«Новая школа - новые подходы» - проблемы и
перспективы развития
Низанова Анар
Орынбасаровна
заведуюшая учебно-образовательным
отделом
РУОЦ «Балдаурен»
г.Капшагай
«Если запастись терпением и проявить старание, то
посеянные семена знания
непременно дадут добрые
всходы…»
Леонардо да Винчи
В настоящее
время в Казахстане идёт становление новой системы образования,
которое ставит своей целью ориентирование на вхождение в мировое
образовательное
пространство.
Проблема
получения качественного образования всегда была и будет актуальной.
От того, какое образование получит человек, зависит дальнейшая его
жизнь. В XXI веке для учащегося недостаточно одного аттестата
зрелости, в котором отражены все предметы, изученные им за годы
обучения в стенах родной школы. Ему необходимо научиться мыслить
критически, по новому подходить к решению проблем, быть
любознательным и творчески мыслящим, обладающим логикой мышления,
готовым к сотрудничеству, способным к самосовершенствованию и
самореализации. Он должен стать профессионалом своего дела,
востребованным в любой современной сфере деятельности
человека.
Таким образом наша задача состоит не в передаче
готовых знаний, а в вовлечении учащихся в учебный процесс и
развитию у них умения обучаться. Что очень трудно сделать в детском
центре. Очень важно: зачем ребенок приехал в Балдаурен? Полагаю,
что буду права, если отвечу прямо: точно не для того, чтобы
учиться. Обычно и дети, и взрослые в ответе на этот вопрос дают
следующие варианты: отдыхать, оздоровиться, общаться и тп. Дети
приезжают в Балдаурен точно не учиться. И, конечно, трудно обучать
детей, когда они приехали не просто не для этого, а совершенно не
для этого.
Образование — процесс длительный, требующий
систематической работы. Свернуть его до краткосрочных рамок
невозможно, поскольку не смогут быть достигнуты запланированные
результаты.
Большинство педагогов сходятся на том, что в
образовании сегодня ключевым моментом, определяющим и
системообразующим, выступает мотивация и интерес. Задача Балдаурена
в том, чтобы дети получили это мгновение удивления и интереса,
после чего сами будут заинтерисованы искать дополнительную
информацию и т.д.
Итак, дети приехали не для того, чтобы учиться.
Что делать?
Посмотреть на образование по
другому.
1. Не проходить темы из рабочей программы по
предмету с детьми, а проживать образовательные события. Яркие,
дающие тот самый момент удивления и
«заражения».
2. Это образовательное событие не должно быть
одно; должна быть череда (система) образовательных событий,
объединенных общей направленностью (эту направленность может
задавать тематика смены).
Образование должно быть естественным процессом,
который происходит все время, каждый день и всю жизнь. На самом то
деле, образование не ради отметки, а для жизни, для развития
личности.
Еще одна проблема — непонимание связи теории и
практики, которую можно наблюдать у детей. Мы постоянной
сталкиваемся с вопросом детей: «Зачем нам это знать?» Занятие нужно
строить так, чтобы дети поняли, что изучаемое в школе связано с
жизнью.
Поэтому мы предлагаем другой подход, подход
используемый в Артеке.
По сути, идея еще шире: организовать в Балдаурене
не только обучение, но и познание. Наша задача в том, чтобы дети
перешли от обучения к познанию. Активное познание начинается с
интереса, а интерес всегда начинается с удивления. Такова
технология образовательного события.
Итак, наша
идея может быть реализована с помощью технологии сетевого
образовательного
взаимодействия.
Вследствие
этого, было принято решение тщательно изучить данную технологию и
применить ее в школе. Так со второго полугодия 2020-2021 учебного
года решением педагогического совета педагоги школы начали
экспериментально внедрять сетевые образовательные модули в
образовательный
процесс.
Как мы знаем СОМ – это современная технология
организации образовательного процесса, объединяющая в себе
возможности основного и дополнительного
образования.
Технология СОМ ориентирована на достижение у
обучающихся способности саморазвития и формирования потребности
непрерывного образования, предполагает самостоятельную
познавательную деятельность детей по освоению учебного содержания и
презентацию результатов этой деятельности.
В основе модуля лежит игровой сюжет или
проблемная ситуация, которые мотивируют участников к познавательной
деятельности: определению собственных информационных дефицитов и
способов их преодоления, коллективной и индивидуальной деятельности
по сбору информации, ее систематизации, обобщению и презентации в
формате заданным сюжетом модуля.
Если говорить о структуре модуля, то структурно
модуль с использованием технологии СОМ включает три блока:
предметный, практический (продуктивный) и
презентационный.
Так во втором полугодии педагогами были
разработаны и проведены следующие сетевые образовательные
модули:
-
Модуль на
тему: Журналистские
расследования: №1 «Офисный планктон или как сидячий образ жизни
приводит к гиподинамии». №2 «Не пригоден служить? Или плоскостопие
не приговор?»
Цель
модуля: «Создание условий для
раскрытия и развития творческого потенциала при изучении темы
«Гиподинамия. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия.
Профилактика нарушения осанки и плоскостопия» с использованием
информационных технологий.
Возрастная
группа: 8-классы.
Разработчики
модуля:
Төленді Г.Н. – учитель
биологии;
Шайдуллова С.Е. – учитель английского
языка.
Реализаторы
модуля:
Бакиджанов Б.Б. – учитель
физики;
Абилтаева А.С. – учитель русского языка и
литературы;
Жумахметова К.Е. - старшая
медицинская сестра мед.корпуса;
Набиева Ш.О. –
библиотекарь;
Каиржанова А.Т. –
пресс-секретарь;
Мухамедкалиев А. - учитель
физической культуры.
Названия
станций: «МЕДИЦИНСКАЯ
КАРТОЧКА»,
«ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ», «РЕДАКТОРСКАЯ»,
«ИНФОРМАЦИОННАЯ», «ПОДВИЖНАЯ».
В конечном результате СОМа была издана
газета на соответствующие темы.
2.
Модуль атауы
(тақырып): Қол өнері кеше,
бүгін, ертең: №1 «Қыш құмыралар тарихы», №2 «Қыш өнімдерінің
белгілі бір түрлерін дайындау технологиясы», №3 «Қыш бұйымдары
қоғамда». Бекеттер
атаулары: «Қыш дәуірі», «1+1», «5
элемент» және «Қыш әлемінде» бекетінде Қапшағай қаласындағы
Альдекенов А.С. цехіне саяхат жасады.
3.
Модуль атауы
(тақырып): ЭКОЛОГИЯЛЫҚ
ЗЕРТТЕУ: ECOLIFE «Жасыл
энергетика – жарқын болашақ кепілі»
«Күн энергетикасы», «Су
энергетикасы», «Жел
энергетикасы»
Бекеттер
атаулары: «Старт. Су ЭС», «Саяхат. Жел
ЭС», «Саяхат. Күн ЭС»,
«Электрохимия», «Электромагниттік
индукция», «Эко
зерттеу».
4. Модуль атауы
(тақырып): «Ұлы Отан соғысының
іздерімен: қазақстандықтардың
үлесі». Бекет
атауы: «Даңқ бекеті», «Сандар
сөйлейді», «Батырлар әдебиетте», «Өзіңді сынап көр», «Батырлар
галереясы».
Важным
инструментом, организующим деятельность обучающихся в
познавательном блоке модуля, является маршрутный лист. Он
оформляется как перечень вопросов и заданий, которые необходимо
проработать в ходе самостоятельной образовательной деятельности и
предусматривает в рекомендательном ключе формы выполнения заданий
(“составь схему”, “сравни и выдели общее и особенное”, “предположи
причину”, “предложи пути решения” и т.п.). Здесь очень важно
формулировать задания маршрутного листа в логике
метапредметности.
Оценивание результатов модуля строится на
следующих принципах:
-
использование критериального оценивания
предметных, метапредметных и личностных
результатов;
-
сочетание внешнего оценивания и
самооценки;
-
оценивается и проектный продукт, и процесс
деятельности;
-
все критерии оценки известны заранее,
понятны участникам и служат ориентирами в процессе
деятельности.
Использование критериального оценивания
обусловлено тем, что в рамках СОМ обучающиеся осуществляют разные
виды деятельности, разные процессы, и у каждого процесса –
специфика критериев успешности. Такой подход позволяет определить
зону успеха для каждого обучающегося и выделить проблемные области,
в которых необходимы поддержка и сопровождение. Таким образом,
можно говорить об
использовании
формирующего
оценивания в
рамках модуля.
Критерии оценки связаны с образовательными целями модуля и
формулировками маршрутного
листа.
Модель
сетевого образования предлагает принципиальное переосмысление роли
учителя, выявляя новые концептуальные аспекты профессии. Учитель
становится главным действующим звеном рабочей группы. Это
существенно расширяет возможность претворения в жизнь творческих
педагогических замыслов. Степень их содержательного наполнения,
согласованность действий всех участников и завершенность занятий
являются отражением исходной учительской установки, неся в себе
интеграцию общего и дополнительного образования, повышая
вариативность и гибкость образовательного процесса в условиях
детского
центра.