×
Сертификат тегін алу үшін
Материал тегін жариялау
ҚР БАҚ(СМИ) тіркеу №9512
Сайт бойынша барлық сұрақтарды 8 (771) 234-55-99 (Ватсап) осы номерге жазуға болады

Познавательные игры по русскому языку

Автор:Уалиева Римма Олдашевна
Бағыты: Русский язык
Бөлімі: Ойындар, Сценарийлер
Сыныбы: 3 сынып
Жарияланған уақыты: 2018-12-07

50-ден астам пәндер бойынша материалдарды тегін жүктеп, сабақ барысында қолдануға болады

Материал туралы қысқаша түсінік

Материал бастауыш сынып оқушыларына керек. Бұл мәтін балалардың ойлауы мен сөйлеу мәнерін дамытады. Орыс тілінде емін еркін қарым қатынас жасауға, тіл байлығы мен сөздік қорын молайтуға, сабақта алған білімін дұрыс пайдалануға үйретеді. Орыс тілі сабағында ойын ойнату, диалог құру, суретпен жұмыс оқушылардың білімділігін арттырады.

Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра для детей, прежде всего, увлекательное занятие. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись игрой, дети не замечают, что учатся: познают, запоминаю новое, пополняют запас представлений, ориентируются в необычных ситуациях, развивают фантазию. Игра развивает самостоятельность, инициативность, воспитывает чувство коллективизма. Чтобы повысить интерес к урокам русского языка, создать психологическую готовность детей к речевому общению, используются различные игры.


Заменить в слове первый звук так, чтобы получилось как можно больше новых слов, например: Дом – том, сом, лом ком; Гора – нора, кора, Дора, Жора. Назови звонкие и глухие согласные.

  • Это слово из 6 букв можно найти на полу (Паркет).
  • Отними 1 букву, и оно уже в руках человека, возвращающегося из магазина. (Пакет).
  • Еще 1 буква потерялось – ищи слово в дипломатических документах. (Пакт).
  • Букв стало на одну меньше, это слово знает каждый шахматист. (Пат).
  • Осталось всего 2 буквы, слово стало легким и закружилось в танце. (Па).


Сколько слов «спряталось» в слове половодье – пол, лов, олово, овод.

Грамотеи
  • В данных словах определить количество букв и звуков: музыка, час, дерево, письмо, пыль.
  • В словах деревья, букварь, стог, рысь твердые согласные подчеркнуть одной чертой, мягкие – двумя.

Лока, рубака, арбу …, ска .. ка, уют .., трака, крыка, пиро …, ошика.



Сколько у вас слов про запас? За одну минуту записать как можно больше слов по схеме: С …Е…А… Определить количество букв и звуков (Света, сцена, схема, сфера, стена, стела).

Напишите как можно больше слов, оканчивающихся на удвоенную согласную: прогресс, конгресс, класс, процесс, босс, пресс, брасс, кросс, экспресс, нарцисс, компромисс, мисс, мусс. Найдите в 1-5 словах глухие согласные.
За 2-4 минуты записать как можно больше слов из 4-6 букв, начинающихся и заканчивающихся на одну и ту же букву, например буква Т: тост, текст, торт, тест. Назовите звуковой состав слов.
  • Кто любил Красную Шапочку больше: мама или бабушка? (В слове-отгадке есть глухие согласные).
  • Налим или сом? У какой рыбы нет чешуи? (В слове-отгадке все согласные звонкие).
  • Пуфф или Буфф? Как звали маленькую собачку, которая спала 100 лет вместе со спящей красавицей? (В кличке собаки все согласные глухие).

  • Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны, Называется … арбуз.
  • На ветке не птичка –
Кто же это?… Белка.

  • Соберите в букет цветы, в названии которых есть только твердые звуки.
  • Соберите в букет все цветы, в названии которых хотя бы один мягкий звук.

За определенное время найдите и запишите названия всех предметов в классе на букву «С», например: стол, стул, спина, сумкаОпределите количество звуков в словах.
Ведущий читает фразу, а учащиеся должны либо согласится с высказыванием, либо нет, например:
  • В русском языке 10 гласных букв.
  • Звук «Й» - согласный, твердый, звонкий.
  • В слове каюта 5 букв и 5 звуков.
  • В слове ЕЛЬ буква «Е» обозначает 2 звука.
  • Согласных букв в русском языке 23.


Закончи пословицу! Найти слова, в которых букв больше, чем звуков.
  • Старый друг лучше (новых двух).
  • Терпенье и труд (все перетрут).
  • Ученье – свет, (неученье – тьма).
  • Век живи – (век учись).
  • Не зная броду, (не суйся в воду).




Стадо, гурт, косяк, табун.
Конь - …, свинья - …, корова - …, овца - …, курица - …, Конюшня, курятник, кошара, хлев, свинарник.
  • При проверке было выявлено немало дефектов (ошибок).
  • Он пишет мемуары (воспоминания).
  • Мы гордимся нашим голкипером (вратарем).

Используется на уроках по изучению синонимов. Например, даны слова: портниха, абсурд, иллюзия, повторение, комфорт, микроб, бацилла, рецидив, уют, химера. Из данных слов нужно выбрать ряды синонимов.
Начало выражения находится у учителя, а конец у учащихся. Ведущий тасует карточки и громко называет начало фразеологизма. Тот, у кого оказалось его окончание, поднимает руку, громко читает фразеологизм, берет карточку и накрывает соответствующую клетку таблицы, например:
  • До поры – до времени.
  • Ни свет – ни заря.
  • От мала – до велика.
  • И стар – и млад.
  • Ни конца – ни края.





  • Вешать нос – унывать.
  • Клевать носом – дремать.
  • Не за горами – близко.
  • Не на шутку – серьезно.
  • На скорую руку - наспех.


  • Молчать как рыба – чесать языком.
  • Не разлей вода – как кошка с собакой.
  • Держи ухо востро – ворон считать.
  • Желторотый птенец – стреляный воробей.


В мешке находятся игрушечные зверята. Нужно назвать фразеологизмы, в которых упоминаются эти животное (собака, кошка, кот, козел, курица).
  • Как собак нерезаных, устал как собака, нужен собаке как пятая нога.
  • Черная кошка пробежала, играть в кошки – мышки, драная кошка.
  • Драть как сидорову козу, пускать козла в огород.
  • Мокрая курица, слепая курица.




Забияка, обжора, работяга, умница, зевака, соня, умница, сластена.
  • Не лежалось на окошке,
«Колобок»
  • Отворили дом козлята
«Волк и семеро козлят»
  • А дорога – далека,
«Маша и медведь»
Надеть что? (Платье, чулки, шубу, брюки). Много чего? ( Платьев, чулок, шуб, брюк).
Из каждой буквы слова яблоки образуйте название дерева. Определите склонение существительных. Я – ясень, Б – береза, Л – липа, О – осина, К – клен, И – ива.
Разминка Африка, Австралия – страны. Азия, Европа – материки. Лондон, Париж – столицы. Астана, Москва – города. Средиземное, Черное – моря. Байкал, Селигер – озера. Анна, Артем – имена.
Допишите фразы, используя слова на –ЕЦ, объясните значение слов:
  • Умный человек – мудрец.
  • Торговал на Руси – купец.
  • Школьная сумка – ранец.
  • Горькое растение – перец.
  • Скрывается от милиции – беглец.
  • Растет на грядке – огурец.

  • Босоножки, сандалики, кроссовки.
  • Кафтан, шуба, куртка.
  • Баталия, сеча, бой.
  • Арифметика, компьютер, счеты.
  • Радио, магнитофон, фотоаппарат.


  • Какое море в доме имеет две Н? – ванна.
  • Какой язык имеет две С? – русский.
  • Кто выдает деньги? – кассир.
  • Какая обувь имеет две С? – кроссовки.
  • Какой вид транспорта имеет две Л? – троллейбус.


Ведущий называет предмет, если то, что он называет, летает, то это слово записывается, если не летает, то не записывается. Объясняется орфограмма, например: Орел… Вертолет… Грач… Козел… Лопух… Самолет…

К Ш П А К О ПА * ТА ТР * ПА ГО * ОХ ТЛО А АГ

  • Где был (в цирке).
  • В чем перевозят бензин? (в цистерне).
  • Что выписал из книги? (цитату).
  • Какой струнный инструмент знаете? (цимбалы).
  • Какое блюдо любите? (цыпленка-табака).


  • Галстук из шелка, ковер из шерсти, друг из Москвы, кувшин из глины.
  • Письмо из Болгарии, мальчик из города, лес из Сибири, варенье из клубники.


Игра «Города»
Игра «Справочное бюро» Способствует воспитанию навыков работы со словарем. Чтобы орфографический словарь стал настольной книгой учащихся, необходима тренировка. Игра оживляет, разнообразит ее, проводится в виде соревнования: кто быстрее найдет «адрес» слова в орфографическом словаре и объяснит, как это слово написать. Такая работа обычно проводится со словами, не регулируемыми правилами; содержащими непроверяемые гласные и согласные в корне слова; удвоенные согласные, например: винегрет, бинокль, обаяние, внимание, трибуна, прийти, электрификация, поливитамины, одноклассники, футбол и другие.
Помогает учащимся усваивать опознавательные признаки орфограмм, различать орфограммы по их отличительным признакам, например: орфограмма находится в корне с чередующимися гласными (безударная). Выбор зависит от того, оканчивается слово на ст и щ назовите эти существительные.
Игра «Мудрый ворон» Вопрос «Как кричит ворона?», учащиеся отвечают: «КАР!», вот и напишите как можно больше слов, в которых содержится это буквосочетание: кар-тон, кар-андаш, кар-тина, кар-авай, И-кар, пе-кар-ня, Икар-ус, ма-кар-оны.Укажите безударные гласные, обоснуйте свой выбор.
Восстановите правильный порядок букв (бисера) в словах, определите склонение имен существительных: У асел ан кешпуо У леса на опушке Алиж амиз в кешбузи Жила зима в избушке. Междометие восторга, Нота грустного аккорда, А когда прочтешь из слитно, Имя внучку сразу видно. (О-ля).



Предполагает развитие у учащихся умения сконцентрироваться и по опорным словам найти общее, например: тетрадь, ручка, мел, журнал, оценка, учитель – школа. Затем выполняется задание: определить род, склонение этого существительного.

В каждом слове найдите название цветка, определите род, число, склонение существительных: завкрозат, састрарпезав, верландышкь, согвоздикаирак, иктутюль-пананас, ксхрфиалкафи, кипаириска.

Посадила мама в печь Пироги с капустой печь.
Снежное покрывалоВсю землю покрывало.




50-ден астам пәндер бойынша материалдарды тегін жүктеп, сабақ барысында қолдануға болады

Сертификатты жеке кабинеттегі жетістіктерім бөлімінен жүктеп алуға болады

Материалды сайттан тегін жүктеу

Материал ұнаса парақшаңызға сақтап қойыңыз!

Өз пікіріңізді қалдыру үшін тіркелу қажет.