Материалдар / Особенности обучения на уроках русского языка и литературы по обновленным программам.
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Особенности обучения на уроках русского языка и литературы по обновленным программам.

Материал туралы қысқаша түсінік
Понять личностные качества ученика, определить уровень не только предметных, но и жизненных знаний – это значит приоткрыть микромир каждого ребенка, и только потом определить цель своей работы. Для нас они такие: показать, что даже самый «плохой» ученик – в душе талантлив, а может быть, даже гениален. Верьте, творите, направляйте!
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
11 Қараша 2022
228
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Особенности обучения на уроках русского языка и литературы по обновленным программам.

Худобина Венера Рафаиловна,

КГУ "Общеобразовательная школа №3 имени Жаиыка Бектурова города Акколь отдела образования по Аккольскому району управления образования Акмолинской области"

Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Сегодня школа динамично меняет свой облик. Это связано, прежде всего, с серьезными переменами в казахстанском образовании. Перед учителями встают проблемы: «Как учить в век стремительного развития технологий. Особенно информационных.?», «Как повысить качество, как знания, полученные на уроках, помогут ученику стать конкурентоспособной личностью?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески. Обновленная программа позволила мне взглянуть на мою работу совершенно с новой стороны. Я прошла курсы повышения квалификации по программе обновления содержания среднего образования для учителей русского языка и литературы. Основная задача данных курсов - помочь казахстанским учителям усовершенствовать педагогическую практику, научиться работать не источником информации, а «путеводителем» для нахождения знаний самим учеником. Результат обновлённой программы, с которой нас ознакомили на курсах, заключается в том, чтобы ученики научились тому, как учиться самостоятельно, могли стать уверенными, ответственными учениками с развитым критическим мышлением, умеющими свободно общаться на русском, казахском и английском языках и проявляющими компетентность в цифровых технологиях. Мне нравится эта обновленная программа тем, что применяя полученные знания на уроках, постоянно идет поиск нового, в котором участвуют одновременно и учитель, и ученик. Это будет приносить удовлетворение и радость от общения с ребёнком, и от работы. Учитывая современные реалии, в том числе большую конкуренцию на рынке труда, образование в современном обществе должно способствовать воспитанию личности, которая была бы конкурентно способной, умела на практике применить полученные теоретические знания. Также не следует упускать такие важные, моменты, как воспитание патриотизма и нравственности, развитие культуры мышления, способности мыслить творчески, уметь формулировать свои убеждения и отстаивать их.

Изучив программу, я отметила для себя, что переход на обновлённую программу потребует обновления всей системы образования. Для осуществления такого перехода надо начать изменения с самой себя, т. е. с учителя. Хотя работаю в школе 27 лет, имею большой педагогический опыт, но поняла, что предстоит большая работа

Хочется отметить, что во время курсов я и мои коллеги отрабатывали навыки речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо. Цели обучения, критерии оценивания учебных достижений учащихся, возрастные особенности учащихся, стратегии обучения языку, особенности организации обучения в контексте «сквозных» тем, использование которых позволяет интегрировать знания из разных предметных областей и способствует тому, что учащийся, взаимодействуя с миром, познает сам себя, самоопределяется в системе жизненных отношений.

Все, чему я научилась на курсах, я постаралась внедрить в свою практику. И хотелось бы поделиться некоторыми моментами своей работы, где я вижу результат.

На первых уроках, не скрою, было нелегко, особенно во время групповой работы. В классе было немного шумно, дети активно обсуждали, перебивали друг друга, участники одной группы отказывались работать вместе, из-за личной неприязни. Дети не могли сами распределить между собой роли, т.к. все хотели быть спикерами. На последующих уроках этих проблем больше не возникало т.к. ученики поняли, что результативность работы зависит от того насколько они смогут договориться между собой и принять каждого члена группы, выслушать мнение каждого. Групповая работа развивает навыки коммуникации и сотрудничества, они терпеливо выслушивали разные точки зрения. Обсуждали различные мнения, аргументировали и доказывали правильность своей точки зрения, ответы учеников стали полными, в результате развития речи происходит развитие мышления. Ставя перед собой цель, дети старались найти решение, они учились мыслить не стандартно, креативно. Во время групповой работы создавалась зона ближайшего развития для слабых учащихся. Они чувствовали поддержку со стороны членов группы и учителя. Особенно ребята быстро освоили стратегии технологии : ПОПС ФОРМУЛА: УЧИМСЯ ВЫРАЖАТЬ МЫСЛИ ГРАМОТНО И УБЕДИТЕЛЬНО, RAFT-технология как один из приемов развития критического мышления, метод проектов и многие другие информационные технологии, которые расширяют возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем по русскому языку, что, в итоге, ведет к интенсификации процесса обучения. Они призваны оптимизировать затраты педагога, разгрузить его и помочь сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе – отвечать на непростые вопросы любознательных ребят и, наоборот, пытаться расшевелить пассивных. И, конечно, учить их видеть красоту слова, красоту окружающего мира, воспитывать гражданина, востребованную личность.

Для развития критического мышления учеников, подбирала задания таким образом, чтобы они были направлены не только на знание основ предмета, но на понимание смысла, чтобы ученик смог проанализировав материал, выбрать в соответствии со своими способностями то упражнение, которое он в силах выполнить самостоятельно или при поддержке одноклассника и учителя. На каждом из серии запланированных уроков, мною создавалась ситуация успеха для каждого ученика. Задания подбирала таким образом, чтобы они находились или «в зоне ближайшего развития» ученика или в зоне «саморегулируемых» действий. При выполнении таких заданий были активны все учащиеся, даже те которые раньше предпочитали отмалчиваться. В перспективе я думаю, что буду постепенно усложнять задания.

Любой урок подразумевает оценивание самого учащегося и его знаний. Изучив на курсах модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения», я поняла различие между ними и то, что они преследуют разные цели. Оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения, является формативным. Если целью оценивания является подведение итогов обучения для выставления отметок, то это суммативное оценивание. После проведения СОР СОЧ, я провожу тщательный анализ, т.е. работу над ошибками, причем как в индивидуальной, так и в коллективной работе. У нас имеются методические папки у завуча по учебной работе, где лежат итоги и отчеты СОР и СОЧ и работы учащихся. В любое время родители, педагоги могут посмотреть результаты и задать вопросы, если возникнут.

Рассмотрев в теории различные виды оценивания, на практике я старалась применить их. Для формативного оценивания, в соответствии с возрастными особенностями учащихся я использовала следующие техники оценивания: «Три звезды», «Листы самооценивания. Да-нет», «Руки к солнышку» и другие. Затем я просила обосновать своё оценивание. Данная работа вызывала затруднение, т.к. учащимся трудно выразить свои мысли из-за скудного словарного запаса. Для себя я сделала вывод, что надо на каждом уроке работать над развитием речи учеников и обогащением словарного запаса. На каждом уроке для оценки своей работы учащиеся ознакомились с критериями для оценивания. Т.к. использование формативного оценивания подразумевает выявление проблем и внесение изменений в планирование урока, я постоянно наблюдала за детьми, использовала различные виды оценивания: оценивание групповой работы, взаимооценивание в парах, самооценивание. Не всё сразу получилось, т.к. ученики завышали себе оценки, не объективно оценивали своих одноклассников. Ещё многому предстоит научиться мне и моим ученикам. Использование различных видов оценивания позволило мне определить пробелы в знаниях учащихся, выявить трудности и подкорректировать дальнейшую работу.

Раньше я очень редко проводила рефлексию на уроке, из-за нехватки времени. Сейчас считаю это просто необходимым условием для организации эффективного обучения. Для осуществления обратной связи на первом уроке я применила стратегию «Три звезды», в которой учащимся надо было определить уровень своего обучения. На следующих уроках я использовала стратегии: «Закончи предложение», «Теперь я знаю… Теперь я умею…», «Три М и Д», метод «Острова» и другие, где каждый ученик высказывал свое мнение и делал выводы и утверждения по данному уроку.

Главный результат этой работы в том, что мы вместе с детьми попытались проанализировать, что им надо изменить, над чем поработать для улучшения результата.

Я буду и дальше совершенствовать свою практику, чётко ставить цели, проводить рефлексивный анализ и оценку результатов. Да, нелегко работать, но очень интересно. Ведь перейдя на работу по обновленным программам у меня появилась возможность творить.

1. Если ты сейчас уснешь, то тебе, конечно, приснится твоя мечта, но если же ты сейчас выучишься, то воплотишь свою мечту в жизнь.

2. Учись делать всё раньше, учись прилагать усилия, учись пожинать результаты.

3. Не все могут преуспеть во всем. Но успех приходит только с самосовершенствованием и решительностью.

«15 правил мотивации для студентов Гарварда»

4. Время никогда не стоит, но если ты ничего не делаешь - проносится с огромной скоростью. Главное - научить детей верить в себя. Научить делать правильный выбор.

Конфуций сказал: «Найди себе любимое дело, и тебе не придется трудиться ни дня!».

И я стремлюсь, чтобы у меня было это любимое дело. Постоянно. И чтобы в нём мне всегда хватало терпения. Чтобы действительно разглядеть в ребёнке звездочку, нужно приложить немало усилий: нужно его понять, принять, поддержать, подсказать, помочь ему направить свою энергию в нужное русло.

Профессия педагога требует больших усилий и времени, но это так мало по сравнению с тем, что в подростке сохраняется вера в то, что он всё может!

Учитель до тех пор сохраняет право учить других, пока он сам учится!

Понять личностные качества ученика, определить уровень не только предметных, но и жизненных знаний – это значит приоткрыть микромир каждого ребенка, и только потом определить цель своей работы. Для нас они такие: показать, что даже самый «плохой» ученик – в душе талантлив, а может быть, даже гениален. Верьте, творите, направляйте!

Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!