Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Общеобразовательная средняя школа №3 имени Абая
Поурочный план или краткосрочный план для педагога организаций среднего образования
Краткосрочный план
Раздел |
9.1В Основы астрономии |
|||||
ФИО педагога |
Баудинова Р.И. |
|||||
Дата |
10.10.2022 |
|||||
Класс 9 А,Б,В,Г,Д,Е. |
Количество присутствующих: |
отсутствующих: |
||||
Тема урока |
Звездное небо |
|||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) |
9.7.2.1 - различать абсолютную и видимую звездные величины; 9.7.2.2 - называть факторы, влияющие на светимость звезд |
|||||
Цели урока |
Познакомить учащихся с основными созвездиями звездного неба, наиболее яркими звездами, показать способы нахождения созвездий с помощью звездной карты. |
|||||
Ход урока |
||||||
Этап урока/ Время |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Оценивание |
Ресурсы |
||
Начало урока/ |
Организационный момент. Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку Актуализация опорных знаний: Повторение изученной главы «Кинематика» Вопросы:
Сопоставить обозначения: физическая величина – формула – единица измерения: Ускорение м/ Скорость м/с Путь S = + a метр Период T = секунда (с) Частота Герц (Гц) Центростремительное ускорение м/ |
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку; Отвечают на вопросы Работа у доски |
Словесная похвала учителя Каждый правильный ответ 1 б. |
Карточки |
||
Изучение нового материала/ 20мин |
Астрономия и ее история Астрономия — это одна из древнейших и самых увлекательных наук, которая изучает объекты и явления, наблюдаемые во Вселенной. Её истоки относятся к далёкому каменному веку, то есть примерно к шестому — третьему тысячелетию до нашей эры. Строение и масштабы вселенной Наиболее распространённым типом небесных тел являются звезды. Невооружённым глазом в безлунную ночь можно видеть над горизонтом около 3 тыс. звёзд. Звезды распределены на небе не равномерно, а отдельными компактными группами – созвездиями. Под созвездиями понимают область неба в пределах некоторых установленных границ. Это сделано для удобства ориентировки на небесной сфере и обозначения звезд. Всё небо разделено на 88 созвездий.
У разных народов и в разное время был разный принцип деления звездного неба: 4 век до н.э. был список 809 звезд входящих в 122 созвездия; Путаница с созвездиями прекращена в 1922 г, Международный астрономический союз (МАС) разделил все небо на 88 созвездий, а границы окончательно установлены в 1928 году. Масштабы Вселенной столь велики, что использовать единицы длины, принятые в СИ, неудобно. Например, размеры нашей Галактики таковы, что луч света, распространяясь со скоростью 300000 км/с проходит расстояние от одного ее края до другого за сто тысяч лет. Световой год – расстояние, которое свет проходит за одни земной год. 1 световой год = 9 460 730 472 580,8 км
Звездные величины В 125г до НЭ ГИППАРХ (180-125, Греция) вводит деление звезд на небе по видимой яркости на звездные величины, обозначив самые яркие – первой звездной величины (1m), а еле видимые – 6m (т. е. разность в 5 звездных величин). Позже фотометрическими способами при уточнении звездных величин пришлось ввести дробные числа и даже отрицательные. /показать обозначение – Запись типа m=-1,6m). Итак звездная
величина – видимая
яркость (блеск) звезды.
Звёздная карта — изображение звёздного неба или его части, показывающее расположенные на ней объекты (звёзды, планеты, кометы и т. п.) в определённой системе условных знаков. Как и географическая карта, звёздная карта снабжается координатной сеткой в экваториальной системе небесных координат. Как ориентироваться в звездном небеПуть в науку начинается с понимания базовых вещей. Звездное небо мы воспринимаем как полусферу. Ориентация в ней начинается с определения основных направлений: север, юг, восток, запад, зенит и надир. Легче всего найти зенит это точка прямо над головой наблюдателя. Надир — противоположное направление, оно находится у нас под ногами. Как найти северБольшую Медведицу найти легче, потому что она гораздо больше. В ней нас интересуют две передние звезды «ковша», которые называются Дубхе и Мерак. Через них нужно провести линию в ту сторону, откуда на воз клали бы груз. Если на этой прямой отмерить примерно 5,5 расстояний между двумя звездами, то можно найти «хвост» Малой Медведицы. На его конце расположена Полярная звезда. Впрочем, в Южном полушарии этот метод не работает: там Полярная не появляется над горизонтом (по крайней мере, в нашу эпоху). Вечером и утром можно ориентироваться по месту восхода и заката Солнца. Этот способ не так точен, потому что в течение года точки его восхода и заката смещаются. На рассвете нужно стать так, чтобы небо светлело по правую руку. После заката Солнца ту точку, где оно укрылось за горизонтом, нужно оставить слева. В обоих случаях север будет прямо перед вами, а Полярную звезду можно найти, просто посмотрев вверх. Ее высота над горизонтом равна широте места наблюдений. Светимость в астрономии —полная энергия,излучаемая астрономическим объектом (планетой, звездой, галактикой и т. п.) в единицу времени. Измеряется в абсолютных единицах (СИ — Вт; СГС — эрг/с) либо в единицах светимости Солнца (L⊙ = 3,86⋅1033 эрг/с = 3,86⋅1026 Вт). Светимость астрономического объекта не зависит от расстояния до объекта, от него зависит только видимая звёздная величина. Светимость — одна из важнейших звёздных характеристик, позволяющая сравнивать между собой различные типы звёзд на диаграммах «спектр — светимость», «масса — светимость». Светимость звёзд главной последовательности можно приближённо рассчитать по формуле:
где R — радиус звезды, T — температура её фотосферы, σ — постоянная Стефана — Больцмана. Светимость самых ярких звёзд в миллионы раз превышает светимость Солнца. Светимость взрыва гиперновой превышает светимость Солнца примерно в миллиард раз. Светимость самых ярких квазаров может превышать солнечную в сотни триллионов раз. |
Учащиеся работают с картой звездного неба. Работают с картой звездного неба. |
|
Слайд 1-8 Карта звездного неба Слайд 9 Слайд 18-19 Карта звездного неба Слайд 21-23 Слайд 24-25 |
||
Закрепление материала/ 10 мин |
Контрольные вопросы на стр 57. |
Отвечают на вопросы |
Оценивание по 10-ти бальной шкале. 0-10 б |
Учебник |
||
Итог урока/5мин |
Рефлексия
|
Ученики показывают умение обосновывать свое понимание.
Материал ұнаса әріптестеріңізбен бөлісіңіз
Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Материал іздеу Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде пәніңізді белгілеп, керек материалды алып сабағыңызға қолдана аласыз Барлығы 663 959 материал жиналған Ұқсас материалдар Дайын ҚМЖ. Барлық пәндерден 2022-2023 оқу жылына, жаңа бұйрыққа сай жасалған Сертификатталған тренер жасаған 01.01.2023 17 863 13 694
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандарты бойынша жасалған. 2022-2023 оқу жылына арналған
Барлық пәндер Барлық материалдар Барлық сыныптар Іс-шаралар кестесі Педагогтардың біліктілігін арттыру курстары |