Тема: Практическая работа по теме «Сообщающиеся сосуды»
Цель урока: изучить свойства сообщающихся сосудов.
Задачи урока:
• образовательная – продолжить формирование понятия давления жидкости на дно
сосуда и изучение закона Паскаля на примере однородных и разнородных жидкостей в
сообщающихся сосудах;
• развивающая – формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать,
находить примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе, развивать
навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой;
• воспитательная – воспитание аккуратности, бережного отношения к оборудованию
кабинета, умения слушать и быть услышанным.
Оборудование: различные виды сообщающихся сосудов, два стеклянных сосуда,
соединенных резиновой трубкой, презентация «Сообщающиеся сосуды»
Структура урока
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время
1 Постановка учебных
проблем.
Сообщение. Запись темы урока в
тетради.
2 мин.
2 Изучение нового
материала.
Беседа, эксперимент,
демонстрация Приложений
1–4.
Записи в тетрадях,
исследование
зависимости уровня
жидкости в
сообщающихся сосудах.
15 мин.
3 Применение
сообщающихся
сосудов в быту,
технике, природе.
Демонстрация Приложений
5–8, обобщение сообщений
учащихся.
Сообщения учащихся о
применении
сообщающихся сосудов в
быту, технике.
18 мин.
4 Закрепление
материала.
Демонстрация Приложений
9–10, обобщение ответов
учащихся.
Решают поставленные
учителем задания,
делают записи в тетрадях.
7 мин.
5 Итоги урока. Подведение итогов урока,
оценивание результатов
работы учащихся на уроке,
запись домашнего задания
на доске. Демонстрация
Приложения 11.
Обсуждение и оценивание
своих результатов работы
на уроке, запись
домашнего задания в
дневниках.
3 мин.
Ход урока
1. Мотивационный этап
Учитель. Здравствуйте! Сегодня речь пойдет о сообщающихся сосудах.
(Обучающиеся записывают дату и тему урока в тетради). Научное открытие свойства
сообщающихся сосудов датируется 1586 г. (голландский ученый Стевин). Но оно было
известно еще жрецам древней Греции. Археологи обнаружили в Грузии водопровод (XIII в),
работающий по принципу сообщающихся сосудов.
2. Этап объяснения нового материала
Сообщающиеся сосуды мы встречаем ежедневно. Приведите их примеры?
Обучающиеся. Лейка, чайник, кофейник…
. Что общего у этих предметов? (слайд2) Обучающиеся. Вода, налитая, например, в чайник,
стоит всегда в резервуаре чайника и в боковой трубке на одном уровне. Боковая трубка и
резервуар соединены между собой в нижней части.
Учитель. Правильно. Сообщающимися сосудами называют сосуды, соединенные между
собой в нижней части.
(Обучающиеся записывают определение в тетради).
С сообщающимися сосудами можно проделать простой опыт. Возьмем две стеклянные
трубки, соединенные резиновой трубкой
5. Итоги урока
Учитель. Сегодня на уроке мы познакомились с сообщающимися сосудами, в которых
жидкость устанавливается на одном уровне. Мне очень интересно было работать с вами. Вы
показали отличный уровень подготовки к уроку. Теперь вы знаете, что закон сообщающихся
сосудов люди используют в разных технических устройствах: водопроводах с водонапорной
башней; водомерных стеклах; гидравлическом прессе; фонтанах; шлюзах; сифонах под
раковиной, «водяных затворах» в системе канализации.