Материалдар / Обобщение педагогического опыта на тему: «Деятельный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника»
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Обобщение педагогического опыта на тему: «Деятельный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника»

Материал туралы қысқаша түсінік
Документ содержит материал обобщения педагогического опыта
Авторы:
24 Наурыз 2024
61
0 рет жүктелген
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Министерство просвещения Республики Казахстан

Туркестанская область

г. Шардара

ГКУ «Общая средняя школа имени М.Горького»







Обобщение педагогического опыта на тему:

«Деятельный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника»

























Автор: Сагатюк Эрна Викторовна

Образование: высшее

Место учебы: МГТУ г. Шымкент 2013 г.

Специальность: учитель начальных классов

Педстаж: 16 лет

Категория: педагог-эксперт







2024 год


Содержание:

  1. Введение …………………………………………………………………...2

  2. Обобщение педагогического опыта...................................................3-13

Ведущая педагогическая идея...............................................................3-4

Актуальность опыта...................................................................................4

Оригинальность, новизна опыта..........................................................4-5

Теоретическая база опыта......................................................................5-8

Технология опыта..................................................................................8-12

Результативность ................................................................................12-13

Основные этапы изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта......................................................12

Адресная направленность......................................................................12

  1. Перечень использованных источников...............................................13





































Введение

В современном обществе растёт потребность в креативных и нестандартно мыслящих специалистах, которые способны быстро ориентироваться в своей профессиональной деятельности. Информация и знания, которые хранятся в долгосрочной памяти человека и не находят своего применения, теряют свою значимость, так как в высокотехнологичном обществе любые сведения можно быстро найти в обновлённом виде. Эти факторы требуют качественной модернизации методов, подходов и техник обучения школьников XXI века.

Помимо теоретических познаний, современные учащиеся должны владеть навыками находить нестандартные решения, применяя их на практике, уметь работать в команде, осуществлять самостоятельную исследовательскую работу, искать и анализировать информацию.

На современном этапе большую роль играет способность школы сформировать у детей соответствующие навыки:

  • по предложенному описанию восстанавливать свойства результата деятельности;

  • обозначать функции результата труда в различных сферах деятельности;

  • сопоставлять и перечислять свойства и функции конкретного объекта;

  • определять зависимости между функциями объекта наблюдения;

  • характеризовать свойства наблюдаемого объекта и сопоставлять их с функциональным значением;

  • характеризовать способности, которые необходимы для реализации конкретной функции.

С этой целью педагогам необходимо искать нестандартный подход к изложению материала, одним из которых является деятельный подход в обучении.

В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности младшего школьника и раскрытие его индивидуальных возможностей.


Обобщение педагогического опыта

Ведущая педагогическая идея



Развитие личностных качеств и способностей младшего школьника опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-

познавательной, практической, социальной. Поэтому особое место отводится

деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным

способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в

реальных жизненных ситуациях.

Широкое распространение в начальной школе получают личностно-

ориентированные педагогические технологии. Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Сегодня все чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроках. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. В учебном процессе используются методики и технологии, соответствующие возрастным особенностям младшего школьника. Разрабатываются и критерии оценивания учебных достижений учащихся в условиях безотметочногообучения.

Сегодня в начальной школе наибольшее распространение «технологиядеятельностного метода обучения». При этом новая технология, новый способ организации обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает её, сохраняя всё необходимое для реализации новых образовательных целей.

Эта ситуация натолкнула меня на идею формирования своего педагогического опыта, тему которого можно сформулировать следующим образом: «Деятельный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника».


Ведущая ключевая идея опыта


Систематическое и методически правильное применение деятельностного метода и приёмов работы по развитию общеучебных умений в начальной школе развивают не только учебную деятельность учащихся, но и повышают качество образования.


Актуальность опыта


Ученик, который не смог овладеть приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Именно обучение через деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности. В этом и состоит актуальность моего опыта.


Оригинальность, новизна опыта



Методически правильное использование деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе не только позволяет оптимизировать учебный процесс, но устранить перегрузку ученика и предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделать учёбу в школе единым образовательным процессом.

Цель опыта:

- определить возможности использования деятельностного метода на уроках в начальной школе;

- через развитие навыков учебной деятельности обучающихся повышать

уровень образования младшего школьника.

Задачи опыта:

- используя педагогическую и методическую литературу, раскрыть понятие деятельностного метода;

- из личного опыта показать специфику применения деятельностного метода в начальной школе;

- разработать методические рекомендации по построению уроков в

технологии деятельностного метода обучения;



Теоретическая база опыта


Л.С.Выготский в своей работе "Педагогическая психология" проанализировал и выделил три научные школы, которые по-разному решали вопрос о соотношении обучения и развития.

Основателями первой научной школы, по Л.С.Выготскому являются - З.Фрейд, Ж.Пиаже. Ученые предполагали, что обучение и развитие независимые процессы.

Представителем второй научной школы является В. Джемс. В. Джемс отмечал, что любое обучение развивает. Основанием для ее выдвижения является практический опыт учителей, утверждающих, что позиция: "не знал - узнал, не умел-научился", означает - развился.

Представители третьей научной школы - Л.С.Выготский, Н.А.Менчинская, К.Коффка предполагали, что обучение и развитие – это два независимых, но сопряженных процесса . Обучение продвигает вперед развитие, а развитие подготавливает и делает возможным обучение.

Процесс обучения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Обучать деятельности – это, значит:

  • делать учение мотивированным;

  • учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность);

  • помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и

самоконтроля, оценки и самооценки.

То, что мы называем знаниями, - это ориентировочная основа учебной, а затем и внеучебной деятельности. А вот то, что мы называем навыками, - это способность ученика осуществлять «технологическую» сторону деятельности учения.

Организация учебного процесса, в котором активная и разносторонняя самотсоятельная познавательная деятельность отводится главное место, называется деятельностным подходом (Схема 1).

Shape1


Схема 1. Особенности деятельностного подхода

 

Искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться являются ключевыми словами в характеристике деятельностного подхода, применительно к системе начального образования. Расшифровать это можно следующим образом:

ИСКАТЬ – опрашивать окружение, получать информацию, консультироваться у учителя;

ДУМАТЬ – уметь противостоять неуверенности и сложности, устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, занимать позицию в дискуссии и вырабатывать свое собственное мнение, давать оценку произведениям искусства и литературы, социальным привычкам;

СОТРУДНИЧАТЬ – уметь работать в группе, улаживать конфликты и разногласия, договариваться, принимать решения, разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;

АДАПТИРОВАТЬСЯ – стойко противостоять трудностям, находить новые решения, применять новые технологии информации и коммуникации;

ПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛО – включаться в работу, нести ответственность, доказать солидарность, организовать свою работу.

Приоритет деятельностных целей требует: новых подходов к организации процесса обучения, новых типов урока и новой системы взаимодействия между учителем и учеником. Исходя из общей структуры учебной деятельности, считаю, что образовательный процесс необходимо строить таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, сохраняя и укрепляя и при этом свое здоровье и достигая личностные, метапредметные и предметные результаты, достаточные для успешного продолжения образования в основной школе. С этой целью методы объяснения заменяются деятельностным методом обучения, основанным на методе рефлексивной самоорганизации, а традиционная технология объяснительно-иллюстративного метода обучения − технологией деятельностного метода.

Главная методическая цель урока при деятельностном обучении состоит в создании условий для проявления познавательной активности учеников. Система деятельностного обучения ориентирована на определенные результаты (Схема 2).

Shape2

Схема 2. Результаты деятельностного подхода


Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

  1. Уроки «открытия» нового знания

  2. Уроки рефлексии

  3. Уроки общеметодологической направленности (уроки построения системы знаний)

  4. Уроки развивающего контроля.

Характерной чертой этой технологии является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом. Деятельностный подход в образовании – это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов. Это своего рода философия образования, методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения или образования со своими конкретными технологиями, приемами, да и теоретическими особенностями.


Технология опыта

Итак, деятельностный подход в обучении с позиции ученика состоит в осуществлении разного вида деятельностей для решения проблемных задач, которые носят для обучающегося личностно-смысловой характер. Учебные задачи становятся интегративной частью деятельности. При этом важнейшей составляющей действий являются умственные действия. В этой связи особое внимание уделяется процессу выработки учебных действий, которые определяются как способы решения учебных задач.

Современная школа стремительно меняется и пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. Это значит, что школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

Давайте вспомним старую притчу о том, как один мудрец бедняков накормил. «Пришёл мудрец к бедным и сказал: ,,Я вижу, вы голодны. Давайте я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Но время прошло, и люди опять проголодались. Притча гласит: «Не надо давать рыбу, следует научить ловить её».

Ведущим методом в моей работе является деятельностный метод. Мои ученики работают на уроках в соответствии со своими возможностями, участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия в решении самых разных учебных задач. Технология деятельностного обучения требует от учащихся умения высказывать свое мнение, обосновать его, выстроить цепочку логических рассуждений. И учебный процесс протекает более эффективней, когда я говорю меньше, чем мои ученики. Технология деятельностного метода означает то, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного диалога учителем. Дети под моим руководством, но с высокой долей самостоятельности, отвечая на вопросы, открывают для себя новое знание.

На своих уроках я даю детям возможность развивать в себе умение видеть каждое явление с разных точек зрения. Владение таким умением - одна из важнейших характеристик современного человека. С ним связаны такие черты личности, как толерантность к чужому мнению и привычкам, умение слышать, готовность к сотрудничеству, подвижность и гибкость мышления.

В своей практике я убедилась в том, что «открыто» самими детьми требует меньших затрат на отработку, и эти знания отличаются более высоким уровнем качества, чем полученные традиционным преподаванием. При введении новых знаний использую два вида диалога (Схема 3): побуждающий и подводящий. Они по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.


Shape3

Схема 3. Виды диалогов


Таким образом, я сначала посредством диалога помогаю ученикам сформулировать тему или вопрос для исследования, тем самым вызывая у них интерес а затем в диалоге же организую открытие школьниками знания, добиваясь действительного понимания материала, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл сам.

В ходе применения данного подхода, свою деятельноть направила на решение следующих преспективных задач:

  1. Обучать приемам самоконтроля своей деятельности.

  2. Создание условий для развития у школьников не только сотрудничать с другими людьми, но и действовать самостоятельно.

  3. Развитие творческой деятельности учащихся путем интеграции основных предметов с предметами художественно-эстетического цикла.

  4. Расширение использования проблемного метода в обучении.

  5. Формирование интеллектуальной среды, стимулирующей творческую активность, выявление и раскрытие их способностей, становление творческого потенциала. Участие в интеллектуальных играх, олимпиадах, конкурсах.

  6. Организация проектной деятельности в форме мини-проектов.

Н а моих уроках дети учатся самостоятельно формулировать тему, находить ответы на вопросы. Использую, например, ситуацию «яркого пятна». Среди множества однотипных предметов одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного, Далее определяется тема и задачи урока (Например, при изучении темы «Десяток», объяснении сложения и вычитания в столбик). Дети очень любят использовать разноцветные ручки, поэтому на уроках русского языка все ошибко опасные места разрешаю выделять любимым цветом.

Также эффективен приём «Домысливание». Тема урока предлагается в виде схемы или неоконченной фразы. Учащимся необходимо проанализировать увиденное и определить тему и задачу урока. Возможно предугадывание содержания текста по его названию.

Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!