Материалдар / Особенности обучения разным видам чтения на старшей ступени обучения
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Особенности обучения разным видам чтения на старшей ступени обучения

Материал туралы қысқаша түсінік
Обучение старшеклассникам разным видам чтения
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
04 Маусым 2021
265
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Особенности обучения разным видам чтения на старшей ступени обучения

Аристангалиева Баянсұлу Есболқызы

Западно-Казахстанский Университет им. М.Утемисова, Уральск



Для коммуникативно-познавательной деятельности учащихся важно чтение. Его задача – извлечь нужную информацию из прочитанного текста.

Целью и средством обучения иностранному языку выступает чтение.

Одной из практических целей изучения чтению является овладение учащимися умением читать на иностранном языке. При помощи чтения можно повысить самообразовательную деятельность учащихся: они узнают о культуре страны изучаемого языка, знакомятся с миром зарубежных сверстников. Передача и присвоение опыта, приобретенного человечеством в разных областях трудовой, социальной и культурной деятельности происходят благодаря чтению, во время которого выполняется извлечение информации из текста. Процесс чтения выполняет огромную воспитательную и образовательную роль. В данной дипломной работе чтение рассматривается как средство формирования языковых способностей и становления умений, содействующих развитию коммуникации на иностранном языке. Чтение в обучении иностранному языку имеет огромное значение в получении информации, а также является средством освоения познаний о языковых явлениях изучаемого языка.

Актуальность данной дипломной работы заключается в том, что существующие разные виды чтения и упражнения для разных видов чтения еще недостаточно изучены. Современные аутентичные тексты, которые содействуют долговременному усвоению культурной и социальной информации рассматриваются как один из источников содержания изучения чтению. Использование передовых информационных технологий во многом содействует расширению содержания изучения чтению при помощи аутентичного материала из ресурсов интернета.

Чтение играет очень важную роль в жизни людей как средство обучения и общения. Чтение позволяет лучше понимать окружающий мир, воспитывает чувства и волю, обогащает знания человека, способствует формированию личности, служит источником эстетического удовольствия.

Чтение входит в сферу коммуникативно-общественной деятельности людей и обеспечивает в ней письменную форму вербального общения.

В чтении, как и во всякой деятельности, различают два плана: содержательный (компоненты предметного содержания деятельности) и процессуальный (элементы процесса деятельности), причем ведущая роль всегда принадлежит первому. К содержанию деятельности относят прежде всего ее цель – результат, на достижение которого она направлена. В чтении такой целью является раскрытие смысловых связей – понимание речевого произведения, представленного в письменной форме (текста).

Обращение к книге может преследовать разные цели: иногда требуется лишь определить, о чем она, в других случаях важно уловить все оттенки мысли автора и т.д., т.е. ожидаемый результат не одинаков в разных ситуациях чтения. Характер понимания (степень его полноты, точность и глубина) читаемого, к которому стремится читающий, зависит от цели чтения. А это, в свою очередь, определяет, как он будет читать: медленно или быстро, вчитываясь в каждое слово или пропуская целые куски текста, перечитывая отдельные места или просматривая страницу «по диагонали» т.д.



Особое место занимает чтение вслух. Оно широко используется для обучения произношению и является обязательным компонентом работы при объяснении нового языкового материала. Общность коммуникативных задач (передача информации) и наличие громкой внешней речи делает чтение вслух ценным упражнением в развитии умения говорить: оно дает возможность работать над выразительностью и обращенностью речи, постепенно увеличивать ее темп, сохраняя при этом правильность.

Упомянутые учебные функции чтения связаны с овладением учащимися языковым материалом и развитием их устной речи. Наряду с этим в учебном процессе используются построенные на чтении формы работы, целью которых является тренировка тех или иных комплексов операций, необходимых для протекания чтения как речевой деятельности. Неоднократное повторение одного и того же комплекса операций в продолжение выполнения задания заставляет рассматривать такие формы работы как упражнения (а не как практику в самой деятельности), хотя по традиции их часто называют также видами чтения.

Чтобы научить учеников читать текст и извлекать из него необходимую информацию, нужно правильно выбрать текст.

Проанализировать текст и определить лексические трудности, определить способы семантизации новых лексических единиц и при необходимости скорректировать текст. Именно содержание позволяет пробудить положительную мотивацию учащихся, приводящую к необходимости чтения на иностранном языке.

Тема текста не обязательно должна соответствовать лексическим и разговорным предметам, изучаемым на данном этапе. Только на начальном этапе эти тексты состоят только из языковых материалов, ранее изученных студентом и используемых в устных выступлениях. В то же время количество комбинаций таких материалов крайне ограничено. Содержание чтения текста - это почти содержание устной речи. На следующем этапе, по мере расширения объема языкового материала, увеличивается количество возможных комбинаций, что влияет на содержание текста, используемого для синтетического чтения. Содержание этих текстов охватывает все новые и более разнообразные ситуации и не всегда связано с темой устной речи. Они также могут содержать незнакомый лексический материал, значение которого можно угадать на основе анализа словообразования, или из-за точного контекстуального значения слова, или по сходству со словом на родном языке.

Следует подчеркнуть, что при любом способе организации семейного чтения последнее должно быть не только постоянным и насыщенным, легким, но и непереводимым, содержать интересную информацию и иметь воспитательный эффект.

Применимость текста или его частей к речевым упражнениям может определяться, например, следующими критериями:

1) яркий и интересный сюжет текста или абзаца;

2) представление эмоций и образов;

3) актуальность материала;

4) тема выступления близка к теме жизненного опыта и интересов учеников;

5) возможность конфликта мнений и суждений, которые вызывают дискуссию;

6) возможность различных контекстных преобразований с точки зрения содержания текста или абзаца.

7) воспитательная значимость. Необходимо выбирать текст с точки зрения тех моральных вопросов, которые они поднимают, как их решать, близки ли они позиции старшеклассников.

Текст и поднятые в нем вопросы способствуют воспитанию личности. Один и тот же текст может нести разное количество информации разным людям.

Современные экзамены по иностранным языкам предполагают не механический пересказ «тем-топиков», а обсуждение проблем, возникающих на пересечении изучения многих учебных тем. Тщательно отобранные различные типы текстов вопросов не только предоставляют фактическую информацию по широко обсуждаемым вопросам, но и обеспечивают содержательную и фонологическую поддержку для развития аналитических и общих языковых навыков.

Овладение учащимися умением читать на иностранном языке является одной из практических целей его изучения. При помощи чтения можно повысить самообразовательную деятельность учащихся: они получают информацию о культуре страны изучаемого языка, знакомятся с миром зарубежных сверстников. Благодаря чтению, в процессе которого происходит извлечение информации из текста, возможны передача и присвоение опыта, приобретенного человечеством в самых разнообразных областях социальной, трудовой и культурной деятельности. В этом отношении особая роль принадлежит результату чтения, т.е. извлеченной информации. И сам процесс чтения выполняет значительную воспитательную и образовательную роль.





Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!