Консультация для родителей
«Приемы обогащения словарного запаса детей
дошкольного возраста»
Дошкольный
возраст – период быстрого обогащения словаря. Первые осмысленные
слова появляются у ребенка к концу первого года жизни. После
полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми
темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300 – 400 слов,
к трем годам может достигать 1500 слов. Третий год жизни – период
наибольшего увеличения активного словарного запаса. К четырем годам
количество слов доходит до 1900, в пять лет – до 2000 – 2500, а в 6
– 7 лет до 3500 – 4000 слов. Особенно быстро увеличивается число
существительных и глаголов, медленно растет число используемых
прилагательных. Состав словаря отражает круг интересов и
потребностей ребенка.
На 2-ом
году жизни дети
осваивают названия тех предметов одежды, мебели, посуды, игрушек и
др., с которыми они действуют в детском саду и
дома.
К концу
второго года жизни можно говорить о возникновении элементарных
обобщений. На этой основе возникает возможность учить детей
обозначать одним словом сходные предметы и дифференцировать
(различать) одни группы предметов от
других.
На 3-ем
году жизни словарь детей пополняется в процессе освоения
более широкого круга предметов домашнего обихода, с которыми
действуют и они сами, и взрослые. Дошкольники осваивают названия
предметов более далекого окружения, которые видят на улицах, в
парках и других местах.
На 4-ом
году дети должны
точно называть все вещи обихода, предметы обстановки, разные
транспортные средства и т.п., т.е. то, с чем они сталкиваются
повседневно.
В этом
возрасте в программе значительное внимание уделяется введению в
словарь детей слов, обозначающих качества и свойства предметов:
дифференцируются части и детали предметов, их величина, а так же
пространственные и временные отношения, что находит отражение в
соответствующем словаре, обозначающем части суток и их признаки,
вводятся слова, обозначающие пространственные отношения.
Расширяется в словаре детей и круг слов, обозначающих названия
цветов и форм окружающих предметов, а также вкусовых
ощущений.
На 5-ом
году жизни предусматривается введение в активный словарь
названий всех предметов, с которыми ребенок сталкивается в жизни.
Вводятся в активный словарь слова, обозначающие части и детали
предметов, их качества и свойства, пространственные и временные
отношения.
В этом же
возрасте в словарь вводятся слова, обозначающие элементарные
бытовые понятия (овощи, фрукты, одежда, игрушки, обувь, посуда и
др.), на основе выделения существенных признаков и обобщения по
ним.
На 6-ом
году жизни главным содержанием словарной работы в процессе
ознакомления с предметами становится дальнейшее введение в словарь
слов, обозначающих дифференцированные качества и свойства по
степени выраженности, а так же включают в словарь названия
материалов и их предметов.
Однако
важно не само по себе обогащение словаря, а его качественное
развитие – развитие значения слов. Четкая предметная соотнесенность
возникает не с самых ранних этапов жизни ребенка, а является
продуктом развития. Сначала слово ассоциируется для малыша только с
конкретным, «единичным» предметом, постепенно с развитием
способности обобщения оно начинает обозначать все предметы данной
категории. К 4 – 5 годам дети осознают многозначность слов, но не
улавливают их переносного значения. Уточнение смыслового содержания
слов к 6-7 годам еще только набирает силу. Словарный запас активно
обогащается за счет слов, придуманных ими («намакаронился»,
«грязиновые сапоги»). Словотворчество является важнейшей
особенностью детской речи – показатель освоения морфологических
элементов языка.
Важная
задача воспитания и обучения состоит в учете закономерностей
освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании
умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом
высказывания.
Выделяют
четыре основные задачи:
-
Обогащение
словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а
также усвоение новых значений ряда слов, уже имеющихся в
лексиконе;
-
Закрепление и уточнение
словаря;
-
Активизация словаря – новое слово должно войти в
словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли
употреблять их в нужном случае;
-
Устранение
из речи детей нелитературных слов.
Прежде
всего дети усваивают:
-
Бытовой
словарь: название частей тела, лица; название игрушек, посуды,
мебели, одежды, предметов туалета, пищи,
помещений;
-
Природоведческий словарь: явления неживой
природы, растений, животных;
-
Обществоведческий словарь: слова, обозначающие
явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные
праздники, армия и др.);
-
Эмоционально-оценочную лексику: слова,
обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный,
радостный), качественную оценку предметов (хороший, плохой,
прекрасный), слова, эмоциональная значимость которых создается при
помощи словообразовательных средств (голубушка, голосок),
образование синонимов (пришли – приплелись, засмеялись –
захихикали), с помощью фразеологических сочетаний (нестись сломя
голову), слова, в собственно лексическом значении которых
содержится оценка определяемых ими явлений (ветхий – очень
старый);
-
Лексику,
обозначающую время, пространство,
количество.
Словарная
работа в каждой группе проводится с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей словаря, психического развития в целом,
а также текущих воспитательных задач.
Методы
и приемы словарной работы.
1. Методы
накопления содержания детской речи (методы ознакомления с
окружающим миром, обогащения словаря): рассматривание и
обследование предметов, наблюдение, осмотры помещений детского
сада, целевые прогулки и экскурсии; опосредованное ознакомление:
рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение
художественных произведений, показ кино, видео фильмов, просмотр
кинопередач.
2. Методы
для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек,
рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические
игры, чтение художественных произведений, дидактические (словарные)
упражнения.
3.
Театрализованные игры, праздники и развлечения, участие в
концертах, утренниках способствуют активизации образного
словаря.
КАК ОБОГАТИТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС РЕБЕНКА: 5
СОВЕТОВ
1. Постоянно
разговаривайте с ребенком
Дети учат язык и
совершенствуют словарный запас только одним способом – слушая
разговоры окружающих людей. Чем богаче и разнообразнее речь,
которую они слышат ежедневно, тем более развитым станет их
собственный язык. Тем не менее, в дополнение к обычной беседе,
в вашем распоряжении имеется множество творческих и приятных
способов пополнения словарного запаса ребенка, которые могут также
укрепить семейные узы и позволят весело и полезно провести время
вместе.
2. Читайте
вслух
Разумеется, вы
читаете своему малышу с момента его рождения, но теперь настало
время читать ему книги со множеством персонажей и настоящим
сюжетом. Не жалейте времени на обсуждение и не забывайте пояснять
ребенку новые понятия и слова.
3. “Покажи и
расскажи”
Посещая какое-либо
интересное место, всегда старайтесь принести что-то домой. Когда
вся семья соберется вместе, устройте им презентацию новой вещицы.
Позвольте ребенку рассказать о его сокровище. Эти небольшие
предметы не обязательно должны быть дорогими или затейливыми. Суть
идеи состоит в обмене информацией и
опытом.
4.
Разговаривайте с ребенком
Не стоит
недооценивать роль глубокой беседы и обмена информацией в развитии
речевых навыков и словарного запаса
ребенка.
5. Говорите,
говорите, говорите
Пусть ребенок
узнает как можно больше новых слов именно от вас. Весьма вероятно,
что детям легче будет запомнить длинные слова, поскольку короткие
слова с одинаковыми буквами, например, такие, как “ушел”, “пришел”,
“пошел”, могут вызвать некоторую путаницу. Большинство дошколят
знают назубок названия динозавров, которые взрослым не удается даже
произнести. Мозг ребенка – словно губка, впитывающая в себя
информацию.
Словарная
работа проводится во время всех видах организованной учебной
деятельности, в режимных моментах. Таким образом, развитие словаря
осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для
этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации
словаря детей, используя разные приемы словарной работы с учетом
особенностей каждого вида деятельности.