Урок русского
языка
5
класс
Основа
слова.Окончание.
Цель: Содействовать умению образовывать формы слова с
помощью окончаний; обеспечить понимание того, что окончание – часть
слова, которая изменяется и служит для образования новых
слов.
Цель (личностного развития):
обеспечить условия для
развития умений и навыков сравнивать, делать выводы, работать с
текстом. Бережно относиться к птицам.
Ожидаемые
результаты:
Ученики различают морфемы,
умеют выделять основу и окончание, различают твердую и мягкую
основу. Могут выделять главную информацию в тексте,
анализировать, графически изображать, оценивать свою деятельность
на уроке; составлять вопросы и давать развёрнутые ответы.
Задумаются, не построить ли на трудах кормушки для птиц.
Ресурсы:
дидактические карточки,
Ромашка, карточки с терминологией, оценочные листы,
презентация.
-
Организационный момент. Приветствие.
Психологический настрой на
урок.
Разбивка
на группы (по терминологии)
Звук, слог, согласный,
гласный, ударение, твердый, мягкий, антоним, синоним, лексика,
омоним, словарь, фразеологизм, переносное значение.
Ученики знакомятся с планом работы на уроке и
системой оценивания.
Виды работ
|
Критерии
оценивания
|
Количество баллов
|
Домашняя работа
|
Выполнил
|
1
|
«Ромашка Блума»
( в индивидуальная работа)
|
Составил вопрос, ответил правильно.
|
2
|
Индивидуальная
работа
Проверка (в паре)
|
Заполнение таблицы ЗУХ по теории, и составление
вопросов.
|
2
|
Задание 1
(групповая работа)
|
Работа над текстом . Применение
|
3
|
Задание 2
(индивидуальная работа)
|
Понимание (выделение морфем)
|
2
|
|
Итого: «5» - 10-9
баллов.
«4» - 8-7 баллов.
«3» - 6-5 баллов
|
10 баллов
|
-
Повторяем изученное «Ромашка
Блума» (
ребята вешают на лепестки по группам заранее подготовленные вопросы
по разделу и отвечают)
-
Подготовка к восприятию новой
темы
- Ребята, сегодня на уроке
мы будем работать под девизом …, но у меня рассыпалось предложение,
помогите собрать.. ( слайд1)
Труд не вытащить и рыбка
пруд…
Правильно…
Без труда - не вытащишь и
рыбку из пруда.
- А что мы сделали? (изменили в словах окончания,
тем самым появился смысл в предложении).
- Перед вами цели урока, но их нужно
дописать. В конце урока вы мне их
сформулируете.
Цели
урока: Узнали новые термины….. Научились выделять….
Научились
различать…
-
Изучение нового материала в индивидуальном
режиме (прием ЗУХ)
Обеспечение усвоения новых знаний и способов
действий на уровне применения в измененной
ситуации. Активное вовлечение учащихся в
процесс
Индивидуальная работа учащихся с текстом, в
котором содержится правильная информация. Маркировка текста
используется для того, чтобы ученик узнал новое и отказался от
неправильной информации. Маркировка текста производится с помощью
специальных знаков:
“ ! ”
— Я это знал. “ + ” — Новое для меня.
“ - “
— Вызывает у меня сомнение. “?” — Вопрос.
Учащиеся коротко записывают новую информацию в
таблицу, формулируют и записывают вопросы, если они
возникают..
Затем
в паре делятся информацией
-
Валеопауза
-
Работа над текстом ( в групповом
режиме)
Текст
Птицы – непоседы. Они прыгают с ветки
на ветку, перелетают с дерева на
дерево!
Дрозды и зяблики, жаворонки и чижи,
ласточки и иволги, аисты и кукушки –это перелетные птицы. Летом
живут у нас, вьют гнёзда , выводят птенцов. А с наступлением
холодов улетают на всю зиму в жаркие края, чтоб весной вернуться в
родные места.
А вороны и галки, воробьи и синицы,
дятлы, сороки и голуби никуда не улетают. Эти птицы не боятся
морозов, а еду ухитряются добывать даже в самые снежные зимы. И
все-таки им тяжело зимой.
1группа
1. Напишите советы для ребят, как помочь птицам зимой.
2 группа
2. Составьте 3 «толстых» и 3 «тонких» вопроса к
тексту.
-
Задание 2 .
Выделите в данных словах и словосочетаниях
основу и окончание, определите вид
основы.
Птицы, дерево, белка, птенцов, жаркие, зиму,
родные, голуби, морозов, снежные зимы, маленьким
птичкам.
-
Проверка
знаний
Тест.
1. Основа – это
…
А) часть слова без
окончания
Б) изменяемая часть слова
В) слова близкие по значению
2. Окончание – это
….:
А) часть слова без
окончания
Б) изменяемая часть слова
В) слова близкие по значению
3. Слово с твёрдой
основой:
А) кукушки
Б) ласточки
В) дрозды.
4.Слово с мягкой
основой:
А) жаркие
Б) родные
В)снежные.
5. В основу
входит:
А) корень
Б) все морфемы (приставка,
корень, суффикс и окончание)
В) все морфемы кроме
окончания.
Самооценивание учащихся по
критериям.
Заполнение оценочных
листов.
-
Рефлексия. Учащиеся самостоятельно формулируют цели
урока, чего достигли на уроке, что осталось незавершенным. В группе
зачитывают оценки.
-
Домашнее
задание:
Составить синквейн.
«Птица»
Составить 6 вопросов по
теории стр. 66, 67.
Упр. 146.