Тема. «Уроки доброты в рассказ В. Распутина
«Уроки французского».
Цели
урока: познакомить учеников с некоторыми чертами
личности писателя, прояснить мотивы поведения героев рассказа,
выяснить его нравственный смысл.
Оборудование: портрет В.Г.Распутина, иллюстрации к
рассказу, презентация.
Учитель.
-
1945 год
-
Советский народ празднует победу в Великой
Отечественной войне.
-
Война принесла много
горя.
-
Она
отняла у детей отцов и матерей.
-
Лишила их детства
-
Разрушила города и сёла
-
Оставила трагический отзвук в произведениях
русских писателей
-
И
ещё долго напоминала о себе в послевоенные
годы
Итак, ваши размышления о том, как связано
содержание клипа с изучаемым
произведением?
Предполагаемый
ответ. В клипе показаны последствия войны. И действие
рассказа Распутина происходит в послевоенные годы – в 1948
году.
Что мы узнаём о трудностях этого времени из
рассказа?
Предполагаемый
ответ. Страна была разорена войной. Многие семьи
остались без отцов. Рассказчик вспоминает: «Жили мы без отца, жили
совсем плохо». Денег колхозникам не платили – зарплату выдавали
зерном, мукой, другой сельскохозяйственной продукцией. Но
самым страшным был голод. В рассказе мы читаем: «Голод в тот
год …»
К зачитанному фрагменту рассказа я
просила нарисовать иллюстрацию. Попросим автора прокомментировать
основную мысль его рисунка.
Учитель. Спасибо. Обо всех названных
трудностях Валентин Распутин знал не из книг и не понаслышке,
всё это он испытал на себе – вы знаете, что рассказ «Уроки
французского» автобиографический. Давайте подробней познакомимся
с детством писателя и историей создания рассказа –
презентация ученика.
Текст для
презентации. Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937
году, за 4 года до начала Великой Отечественной войны, в трехстах
километрах от Иркутска, в деревне Аталанке, что на Ангаре.
«Так что я - коренной сибиряк. Отец мой крестьянствовал,
работал в леспромхозе, служил и воевал... Словом, был как все. Мать
работала, была домохозяйкой, едва-едва управлялась с делами и
семьей, - ей забот, сколько помню, всегда
хватало."
В
суровых сибирских краях прошло детство и юность Распутина. Он жил в
небольшой деревне Аталанке на берегу Ангары. Когда началось
строительство Братской ГЭС, деревня была перенесена на берег
Братского моря, а место, где была деревня, оказалось
затоплено.
Писатель часто вспоминал о своей малой
родине, оказавшейся на дне Братского водохранилища. Много лет
спустя Распутин напишет повесть"Прощание с Матерой",наполненную
горькими размышлениями о судьбе мира, о столкновении
научно-технического прогресса с традиционной крестьянской
культурой.
В
молодости Распутин готовился стать учителем, но начал сотрудничать
в газетах, писать статьи, рассказы. Особенно были известны его
очерки о молодых участниках великих строек
Сибири.
Постепенно главной темой произведений Распутина
становится судьба родной земли и людей, живущих на этой земле.
В1973 году Распутин пишет один из лучших своих рассказов -"Уроки
французского". "Там мне ничего не пришлось выдумывать, - говорил
Распутин. - Все это происходило со мной. За прототипом далеко идти
не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое
время они сделали для меня".
Как вы поняли из презентации, с какой целью
автор взялся за создание рассказа «Уроки
французского»?
Предполагаемый
ответ. Ему хотелось вернуть добро – отблагодарить
людей, с которыми сводила его судьба.
Как вы думаете, кого в первую очередь имеет в
виду автор? – Лидию Михайловну Молокову, «неправильную
учительницу», как назвала она сама себя в интервью 2007 года, уже
после того как, прочитав рассказ, откликнулась на него
письмом, а потом и приехала к писателю. Таким образом, их
дружба нашла продолжение.
Правда, Лидия Михайловна отказывалась признать
себя единственным прототипом героини и утверждала, что это
собирательный образ. Как вы думаете, почему? (Говоря словами Лидии
Михайловны, ей не хотелось отблесков славы писателя и она не видела
в своём поведении ничего особенного)
Вам не кажется, что через много лет Лидия
Михайловна, отказываясь принять благодарность писателя,
повела себя так же, как её ученик когда-то в детстве? Какой
поступок героя я имею в виду?
Предполагаемый
ответ. Подразумевается возвращение мальчиком
посылки с макаронами.
О чём, по-вашему, говорит сходство поступков
ученика и учительницы? – О сходстве характеров, которое проявляется
в их скромности и независимости.
Сегодня на уроке мы будем анализировать
характеры героев рассказа, их поступки. Как вы думаете,
какова основная цель этого анализа?
Предполагаемый
ответ. Цель анализа – глубже понять то, что хотел
сказать автор своим произведением. То есть, говоря словами
Распутина, извлечение духовного опыта, который вынес сам автор из
описанных событий и которым он стремился поделиться с
читателями.
Как вы понимаете смысл словосочетания
«духовный опыт»?
Предполагаемый
ответ. Духовный опыт – это жизненный и моральный
вывод, урок, «то главное и высшее, что мы выносим из событий нашей
жизни» (В. Распутин)
Исходя из этой цели, тему урока я
сформулировала так: Нравственные уроки рассказа В. Распутина «Уроки
французского». А эпиграфом к уроку взяла слова Распутина о
главной задаче писателя: «Хоть в малой степени способствовать
правильному строительству человеческой души…» Из интервью В.
Распутина.
Эвристическая беседа (работа с
текстом)
От чьего имени ведётся повествование в
рассказе и почему?
Предполагаемый
ответ. Повествование ведётся от лица героя, то есть от
первого лица. Конечно, в какой-то степени это объясняется
тем, что рассказ автобиографический. Но не только. Повествование от
первого лица помогает автору глубже раскрыть характер героя,
показать его изнутри.
Каким же предстаёт перед нами герой
в экспозиции рассказа и какое отношение сложилось у вас к
нему?
Наводящие вопросы.
1.
Что тяжелее всего было переносить мальчику в начале самостоятельной
жизни? – голод и одиночество.
2.
Какие качества характера он проявляет в борьбе с жизненными
трудностями? – силу и упорство.
3.
Как он относится к учёбе? – ответственно.
4.
Как ответственность героя проявляется в отношении к
матери?
5.
Можно ли сказать, что он сам воспитывает себя? Примеры? –
преодолевает слабость при встрече с мамой и остаётся, когда мама
уже готова была забрать его домой.
Сделаем вывод: каковы же главные качества
героя? - сила характера, нравственная стойкость,
ответственность за свои поступки, стремление учиться.
Обратимся к сюжету произведения. Какое
событие вы считаете завязкой действия?
Предполагаемый
ответ. Завязкой действия является эпизод знакомства
мальчика с Вадиком и Птахой. С него начинаются события, которые
приводят к конфликту: чтобы заработать себе деньги на молоко, герой
начинает играть в чику и выигрывать. Этого ему не прощают.
Проанализируем образы Вадика и Птахи. Почему
мальчик не смог подружиться со своими новыми знакомыми?
Можно ли отношения Вадика и Птахи назвать дружбой? Что
связывает мальчиков?
Вывод. Распутин показывает суровые законы улицы,
где нет места честности, где правит сила и сильный использует
слабого в корыстных целях. Олицетворением этих законов
являются Вадик и Птаха.
А теперь подумаем, с какой целью
автор вводит в повествование образы Федьки и
Тишкина?
Вывод. Эти мальчики противопоставляются главному
герою, так как они принимают законы улицы и подчиняются им, а
главный герой вступает в борьбу.
Сейчас мы с вами посмотрим отрывок из
экранизации рассказа, где изображается кульминационный эпизод этой
борьбы – драка. Ваша задача – охарактеризовать поведение героя и
определить, какие новые черты его личности раскрываются в данном
эпизоде.
Предполагаемый
ответ. В данном эпизоде раскрываются честность,
принципиальность, готовность героя отстаивать свою правоту в
открытом бою.
Учитель. Обратим внимание на то, что вступая в
конфликт с Вадиком, герой ставит себя в трудное положение: он
лишается источника денег и за игру на деньги его могли в два
счёта выгнать из школы. Кто же приходит на помощь
мальчику?
Вывод. Лидия Михайловна – главная героиня
рассказа, её образ занимает центральное место в произведении – это
авторский идеал учителя, но складывается он, как мы
видим из рассказа, в результате полной переоценки
первоначальных представлений мальчика об
учителе.
Каковы же черты этого идеала? Личность учителя
лучше всего раскрывается в отношении его к ученикам. Сравним
отношение к ученикам Лидии Михайловны и Василия Андреевича,
директора школы, образ которого Распутин не случайно вводит в
произведение. – С какой целью он это делает?
Вывод. Распутин показывает два разных типа
учителей, потому что всё познаётся в
сравнении.
Рассмотрим два эпизода, раскрывающих отношение
Василия Андреевича и Лидии Михайловны к ученикам, и попытаемся
определить, чем оно различается.
1 эпизод – «Лидия Михайловна на
уроке»
2 эпизод – «Василий Андреевич на
линейке»
Инсценировки с последующим обсуждением -
сопоставлением образов Василия Андреевича и
Лидии Михайловны.
Отмечаем, что В. А выстраивает между собой и
учениками непреодолимую стену. Какая деталь литературного
портрета В. А. является символом этой
стены? – наглухо застёгнутый тёмный френч, который
«двигался самостоятельно, чуть наперёд директора». Эта деталь
портрета придаёт всему образу директора что-то неживое,
безликое.
Итак, внимательное и чуткое отношение к
ученикам позволило Л. М. разглядеть в герое не только
способного ученика, но и человека с характером, который без помощи
взрослых старался справиться со своими недетскими
проблемами. И это определяет все дальнейшие поступки
учительницы. Какие это поступки? Расскажите о них, объясните их
смысл. Почему Л. М. пришлось прибегнуть к ряду
хитростей? - РАССУЖДЕНИЯ
УЧАЩИХСЯ.
Как же изменяется представление героя об
учителе под влиянием общения С Л.
М. – Выступление заранее подготовленного
ученика.
Как изменился герой под влиянием учительницы?
– Выступление заранее подготовленного
ученика.
Вывод. Лидия Михайловна помогла герою
стать уверенней, смелее, поверить в свои силы, занятия
французским стали доставлять ему
удовольствие.
Как же объясняется поведение Л. М. её
представлением о профессии
учителя?
Лидия Михайловна понимает, что знание
предмета, которое дает учитель, - это ещё не всё. Самое главное –
это нравственные качества. А научить нравственным качествам нельзя
– можно лишь помочь им развиться, но для этого необходим
талант человечности, который и отличает настоящего
педагога.
На мой взгляд, в рассказе есть предметный
образ, который служит символом душевной щедрости Лидии
Михайловны. Перечитайте концовку рассказа – два
последних абзаца - и назовите этот образ. – Это яблоки,
присланные герою учительницей.
- Защита
иллюстрации.
Итак, возвращаемся к цели урока. Какие
же уроки вынес герой из уроков Лидии
Михайловны?
Вывод. Это уроки доброты, душевной щедрости,
истинной человечности.
Домашнее
задание. Напишите небольшое размышление на тему:
«Что такое доброта?»