Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Открытый урок «Жизнь – это море!» Ч.Айтматов «Белый пароход»
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Раздел IV. Реальность и фантазия
Тема урока: «Жизнь – это море!» Ч.Айтматов «Белый пароход», урок 2.
Цели обучения:
9.1.5.1 прогнозировать содержание текста на основе утверждений
9.2.4.1 создавать высказывание, используя прием «Демонстрация героя» для привлечения внимания и учитывая целевую аудиторию;
9.3.4.1 использовать виды чтения (поисковое, выборочное), владеть техниками критического мышления при чтении;
9.3.7.1 извлекать и синтезировать информацию, делать выводы на основе полученных сведений, выражая собственное мнение
-
Организационный момент.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Вас привествует учитель русского языка и литературы Кожахметова А.С. и учащиеся 9 класса Новоишимской казах.средней школы. Представляем вашему вниманию урок на тему «Жизнь- это море!» по повести Чингиза Айтматова «Белый пароход». Урок второй
Эпиграфом сегодняшнего урока станут слова таджикского поэта IX века Рудаки .
Жизнь – это море! Плыть желаешь? Построй корабль из добрых дел....
Рудаки
-
2.Позволю начать урок с вопроса: Что вы считаете главным в человеческой жизни?
-
Спасибо за ответы.
3.Ребята, обратите внимание на первый слайд.
1.Ребята прогнозируют тему урока, отвечая на вопрос : «О чем пойдет речь?» (мальчик, море и олениха)
2.Как вы понимаете эпиграф к уроку?
3.Исходя из темы урока назовите ключевые слова урока: (называют жизнь, море, мальчик… )
Этот список ключевых слов еще пополнится.
4. В повести мечты, мифы, сказки переплетаются. Давайте вспомним определение сказки и мифа, отметим их отличительную особенность (на стр.173 упр.2 )
1.Миф- предание , возникшее в глубокой древности, ранний вид устного народного творчества. Миф отражает стремление людей уяснить себе смысл и причины наблюдаемых явлений, исходя из убеждений в существовании божественных сил. По форме миф напоминает сказку, близок к легенде. Но, в отличие от сказки, в мифе всегда объясняется то, о чем рассказывается. В отличие от легенды, миф не имеет элементов подлинного факта, а целиком исходит из вымышленного.
2.Сказка- один из основных жанров устного народного творчества. Сказка- художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.
.
5.Отвечают на вопрос: Что это? (рога)
«Маралы и олени это одно и то же?» (интернет-ресурсы)
Марал, подвид благородного оленя (Cervus elaphus), — крупный олень из отряда парнокопытных (Artiodactyla), семейства оленевых (Cervidae), рода настоящих оленей (Cervus).
В повести мы видим сложное построение текста: введенный текст о Рогатой матери-оленихе, освещает события идущие параллельно с основными (текст в тексте). Легенда о матери-оленихе подается автором как вполне реальная история.
Итак, олень является:
символом повторяющегося творения и возрождения, путь уединения и непорочности, символ благородства и величия; символ начала, противостоящего злу.
Что же символизируют рога: сила, власть, могущество, перерождение, мужество,благородство.
Перед вами оценочные листы : на них указаны три этапа работы. В ходе работы надо будет оценить свою работу по трем пунктах.
2 ПРЕДТЕКСТОВЫЙ ЭТАП. АНАЛИЗ КАРТИНОК
Сегодня мы будем анализировать замечательную повесть Ч. Айтматова «Белый пароход». Наша задача – раскрыть суть произведения, т.е. определить идею путём разностороннего анализа.
С именем Чингиза Торекуловича Айтматова вы хорошо
знакомы. Это известный писатель с мировым именем. Его перу
принадлежит много произведений: романы, повести и рассказы.
- На прошлом уроке мы говорили , что послужило поводом к написанию
повести «Белый пароход»?
Ответ:
Толчком к написанию повести «Белый пароход» стала
поездка на Иссык- Куль, в Сан- Ташские леса, где писатель встретил
водителя грузовика с сеном, который рассказал , что зашли сюда
откуда-то два марала. «Одного из них убили, а другой –ушёл… И,
видно, никогда не вернётся»,-сказал он с грустью. Он показал
Айтматову и дом лесника, где они ночевали. « Так я попал на кордон,
где жил мальчик из «Белого парохода»,- вспоминал
писатель.
Творческая фантазия переосмыслила миф об оленях,
соединив в повести реальное и мифологическое. Вот в этом
переплетении миров живёт маленький мальчик…
Повесть начинается так: « У него были две сказки. Одна своя, о
которой никто не знал. Другая та, которую рассказывал дед. Потом не
осталось ни одной».
-
Почему повесть называется «Белый пароход»? Какой смысл таится здесь?
ОТВЕТ: «Белый пароход». Неслучайно слово «белый» используется в заглавии повести. Белый, т.е. чистый, светлый, добрый. А дальше просится понятие «чистая, светлая мечта». Под словом «пароход» понимается «что-то тёплое, лелеющее».
Вывод: Повесть построена на антитезе ( это противопоставление)напрмер, (Момун-Орзкул, добро и зло).
Белый пароход – это мечта мальчика. Он хочет, чтобы белый пароход подплыл к нему поближе. Он решил и верит, что там его отец, иссык-кульский матрос, которого он ни разу не видел.
Значит, сегодня на уроке мы рассматриваем жизнь героев сквозь призму восприятия мальчиком этой жизни. Море ассоциируется с жизнью, мечтой… На фоне моря мы прослеживаем несколько разных судеб . Пожалуй, начнем с самого мальчика.
Актуализация знаний
Прием «Анализ картинок»
Обратите внимание на предметы. Какие предметы вы видите ? (бинокль, камни и портфель)
Что это за предметы? У мальчика не было игрушек. Камни, похожие на танк, верблюда , седло и т.д., он давал им названия. Отвечают на заданный вопрос и определяют, что данные существительные относятся к неодушевленным.
Учебник стр.173 упр.3 (2 абзац у него не было друзей)
Мальчик неоднократно смотрел на море. Море для мальчика было ожиданием счастья. Что за контур вы видите на фоне моря? С кем еще общался мальчик?
Верно, это силуэт отца , он общался с образом отца.
Какой круг общения мальчика ? сделайте вывод
Разве мальчик не должен жить с родителями?
Кто его разлучил с отцом?
Где его мать? (Где его корни?)
3.Работа с учебником.
-
Текстовый этап
-
Предлагаю работу с текстом
-
На прошлом уроке мы говорили о человеке, который познакомил мальчика со сказкой о рогатой матери-оленихе. Кто этот человек? (Дед Момун)
Расскажите, что означает Момун? (находят ответ в тексте) стр. 174 первый абзац (люди его возраста)
Прием «Демонстрация героя на стене».
Выберите одного из героев повести. Изобразите контур этого героя на фоне моря , используя бумагу формата А-3,А-4. Внутри «изображенного героя», напишите его имя и всё, что вы знаете о нем.
За пределами контура запишите 2 вопроса, которые вы бы хотели адресовать герою. (6 минут)
Познакомьтесь с другими работами.
Предлагает выбрать проблемы, которые, на ваш взгляд,
автор поднимает в повести
-
Какие темы были подняты в повести? (какие проблемы вытекают)
-
1.Трудное детство.
-
2.Сиротская доля.
-
3.Добро и зло.
-
4.Истребление животных.
-
5.Тема любви.
-
6.Патриотизм, любовь к родине.
-
7.Семейные ценности
-
8.Отношение людей к природе.
-
9.Смысл жизни человека, его предназначение, человек и мир, человек и цивилизация.
-
10.Отношение к традициям народа, гуманные поступки, моральные блага человечества.
-
11.Проблема алкоголизма.
-
12.Экологическая проблема.
-
13.Нравственная проблема.
Хорошо, вы озвучили несколь пробелм, я предлагаю вам просмотреть притчу и придти к выводу: какая проблема является основной в произведении.
Дети называют проблемы.
https://www.youtube.com/watch?v=FN6mCaVLg1Y
Дети приходят к выводу, что основная проблема – добро и зло.
Словарная работа
-
Кордон - место малолюдное, один из типов населённых пунктов в России
-
Комо́лость, безро́гость — врождённое отсутствие рогов у рогатого скота
-
ТАЛЬНИК, тальника. Небольшая кустарниковая ива
-
ГЛОДАТЬ, гложу, гложешь (глодаю, глодаешь прост.), несовер., кого что. 1. Грызть, обгрызать что-нибудь твердое, скобля зубами. Собака гложет кость.
МАРАЛЫ У ВОДОПОЯ
Но больше всего на мальчика смотрела белая, бокастая олениха с короной тонких ветвистых рогов на голове. Рога у нее были чуть поменьше, но очень
красивые. Она была в точности такая, как Рогатая мать-олениха. Глаза большущие, ясные. А сама - как кобылица статная, приносящая каждый год по жеребенку. Рогатая мать-олениха смотрела на мальчика пристально, спокойно,точно вспоминала, где она видела этого большеголового ушастого мальчишку.
Глаза ее влажно поблескивали и светились издали. Из ноздрей легкий парок поднимался. Рядом с ней, повернувшись задом, объедал ветки тальника молодой
комолый телок. Ему ни до чего не было дела. Он был упитанный, крепкий и веселый. Бросив вдруг глодать ветки, он резко подпрыгнул, задел олениху плечом и, попрыгав еще вокруг, стал ласкаться. Терся своей безрогой головой о бока Рогатой матери-оленихи. А Рогатая мать-олениха все смотрела на мальчика.
Между ними протекала быстрая, прозрачно-зеленоватая река, вскипая,переливаясь через заторы подводных камней. И если бы не эта река,разделявшая их, то можно было бы, казалось, подойти и потрогать маралов.
Работа по отрывку из текста «Маралы у водопоя». Найдите в тексте слова и словосочетания, соответствующие терминам.
Список терминов:
Сравнительный оборот
Эпитет
Причастный оборот
Деепричастный оборот
Вводные слова
(3 минуты)
-
КИНО. Сейчас мы просмотрим отрывок из кинофильма, соприкоснемся с внутренним миром главного героя и попробуем сделать вывод.
-
https://www.youtube.com/watch?v=jTEu2c99yHo (отрывок из кино)
-
Все приведенные аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
-
Мне кажется, автор хочет обратить наше внимание на…
-
Обобщая сказанное, хочу сказать, что ...
-
реальная жизнь жестока, и ребёнку тяжело справиться с теми, кто старше, …
В начале урока вы ответили на вопрос, что же главное в человеческой жизни. Могли бы вы сейчас дополнить свой ответ?
Человек – часть природы. Он должен бережно относиться к природе-матери. Люди по-разному видят и понимают мир и своё предназначение: у одних – любовь, интерес, мечта и цель в жизни, у других – бесцельное каждодневное времяпрепровождение.
Это неправильно! Каждый должен чтить и почитать старших, заботится о детях, иметь в душе тепло и свет. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках. Совесть объединяет в человеке добро, сердечность, веру и надежду.
Рефлексия.
Что было важно в сегодняшней встрече?
О чем пришлось задуматься?
Самооценивание (говорят , что получилось)
Вывод учителя.
- Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, который то его
упрекает, то радует. Это чувство называется совестью. Кто следует
голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках. Совесть
объединяет в человеке добро, сердечность, веру и
надежду.
Итак, сегодня на уроке присутствовали гости,
выразим им огромную благодарность за внимание! Хочется пожелать
всем добра и земных благ! Большое спасибо, ребята, за урок! До
новых встреч!