Материалдар / ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В ГРУППАХ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ РАЗВИТИЯ.
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В ГРУППАХ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ РАЗВИТИЯ.

Материал туралы қысқаша түсінік
Все учащиеся имеют различные потребности в обучении, и им должны быть предоставлены соответствующие условия, чтобы они могли продемонстрировать свои способности в процессе обучения. В связи с этим для достижения общих целей учащимся и преподавателям необходим целый ряд стратегий и тактик при выборе подходящего времени и подхода. Данная статья о методах и формах работы на уроках русского языка и литературы в группах со студентами с ограниченными возможностями, которые направлены предоставить им значимый и равноправный доступ к учебному материалу; каким образом учитываются потребности студентов, по тем или иным причинам оказавшихся за социальным барьером. Педагоги, работающие с такими детьми должны пройти подготовку к работе, получить психолого-педагогическую и методическую помощь. На примере своего предмета показывается, что внедрение игровой формы улучшает академические и социальные навыки учащихся со значительными затруднениями в обучении, повышает их самооценку и создает условия
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
11 Сәуір 2023
156
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады






ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

В ГРУППАХ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ РАЗВИТИЯ.


Сейсенбаева Аймгуль Турекуловна,

преподаватель русского языка и литературы

Жамбылский гуманитарный высший колледж имени Абая,

г.Тараз, Республика Казахстан, aimast@mail.ru, 87477652956


Аннотация: Все учащиеся имеют различные потребности в обучении, и им должны быть предоставлены соответствующие условия, чтобы они могли продемонстрировать свои способности в процессе обучения. В связи с этим для достижения общих целей учащимся и преподавателям необходим целый ряд стратегий и тактик при выборе подходящего времени и подхода. Данная статья о методах и формах работы на уроках русского языка и литературы в группах со студентами с ограниченными возможностями, которые направлены предоставить им значимый и равноправный доступ к учебному  материалу; каким образом учитываются  потребности студентов, по тем или иным причинам оказавшихся за социальным барьером. Педагоги, работающие с такими детьми должны пройти подготовку к работе, получить психолого-педагогическую и методическую помощь. На примере своего предмета показывается, что внедрение игровой формы улучшает академические и социальные навыки учащихся со значительными затруднениями в обучении, повышает их  самооценку и создает условия для более позитивных отношений учащихся с другими членами сообщества, оказывает положительное влияние на профессиональное и личное развитие и преподавателей.

Ключевые слова: безбарьерная среда, психологический дискомфорт, создать условия, забота и поддержка, игровая технология.


Имеет значение не само различие, а то,

как мы меняем все, исходя из этого различия.

Миноу


Система инклюзивного образования подключает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Инклюзия является конечным этапом создания безбарьерной среды, в условиях которой любой член общества может беспрепятственно учиться, трудиться и получать различные услуги.

По информации вице-министра образования и науки РК Шолпан Кариновой «Казахстан лишь недавно присоединился к движению организации инклюзивного образования, призванного создать все условия для обучения детей с особыми образовательными потребностями в детских садах, школах, колледжах и вузах страны». 

Президент РК Касым - Жомарт Токаев 26 июня 2021 года подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам инклюзивного образования». Согласно Закону «государство обязуется создавать детям с особыми образовательными потребностями условия для получения образования в пределах системы образования с учетом их индивидуальных особенностей развития. Для детей с ограниченными возможностями разрабатываются специальные учебные программы. Организации дошкольного и среднего школьного образования по закону должны принимать всех детей, которые проживают на территории их обслуживания, в том числе детей с особыми образовательными потребностями.

Жамбылский гуманитарный высший колледж имени Абая ежегодно принимает на учебу детей с ограниченными возможностями, для чего создана безбарьерная среда: работают специалисты: медики, психолог, логопед, социальный педагог, наличие пандусов, отдельных санузлов и самое главное - толерантное отношение к детям с особыми потребностями. Согласитесь, что каждый из них особенный. И все они равны в своих правах, в дружбе, в образовании, в праве на посещение кружков, концертов и прочего, а также перспектив дальнейшего социального развития. Возникает вопрос: готов ли каждый педагог обучать таких детей: психологически и профессионально? Отсюда возникают опасения родителей детей-инвалидов из-за возможного психологического дискомфорта, социального издевательства, насмешек, которые могут переживать их дети. Думаю, что все педагоги должны пройти определенную подготовку к работе с детьми-инвалидами, получить психолого-педагогическую и методическую помощь, чтобы для особенных детей в дальнейшем создать условия чувствовать себя полноценными и полноправными участниками общества.

Очень радует тот факт, что студенты нашего колледжа относятся к студентам-инвалидам (это студент с ДЦП и слабовидящая девочка) с особенностью: забота и поддержка, переходящая в дружбу. Сами дети признаются в желании ходить на учебу: «Я счастлива, что учусь здесь…, Мои друзья поддержали меня на конкурсе, были всегда рядом… и др.»

Чтобы идти в ногу со временем на пути внедрения инклюзивного образования необходимо преодолеть трудности и стараться решать возникающие проблемы. Работая в такой группе со студентом-инвалидом, обучающегося на художника по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», у меня возникали проблемы: для нее необходимо больше времени и внимания, при этом нельзя оставить без внимания остальных студентов и нельзя отставать от программы. Планируя и организовывая свои занятия, пришла к выводу, что задания, проводимые в игровой форме, в которых участвуют и обычные дети, и особенные, способствуют достижению поставленных целей. Каждый ребенок развивается в своем темпе, от этого он не становится лучше или хуже. В результате игровой технологии возможны фронтальная, индивидуальная и групповая работы и работа в парах. Как писал К.Д. Ушинский: «Дидактическая игра - игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитании познавательных интересов, развитие познавательных способностей». Важно, чтобы отношения между студентами строились на доброте, отзывчивости, эмпатии. Такое взаимодействие студентов расширяет их мировоззрение и развивает академический интеллект. Такие меры позволяют детям с ограниченными возможностями, имеющим право на качественное, интересное и значимое по своему контексту учебную программу, чувствовать себя полноценными участниками общества, развиваться и стать полезными окружающим. С помощью дидактической игры формирую нравственные привычки самих детей, создаю возможность для проявления инициативы, самостоятельности, активности при решении игровых задач, выполнения игровых действий. Дети общаются друг с другом на основе общих интересов, выполнения совместных игровых действий, помогают друг другу, радуются общему успеху.

Таким образом, игра («Кто самый наблюдательный?», «Кто что делает?», «Кто точнее назовет» и др.) помогает включиться в учебно-воспитательный процесс за счет коррекции недостаточного сформированных интеллектуальных навыков. Словесные игры строятся на сочетании слов и действий играющих. В таких играх («Продолжи предложение», «Наоборот», «Кубик-Рубика», «Купи маме подарок») требуется использовать ранее приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Поэтому игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнения, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве, формировании диалогической и монологической речи.

Польза применения дидактических игр заметна по тому, с каким удовольствием дети ждут, спрашивают о предстоящих занятиях и режимных моментах. Конечно, в целях привлечения внимания делаю неожиданности: включаю свет; издаю музыкальный звук любым инструментом; говорю вдруг тихим голосом; изменяю свой голос, пересаживаю студентов, обращаю внимание всей группы на примеры хорошего поведения, благодарю студентов за работу, за результат (апплодисменты). В игре студент с ОВ раскрывается полностью, показывает весь свой потенциал. Так любимое занятие становится для них не только приятным времяпровождением, а источником новых знаний, воспитания, обучения и развития.

Развитие инклюзивного образования — это развитие образования не только для детей с ограниченными возможностями, но и всей образовательной системы. Оно дает возможность обучаться всем на равных правах и в равных условиях.



Список использованной литературы:

  1. Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам инклюзивного образования»

  2. Правовая основа для инклюзивного образования в Республике Казахстан. https://www.ektu.kz/media/885723/pravovaya_osnova_io.pdf

  3. Рамка мониторинга инклюзивного образования в Республике Казахстан 2017 https://kuam.edu.kz/sites/default/files/2019/nauka/obyavlenia_i_sobytiya/02.05.2019/1/PDF/Ramka_monitoringa_inklyuzivnogo_obrazovaniya_v_RK.pdf

  4. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.: Просвещение, 1988.

  5. Сухинина С.В. Ребенок в игре. - М.: Новая школа, 2004

  6. Проблемы и перспективы создания инклюзивного общества http://is.nkzu.kz/publishings/%7B55993498-A188-45B5-89D1-C0B34DCC3463%7D.pdf

  7. Инклюзивное образование в Казахстане https://www.nur.kz/family/school/1715660-inkluzivnoe-obrazovanie-v-kazahstane-i-za-rubezom/

  8. К.Д.Ушинский. Дидактические игры.







Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!