Ердаулетова Гулнара
Жолаушиновна
Заместитель директора по воспитательной
работе
КГУ «ОШ № 13» г.Уральска
«О профилактике
правонарушений»
Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе,
выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема
воспитания трудного ребенка. Актуальность ее заключается в том, что
с каждым годом отмечается рост детской преступности, прослеживается
тенденция к увеличению числа детей с девиантным
поведением.
В последние годы сложилось устойчивое мнение о
том, что главной причиной преступности несовершеннолетних и ее
стремительного роста является резкое ухудшение экономической
ситуации и возросшая напряженность в обществе. Конечно, все это
влияет и на взрослую преступность, однако стремительное снижение
уровня жизни сказывается сильнее всего на подростках, ибо во все
времена несовершеннолетние были и остаются наиболее «уязвимой»
частью общества. «Уязвимость» заключается в том, что отличающие
несовершеннолетних особенности (не устоявшаяся психика, не сформированная до конца
система ценностей) делают их более подверженными влиянию факторов,
которым взрослые люди противостоят гораздо
успешнее.
Не имея возможности законным путем удовлетворять
свои потребности, многие подростки начинают «делать деньги» и
добывать необходимые вещи и продукты в меру своих сил и
возможностей, зачастую путем совершения преступления.
Несовершеннолетние активно участвуют в вымогательстве денег,
незаконном бизнесе и других видах преступной
деятельности.
Причины отклонений в поведении ребенка возникают
как результат политической, социально-экономической и экологической
нестабильности общества, неблагоприятных семейно-бытовых отношений,
отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей,
эпидемий, разводов. Несмотря на намеченные положительные тенденции
в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный
период нашего государства ,и именно молодое поколение находится в
очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной
мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные
и ценностные ориентации. Молодые утрачивают смысл происходящего и
зачастую не имеют определенных жизненных навыков, которые позволили
бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый
эффективный жизненный стиль.
В
системе профилактической деятельности школы выделяют два
направления: меры общей профилактики, обеспечивающие
вовлечение всех учащихся в жизнь школы, и меры
специальной профилактики, состоящие в выявлении учащихся,
нуждающихся в особом педагогическом внимании, и проведении работы с
ними на индивидуальном уровне.
Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и
подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут
сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего
человека, которая приводит к правонарушениям и
преступлениям.
В
педагогической литературе выделяют следующие стадии отклоняющегося
поведения:
- неодобряемое
поведение
- девиантное
поведение
-неблагоприятные условия семейного
воспитания
-недостаточное внимание и любовь со стороны
родителей.
-гиперопека
-чрезмерное удовлетворение потребностей
ребенка
-чрезмерная требовательность и
авторитарность родителей
-отрицательное влияние стихийно-группового
общения
В Законе Республики Казахстан от
29.04.2010 N
271-IV
«О профилактике правонарушений» понятие
«профилактика правонарушений» определяется как комплекс правовых,
экономических, социальных и организационных мер, осуществляемых
субъектами профилактики правонарушений, направленных на сохранение
и укрепление правопорядка путем выявления, изучения, устранения
причин и условий, способствующих совершению правонарушений;
Следовательно, для успешного выполнения задач, лежащих в основе
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
необходимо, прежде всего, выявить и проанализировать основные
причины и условия, которые способствуют антиобщественным,
противоправным действиям подростком, дают мотивацию асоциального
поведения, с целью последующего поиска методов и средств их
устранения и способов противодействия.
Падение авторитета семьи, распространение
алкоголизма и наркомании, трудное материальное положение, миграция
населения, препятствуют развитию личностных, волевых качеств
ребенка, а отсутствие должного внимания со стороны взрослых
приводит к асоциальному поведению. Подростков и молодежь успешно
используют в своих целях нарко и порно дельцы, криминальные
структуры, лидеры националистических движений и экстремистки
настроенных организаций и группировок, служители религиозных сект.
Как следствие этого, происходит изменение системы ценностей и
критериев социальной справедливости, нарушение системы адаптации
подростков и молодежи в обществе.
Поэтому, именно образовательные учреждения,
должны взять на себя основную ответственность за воспитание
подрастающего поколения и принять необходимые меры для формирования
здорового образа жизни, законопослушного поведения, предотвращения
правонарушений среди обучающихся и реабилитации подростков с
девиантным и делинквентным поведением.
Таким образом, профилактика правонарушений
предполагает, что школа становится местом, где ребенок реально
находит применение своим возможностям и инициативе. Конечно же
, на каком то конкретном временном периоде работа по профилактике
правонарушений не дает ясно видимых положительных результатов , но
эта работа необходима, нам нужно объединить усилия и совместно
помогать детям.