Материалдар / Открытый урок 9 класс Звездное небо
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Открытый урок 9 класс Звездное небо

Материал туралы қысқаша түсінік
Открытый урок по физике в 9 классе на тему: "звездное небо". Целью урока было познакомить учащихся с основными созвездиями звездного неба, наиболее яркими звездами, показать способы нахождения созвездий с помощью звездной карты
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
16 Қазан 2022
443
1 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады


Общеобразовательная средняя школа №3 имени Абая

Поурочный план или краткосрочный план для педагога организаций среднего образования

Краткосрочный план

Раздел

9.1В Основы астрономии

ФИО педагога

Баудинова Р.И.

Дата

10.10.2022

Класс 9 А,Б,В,Г,Д,Е.

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Звездное небо

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

9.7.2.1 - различать абсолютную и видимую звездные величины;

9.7.2.2 - называть факторы, влияющие на светимость звезд

Цели урока

Познакомить учащихся с основными созвездиями звездного неба, наиболее яркими звездами, показать способы нахождения созвездий с помощью звездной карты.

Ход урока

Этап урока/ Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оценивание

Ресурсы

Начало урока/
10 мин






Организационный момент.

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку


Актуализация опорных знаний:


Повторение изученной главы «Кинематика»

Вопросы:

  1. Что такое механическое движение?

  2. Что такое материальная точка? Приведите примеры.

  3. Как перевести из км/ч в м/с?

  4. Ускорение характеризует?

  5. Центростремительное ускорение


Сопоставить обозначения: физическая величина – формула – единица измерения:

Ускорение м/

Скорость м/с

Путь S = + a метр

Период T = секунда (с)

Частота Герц (Гц)

Центростремительное ускорение м/

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку;





Отвечают на вопросы






Работа у доски


Словесная похвала учителя





Каждый правильный ответ 1 б.














Карточки

Изучение нового материала/ 20мин


Астрономия и ее история

Астрономия — это одна из древнейших и самых увлекательных наук, которая изучает объекты и явления, наблюдаемые во Вселенной. Её истоки относятся к далёкому каменному веку, то есть примерно к шестому — третьему тысячелетию до нашей эры.

Строение и масштабы вселенной

Наиболее распространённым типом небесных тел являются звезды.

Невооружённым глазом в безлунную ночь можно видеть над горизонтом около 3 тыс. звёзд.

Звезды распределены на небе не равномерно, а отдельными компактными группами – созвездиями. Под созвездиями понимают область неба в пределах некоторых установленных границ. Это сделано для удобства ориентировки на небесной сфере и обозначения звезд. Всё небо разделено на 88 созвездий.


Звездное небо - видимое расположение звезд и других небесных светил на небесном своде.

У разных народов и в разное время был разный принцип деления звездного неба: 4 век до н.э. был список 809 звезд входящих в 122 созвездия;

Путаница с созвездиями прекращена в 1922 г, Международный астрономический союз (МАС) разделил все небо на 88 созвездий, а границы окончательно установлены в 1928 году.

Масштабы Вселенной столь велики, что использовать единицы длины, принятые в СИ, неудобно. Например, размеры нашей Галактики таковы, что луч света, распространяясь со скоростью 300000 км/с проходит расстояние от одного ее края до другого за сто тысяч лет.

Световой год – расстояние, которое свет проходит за одни земной год.

1 световой год = 9 460 730 472 580,8 км

Звездные величины

В 125г до НЭ ГИППАРХ (180-125, Греция) вводит деление звезд на небе по видимой яркости на звездные величины, обозначив самые яркие – первой звездной величины (1m), а еле видимые – 6m (т. е. разность в 5 звездных величин). Позже фотометрическими способами при уточнении звездных величин пришлось ввести дробные числа и даже отрицательные. /показать обозначение – Запись типа m=-1,6m).

Итак звездная величина – видимая яркость (блеск) звезды.
В 1603г Иоганн Байер (1572-1625, Германия) публикует каталог всех видимых звезд и впервые вводит их обозначение буквами греческого алфавита в порядке уменьшения блеска (наиболее яркие). Самые яркие – α, затем β, γ, δ, ε и т.д.
Поэтому звезды сейчас обозначаются: Вега (α Лиры), Сириус (α Большого Пса), Полярная (α М. Медведицы). / смотреть приложение – Название наиболее ярких звезд/.


Звёздная карта — изображение звёздного неба или его части, показывающее расположенные на ней объекты (звёздыпланетыкометы и т. п.) в определённой системе условных знаков. Как и географическая карта, звёздная карта снабжается координатной сеткой в экваториальной системе небесных координат.

Как ориентироваться в звездном небе

Путь в науку начинается с понимания базовых вещей. Звездное небо мы воспринимаем как полусферу. Ориентация в ней начинается с определения основных направлений: север, юг, восток, запад, зенит и надир. Легче всего найти зенит это точка прямо над головой наблюдателя. Надир — противоположное направление, оно находится у нас под ногами.

Как найти север

Большую Медведицу найти легче, потому что она гораздо больше. В ней нас интересуют две передние звезды «ковша», которые называются Дубхе и Мерак. Через них нужно провести линию в ту сторону, откуда на воз клали бы груз. Если на этой прямой отмерить примерно 5,5 расстояний между двумя звездами, то можно найти «хвост» Малой Медведицы. На его конце расположена Полярная звезда. Впрочем, в Южном полушарии этот метод не работает: там Полярная не появляется над горизонтом (по крайней мере, в нашу эпоху).

Вечером и утром можно ориентироваться по месту восхода и заката Солнца. Этот способ не так точен, потому что в течение года точки его восхода и заката смещаются. На рассвете нужно стать так, чтобы небо светлело по правую руку. После заката Солнца ту точку, где оно укрылось за горизонтом, нужно оставить слева. В обоих случаях север будет прямо перед вами, а Полярную звезду можно найти, просто посмотрев вверх. Ее высота над горизонтом равна широте места наблюдений.

Светимость в астрономии —полная энергия,излучаемая астрономическим объектом (планетойзвездойгалактикой и т. п.) в единицу времени. Измеряется в абсолютных единицах (СИ — ВтСГС — эрг/с) либо в единицах светимости Солнца (L = 3,861033 эрг/с = 3,861026 Вт).

Светимость астрономического объекта не зависит от расстояния до объекта, от него зависит только видимая звёздная величина. Светимость — одна из важнейших звёздных характеристик, позволяющая сравнивать между собой различные типы звёзд на диаграммах «спектр — светимость»«масса — светимость». Светимость звёзд главной последовательности можно приближённо рассчитать по формуле:

где R — радиус звезды,

T — температура её фотосферы,

 σ — постоянная Стефана — Больцмана.

Светимость самых ярких звёзд в миллионы раз превышает светимость Солнца. Светимость взрыва гиперновой превышает светимость Солнца примерно в миллиард раз. Светимость самых ярких квазаров может превышать солнечную в сотни триллионов раз.




















Учащиеся работают с картой звездного неба.

















































Работают с картой звездного неба.







Слайд 1-8

















Карта звездного неба



















Слайд 9
















Слайд 18-19














Карта звездного неба











Слайд 21-23























Слайд 24-25







Закрепление материала/

10 мин

Контрольные вопросы на стр 57.

Отвечают на вопросы

Оценивание по 10-ти бальной шкале. 0-10 б

Учебник

Итог урока/5мин




Рефлексия

  1. Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные сегодня?

  2. Что представляло наибольшую трудность?

  3. Как ты оцениваешь полученные сегодня знания (глубокие, осознанные; предстоит осознать; неосознанные)?

  4. Какой цели ты сегодня достиг?


Ученики показывают умение обосновывать свое понимание.

Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!