Тема: Обобщение знаний об имени
существительном и его падежах
Цели:
1.Закреплять
знания об имени существительном, его постоянных и непостоянных
признаках;.
2.Формировать умения
выполнять грамматические разборы; развивать умение различать и
определять падежи имен существительных по совокупности их
признаков:
3. Воспитывать любовь к
предмету, окружающему миру.
Оборудование:
карта «Город слов», Дом
падежей с карточками по каждому падежу, перфокарты для
индивидуальной работы.
I. Организационный момент.
Сегодня мы с вами, ребята, отправимся в город
слов (Обратить внимание на карту). Цель нашего путешествия:
обобщить знания об имени существительном; мы будем выполнять
различные задания. С собой возьмем багаж ваших знаний, логическое
мышление, память, внимание, грамотную речь и орфографическую
зоркость.
2.
Словарная работа.
Мороз,
пальто, метель, солнце, погода, ветер. (Проверка.)
1-ый блок вопросов и
заданий
-
Что
общего у слов, написанных на таблице? (они все – имена
существительные)
-
Давайте вспомним, что же называется именем
существительным?
Дополнения учителя: имя существительное – самая
представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашем
языке - имя существительное. По наблюдениям ученых, существительные
появились в речи в числе первых слов. Это наиболее самостоятельная
часть речи.
2- ой блок вопросов и
заданий
(одушевленные – КТО? и
неодушевленные – ЧТО?)
сила – силач (на доске)
труба- …
журнал- …
(Выполняют письменно, за тем открываются
правильные ответы)
Какой признак у этих сущ-ых?
(постоянный)
3-ий блок вопросов и
заданий
(нарицательные и
собственные)
(исходные слова записаны на
доске)
река …
столица…
собака…
газета…
(Проверка, открываются прав.ответы)
(с прописной буквы и названия в кавычках)
Проверка.
Какие
признаки у этих сущ-ых? (Постоянные)
4- ый блок вопросов и
заданий
Женский род запомню я
И скажу: «Она – моя».
Я запомню род мужской
И опять скажу: «Он – мой».
Средний род: «Оно - моё» –
Это правило - твое!
(Проверка
выполненного)
Какие
это признаки? (постоянные)
Физминутка: 1) показ картинок – одушевленные –
хлопки:
неодушевленные – замри
2)
единственное число – сели
множественное число –
встали
5-ый
блок вопросов и заданий. (Устно)
(по числам)
…-лица
молоко-…
… -друзья
ножницы-
(приводим примеры - ед.число молоко, пальто,
солнце, здоровье, добро; мн.число ножницы, щипцы, ворота, сливки,
шахматы, качели)
(непостоянный)
6-ой
блок вопросов и заданий
Что еще есть у имени сущ-го? Склонения
.Расставьте склонения в словарных словах.
Проверка.
-
Справа, в одном из микрорайонов города,
слова строят высокий дом, в нем живут мама-склонение и шесть её
сыновей-падежей. Живущие в городе слова очень любят ходить в гости
к падежам. Но зайти в комнаты к падежам не так уж просто. Чтобы
открыть дверь, нужно правильно назвать вопросы
падежей. (показать увеличенный дом)
-
Какой это признак?
– непостоянный (Здесь
повторить синтаксическую роль существительных).
-
На
верхнем этаже живет… (И.п.)
-
Он
самый старший и предпочитает быть главным членом
предложения …. ! (подлежащим)
-
Любимые вопросы этого
падежа? (кто?
что?)
-
Давайте ещё вспомним, что мы знаем о
существительном в Именительном .падеже? (начальная форма имени
существительного, всегда без предлогов)
Запишем предложение и выполним
синтаксический разбор:
Мокрый снег скрипит
под ногами.
-
Этажом ниже живет Родительный падеж.
Родился и стал родительный
-
На
какие вопросы отвечают существительные в Родительном
падеже.?
(Кого? Что? Откуда?)
-
С какими предлогами этот падеж
употребляется?
(у, от, до, из, с, без, около, вокруг, для,
после)
(принадлежность, часть, место,
материал)
(кому? чему?)
(к, по)
Падежи-Какой это признак?
(Непостоянный)
-
Винительный падеж. Он всегда всех и во всем
обвиняет и даже своих братьев падежей за то, что они разобрали все
вопросы, а ему пришлось заимствовать вопросы кого? что? у
Родительного и Именительного падежей.
-
Следующий брат - Творительный падеж. Этот
падеж – мастер на все руки. Постоянно что-то пилит, строгает,
чертит, творит.
-
Назовите вопросы – кем? чем?
Предлоги?
-
Нам
тоже предстоит построить, но не дом и не башню, а
пословицу. (на доске разбросаны слова: не, пишут, пером,
умом, а)
-
Составьте пословицу и запишите
её. Не
пером пишут,
а умом.
-
Как понимаете смысл этой
пословицы?
-
Определить падеж имен
существительных.
Карточку «Творительный
падеж» – в домик
А какие предлоги употребляются с
ним? (о, об,
в, на и др.)
Задание: Просклоняй слова по падежам
1-в-книга, 2-в-город. Два человека у доски.
(Проверка
выполненного)
Надо
определять, в каких словосочетаниях существительное употреблено в
Предложном падеже. Если слово в Предложном падеже – обводите букву
в столбике «да» – если другие, то «нет».
Заданий шесть
Да Нет
1. нырнул
в воду о м
2. играют
в воде о к
3. на
морском берегу л п
4. привез
на берег и о
5.
скользят по воде ч д
6. в
морской пучине е н
7. жить на
острове ц й
Молодцы, ребята, вы сами
дали оценку своей работе.
Итог
урока.
Вернемся в наш город. Какие признаки есть у
существительных? Оценки.
Парад падежей.
У слова есть шесть
падежей,
Шесть верных маленьких
пажей.
Они проходят
чередой,
За слово в бой готов
любой!
Вверяют
окончаниям
Судьбу и жизнь
свою!
И про свое
призвание
На ушко им поют.
1.Я именительный падеж,
И нет на мне чужих
одежд.
Меня легко все
узнают
И в подлежащее
зовут.
Предлогов с детства не
люблю,
С собою рядом не
терплю.
Мои вопросы – кто? и что?
–
Ни с чем не спутает
никто.
2.А я – падеж родительный.
Характер мой
общительный.
Кого? чего? – и вот он
я!
Предлоги часто мне
друзья.
3.Я называюсь дательным,
Работаю
старательно.
Кому отдать? К чему
призвать?
Лишь только я могу
сказать.
4.
А я – винительный
падеж,
И я во всем виню
невежд.
Зато отличников
люблю,
Для них «пятерки» я
ловлю.
Кого позвать, во что
играть,
Готов ребятам
подсказать.
5А я творительный падеж,
Исполнен всяческих
надежд.
Творите! Чем? Творите! С
кем?
Я подскажу вам – нет
проблем!
6 А я – падеж предложный!
Со мною случай
сложный.
Мне без предлогов свет не
мил.
О ком? О чем я расскажу?
О чем мечтать и в чем гулять.