Материалдар / Познавательные игры по русскому языку
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Познавательные игры по русскому языку

Материал туралы қысқаша түсінік
Материал бастауыш сынып оқушыларына керек. Бұл мәтін балалардың ойлауы мен сөйлеу мәнерін дамытады. Орыс тілінде емін еркін қарым қатынас жасауға, тіл байлығы мен сөздік қорын молайтуға, сабақта алған білімін дұрыс пайдалануға үйретеді. Орыс тілі сабағында ойын ойнату, диалог құру, суретпен жұмыс оқушылардың білімділігін арттырады.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
07 Желтоқсан 2018
445
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра для детей, прежде всего, увлекательное занятие. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись игрой, дети не замечают, что учатся: познают, запоминаю новое, пополняют запас представлений, ориентируются в необычных ситуациях, развивают фантазию. Игра развивает самостоятельность, инициативность, воспитывает чувство коллективизма. Чтобы повысить интерес к урокам русского языка, создать психологическую готовность детей к речевому общению, используются различные игры.

Игра развивает познавательную активность учащихся, создает бодрое рабочее настроение, несет в себе немалое нравственное начало, ибо овладение языком – это радостный, творческий и коллективный труд.



Фонетика


Кто больше?

Заменить в слове первый звук так, чтобы получилось как можно больше новых слов, например: Дом – том, сом, лом ком; Гора – нора, кора, Дора, Жора. Назови звонкие и глухие согласные.


Ромашка

Каждый лепесток содержит определенное задание, используется при изучении звуков речи. Дается дополнительное задание, например: сделать фонетический разбор двух слов на выбор.


Поле чудес

  1. Это слово из 6 букв можно найти на полу (Паркет).

  2. Отними 1 букву, и оно уже в руках человека, возвращающегося из магазина. (Пакет).

  3. Еще 1 буква потерялось – ищи слово в дипломатических документах. (Пакт).

  4. Букв стало на одну меньше, это слово знает каждый шахматист. (Пат).

  5. Осталось всего 2 буквы, слово стало легким и закружилось в танце. (Па).



Слово в словах

Сколько слов «спряталось» в слове половодье – пол, лов, олово, овод.

Назови звуковой состав слов.


Кто быстрее?

Какой ряд быстрее найдет в приведенных словах звонкие согласные?

Чудеса, вермишель, картина, ящик, кастрюля.


Грамотеи

  1. В данных словах определить количество букв и звуков: музыка, час, дерево, письмо, пыль.

  2. В словах деревья, букварь, стог, рысь твердые согласные подчеркнуть одной чертой, мягкие – двумя.


Штопанье дыр

В данные слова вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова.

Слова спокойно жили в книжке,

Но книжку вдруг прогрызли мышки,

От слов кусочки откусили,

Из книжки в норку утащили.

Ло …ка, руба … ка, арбу …, ска .. ка, уют .., тра … ка, кры … ка, пиро …, оши … ка.





Сколько у вас слов про запас?

За одну минуту записать как можно больше слов по схеме: С …Е…А… Определить количество букв и звуков (Света, сцена, схема, сфера, стена, стела).


Кто внимательный?

Найти в словах одинаковый звук, охарактеризовать его.

Арбуз, барабан, аист, аквариум.


Слова, слова …

Напишите как можно больше слов, оканчивающихся на удвоенную согласную: прогресс, конгресс, класс, процесс, босс, пресс, брасс, кросс, экспресс, нарцисс, компромисс, мисс, мусс. Найдите в 1-5 словах глухие согласные.


Какое начало, такой и конец

За 2-4 минуты записать как можно больше слов из 4-6 букв, начинающихся и заканчивающихся на одну и ту же букву, например буква Т: тост, текст, торт, тест. Назовите звуковой состав слов.


Для любознательных

  1. Кто любил Красную Шапочку больше: мама или бабушка? (В слове-отгадке есть глухие согласные).

  2. Налим или сом? У какой рыбы нет чешуи? (В слове-отгадке все согласные звонкие).

  3. Пуфф или Буфф? Как звали маленькую собачку, которая спала 100 лет вместе со спящей красавицей? (В кличке собаки все согласные глухие).


Доскажи словечко

Дается дополнительное задание по выбору учителя.

  1. Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый – все довольны,

Так приятен он на вкус,

Называется … арбуз.


  1. На ветке не птичка –

Зверек – невеличка,

Мех теплый, как грелка,

Кто же это?… Белка.



Собери букет

  1. Соберите в букет цветы, в названии которых есть только твердые звуки.

  2. Соберите в букет все цветы, в названии которых хотя бы один мягкий звук.


На одну букву

За определенное время найдите и запишите названия всех предметов в классе на букву «С», например: стол, стул, спина, сумка … Определите количество звуков в словах.


Веришь – не веришь

Ведущий читает фразу, а учащиеся должны либо согласится с высказыванием, либо нет, например:

  1. В русском языке 10 гласных букв.

  2. Звук «Й» - согласный, твердый, звонкий.

  3. В слове каюта 5 букв и 5 звуков.

  4. В слове ЕЛЬ буква «Е» обозначает 2 звука.

  5. Согласных букв в русском языке 23.




Закончи пословицу!

Найти слова, в которых букв больше, чем звуков.

  1. Старый друг лучше (новых двух).

  2. Терпенье и труд (все перетрут).

  3. Ученье – свет, (неученье – тьма).

  4. Век живи – (век учись).

  5. Не зная броду, (не суйся в воду).



Лексика и фразеология


Лесенка

Подобрать слова, которые начинаются с одной и той же буквы, постепенно увеличивая их количества. Дать лексическое толкование слов.

Юг

Юла

Юнга

Юниор

Юпитер


Кто как пасется?

Объясните лексическое значение слов:

Овцы - …, кони - …, свиньи - …, коровы - …, гуси - …, утки - …,

Стадо, гурт, косяк, табун.


Кто где живет?

Дать толкование словам:

Конь - …, свинья - …, корова - …, овца - …, курица - …,

Конюшня, курятник, кошара, хлев, свинарник.


Переводчик

Кто быстрее заменит иноязычное слово русским?

  1. При проверке было выявлено немало дефектов (ошибок).

  2. Он пишет мемуары (воспоминания).

  3. Мы гордимся нашим голкипером (вратарем).


Найди близнеца

Используется на уроках по изучению синонимов. Например, даны слова: портниха, абсурд, иллюзия, повторение, комфорт, микроб, бацилла, рецидив, уют, химера. Из данных слов нужно выбрать ряды синонимов.

Если учащийся сомневается в правильности своего выбора, он может обратиться к словарям синонимов.


Лото «Закончи фразеологизм»

Начало выражения находится у учителя, а конец у учащихся. Ведущий тасует карточки и громко называет начало фразеологизма. Тот, у кого оказалось его окончание, поднимает руку, громко читает фразеологизм, берет карточку и накрывает соответствующую клетку таблицы, например:

  1. До поры – до времени.

  2. Ни свет – ни заря.

  3. От мала – до велика.

  4. И стар – и млад.

  5. Ни конца – ни края.





Фразеологический зверинец

Проводится при помощи всевозможных картинок, когда нужно назвать фразеологизмы с изображением каждого животного – эти и другие виды занимательной грамматики используются при изучении темы «Фразеологизмы».


Одним словом

Ведущий читает вслух фразеологизм и предлагает выразить его смысл одним словом, например:

  1. Вешать нос – унывать.

  2. Клевать носом – дремать.

  3. Не за горами – близко.

  4. Не на шутку – серьезно.

  5. На скорую руку - наспех.



Стреляный воробей

Подобрать к фразеологизму антоним:

  1. Молчать как рыба – чесать языком.

  2. Не разлей вода – как кошка с собакой.

  3. Держи ухо востро – ворон считать.

  4. Желторотый птенец – стреляный воробей.



Кот в мешке

В мешке находятся игрушечные зверята. Нужно назвать фразеологизмы, в которых упоминаются эти животное (собака, кошка, кот, козел, курица).

  1. Как собак нерезаных, устал как собака, нужен собаке как пятая нога.

  2. Черная кошка пробежала, играть в кошки – мышки, драная кошка.

  3. Драть как сидорову козу, пускать козла в огород.

  4. Мокрая курица, слепая курица.



Морфология. Имя существительное


По щучьему велению

Помогает учащимся ориентироваться в системе изученных орфограмм, четко формулировать наименования орфограмм. Суть работы заключается в том, что учащиеся по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму хотели бы видеть в тетрадях своих товарищей и кому из них хотели бы задать вопрос по изученной теме. Остальные учащиеся называют и записывают слова с указанной орфограммой, например: «По щучьему велению, по моему хотению, назовите разносклоняемые имена существительные и докажите, что они являются таковыми».


Кого возьмешь с собой?

Ты собрался в поход. Кого из друзей возьмешь с собой? Какие имена существительные даны?

Забияка, обжора, работяга, умница, зевака, соня, умница, сластена.


Помнишь ли ты?

Написать название сказки по данным предложениям, объяснить орфограмму:

  1. Не лежалось на окошке,

Покатился по дорожке.

«Колобок»

  1. Отворили дом козлята

И пропали все куда-то.

«Волк и семеро козлят»


  1. А дорога – далека,

А корзина нелегка,

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок.

«Маша и медведь»


Подбери словечко

Надеть что? (Платье, чулки, шубу, брюки).

Много чего? ( Платьев, чулок, шуб, брюк).


Из одного – несколько

Из каждой буквы слова яблоки образуйте название дерева. Определите склонение существительных.

Я – ясень, Б – береза, Л – липа, О – осина, К – клен, И – ива.


Разминка

Найдите общее название к каждой группе слов, объясните написание:

Африка, Австралия – страны.

Азия, Европа – материки.

Лондон, Париж – столицы.

Астана, Москва – города.

Средиземное, Черное – моря.

Байкал, Селигер – озера.

Анна, Артем – имена.


Молодец!

Допишите фразы, используя слова на –ЕЦ, объясните значение слов:

  1. Умный человек – мудрец.

  2. Торговал на Руси – купец.

  3. Школьная сумка – ранец.

  4. Горькое растение – перец.

  5. Скрывается от милиции – беглец.

  6. Растет на грядке – огурец.


Какое слово самое молодое?

Определите число существительных.

  1. Босоножки, сандалики, кроссовки.

  2. Кафтан, шуба, куртка.

  3. Баталия, сеча, бой.

  4. Арифметика, компьютер, счеты.

  5. Радио, магнитофон, фотоаппарат.



Две буквы

  1. Какое море в доме имеет две Н? – ванна.

  2. Какой язык имеет две С? – русский.

  3. Кто выдает деньги? – кассир.

  4. Какая обувь имеет две С? – кроссовки.

  5. Какой вид транспорта имеет две Л? – троллейбус.



Кто летает?

Ведущий называет предмет, если то, что он называет, летает, то это слово записывается, если не летает, то не записывается. Объясняется орфограмма, например: Орел…

Вертолет… Грач… Козел… Лопух… Самолет…



Найди потерявшиеся буквы

Определите склонение существительных.

К Ш П

А К О

ПА * ТА ТР * ПА ГО * ОХ

Т Л О

А А Г



Любопытный

Ответьте на вопросы, но все ответы должны быть на букву «Ц», объясните орфограмму:

  1. Где был (в цирке).

  2. В чем перевозят бензин? (в цистерне).

  3. Что выписал из книги? (цитату).

  4. Какой струнный инструмент знаете? (цимбалы).

  5. Какое блюдо любите? (цыпленка-табака).



Игра «Четвертый лишний»

Найдите лишнее слово, обоснуйте свой выбор:

  1. Галстук из шелка, ковер из шерсти, друг из Москвы, кувшин из глины.

  2. Письмо из Болгарии, мальчик из города, лес из Сибири, варенье из клубники.



Игра «Города»

Ведущий называет город, все играющие должны за 3-4 минуты написать как можно больше слов – названий городов. При этом последняя буква каждого слова является первой буквой следующего, например: Архангельск – Калуга – Астана – Анапа – Арзамас – Смоленск – Киев – Воронеж – Женева. Объясните написание слов.


Игра «Справочное бюро»

Способствует воспитанию навыков работы со словарем. Чтобы орфографический словарь стал настольной книгой учащихся, необходима тренировка. Игра оживляет, разнообразит ее, проводится в виде соревнования: кто быстрее найдет «адрес» слова в орфографическом словаре и объяснит, как это слово написать. Такая работа обычно проводится со словами, не регулируемыми правилами; содержащими непроверяемые гласные и согласные в корне слова; удвоенные согласные, например: винегрет, бинокль, обаяние, внимание, трибуна, прийти, электрификация, поливи – тамины, одноклассники, футбол и другие.


Игра «Угадай-ка»

Помогает учащимся усваивать опознавательные признаки орфограмм, различать орфограммы по их отличительным признакам, например: орфограмма находится в корне с чередующимися гласными (безударная). Выбор зависит от того, оканчивается слово на ст и щ назовите эти существительные.


Игра «Мудрый ворон»

Вопрос «Как кричит ворона?», учащиеся отвечают: «КАР!», вот и напишите как можно больше слов, в которых содержится это буквосочетание: кар-тон, кар-андаш, кар-тина, кар-авай, И-кар, пе-кар-ня, Икар-ус, ма-кар-оны.Укажите безударные гласные, обоснуйте свой выбор.


Игра «Рассыпанный бисер»

Восстановите правильный порядок букв (бисера) в словах, определите склонение имен существительных:

У асел ан кешпуо

У леса на опушке

Алиж амиз в кешбузи

Жила зима в избушке.

Игра «Думай по слогам»

Игра на знание слов русского языка, частей речи, определите род, число, склонение существительного, объясните написание слов:

Междометие восторга,

Нота грустного аккорда,

А когда прочтешь из слитно,

Имя внучку сразу видно. (О-ля).



Игра «Сеанс одновременной игры»

Играет «сильный» ученик против всего класса, каждый учащийся имеет право задать вопрос по изучаемому материалу, но только в том случае, если сам знает ответ на свой вопрос.



Игра «Угадай слово»

Предполагает развитие у учащихся умения сконцентрироваться и по опорным словам найти общее, например: тетрадь, ручка, мел, журнал, оценка, учитель – школа. Затем выполняется задание: определить род, склонение этого существительного.



Игра «Не сломай головы»

В каждом слове найдите название цветка, определите род, число, склонение существительных: завкрозат, састрарпезав, верландышкь, согвоздикаирак, иктутюль-пананас, ксхрфиалкафи, кипаириска.


Игра «Мы такие разные»

Определить, какой частью речи являются выделенные слова:


Посадила мама в печь

Пироги с капустой печь.


Снежное покрывало

Всю землю покрывало.







Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!