Плюшкин: характеристика и образ
героя
Один из самых ярких
персонажей Гоголя, литературный герой, чье имя давно уже стало
нарицательным, персонаж, который запомнился всем, кто читал
"Мертвые души" - помещик Степан Плюшкин. Его запоминающаяся фигура
замыкает галерею образов помещиков, представленных Гоголем в поэме.
Плюшкин, давший свое имя даже официальному заболеванию (синдром
Плюшкина, или патологическое накопительство), является по сути
очень богатым человеком, приведшим обширное хозяйство к полнейшему
упадку, а огромное количество крепостных - к бедности и жалкому
существованию.
Этот пятый и последний
компаньон Чичикова является ярким примером того, насколько может
омертветь человеческая душа. Поэтому название поэмы очень
символично: не только прямо указывает, что речь идет о "мертвых
душах" - как называли умерших крепостных, но и о жалких, лишенных
человеческих качеств, опустошенных душонках помещиков и
чиновников.
Характеристика
героя
("Плюшкин", художник Александр
Агин, 1846-47)
Знакомство читателя с
помещиком Плюшкиным Гоголь начинает с описания окрестностей
поместья. Все свидетельствует о запустении, недостаточном
финансировании и отсутствии твердой руки хозяина: ветхие домишки с
дырявыми крышами и окнами без стекол. Оживляет грустный пейзаж
хозяйский сад, хоть и запущенный, но описываемый гораздо более
позитивными красками: чистый, опрятный, наполненный воздухом, с
«правильной мраморной сверкающей колонной». Однако жилище Плюшкина
снова навевает тоску, вокруг запустение, уныние и горы
бесполезного, но крайне необходимого старику
хлама.
Являясь самым богатым
помещиком губернии (количество крепостных достигало 1000), Плюшкин
жил в крайней нищете, питаясь объедками и засохшими сухарями, что
не доставляло ему ни малейшего дискомфорта. Он был крайне
подозрительным, все вокруг казались ему коварными и
неблагонадежными, даже
родные дети. Лишь страсть к
накопительству была важна для Плюшкина, он собирал на улице все,
что попадалось под руку, и тащил в
дом.
("Чичиков у Плюшкина", художник
Александр Агин, 1846-47)
В отличие от других
персонажей, история жизни Плюшкина приведена полностью. Автор
знакомит читателя с молодым помещиком, рассказывая о хорошей семье,
любимой жене и троих детях. Соседи даже приезжали к рачительному
хозяину для того, чтобы поучиться у него. Но умерла жена, старшая
дочь сбежала с военным, сын пошел в армию, чего отец не одобрял, а
младшая дочь тоже умерла. И постепенно уважаемый помещик
превратился в человека, вся жизнь которая подчинена накопительству
ради самого процесса накопления. Все прочие человеческие чувства,
не отличавшиеся и ранее яркостью, угасли в нем
совсем.+
Интересно, что некоторые
профессора психиатрии упоминали, что Гоголь очень четко и в то же
время художественно описал типичный случай старческого слабоумия.
Другие же, например, психиатр Я.Ф. Каплан, отрицают эту
возможность, говоря о том, что психопатологические черты не
проступают в достаточной степени у Плюшкина, и Гоголь просто
осветил состояние старости, которое встречал
повсюду.
Образ героя в
произведении
Сам Степан Плюшкин
описан как существо, одетое в неопрятные лохмотья, издалека похожее
на женщину, однако щетина на лице все же дала понять, что перед
главным героем - представитель сильного пола.
При общей аморфности этой фигуры
писатель заостряет внимание на отдельных чертах лицах: выдающийся
вперед подбородок, крючковатый нос, отсутствие зубов, глаза,
выражающие подозрительность.
Гоголь - великий мастер
слова - яркими мазками показывает нам постепенное, но необратимое
изменение человеческой личности. Человек, в глазах которого в
прежние годы светился ум, постепенно превращается в жалкого скрягу,
утратившего все лучшие чувства и эмоции. Главная цель писателя -
показать, насколько страшна может быть грядущая старость, как
небольшие человеческие слабости могут превратиться в патологические
черты при определенных жизненных
обстоятельствах.
Если бы писатель хотел
просто изобразить патологического скрягу, он бы не вдавался в
подробности его молодости, описание обстоятельств, приведших к
нынешнему состоянию. Сам автор говорит нам, что Степан Плюшкин -
это будущее пламенного юноши в старости, тот неприглядный портрет,
увидев который, молодой человек отскочил бы в
ужасе.
("Крестьяне у Плюшкина", художник
Александр Агин, 1846-47)
Однако Гоголь оставляет
небольшой шанс и этому герою: когда писатель задумывал третий том
произведения, он планировал оставить Плюшкина - единственного из
всех встреченных Чичиковым помещиков - в обновленном, нравственно
возрожденном виде. Описывая внешность помещика, Николай Васильевич
отдельно выделяет глаза старика: "маленькие глазки еще не потухнули
и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши...". А глаза, как
известно, зеркало души человеческой. Кроме этого, Плюшкин, казалось
бы, утративший все человеческие чувства, вдруг решает подарить
Чичикову золотые часы. Правда, этот порыв тут же гаснет, и старик
решает вписать часы в дарственную, дабы после смерти хоть кто-то
вспомнил его добрым словом.
Таким образом, не
потеряй Степан Плюшкин жену, жизнь его могла сложиться вполне
благополучно, а наступившая старость не превратилась бы в такое
плачевное существование. Образ Плюшкина завершает галерею портретов
деградировавших помещиков и очень точно описывает низшую ступень,
на которую может скатиться человек в своей одинокой
старости.