10 «а» класс 22. 01. 2016г Русский
язык
Тема:
Глагол как часть речи
Цели урока: Дать сведения о глаголе как часть речи, уметь их
определить и
употребить в речи. Систематизировать знания
учащихся по
теме «Глагол». Проверить степень усвоения
умения
определить морфологические признаки
глагола.
Развивать умение употреблять глагол в речи.
Развивать речь,
умение оценивать работу.
Содействовать воспитанию любви к
языку.
Оборудование: Использование системы мультимедиа, учебник,
тестовые
задания, интерактивная доска, опорные схемы,
кластер
Тип урока: изучение нового материала
Ход
урока
І. Организационный момент .
Подготовка к уроку. Приветствие учеников.
Здравствуйте ! Добрый день,
дорогие ученики ! Я очень рада вас видеть. Надеюсь, все готовы
приступить к работе.
Проверка отсутствующих на
уроке. Ребята, наш сегодняшний урок состоит из нескольких
дидактических этапов:
-
Знание
-
Понимание
-
Применение
-
Анализ
-
Рефлексия
-
Подведение итогов и
выставление оценок.
ІІ. Опрос домашнего задания.
Тема: Местоимение как часть речи
Чтобы вспомнить местоимения,
давайте прочитаем и послушаем
стихотворение
Кое-что о том о
сём
На днях, не знаю сам
зачем,
Зашел я в незнакомый
дом,
Мне захотелось Кое с
Кем
Потолковать о том о
сём.
Я рассказал им, кто,
когда
И почему, и
отчего,
Сказал, откуда, и
куда,
И как , и где, и для
чего;
Когда ж закончил я
рассказ,
То кое - кто
спросил:
«И всё? Ты
говорил
Тут целый
час,
А рассказал ни то ни
сё!»
Я думаю, сколько не подумаем
мы не сможем ответить о ком же идет речь и про что в этом
стихотворение. Кто же здесь поработал вместо существительного
?
Местоимение
Мы знакомы местоимением, думаю
умеем их определить. Местоимение это еще одна часть изучаемая
морфологией
Дидактический этап
– Знание
Блиц
опрос
1 . Что такое местоимение?
Привести пример...
2. Какую роль выполняют в
предложении местимения?
3. Назовите личные
местоимения...
4. На какие разряды делятся
местоимения?
5. Как склоняются
местоимения?
6. Какое местоимение не имеет
именительного падежа?
ІІІ. Объяснение новой темы .
Тема: «Глагол как часть речи»
Дидактический этап
– Понимание
Итак, новая тема Глагол как
часть речи
Обратите внимание на строки
стхотворения
У каждого свои волшебные
слова,
Они как будто ничего не
значать,
Но встретятся, скользнут,
мелькнут едва-
И сердце засмеётся и
заплачет
З.
Гиппиус
Ответить на
вопросы
-Какую проблему затрагивает
поэт в этих строках?
-Актуальна ли она
сегодня?
-Какова основная мысль этих
строк?
-Вы можете согласится с
мнением автора? Кчему это обязывает?
Слова какой части помогли
автору донести до нас основную мысль –
глаголы. Сколько глаголов в
стихотворении , их 6.
Итак, сегодня мы будем говорит
о глаголе как части речи.
Запись в тетради даты, темы
урока . Слово учителя
Глагол-самостоятельная часть
речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать?
что сделать?. В предложениях глагол выполняет роль сказуемого и
иногда подлежащего. Постоянный вид глагола вид,
переходность-непереходность, возвратность-невозвратность,
спряжение.
Непостоянный вид глагола:
наклонение, время, лицо и род.
Г
лагол
Общее
грамматическое
значение – это
действие Синтаксические
признаки
в предложении глагол
является
сказуемым.
Морфологические
признаки-
изменение по временам ,
лицам,
числам и родам (в прошедшем
времени)
имеет
наклонение
Наклонение
глагола
Изъявительное
Повелительное
Сослагательное
Времена
глагола
Настоящее время Будущее
время
Прошедшее
время
ІV. Закрепление нового
материала
Дидактический этап – Применение
1 . Работа с учебником.
Выполнение упражнении. Упражнение 2
Объяснительное
списывание
2. От глаголов неопределенной
формы образовать глаголы прошедшего и настоящего времени ед.
числа
А) Писать, читать, решать,
работать, уважать.
Б) Сидеть, думать, отвечать,
играть, помогать.
Дидактический этап
- Анализ
Работа с текстом, найти
глагола , проспрягать глагол
І. В нашем районе недавно
открыли самый большой и красивый театр кукол. Мы с мамой пришли
смотреть кукольный спектакль. Актеры прекрасно играют свои роли.
Мне очень нравиться театр. Следующий раз мы опять придем вместе с
папой.
ІІ. Около нашего села
находится лес. Лес стоит стеной и никакому ветру с ним не
справиться . Мы часто ходили туда летом. Сейчас зима. Ветки
деревьев потрескивают на морозах. Изредка доносятся какие-то звуки.
Синички попискивают, ищут под корой жуков. А в поле свирепствует
ветер. То слышится протяжной вой его, то на минуту замирает. Но
потом опять завоет, завоет с большой
силой.
Проспрягать глагол по
выбору
V. Вопросы для
закрепления
Дидактический этап
– Рефлексия
Тестовые
задания
-
Что обозначает
глагол?
А) предмет Б) признак В)
Действие
2. Укажите глагол прошедшего
времени
А) прилетели,
писал
Б) пиши,
знаем
В) буду читать,
побываем
3. Какую роль выполняет глагол
в предложениях?
А) дополнение,
сказуемое
Б) подлежащее,
сказуемое
В) обстоятельство,
дополнение
4. Укажите глаголы настоящего
времени
А) будем играть,
побываем
Б) читать,
прочитаем
В) решает,
читает
5. Сколько наклонении имеет
глагол?
А) 5
Б) 3
В) 1
6. Укажите глагол будущего
времени
А) придем, будем
читать
Б) говорить,
читать
В) выполняем,
говорим
7. Укажите неопределенную
форму глагола
А) ехать,
решать
Б) говорим,
решаем
В) выполняете,
решаете
8. Укажите вопрос
неопределенной формы глагола
А) Что делаете? Что
делает?
Б) Что делать? Что
сделать?
В) Что делаем? Что
делаете?
9. Общее грамматическое
значение глагола....
А)
Действие
Б)
Признак
В)
Предмет
10. Укажите глагол в І лице
....
А)
Читает
Б)
Читаю
В)
Читаешь
VI. Итоги
урока
Дидактический этап – Подведение итогов и
выставление оценок
Д/з Выучить правила, составит
предложение с глаголами настоящего и прошедшего
времени.
Учитель подводит итоги, делает
выводы и комментирует оценки.