Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Основные признаки культуры кочевников Евразийского пространства
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан
Казахский национальный университет имени аль-Фараби
Факультет философии и политологии
Кафедра религиоведения и культурологии
Проект
на тему: «Основные признаки культуры кочевников Евразийского пространства»
по специальности «6В03102 – Культурология»
Выполнила: Абдурахманова Х.Б.
студентка 4 курса
Научный руководитель: Жолдубаева А.К.
доктор философских наук, доцент
Алматы 2024
Зададимся вопросом: что делает кочевника – кочевником? Кочевника делает кочевником не только приспособление к мобильному образу жизни, ибо кочуют не только скотоводы. Кочевником их делают стада принадлежащих им животных, требующих перекочевки с места на место. Набор этих животных может сильно варьировать в зависимости от этноса, местности и эпохи, но неизменным остается привязанность степных кочевников к лошади.
Рис. 9. Художественное изображение Касым-хана. |
ok.ru
Так оно и есть! Лошадь – это и основной вид животноводства, дающий пищу, одежду, кров и даже топливо для очага; и транспортное средство; и боевой товарищ, в разы увеличивающий мобильность, мощь и эффективность всадника. Именно благодаря своему симбиозу с лошадью номады создали кочевую империю, уникальную по структуре, протяженности и продолжительности существования.
Рис. 10. Художественное изображение Ш. Монтескье. |
Известный французский писатель, философ и политолог ХVIII века Шарль Монтескье с нескрываемым восхищением говорит о кочевниках Евразийской Степи следующие слова: «Ни один народ в мире не превзошел их своей славой или величием своих завоеваний. Этот народ поистине владыка вселенной; все остальные как будто для того созданы, чтобы ему служить, он также основатель и разрушитель империй; во все времена он проявлял на земле свое могущество, во все века он был бичом других народов» [2].
Рассмотрим основные элементы наследия кочевых тюркских народов, населявших территорию Казахстана:
-
Рис. 11. Научные достижения тюрков.
-
Наука: тюрки-кочевники имели своеобразное представление о происхождении жизни, общества, человека, природы. Считая, что судьба человека, его жизнь и смерть предопределяет Тенгри, тюрки в то же время не отрицали значения активной жизненной позиции личности, ее созидательно-познавательную деятельность.
-
Рис. 12. Земледелие тюрков.
-
Земледелие среди тюрков-кочевников не являлось временным явлением, его традиции бережно передавались из одного поколения в другое.
Рис. 13. Социальная структура тюркского общества. |
Важнейшим элементом социокультурных ценностей древних тюрков-кочевников являлись их обычаи и традиции. Они наравне с законами гармонизировали отношения между людьми, поколениями, властными структурами, руководителями и подчиненными.
Рис. 14. Ремесло тюрков. |
Рис. 15. Государственное устройство тюркского общества. |
Рис. 16. Тюркский воин. |
-
Успехи тюрков-кочевников были бы немыслимы, не обладай они достаточно совершенным военным искусством. Отметим, что многие достижения тюркских кочевых народов в военном деле позже успешно применялись Чингисханом и его преемниками.
-
Рис. 17. Руническая письменность тюрков.
Письменность – еще один важный элемент наследия тюркских кочевых народов. На сегодняшний день науке известно около 500 памятников древнетюркской цивилизации. Часть из них обнаружена на юге Казахстана, и она вошла в тюркологию под названием Таласские памятники.
Выделим главные особенности кочевников Евразийской Степи как своеобразной группы населения:
-
во-первых, опираясь на стабильные источники существования, кочевники были полностью адаптированы к природной среде;
-
во-вторых, по сравнению с оседлыми земледельческими народами кочевники использовали землю как основной источник существования и главное средство производства не непосредственно, а через скот;
-
в-третьих, гарантии своего существования кочевники обеспечивали не путем установления господства над природой и не путем пребывания в полной зависимости от нее, пользуясь ее готовыми дарами, а путем разумной адаптации к природной среде и сохранения ее первоначального облика.
Схема 3. Система равновесия с природой в понимании тюрков.
|
Тем самым, вся культура кочевников Евразийской Степи была направлена на поддержание гармоничного равновесия с природой, а номадизм – это тонко сбалансированная со степной экологией своеобразная и самобытная экологичная система, опирающаяся на цикл «человек – скот – природа».
Вывод: Таким образом, при всех историко-культурных, политических, экономических, климатических и религиозных сложностях, культура кочевников Евразийской Степи сохраняла важнейшее свое качество – была динамичной и мобильной, восприимчивой к новациям, несла в себе значительный творческий потенциал.
Культура кочевников Евразийского пространства характеризуется следующими чертами:
-
наличие памятников архитектуры: повсюду, где были кочевья номадов Евразии, мы находим следы их жизнедеятельности в виде древних поселений, мест очагов, могильных курганов, наскальных рисунков, ритуальных каменных кладок, сделанных для совершения жертвоприношений и молебствий, каменных стел и изваяний каменных фигур балбалов;
-
развитое кочевое скотоводство: создавшие цивилизацию скотоводческого направления кочевники евразийских степей в течение многих веков создали огромные табуны домашних коней, не случайно в современной научной литературе популярен термин «конно-кочевая цивилизация евразийских номадов»;
-
доместикация, т.е. одомашнивание скота: миграции в целях круглогодичного обеспечения животных кормом происходили в форме перекочевок по зимним, весенним, летним и осенним пастбищам. Скотоводство обеспечивало кочевников мясной и молочной пищей, сырьем для изготовления одежды и жилищ;
-
экологичная пастбищно-кочевая система: кочевники Евразийской Степи оставили в наследство потомкам культуру экологического отношения к окружающему пространству, традиции уважения к природе, к космосу и его законам;
-
использование мобильных жилищ: важнейшим изобретением кочевников была юрта как уникальная модель разборного жилища;
-
этнопсихологические особенности кочевников: т.е. фундаментальные признаки, характеризующие их ментальность. Кочевники ценили и сами выработали в себе физическую и нравственную выносливость, свободолюбие, храбрость, воинскую доблесть; они были мобильными и открытыми к инновациям, не любили застой и статику. В истории Евразии кочевники всегда выступали трансляторами культурных ценностей и технологических новшеств, инициаторами диалога этносов и цивилизаций [3].
Использованная литература
-
Shoqan – Труды: Из «Тарихи-Рашиди» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://shoqan.kz/incompleted/works_iz_tarihi_rashidi/
-
Монтескье Ш.Л. О духе законов. – М., 2019. – 220 с.
-
Энхтувшин Б. Номады и номадизм: традиции и современность /Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2015. Т. 25. – № 4. – С. 691-699.