Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Похоронные традиции казахского общества
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Казахский Национальный Университет имени Аль-Фараби
Факультет: Философии и политологии
Кафедра: религиоведения и культурологии
Специальность: Культурология
Студент 4 курса культурологии: Баймерден Темирлан Ерланулы
Руководитель: Кудерина Айжан Нурхамитовна
Тема: Похоронные традиции Казахов
-
Похоронные традиции
В Казахстане, стране с богатым культурным наследием и разнообразием традиций, обряды прощания с усопшими проходят через период значительных изменений. Современные традиции похорон сочетают в себе уважение к историческим корням и адаптацию к новым реалиям современного общества. В этой статье мы рассмотрим, как именно проявляются эти изменения в похоронных обрядах Казахстана, отражая современные веяния и сохраняя при этом глубокое уважение к прошлому.
Традиционные казахские похороны неразрывно связаны с мусульманскими ритуалами, включая молитву за усопшего (жаназа), захоронение тела лицом к Мекке и проведение поминок на третий, седьмой и сороковой дни после смерти. Эти традиции передаются из поколения в поколение, служа важной частью национальной идентичности.
Несмотря на внедрение современных элементов, уважение к традициям остается неотъемлемой частью похоронных обрядов в Казахстане. Семьи стараются соблюдать традиционные ритуалы, такие как чтение молитв и проведение поминок, придавая большое значение сохранению культурного наследия.
Традиционные похороны у казахов:
-
Первым делом совершают омовение. Исполнители должны быть одного пола с покойным. Всего их может быть до 7 человек. Кто-то – поливает, кто-то – моет. Начинать положено справа. Ткань, которой совершается омовение, нужно потом закапать на кладбище, чтобы накопившаяся в них негативная энергия не вредила живым.
-
После помывки покойного наряжают в белые одеяния – акырет, длинной до колен. В ткани из двух кусков делают отверстие для головы, а другой частью обворачивают конечности. На голове должна быть накручена чалма. Для умерших женского пола используются узкие полотенца вместо обычной ткани.
-
После одевания тело переносят в мечеть и укладывают на специальный постамент – табыт. Умершую женщину могут класть брат, отец, или другой близкий пожилой мужчина. На табыте усопшего укутывают в ковер и завязывают в трёх точках.
После трех дней пребывания тела в доме, совершается погребальная церемония:
-
Нужно нести умершего обязательно ногами вперёд.
-
На погосте должны присутствовать мужчины и нести гроб. А дочери и вдовы шествуют за гробом и оплакивают усопшего.
-
4 муллы становятся вокруг гроба, а ещё один – у изголовья.
-
Ковёр развязывают и спускаются в могилу для принятия и установки гроба.
-
Полотенца после спуска домовины забирают из могилы.
-
После похорон раздают подарки, которые зависят от статуса гостя.
-
За выносом тела следует в доме усопшего читать специальные молитвы.
-
После пожилого человека место обсыпают зерном для последующего достатка в доме.
-
На жилище покойного вешают ткань. Цвет зависит от возраста: у старца – белая, у человека средних лет – чёрная, у молодых – красная.
Казахи создают родовые захоронения-склепы, где лежат несколько представителей рода. Из-за влияния ислама казахские могилы выглядят местами как мини-мечети. Фасады украшают традиционными казахскими узорами и росписями. На углах ставят полумесяц. Учитывая, что исламские традиции не приемлют украшательств и даже фото на могиле, захоронения стали выглядеть минималистично: низкие сооружения из белого или красного кирпича, камня или газобетонных блоков с небольшими концами. В целом похороны у казахов очень похожи на исламскую церемонию погребения. Они также с уважением относятся к предкам и традициям. Только казахские захоронения выглядят более монументально и похожи на католические склепы.
-
Современное проведение похорон
-
Влияние глобализации: Глобализация и урбанизация вносят свои коррективы в традиционные обряды. В городах, где население обладает большей мобильностью и разнообразием взглядов, похоронные церемонии становятся более сдержанными и лаконичными. Это касается как масштаба мероприятий, так и их продолжительности.
-
Технологии и социальные сети: Социальные сети и мессенджеры играют важную роль в организации похорон, позволяя быстро распространять информацию среди родственников и друзей усопшего. Видеотрансляции церемоний становятся нормой, предоставляя возможность принять участие в прощании тем, кто не может прибыть лично.
-
Экологическая осведомленность: Экологические соображения начинают влиять на выбор способов захоронения. Возрастает интерес к биоразлагаемым гробам и урнам для кремации, а также к кремации как альтернативе традиционному захоронению в гробу, что ранее было менее распространено в мусульманских общинах.
-
Индивидуализация церемоний: Увеличивается внимание к личным предпочтениям усопшего и его близких при планировании похоронной церемонии. Это может касаться выбора места захоронения, типа гроба, цветочного оформления и даже музыкального сопровождения.
-
Вклад в общественное здравоохранение: Современные традиции также отражают более высокую осведомленность о важности общественного здравоохранения. В условиях пандемии COVID-19 в Казахстане, как и во многих других странах, были введены строгие санитарные требования к проведению похоронных церемоний, в том числе ограничения на количество участников и необходимость соблюдения дистанции.
-
Места захоронения: Предпочтения в выборе мест захоронения также изменяются. Все больше людей выбирают кремацию и хранение праха в колумбариях или других альтернативных местах, что раньше не было характерно для казахстанской культуры. Это связано как с ограниченным пространством на кладбищах в крупных городах, так и с желанием усопших за жизнь принять более экологичное решение.
-
Заключение
Современные традиции похорон в Казахстане отражают глубокое уважение к прошлому и одновременно стремление к инновациям и адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Эти изменения в обрядах прощания подчеркивают важность сохранения культурного наследия, при этом открывая простор для индивидуальных предпочтений и современных взглядов на процесс прощания с усопшими. Важно, чтобы каждое прощание отражало жизнь и желания усопшего, оставаясь при этом частью общекультурного пространства Казахстана, которое ценит свою историю и традиции, взирая в будущее.
#farabi.university