам мудрые слова, все его тезки живут по его заветам. Не все стали поэтами или композиторами, но некоторые из Абаев Кунанбаевых, наших современников, пишут для себя стихи и играют на музыкальных инструментах. Возможно, в будущем нашей Родине-Казахстану вновь представится Абай Кунанбаев, который повторит путь нашего великого мыслителя и поэта. Поэтому не всегда можно сказать, что имя дает человеку какие-то привилегии, нужно самому человеку добиваться цели. Но все наши Абаи Кунанбаевы идут по жизни в соответствии с напутствием великого Абая.

















































  1. ТВОРЧЕСТВО ВЕЛИКОГО АБАЯ

«Человек должен отличаться от других умом, знаниями, волей, совестливостью, хорошим нравом. Думать, что можно возвыситься иначе, может только глупец.»



Каждый народ, населяющий планету Земля, имеет духовные и нравственные опоры. Одной из таких фундаментальных опор в сознании казахского народа является творческое наследие Абая Кунанбаева. В его произведениях максимально отражены традиции народного творчества и осмысление проблем общества на рубеже конца XIX века – начала XX века. Наследие Абая – сплав традиционного казахского сознания и мироощущения, предчувствия, осмысления грандиозных исторических поворотов, намечающегося ускорения развития и новых перспектив в жизни народа, которые открывались перед сознанием выдающихся казахских просветителей в начале XX в.

Эпоха Просвещения – закономерный этап в эволюции общественного сознания всех народов накануне активного формирования индустриального общества с его потребностями в значительном повышении уровня образованности населения, его раскрепощения, освобождения, подготовки к новому динамично развивающемуся обществу. Просветители в XVIII – начале XX веках освещают исторический путь народа на перспективу, заставляют его критически взглянуть на самого себя, переосмыслив свое прошлое и настоящее, готовят его к предстоящим кардинальным сдвигам в структуре общества и его жизнедеятельности.

Казахстан стоял у начала активного движения к новому уровню развития и новым формам образованности и культуры. Объективно, просветительство во всех странах способствует соответствующим сдвигам в сознании, подготавливая наступление новой ступени эволюции общества. В то же время просветительство имеет объективные исторические задачи критики прежних, преимущественно средневековых форм общественной жизни, культуры и сознания традиционного общества. Просветительство играет и роль своего рода предупреждающего фактора о необходимости более интенсивной работы по исторической адаптации к новым условиям и всесторонней работы над собой как отдельных людей, так и общества в целом. Во многом именно этим объясняются порой жесткие и беспощадные критические суждения о современном ему обществе и современниках мыслителя, глубоко переживающего за возможные негативные последствия осуждаемых им явлений, свойств людей и общественных порядков. С другой стороны, просветители много внимания уделяли вопросам просвещения и самих реформаторов, разъясняя и им необходимость осторожного, поэтапного проведения реформ. Не случайно, много внимания просветители Казахстана, начиная с Ч. Валиханова, уделяли обычному праву и суду биев и разъяснению особенностей этих явлений представителям царской администрации, понимая, что в этих формах права и суда содержится мощный потенциал самоорганизующейся народной жизни и что его следует, по возможности, сохранить и развить. Это не мешало им критиковать конкретных биев за их незнание обычаев и несправедливое осуществление суда.


1.1 Происхождение Абая.

Абай (1845 – 1904) – великий просветитель, мыслитель и поэт казахского народа. Родился он в Семипалатинской области, в знатной семье, по отцу происходил из рода Тобыкты. Настоящее имя — Ибрагим (Ибраһим — араб. аналог имени пророка Авраама), но прозвище Абай (каз. Абай «внимательный», «осторожный»), данное бабушкой Зере, закрепилось за ним на всю жизнь. 
Отец его был старшим султаном в местной администрации. По линии отца и матери несколько его предков были известными и авторитетными биями в степи.

В десять лет Абай был отдан в школу-медресе семипалатинского имама Ахмед-Ризы, кроме того, он несколько месяцев посещал русскую приходскую школу. Абай изучал религиозные арабские тексты, произведения восточной классической литературы. Однако отец счел, что пяти лет в медресе вполне достаточно для того, чтобы начать готовить сына к практической деятельности бия и решил прекратить его обучение.

Абай всю жизнь продолжал самообразование. Общаясь со ссыльными деятелями освободительного движения, работая в библиотеке в Семипалатинске, изучая доступные ему книги и периодику, он углублял свои знания в области восточной литературы и философии, открывал для себя русскую и европейскую культуру и литературу, увлеченно занимался переводами с русского языка на казахский язык отдельных произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и других, а также создавал собственные оригинальные произведения, широко распространявшиеся по степи благодаря сложившимся традиционным формам и отшлифованной технике запоминания и передачи устной информации.

Абай как просветитель видел главную задачу своего времени – в просвещении, образовании народа, в его приобщении к мировой культуре. При этом он считал более надежным путь восприятия народом мировой культуры через европейское образование, прежде всего российское и использование для этого помощи лучших представителей России. Он связывал с уровнем развития сознания народа, его мировосприятия, открытым обменом культурными ценностями с другими народами общий уровень развития народа, форм его жизни, благосостояния.



1.2 Судебная и законотворческая деятельность Абая

С 15 лет Абай часто присутствовал на судебных разбирательствах. А в 20 лет он уже сам славился как хороший оратор и знаток обычаев степи, подававший надежды со временем стать знаменитым бием. Об авторитете Абая-бия свидетельствует и то, что он неоднократно избирался посредником-примирителем (Тюбе-бием) при спорах представителей разных уездов.

Абай много лет занимал должность судьи (бия) и волостного управителя. Рассматривая дела в качестве бия, Абай проявлял глубокое знание правовых обычаев, стремился тщательно разобраться в деле и справедливо его разрешить. В то же время, Абай старался и беспристрастно установить действительных виновных, что нравилось далеко не всем, особенно из числа тех, кто благодаря своей знатности или богатству, рассчитывал на более благосклонное отношение, именно к ним со стороны молодого бия. «Нет сомнения в том, – писал А. Букейханов, – что Абай в старое время оправдал бы пророчество родной степи: сделался бы бием, право судить которого создавалось не формальным избранием, а признанием его таланта, как устанавливается слава писателя и артиста. Новое время, характерное успехами и упрочением в степи ислама, обратило внимание Абая на знания, заключающиеся в книгах на арабском, персидском и тюркском языках. Благодаря досугу и способностям, он самоучкою достиг того, что выучился арабскому и персидскому языкам, на которых свободно читал, и приобрел имя знатока священных книг».

Абай был известен не только как бий, но и как законодатель степи. В 1885 г. в местечке Карамола на берегу реки Чар (отсюда одно из названий документа – «Чарское положение») был принят один из первых правовых документов на казахском языке, изданный типографским способом и распространенный среди казахского народа. Он представлял собой свод обычаев и законов степи, был принят на чрезвычайном съезде более ста биев ряда уездов Семипалатинской области. По предложению военного губернатора Семипалатинской области бии избрали своим председателем на съезде Абая (ему тогда было около сорока лет). Есть данные о том, что именно Абаем разрабатывался представленный на съезд этот документ и что он огласил подготовленный нормативный акт, состоявший из 93 статей (параграфов), который был единодушно одобрен присутствующими. В законоположении предпринималась попытка синтеза обычного права казахов и некоторых положений российского законодательства, что должно было обеспечить преемственность развития права и в то же время некоторое сближение законов степи и законов российской империи в варианте, приемлемом для нормального и естественного в целом развития казахского общества. В заключительном параграфе 74 говорится, что ереже составлено «по народному обычаю и по совести нашей и по справедливости».

1.3 Сочинения (основные издания)

П ервый сборник стихов Абая, Санкт-Петербург, 1909 год (в музее Абая, город Семей)

  • Первый сборник «Стихи казахского поэта Ибрагима Кунанбаева» (под ред. Какитая Искакова) — Санкт-Петербург, 1909; Казань, 1922; Ташкент, 1922.

  • «Абай Кунанбайұлы толық жинақ» (полное собрание стихов под ред. М. Ауэзова), Кызыл-Орда, 1933.

  • Кунанбаев А. Лирика и поэмы / Под ред. Соболева, предисл. М. Ауэзова, Москва, Гослитиздат, 1940.

  • Абай Кунанбаев. Избранное. Пер. с каз. под ред. Л. Соболева. Алма-Ата, Худ. лит., 1945.

  • Абай Кунанбаев. Собрание сочинений (в одном томе), Москва, 1954.

  • Құнанбаев А. Шығармаларының толық жинағы (екі томдық) — Алматы, 1954 (преизд. 1968, 1986, 2002).

  • Абай. «Слова назидания» (Кара сөз). (Пер. с каз. С. Санбаева), Алматы, Жалын, 1979, 1982.

  • Абай. «Книга слов» (на китайском языке), Пекин, 1995.

  • Құнанбаев А. «Книга слов» (Қара сөз). (Пер. с каз. Р. Сейсенбаева), Семипалатинск, 2001.

  • «Двадцать стихотворений Абая» (все известные их переводы, сост. и пер. М. Адибаев), Алматы, 2005.

  • Абай Кунанбаев. Избранное (серия «Мудрость веков»), Москва, Русский раритет, 2006.

  • Abai. Zwanzig Gedichte («Двадцать стихотворений» под ред. Г. Бельгера), Koln, Onelverlag, 2007.

1.4 Память об Абае

Памятник Абаю в Байконуре Памятник Абаю в Алматы

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!