Материалдар / открытый урок " Синтаксис и пунктуация" урок-викторина 5 класс
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

открытый урок " Синтаксис и пунктуация" урок-викторина 5 класс

Материал туралы қысқаша түсінік
бұл материалдың ұстаздарға үлкен көмегі тиер деген ойдамын әртүрлі викториналық сұрақтар жинақталған
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
18 Қазан 2018
763
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Разработка открытого урока по русскому языку в 5 классе в форме игры-викторины с применением ИКТ

Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация»

Цели: 1) повторить, закрепить, систематизировать знания и умения по теме «Синтаксис и пунктуация»; 2) проверить готовность к контрольной работе по теме «Синтаксис и пунктуация»;

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, тетрадь-памятка, творческие задания, презентация по теме "Синтаксис и пунктуация", интерактивные игры.

Ход урока

1. Организационный момент.
Урок проводится в форме игры-викторины. Класс делится на 3 команды, выбирается капитан. Ответы оценивает жюри, ставит баллы в оценочный лист. Правильный ответ – 2 балла, дополнения – 1 балл.

Слайд 1.

- Какова же тема сегодняшнего урока? Ответить на этот вопрос поможет нам кроссворд, который мы должны отгадать, ответив на вопросы и записав первые буквы в пустые клеточки. (Вопросы задаются каждой команде, отвечают по очереди. Если одна команда не ответила, то вопрос и право ответа переходит другой).

Слайд 2.Кроссворд

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

1.Первая буква названия главного члена предложения, который обозначает действие, состояние, признак предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? каков предмет? что такое предмет?, может быть выражен глаголом, прилагательным, существительным, подчёркивается 2 чертами. (Сказуемое)

2.Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого. (И).

3.Первая буква названия вида предложения по интонации. Предложения произносятся тихо, спокойно. (Невосклицательные).

4.Первая буква названия знака препинания, который ставится между подлежащим и сказуемым, если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже. (Тире).

5.Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого, перед ним всегда ставится запятая. (А).

6.Первая буква названия знака препинания, который ставится в предложениях, выделяя прямую речь. (Кавычки).

7.Первая буква названия синтаксической единицы, состоящей из 2 и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. (Словосочетание).

8.Первая буква названия падежа, на вопросы которого отвечает подлежащее. (Именительный).

9.Первая буква названия части речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного. (Союз).

В итоге сложилось слово - СИНТАКСИС

Слайд 3

- Второе слово нашей темы урока вы составите из букв, находящихся в капельках на рисунке слайда. (Думает каждая команда, но отвечает та, которая быстрее составит слово).

В итоге сложилось слово - ПУНКТУАЦИЯ

Слайд 4

2. Сообщение темы и целей урока.


Слайд 5 - Запишите тему урока в тетрадь.

Цели: - Сегодня на уроке мы должны повторить, закрепить, систематизировать знания и умения по теме «Синтаксис и пунктуация»; проверить вашу готовность к контрольной работе по теме «Синтаксис и пунктуация».

Слайд 6. Вопросы задаются каждой команде, отвечают по очереди. Если одна команда не ответила, то вопрос и право ответа переходит другой.

Слайд 7. - Что такое синтаксис?
=Синтаксис – это…

Слайд 8. 
- Назовите единицы синтаксиса.
= Единицы синтаксиса – это…

Слайд 9. 
- Что такое пунктуация?
=Пунктуация – это…

Слайд 10. 
- Назовите знаки препинания.

Слайд 11. 
- Для чего нужны знаки препинания?

Слайд 12. 
ЗАПОМНИ…

Слайд 13.
- Какими частями речи выражаются главные и второстепенные члены предложения?
- Сейчас проверим, как вы умеете различать части речи.

Слайд 14. Игра.По одному слову каждой команде, отвечают по очереди. Если одна команда не ответила, то слово переходит другой.

Слайд 15. 
- Что может запятая?

Слайд 16.Каждой команде даётся по одному предложению, отвечают по очереди. Если одна команда не ответила, то вопрос и право ответа переходит другой.
- Расставьте знаки препинания, чтобы можно было прочитать предложения, составленные Незнайкой. Объясните их постановку.

Слайд 17.Каждой команде даётся по одной схеме, отвечают по очереди. Если одна команда не ответила, то задание переходит другой). -На доске нарисованы схемы предложений. Расставьте в них знаки препинания, объясните, схемы каких предложений вы видите.

Слайд 18.Думает каждая команда, но отвечает та, которая быстрее выполнит задание.
-Прочитайте предложение:
Бесшумно трепетали на осинке разноцветные листочки.
-О каких членах данного предложения идет речь? 
(Ответы записывают в тетрадь, затем вместе проверяем)
1. Зависит от существительного, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какие?
2. Обозначает место действия, зависит от сказуемого - глагола, отвечает на вопрос где?; выражено существительным с предлогом.
3. Зависит от сказуемого - глагола, обозначает способ действия, отвечает на вопрос как?; выражено наречием.
Слайд 19.
Определение «разноцветные»
Обстоятельство «на осинке»
Обстоятельство «бесшумно»

Слайд 20.Думает каждая команда, но отвечает та, которая быстрее выполнит задание. 
-Составьте предложение: 
1) из предложения 
С тихим шорохом пробежал по саду ветерок взять прилагательное, выступающее в роли определения, поставить его в именительном падеже, женском роде, единственном числе;
2) из предложения 
За ночь земля покрылась пушистым снегом взять обстоятельство, употребить это слово как подлежащее;
3) добавить глагол из предложения 
Мама от усталости опустилась на диван;
4) из предложения 
Над городом пролетел быстрокрылый самолет взять обстоятельство (с другим предлогом).

Слайд 21.
Итогом тановится предложение - 
Тихая ночь опустилась на город.

Слайд 22.
-Определите, простыми или сложными являются предложения: 
(Работа на доске по одному человеку из команды и все остальные - в тетради).
Книга - лучший товарищ.
Проводник сказал, что в лесу водятся медведи.
Прошла гроза, и выглянуло солнышко.

-Выделите грамматическую основу в каждом предложении.

Слайд 23. Работа у доски по одному человеку от команды, остальные в тетради. 
-Докажите, что это предложения: 
1. Наступает вечер. 2. Вечереет. 3. Вечер.
- Назовите вид предложений по наличию – отсутствию второстепенных членов предложения.

Слайд 24. Игра. По одному слову каждой команде, отвечают по очереди. Если одна команда не ответила, то слово переходит другой.

Слайд 25.
-Запишите текст. Расставьте знаки препинания.

3. Итог.

- Какие разделы русского языка мы сегодня повторили?

Подведение итогов игры, выставление оценок.

4. Домашнее задание. ( на доске). стр. 100, ответить на вопросы, № 251 или № 252 (на выбор).

Разработка открытого урока по русскому языку в 5 классе в форме игры-викторины с применением ИКТ

Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация»

Цели: 1) повторить, закрепить, систематизировать знания и умения по теме «Синтаксис и пунктуация»; 2) проверить готовность к контрольной работе по теме «Синтаксис и пунктуация»;

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, тетрадь-памятка, творческие задания, презентация по теме "Синтаксис и пунктуация", интерактивные игры.

Ход урока

1. Организационный момент.
Урок проводится в форме игры-викторины. Класс делится на 3 команды, выбирается капитан. Ответы оценивает жюри, ставит баллы в оценочный лист. Правильный ответ – 2 балла, дополнения – 1 балл.

Слайд 1.

- Какова же тема сегодняшнего урока? Ответить на этот вопрос поможет нам кроссворд, который мы должны отгадать, ответив на вопросы и записав первые буквы в пустые клеточки. (Вопросы задаются каждой команде, отвечают по очереди. Если одна команда не ответила, то вопрос и право ответа переходит другой).

Слайд 2.Кроссворд

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

1.Первая буква названия главного члена предложения, который обозначает действие, состояние, признак предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? каков предмет? что такое предмет?, может быть выражен глаголом, прилагательным, существительным, подчёркивается 2 чертами. (Сказуемое)

2.Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого. (И).

3.Первая буква названия вида предложения по интонации. Предложения произносятся тихо, спокойно. (Невосклицательные).

4.Первая буква названия знака препинания, который ставится между подлежащим и сказуемым, если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже. (Тире).

5.Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого, перед ним всегда ставится запятая. (А).

6.Первая буква названия знака препинания, который ставится в предложениях, выделяя прямую речь. (Кавычки).

7.Первая буква названия синтаксической единицы, состоящей из 2 и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. (Словосочетание).

8.Первая буква названия падежа, на вопросы которого отвечает подлежащее. (Именительный).

9.Первая буква названия части речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного. (Союз).

В итоге сложилось слово - СИНТАКСИС

Слайд 3

- Второе слово нашей темы урока вы составите из букв, находящихся в капельках на рисунке слайда. (Думает каждая команда, но отвечает та, которая быстрее составит слово).

В итоге сложилось слово - ПУНКТУАЦИЯ

Слайд 4

2. Сообщение темы и целей урока.


Слайд 5 - Запишите тему урока в тетрадь.

Цели: - Сегодня на уроке мы должны повторить, закрепить, систематизировать знания и умения по теме «Синтаксис и пунктуация»; проверить вашу готовность к контрольной работе по теме «Синтаксис и пунктуация».

Слайд 6. Вопросы задаются каждой команде, отвечают по очереди. Если одна команда не ответила, то вопрос и право ответа переходит другой.

Слайд 7. - Что такое синтаксис?
=Синтаксис – это…

Слайд 8. 
- Назовите единицы синтаксиса.
= Единицы синтаксиса – это…

Слайд 9. 
- Что такое пунктуация?
=Пунктуация – это…

Слайд 10. 
- Назовите знаки препинания.

Слайд 11. 
- Для чего нужны знаки препинания?

Слайд 12. 
ЗАПОМНИ…

Слайд 13.
- Какими частями речи выражаются главные и второстепенные члены предложения?
- Сейчас проверим, как вы умеете различать части речи.

Слайд 14. Игра.По одному слову каждой команде, отвечают по очереди. Если одна команда не ответила, то слово переходит другой.

Слайд 15. 
- Что может запятая?

Слайд 16.Каждой команде даётся по одному предложению, отвечают по очереди. Если одна команда не ответила, то вопрос и право ответа переходит другой.
- Расставьте знаки препинания, чтобы можно было прочитать предложения, составленные Незнайкой. Объясните их постановку.

Слайд 17.Каждой команде даётся по одной схеме, отвечают по очереди. Если одна команда не ответила, то задание переходит другой). -На доске нарисованы схемы предложений. Расставьте в них знаки препинания, объясните, схемы каких предложений вы видите.

Слайд 18.Думает каждая команда, но отвечает та, которая быстрее выполнит задание.
-Прочитайте предложение:
Бесшумно трепетали на осинке разноцветные листочки.
-О каких членах данного предложения идет речь? 
(Ответы записывают в тетрадь, затем вместе проверяем)
1. Зависит от существительного, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какие?
2. Обозначает место действия, зависит от сказуемого - глагола, отвечает на вопрос где?; выражено существительным с предлогом.
3. Зависит от сказуемого - глагола, обозначает способ действия, отвечает на вопрос как?; выражено наречием.
Слайд 19.
Определение «разноцветные»
Обстоятельство «на осинке»
Обстоятельство «бесшумно»

Слайд 20.Думает каждая команда, но отвечает та, которая быстрее выполнит задание. 
-Составьте предложение: 
1) из предложения 
С тихим шорохом пробежал по саду ветерок взять прилагательное, выступающее в роли определения, поставить его в именительном падеже, женском роде, единственном числе;
2) из предложения 
За ночь земля покрылась пушистым снегом взять обстоятельство, употребить это слово как подлежащее;
3) добавить глагол из предложения 
Мама от усталости опустилась на диван;
4) из предложения 
Над городом пролетел быстрокрылый самолет взять обстоятельство (с другим предлогом).

Слайд 21.
Итогом тановится предложение - 
Тихая ночь опустилась на город.

Слайд 22.
-Определите, простыми или сложными являются предложения: 
(Работа на доске по одному человеку из команды и все остальные - в тетради).
Книга - лучший товарищ.
Проводник сказал, что в лесу водятся медведи.
Прошла гроза, и выглянуло солнышко.

-Выделите грамматическую основу в каждом предложении.

Слайд 23. Работа у доски по одному человеку от команды, остальные в тетради. 
-Докажите, что это предложения: 
1. Наступает вечер. 2. Вечереет. 3. Вечер.
- Назовите вид предложений по наличию – отсутствию второстепенных членов предложения.

Слайд 24. Игра. По одному слову каждой команде, отвечают по очереди. Если одна команда не ответила, то слово переходит другой.

Слайд 25.
-Запишите текст. Расставьте знаки препинания.

3. Итог.

- Какие разделы русского языка мы сегодня повторили?

Подведение итогов игры, выставление оценок.

4. Домашнее задание. ( на доске). стр. 100, ответить на вопросы, № 251 или № 252 (на выбор).

Открытый урок по русскому языку в 8-м классе по теме: "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них"

Разделы: Преподавание русского языка

Shape1

Цели:

  • уточнение и расширение представления о средствах и способах соединения однородных членов;

  • знакомство с группами союзов по значению;

  • усвоение правил постановки запятой перед союзами и отработка соответствующих навыков.

Оборудование:

  • короб коробейника, в котором находятся задания;

  • раздаточный материал – таблицы, изображение горы Однородной.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Успокойся, детвора, 
Прозвенел уже звонок.
Отправляться всем пора
В путешествие-урок.
Нынче всем на удивленье
Игровое ознакомленье.
Раз игра, то есть затейник.
Я сегодня – коробейник.
У меня товар по теме,
На покупку будет время.

II. Опрос.

Все готовы отвечать?
Но с чего бы нам начать?
Одного прошу к доске:
Получи заданье, постарайся приложить
Максимум старания.

1. Индивидуальное задание.

  1. Перепишите, расставляя знаки препинания.

  2. Выполните синтаксический разбор, используя правило ЦИГВО.

  3. Составьте схему, объясните расстановку знаков препинания.

Уловив в голосе незнакомца теплую, душевную нотку, Каштанка лизнула ему руку и заскулила еще жалобнее. (А.П.Чехов)

[.-.-.-.-.-, _____ ==== и ===].

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными простыми глагольными сказуемыми, деепричастным оборотом и находящимися в нем однородными определениями.

Запятая между словами “теплую” и “душевную” ставится, так как определения-эпитеты обычно однородны. Запятая после слова “нотку” означает завершение деепричастного оборота, стоящего в начале предложения. Между однородными членами предложения – сказуемыми – запятая не ставится, так как они соединены одиночным союзом “и”.

2. Цифровой диктант.

Остальных я попрошу
Слушать предложенье
И записывать в тетрадь
Цифрами решенье.

(Ученики разбивают лист на две части, одна из которых – для записи однородных определений, другая предназначена для записи неоднородных определений в цифровом варианте.)

1. Глубокая, дремучая старина окружала детство мое на слободке. (С.Маршак)

2. Прошел серый пассажирский пароход. (К.Паустовский)

3. Шел надоедливый октябрьский дождь. (К.Паустовский)

4. Леднев боролся с таким же рослым, здоровым парнем. (А.Рыбаков)

5. Полоса яркого вечернего света легла на старый ствол возле скамьи. (И.А.Бунин)

6. Снова потянулись длинные, однообразные дни. (С.Щипачев)

7. Мы купили для рыбной ловли надувную резиновую лодку. (К.Паустовский)

8. Много раз мы с Яковом теряли друг друга в густом, местами непроходимом кустарнике. (А.Куприн)

9. Веселые белые облака плыли над синими отрогами. (А.Фадеев)

10. Молодой, нежный месяц лежал на синем пологе ночи. (К.Паустовский)

3. Взаимопроверка.

Обменяемся с другом тетрадкой –
Проверим: все ли там в порядке

(На доске открывается код, и дети проверяют правильность написанного диктанта, в это время учитель проверяет работающего у доски.)

Код: однородные определения – 1, 4, 6, 8, 10; неоднородные определения – 2. 3, 5. 7, 9.

III. Словарная работа.

А теперь, друзья, задача:
Разгадайте ребус мой.
Улыбнется пусть удача, 
Побеждает пусть герой!





















Перед вами два слова, которые были заимствованы из польского языка в XVII веке. Первое слово образовано от польского слова “cavallo” – “конь, лошадь”. Второе слово имеет такой же корень, что и слово “артист” – “art” – “умение, искусство”. Оба слова – роды войск русской армии. (Кавалерия, артиллерия)

Сообщение учащегося о толковании данных слов, данное в “Толковом словаре русского языка” под редакцией Ожегова.

Кавалерия – конное войско, конница. Легкая кавалерия (без тяжелого вооружения). Тяжелая кавалерия (на крупных лошадях, с тяжеловесным вооружением).

Артиллерия – 
1. Огнестрельные орудия (пушки, гаубицы, минометы). 
Береговая артиллерия, также (перен. шутл.: 1) о наиболее веских, неотразимых аргументах в споре; 2) о ком-нибудь тяжелом на подъем, медлительном, неповоротливом). 
2. Род войск с таким вооружением. 
Служить в артиллерии
3. Наука, изучающая технику огнестрельных орудий и их применение.

Задание: выпишите из “Школьного словообразовательного словаря” гнезда однокоренных слов.

Кавалерия –

<кавалергард

<кавалерист

<кавалерийский > по-кавалерийски

Артиллерия 

<артиллерийский

<артиллерист > артиллеристский

IV. Объяснение нового материала.

1. А для закрепления запишем предложение.

Конница, пехота и артиллерия виднеются со всех сторон по обширной поляне. (Л.Толстой)

Объясните, пожалуйста, орфограммы предложения.

Как вы расставили знаки препинания?

Почему вы не поставили запятую перед союзом “и”?

Этот союз, соединяющий однородные подлежащие, одиночный.

2. Работа по таблице.

По таблице** определите, какие бывают группы сочинительных союзов и к какой группе относится союз “и”.

Сочинительные союзы, соединяющие однородные члены по значению, делятся на 3 группы: 
1) соединительные, 2) разделительные и 3) противительные. Союз “и” относится к соединительным союзам.

Почему, на ваш взгляд, эта группа союзов получила такое название, и какие еще союзы входят в группу соединительных?

Анализ примеров с сочинительными союзами, составление схемы и вывод правила. Аналогичная работа выполняется по остальным группам союзов. По окончании работы по таблице в тетради изученная тема выглядит следующим образом:

Запятая ставится между однородными членами

Запятая не ставится между однородными членами

1. Перед противительными союзами
[О, а О] [О, но О] [О, зато О]

1. Соединенными одиночными соединительными или разделительными союзами: [О и О]; [О, О и О]; [О или О]

2. Перед повторяющимися союзами
[О, и О, и О]


3. Перед второй частью двойных союзов [как О, так и О]


Вывод по изученной теме:

Однородные члены предложения произносятся с интонацией перечисления, на один и тот же вопрос отвечают, одно и то же слово поясняют.

Где же ставить запятые?
Вот вам правила простые.
– Коль союзы повторяем, иль союзов вовсе нет, 
То поставьте запятые! – Это правильный совет.
– Здесь у нас примеры есть.
Их советуем прочесть.

Примеры:

Шумит, бушует непогода.
И мчит, стремится с гор поток.
Или простит нас мать-природа, 
Или опять задаст урок?

Союз зато, а, но, да
В тексте сыщешь без труда,
Можешь ставить запятую
Перед ними ты всегда.

Но, дружок, не торопись:
В значенье “да” ты убедись!
– Здесь у нас примеры есть,
Их советуем прочесть.

Примеры:

Ученье без уменья не польза, а беда;
Наносит то ученье много всем вреда.
Двойной союз заметил ты
И оробел впервой?
Не бойся, запятую ставь
Пред частью ты второй.
– Здесь у нас примеры есть, 
Их советуем прочесть.

Примеры:

Дремали не только леса
В той стороне глухой, 
Но и водные чудеса 
В речках с волшебной водой.

Встретив однородные члены в предложении,
Мы всегда им выразим наше уважение!

V. Тренировочные упражнения.

1. Работа в парах постоянного состава.

Закрепить поможет знание
Мое следующее задание.
Отправляемся в поход,
Гора Однородная*** ждет.
Не бойтесь к вершинам идти – 
Друг поможет в пути!

Перед детьми на доске висит плакат с изображением горы Однородной. Задача пары – записать предложения в тетрадь, по очереди объясняя постановку знаков препинания, подготовиться к защите своего объяснения.

2. “Третье лишнее”.

Я слова читаю вам.
Вы прислушайтесь к словам.
Может, лишние попали?
Докажите, как узнали.

А, но, либо (либо).

И, ни-ни, то-то (то-то).

Не то – не то, не только… но и, или (не только…но и).

3. Свободный диктант.

Пушкин и дети.

Среди псковских знакомых Пушкина были не только взрослые, но и дети. Он хорошо знал всех дворовых девчонок и мальчишек Михайловского, да и многих деревенских ребятишек Тригорского. Летом ходил вместе с ними в лес по грибы и ягоды, а зимой катался на коньках по озеру, часто видел в окно, как по усадьбе бегал “дворовый мальчик, в салазки жучку посадив”.

Акулина Ларионова, дожившая до ста пяти лет и умершая в 1924 году, много рассказывала навещавшим ее журналистам или писателям, как она в детстве встречалась с Пушкиным, и какой он был добрый человек. (По С.Гейченко.)

VI. Подведение итогов.

Подходит к концу ученический час,
Хочу поблагодарить я всех вас.

VII. Домашнее задание.

Словарные слова дома повторите,
Само правило по таблице учите.
А теперь вам уж пора – 
Подошла к концу игра.

Задание на дом: таблица, упражнение 237 (1-7 предложения), повторить правописание слов “кавалерия, артиллерия”.

Shape2

Приложение.

Данное приложение содержит:

1. Формулу ЦИГВО.

2. Раздаточный материал – таблицу “Группы сочинительных союзов”.

3. Рисунок “Гора Однородная”.

Shape3

* Формула ЦИГВО.

Для успешного запоминания схемы синтаксического разбора предложения я использую формулу

Ц – охарактеризовать предложение по цели высказывания.

И – охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске.

Г – охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения.

В – охарактеризовать предложение по наличию второстепенных членов предложения.

О – охарактеризовать предложение по наличию усложненности.

Shape4

** Раздаточный материал – таблица.

Союзы

Примеры

Соединительные (соединяют один однородный член с другим)

И, да (= и), ни-ни (только повторяющийся); двойные: не только…но и; как …так и ..

1. Дни стояли теплые и ласковые. (Фед.)

2.Ночью ветер злится да стучит в окно. (Фет)

3.Нигде не было видно ни воды, ни деревьев. (Ч.)

4.В лесах водятся как зайцы, так и лисы.

5.Она не только работала, но и училась.

Разделительные (указывают на возможность одного однородного члена из двух (нескольких) или на их чередование)

Или (иль), либо, то-то, не то – не то(два последних союза только повторяющиеся)

1. В воскресенье мы пойдем в музей или театр.

2.Волны то набегали на берег, то отступали.

3. Высоко в небе парил не то коршун, не то ястреб. (Мус.)

Противительные (противопоставляют один член другому)

А, но, да (=но), зато

1. Мал золотник, да дорог. (посл.)

2. Ученье – свет, а неученье – тьма. (посл.)

3.Казаки вполголоса, но дружно смеялись. (Шол.)

*** Гора Однородная.

Поделиться…
открытый урок по русскому языку в 6 классеDocument Transcript

  1. Тема: «Удивительное – имя существительное!». Обобщающий урок потеме «Имя существительное». Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имясуществительное»; проверить уровень знаний по теме «Имя существительное» и умение при-менять полученные знания на практике; способствовать интеллектуальному и общему развитию учащихся: разви-вать мышление, умение анализировать, выделять главное, сравнивать истроить аналогии; объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы; создать творческую эмоциональную обстановку; развивать творческиеспособности учащихся; способствовать развитию у школьников исследова-тельских способностей. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Оборудование: учебник, раздаточный материал, мультимедийный проек-тор, презентация по теме «Удивительное – имя существительное. Обобщениеи систематизация знаний по теме» Ход урока: 1.Организационный момент. Создание благоприятной психологическойатмосферы занятия. - Ребята, хорошее ли у вас сегодня настроение? Подарите его друг другу,улыбнитесь. С этим хорошим настроением мы и начнем наше занятие. 2. Сообщение темы урока. Тема нашего урока - «Удивительное – имя существительное!» (Запись в тет-радь). Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное».Слайд 1 Зная тему урока, что вы ожидаете от сегодняшнего занятия? («Микрофон») Сообщение цели урока. Слайд 2 Таким образом, мы должны повторить, обобщить полученные знания по теме«Имя существительное» и учиться применять их на практике. 3. Мотивация учебной деятельности. Чтобы повторить, обобщить и закрепить знания по данной теме, мы с вами от-правимся в …лабиринт. Слайд 3. (рис. «Лабиринт») -А что это такое? («Мозговой штурм»). А вот какое определение дает нам толковый словарь. Слайд 4. Лабиринт – 1.Первоначально: большое здание со сложными переходами вДревней Греции. 2. Сложное, запутанное расположение помещений, переходов, до-рог, откуда трудно выбраться. 3. Сложное, запутанное положение, из которого труд-но найти выход. Лапатухин М.С. и др. Школьный толковый словарь русского языка. М. Просвещение, 1981. ст.448

  2. Запись в тетрадь. -О каком лабиринте будет идти речь на нашем уроке? -Трудно ли будет его пройти? Почему? -Для чего нам нужно выполнить задания, решить лингвистические диктанты –одним словом, преодолеть препятствия? - А что вы знаете о лабиринте? (межпредметная связь) -Что означает выражение «нить Ариадны»? Слайд 5 «Нить Ариадны» - путеводная нить; способ, который помогает ре-шить какой-либо сложный вопрос, выйти из сложной ситуации. Вывод: древнегреческому герою Тезею помогла выбраться из лабиринта нить,которую дала ему Ариадна. -Что же станет нашей путеводной нитью на сегодняшнем занятии? Конечно же, знания, умения, практические навыки. У каждой группы на столе лежит оценочный лист. В него каждый из группыбудет записывать свои результаты. 4. Актуализация опорных знаний. «Что в имени тебе моем?..» Что вы знаете об имени существительном? Я знаю, что… («Незаконченные предложения») Слайд 6. Итак, в путь… 5. Обобщение изученного. Препятствие 1 Знатоки теории Слайд 7 Каждая из групп сейчас получит карточку, на которой записано определениеимени существительного. Но хочу вас предупредить: будьте внимательны. Возмож-но, в некоторых определениях есть ошибка. Задача каждой группы: прочитатьвнимательно определение, найти ошибку и аргументировать свой ответ. Приложение №1 Вывод: что мы повторили? -Скажите мне, пожалуйста, чем гордятся собственные имена существитель-ные?Следующее препятствие, которые мы должны преодолеть, называется «Эрудит– цепочка». Слайд 8 -Что обозначает слово эрудиция? («Мозговой штурм») -Обратимся к толковому словарю. Эрудиция – начитанность, глубокая ученость в какой–либо области или вомногих областях науки и жизни. Лапатухин М.С. и др. Школьный толковый словарь русского языка. М. Просвещение, 1981. ст.169 Сейчас мы проверим вашу эрудицию. Каждая из групп получит задание. Ваша за- дача – за одну минуту подобрать и написать как можно больше собственных

  3. имен существительных к данному нарицательному. Слайд 9. Команда, которая напишет больше, получит почетное звание «Эрудиты» и дополнительный балл. Команды, получите задания. Приложение №2 -Проверим работу. Назовите, пожалуйста, писателей, художников, компози- торов, ученых. -Сколько написала каждая группа? Результаты запишите в оценочный лист. 1– 2– 3– 4– - Члены группы получают по одному баллу. -Как пишутся имена собственные? Вы успешно продвигаетесь по лабиринту. Следующее препятствие называет-ся «Орфографический марафон», и мы с вами пишем графический дик-тант. Слайд 10. Напишите в тетрадях цифры от 1 до 12. Под каждой цифрой вы запишитевыбранную вами букву. Слайд 11 Приложение №3 Давайте проверим, как вы справились с заданием. Ключ к графическому дик-танту «Проверяю себя». Слайд 12. -Кто не допустил ни единой ошибки? -Кто допустил 2 (3-4) ошибки? - На какие орфограммы допущены ошибки? -Давайте вспомним, как… Каждый запишите в оценочный лист количество правильных ответов. Наш путь труден: сколько всего нужно знать, а самое главное – уметь своизнания применять на практике. Ну что же, как гласит мудрость: «Дорогу осилитидущий». Следующая преграда, преодолев которую, мы можем двигаться дальше, назы-вается «Калейдоскоп лингвистических задач». Слайд 13.Каждая группа получит карточку, на которой записаны ряды слов. Но одно слово вкаждом ряду - лишнее. Ваша задача: найти лишние слова и аргументировать свойвыбор. Приложение №4 - Таким образом, мы повторили… («Незаконченные предложения») Выход из лабиринта уже близок Устали? Давайте отдохнем, поиграем. «Ты – мне, я – тебе». Слайд 14

  4. Задание: определите слово по его лексическому значению и запишите его. Вперед! Грубый, невоспитанный человек – невежа Человек, который не сидит на месте – непоседа Недоучившийся, мало знающий человек – недоучка Неуклюжий, неловкий человек – недотепа Приложение №5. -Что общего у этих слов? (характеризуют человека, существительные общегорода) -Почему эти слова пишутся слитно? -Какие еще случаи слитного и раздельного написания не с существительнымивы знаете? Приведите примеры.Для любознательных: (сообщение учащегося). В литературном языке нужно четко раз-граничивать слова НЕВЕЖА и НЕВЕЖДА по их значению и правильно употреблять их в речи.НЕВЕЖА – грубый, невоспитанный человек. Однокоренные слова к нему: вежливость, невеж-ливость, вежливо. НЕВЕЖДА – это неуч, необразованный человек. Это слово входит в составоднокоренных слов: невежество, невежественность, невежественный. Друзья, кажется, мы с вами заблудились и попали в Тупик ошибок. Слайд 15На деревьях висят двоечные плоды. Если мы не выполним следующее задание, тоотведаем этих плодов, а еще не сможем выбраться из лабиринта. Для этого давайте-ка перевоплотимся в редакторов и исправим ошибки впредложениях. Приложение №6. Итак, все задания выполнены, вы повторили правила и главное – выбра-лись из лабиринта.Давайте попробуем проверить ваши знания с помощью компьютера.Первой к компьютеру садится группа 1 (треугольники). -Две оставшиеся группы получают задания:

  5. «Фантазеры». Назовите 5 способов применения знаний, умений, полученных в процессе изучения темы «Имя существительное». • «Ораторы». За одну минуту вы должны убедить нас в необходимости изучать тему «Имя существительное». Слайд 16.За компьютеры садится группа 2 (квадраты). -Две оставшиеся группы выполняют задание: • «Кумир». Как бы ваш кумир доказал необходимость изучения темы «Имя су- ществительное»? • «Профи». Исходя из будущей профессии, докажите необходимость знать тему «Имя существительное». Слайд 16. Приложение №7.Учащиеся садятся на свои места. 6. Оценивание.«Мудрый не тот, кто много знает, а чьи знания полезны». ЭсхилСлайд 17. 8. Рефлексия. Подведение итогов урока. Слайд 18. 7. Домашнее задание. Слайд 19.



Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!