Материалдар / Открытый урок по русскому языку "Обобщение знаний об имени существительном и его падежах"
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Открытый урок по русскому языку "Обобщение знаний об имени существительном и его падежах"

Материал туралы қысқаша түсінік
Открытый урок по русскому языку "Обобщение знаний об имени существительном и его падежах" для 4 классов
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
07 Маусым 2019
345
1 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Тема: Обобщение знаний об имени существительном и его падежах


Цели: 1.Закреплять знания об имени существительном, его постоянных и непостоянных признаках;.

2.Формировать умения выполнять грамматические разборы; развивать умение различать и определять падежи имен существительных по совокупности их признаков:

3. Воспитывать любовь к предмету, окружающему миру.

Оборудование: карта «Город слов», Дом падежей с карточками по каждому падежу, перфокарты для индивидуальной работы.


I. Организационный момент.

Сегодня мы с вами, ребята, отправимся в город слов (Обратить внимание на карту). Цель нашего путешествия: обобщить знания об имени существительном; мы будем выполнять различные задания. С собой возьмем багаж ваших знаний, логическое мышление, память, внимание, грамотную речь и орфографическую зоркость.

2. Словарная работа.

Мороз, пальто, метель, солнце, погода, ветер. (Проверка.)

1-ый блок вопросов и заданий

  • Что общего у слов, написанных на таблице? (они все – имена существительные)

  • Давайте вспомним, что же называется именем существительным?

Дополнения учителя: имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашем языке - имя существительное. По наблюдениям ученых, существительные появились в речи в числе первых слов. Это наиболее самостоятельная часть речи.


2- ой блок вопросов и заданий

  • На какие группы можно разделить все имена существительные?

(одушевленные – КТО? и неодушевленные – ЧТО?)

  • Превратите записанные на доске неодушевленные имена сущ. в одушевленные (однокоренные)

сила – силач (на доске)

труба- …

журнал- …

(Выполняют письменно, за тем открываются правильные ответы)

Какой признак у этих сущ-ых? (постоянный)

3-ий блок вопросов и заданий

  • Какие еще сущ-ые бывают? (это постоянные признаки)

(нарицательные и собственные)

  • Подобрать к нарицательным именам существительным собственные:

(исходные слова записаны на доске)

река …

столица…

собака…

газета…

(Проверка, открываются прав.ответы)

  • Как пишутся имена собственные?

(с прописной буквы и названия в кавычках) Проверка.

Какие признаки у этих сущ-ых? (Постоянные)







4- ый блок вопросов и заданий

  • На какие три группы делятся имена существительные? (3 рода)

  • Ученик рассказывает стихотворение о родах имен существительных.


Женский род запомню я

И скажу: «Она – моя».

Я запомню род мужской

И опять скажу: «Он – мой».

Средний род: «Оно - моё» –

Это правило - твое!


  • Выпишите (из словарных слов), с которых была начата работа на уроке, имена существительные:

  • 1 ряд - женский род 2 ряд – мужской род 3 ряд – средний

(Проверка выполненного)

Какие это признаки? (постоянные)


Физминутка: 1) показ картинок – одушевленные – хлопки:

неодушевленные – замри

2) единственное число – сели

множественное число – встали


5-ый блок вопросов и заданий. (Устно)

  • Давайте посмотрим, как же изменяется имя существительное?

(по числам)

  • Изменение существительных по числам:

-лица

молоко-…

-друзья

ножницы-

  • Все ли имена сущ. изменяются по числам?

(приводим примеры - ед.число молоко, пальто, солнце, здоровье, добро; мн.число ножницы, щипцы, ворота, сливки, шахматы, качели)

  • Какой это признак имени существительного.?

(непостоянный)


6-ой блок вопросов и заданий

Что еще есть у имени сущ-го? Склонения .Расставьте склонения в словарных словах.

Проверка.

  • Справа, в одном из микрорайонов города, слова строят высокий дом, в нем живут мама-склонение и шесть её сыновей-падежей. Живущие в городе слова очень любят ходить в гости к падежам. Но зайти в комнаты к падежам не так уж просто. Чтобы открыть дверь, нужно правильно назвать вопросы падежей. (показать увеличенный дом)

  • Какой это признак? – непостоянный (Здесь повторить синтаксическую роль существительных).

  • На верхнем этаже живет… (И.п.)

  • Он самый старший и предпочитает быть главным членом предложения …. ! (подлежащим)

  • Любимые вопросы этого падежа? (кто? что?)

  • Давайте ещё вспомним, что мы знаем о существительном в Именительном .падеже? (начальная форма имени существительного, всегда без предлогов)

Запишем предложение и выполним синтаксический разбор:

Мокрый снег скрипит под ногами.

  • Почему выделен Именительный падеж другим цветом? (главный падеж, остальные – косвенные)

  • Этажом ниже живет Родительный падеж. Родился и стал родительный

  • На какие вопросы отвечают существительные в Родительном падеже.? (Кого? Что? Откуда?)

  • С какими предлогами этот падеж употребляется?

(у, от, до, из, с, без, около, вокруг, для, после)

  • Каковы значения существительных в Родительном падеже?

(принадлежность, часть, место, материал)

  • Ещё ниже живет Дательный падеж . – самый добрый из братьев. Он всегда готов прийти на помощь и его любимые вопросы…

(кому? чему?)

  • Какие предлоги употребляются с Дательным падежом?

(к, по)

Падежи-Какой это признак? (Непостоянный)


  • Винительный падеж. Он всегда всех и во всем обвиняет и даже своих братьев падежей за то, что они разобрали все вопросы, а ему пришлось заимствовать вопросы кого? что? у Родительного и Именительного падежей.

  • Следующий брат - Творительный падеж. Этот падеж – мастер на все руки. Постоянно что-то пилит, строгает, чертит, творит.

  • Назовите вопросы – кем? чем? Предлоги?

  • Нам тоже предстоит построить, но не дом и не башню, а пословицу. (на доске разбросаны слова: не, пишут, пером, умом, а)

  • Составьте пословицу и запишите её. Не пером пишут, а умом.

  • Как понимаете смысл этой пословицы?

  • Определить падеж имен существительных.

Карточку «Творительный падеж» – в домик

  • Предложный падеж в нашей речи встречается очень часто. Он занимает второе место после Именительного и без предлогов никогда не употребляется, отсюда его название.

  • Назовите вопросы Предложного падежа. (О ком? О чем?)

А какие предлоги употребляются с ним? (о, об, в, на и др.)


Задание: Просклоняй слова по падежам 1-в-книга, 2-в-город. Два человека у доски.

(Проверка выполненного)


  • Работа по перфокартам. Задание – тест на перфокарте (индивидуально для каждого)

Надо определять, в каких словосочетаниях существительное употреблено в Предложном падеже. Если слово в Предложном падеже – обводите букву в столбике «да» – если другие, то «нет».

Заданий шесть

Да Нет

1. нырнул в воду о м

2. играют в воде о к

3. на морском берегу л п

4. привез на берег и о

5. скользят по воде ч д

6. в морской пучине е н

7. жить на острове ц й


Молодцы, ребята, вы сами дали оценку своей работе.


Итог урока.

Вернемся в наш город. Какие признаки есть у существительных? Оценки.

Парад падежей.



У слова есть шесть падежей,

Шесть верных маленьких пажей.

Они проходят чередой,

За слово в бой готов любой!

Вверяют окончаниям

Судьбу и жизнь свою!

И про свое призвание

На ушко им поют.


1.Я именительный падеж,

И нет на мне чужих одежд.

Меня легко все узнают

И в подлежащее зовут.

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы – кто? и что? –

Ни с чем не спутает никто.


2.А я – падеж родительный.

Характер мой общительный.

Кого? чего? – и вот он я!

Предлоги часто мне друзья.


3.Я называюсь дательным,

Работаю старательно.

Кому отдать? К чему призвать?

Лишь только я могу сказать.

4.

А я – винительный падеж,

И я во всем виню невежд.

Зато отличников люблю,

Для них «пятерки» я ловлю.

Кого позвать, во что играть,

Готов ребятам подсказать.



5А я творительный падеж,

Исполнен всяческих надежд.

Творите! Чем? Творите! С кем?

Я подскажу вам – нет проблем!


6 А я – падеж предложный!

Со мною случай сложный.

Мне без предлогов свет не мил.

О ком? О чем я расскажу?

О чем мечтать и в чем гулять.

Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!