Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
проектная работа «Пушкин в Уральске».
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
«Пушкин в Уральске»,
Выполнила ученица 9 класса Жарсайской основной школы Харькова Дарья, 6.12. 2003 года рождения. Даша принимает участие в классных и общешкольных мероприятиях, районной предметной олимпиаде. Мечтает стать учителем начальных классов. Девочка полусирота. Мать работает техничкой в сельском акимате.
Абстракт.
Мне кажется, что Пушкина для себя можно открыть всегда. Я читала много сказок поэта. Уже в 5 классе, в ходе недели русского языка и литературы, мы готовили сценки по сказкам и повести Пушкина «Капитанская дочка». На уроках литературы изучали биографию поэта. Тогда я и узнала, что Александр Сергеевич приезжал в Уральск. Мы живём в маленьком посёлке, город Уральск от нас не очень далеко, во всяком случае это наш казахстанский город, поэтому Пушкин стал как будто ближе, понятнее, роднее. Особый интерес у меня вызвала поездка Пушкина А. С. в Уральск. Учительницей подсказала мне тему «Пушкин в Уральске», потому что в одном письме Пушкин писал: «Поехал я в Уральск…»
Над проектом я работаю в течение двух лет. На первом этапе я читала все о поэте и принимала участие в мероприятиях:
-
в устном литературном журнале «Чувства добрые я лирой пробуждал»;
-
в сообщении о поездке Пушкина в Уральск на Неделе русского языка и литературы;
-
в выступлении со слайдовой презентацией «Творчество А.С.Пушкина» на уроке литературы.
В связи с тем, что литературоведами ведутся поиски дневников, писем поэта и воспоминаний о нем людей, встречавшихся с ним, могут открыться новые факты о поездке гениального человека в Уральск; мне хотелось узнать: какое влияние на творчество Пушкина оказало посещение Уральска. Пушкин в Уральске
Уральская осень Александра Сергеевича Пушкина 1833 года — это всего двое с половиной суток из жизни великого человека. Но как много они в себя вместили, как много впечатлений подарили поэту! Пушкинские дни стали памятными для многих поколений уральцев. С тех далеких дней укоренилась в Уральске неофициальная традиция — торжественно вспоминать Пушкина в феврале, июне и сентябре: в день гибели, в день рождения и в день приезда в город...
О поездке поэта в Приуралье и Уральск писалось многократно. Есть книги, очерки, статьи. Однако до сих пор в уральской пушкиниане существуют спорные вопросы, ответы на которые найти трудно, а порой невозможно.Его принимали как знатного путешественника, как знаменитого поэта, стихи которого уже стали к тому времени неотъемлемой частью чтения русских людей. Многие уральцы радовались возможности посмотреть на поэта, приходили познакомиться, в доме атамана давали обеды, говорили речи, помогали ему находить главных свидетелей казачьего бунта.
Путешествие по пугачевским местам. Отправляясь в далекое, трудное путешествие по пугачевским местам, Пушкин не планировал посещение Уральска. «Оренбург — последняя цель моего путешествия», — уточнил он в письме к жене из имения Языковых 12 сентября. По всей видимости, первоначально намеченный маршрут поездки был несколько иным. Некоторые пушкинисты считают, что идея поездки в Уральск возникла у поэта лишь в Оренбурге. Видимо, этому способствовали красочные рассказы В. И. Даля. А может, другие веские причины, которые нам неизвестны. Что же заставило Александра Сергеевича отправиться в столь дальнюю дорогу? Пушкин задумывается над судьбами российского дворянства, над отношением его к народу и народа к нему.
В середине 1831 года поэт испрашивает разрешение на работу в архивах, объясняя это своим желанием написать «Историю Петра Великого и его наследников до государя Петра III». К 1833 году Пушкин проделал огромную работу. Он изучил сотни печатных и рукописных источников, мало кому известные документы эпохи Петра. По подсчётам исследователей, более четырех тысяч документов. Он прочёл всё, что было доступно и возможно в России о Пугачёве. Одновременно с этим им задумывается художественное произведение, посвящённое пугачёвским событиям 1773 года. Вникая в реальные факты событий, Пушкин приходит к выводу о том, что ему необходимо побывать в местах, где бушевала пугачёвщина. Надо было своими глазами увидеть места, где разворачивались грозные события, услышать людей-очевидцев и записать их рассказы… Сентябрь 1833 года выдался сухим и холодным. Тройка мчала Пушкина в Оренбург. Слева и справа открывались холмистые просторы с небольшими лесками и зарослями кустарников. Спокойна степь. Александр Сергеевич “сочиняет” в коляске. Тряска не мешала рифмам. Светило солнце или всплывала в вечернем небе луна – коляска уверенно катилась вперёд, поэт задумчиво смотрел вдаль, и губы его шевелились:
Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Именно по дороге в Оренбург были сделаны наброски двух сказок – «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» и «Сказки о рыбаке и рыбке». В дороге Пушкин записывал в основном стихи. «История Пугачёва» требовала иных условий – распаковки книг, рукописей. Я ехал в дальние края;
Не шумных …жаждал я,
Искал не злата, не честей
В пыли средь копий и мечей.
Прибытие в Оренбург. 18 сентября Пушкин прибыл в Оренбург. Он мог бы приехать на день раньше, если бы не заяц. Когда выехал он из Симбирска, заяц перебежал дорогу. Пушкин был суеверен и приказал возвращаться. “Дорого бы дал я, чтобы быть борзой собакой, уж этого зайца я бы отыскал”, – написал он в письме жене.
Оренбург оказался невелик.
Насыщенным и разнообразным по впечатлениям складывалось пребывание Пушкина в Оренбурге. Вскоре, после первых расспросов и рассказов, Пушкина повёз в город чиновник губернской канцелярии, а так же его знакомый, Владимир Иванович Даль. Они посетили Неплюевское военное училище, оно было своеобразным культурным центром – при нём работала типография, где печатались книги на русском и арабском языках. Самым большим зданием в городе был гостиный двор. Он строился с военно-оборонительной целью, по типу крепости. Пушкин посетил и меновой двор – место, где происходил торг и обмен товаром с иноземными, азиатскими купцами. Возможно, в этот же день Пушкин посетил и оренбургский архив. Берда – столица Пугачева. На следующий день вместе с Далем, Артюховым и Перовским Пушкин поехал в казачью слободу Берду, расположенную в семи верстах от Оренбурга. В своей дорожной книжке Пушкин записал: “В Берде Пугачёв жил в доме Константина Ситникова”. Мы можем увидеть этот дом глазами Пушкина в романе «Капитанская дочка». В главе «Мятежная слобода» он подробно описывает дом и обстановку в нём: “Я вошёл в избу, или во дворец, как называли её мужики. Она освещена была двумя сальными свечами, а стены оклеены были золотою бумагою; впрочем, лавки, стол, рукомойник на верёвочке, полотенце на гвозде, ухват в углу и широкий шесток, уставленный горшками, – всё было как в обыкновенной избе”.
Но, самое главное, в Берде Александр Сергеевич находит старую казачку, которая знала, видела и помнила Пугачёва. Многое поведала поэту старая казачка. “Пушкин, – свидетельствовал Даль, – разговаривал с нею целое утро. Старуха спела также несколько песен, относившихся к тому же предмету, и Пушкин дал ей на прощанье червонец”. События и люди, как живые, вставали из этих рассказов. На её рассказ опирается сцена принятия Пугачёвым присяги в «Капитанской дочке»: “Пугачёв сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нём был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. Жители начали присягать. Наконец Пугачёв встал с кресел и сошёл с крыльца в сопровождении своих старшин. Ему подвели белого коня, украшенного богатой сбруей. Два казака взяли его под руки и посадили на седло”. В тетрадь с «Оренбургскими записями» Пушкин заносит: ”В Берде Пугачёв был любим; его казаки никого не обижали”1. Как известно, в народе верили, что Пугачёв – царь Пётр III. “Весь чёрный народ был за Пугачёва. Посещение Уральска. Об окончательном решении посетить Уральск поэт сообщил жене из Оренбурга в письме от 19 сентября: « Я здесь со вчерашнего дня... завтра еду к яицким казакам, пробуду у них дни три и отправлюсь в деревню (Болдино) через Саратов и Пензу»2. Необходимо отметить, что «История Пугачёва» была к 1833 году Пушкиным написана. Однако поэт всё же посчитал необходимой свою поездку на Урал, к местам, ещё помнившим события полувековой давности.
Даль сопровождал Пушкина в поездке по Оренбургу и его окрестностям, по сути, неотлучно находился с поэтом с 18 по 20 сентября. Даль признавал Урал местом по-настоящему своеобразным, может быть, экзотическим, достойным художественного отображения, краем важных исторических событий, интересных социальных, культурных явлений и взаимоотношений разных народов»3.
Он писал об Уральске, что «тут проживает 45 тысяч душ старых и малых обоего пола».
Две версии. Более 150 лет сталкиваются и не соединяются две противоположные версии. В первой утверждается, что Даль сопровождал Пушкина в Уральск. Во второй это отрицается. Так, В. И. Порудоминский в книге «Даль» пишет: « Даль сопровождал его до Уральска — показывал, должно быть, места восстания, помогал встретиться с людьми, наладить беседу... 23 сентября 1833 года расстались в Уральске и разъехались в противоположные стороны титулярный советник, поэт Пушкин и коллежский асессор, писатель Даль (Казак Луганский)»4. Другой современный исследователь жизни и творчества Даля Ю. П. Фесенко идет дальше в своих предположениях. Даль, по его мнению, «сопровождал Пушкина не только в Уральск, но и дальше до границ Оренбургского края»5.
20 сентября, распрощавшись с Далем и другими оренбургскими знакомыми, Пушкин выехал из Оренбурга в Уральск.
Остановка в военных укреплениях. Атаман Нижнеозёрной зауряд-сотник В. И. Агапов был уже извещён губернатором о приезде Пушкина и встретил его со всем возможным радушием и почётом. Он показывал ему остатки крепостного вала, водил на берег Урала, собрал в станичную избу стариков, которые помнили восстание. От них-то Пушкин и услышал много интересного, записал в свою тетрадь, а потом использовал в работе над «Историей Пугачёва» и «Капитанской дочкой». Ещё одним доказательством непростого отношения казаков к самозваному царю может служить воспоминание войскового старшины Антона Бородина. Он писал в своем воспоминании: «Один из тех казаков, которых расспрашивал А.С. Пушкин, именно Бахирев, сказывал, что когда Червяк, бывший некоторое время писарем у Пугачёва, стал умирать, Бахирев, задушевный приятель умершего и сам видевший самозванца, просил по-дружески Червяка перед смертью сказать истину: был то Пётр III или самозванец Пугачёв. На это Червяк положительно отвечал, что «это никто иной был, как император Пётр III, потому, прибавил он, что таких знаний, распорядительности и проницательности не может быть в простом человеке». И мне, говорит, Александр Сергеевич Пушкин толковал, что это был самозванец, донской казак Емельян Пугачёв и присвоил себе имя умершего императора, но я этому не верю. Где новым людям знать, что в старину было6».
…Пой, ямщик! Я молча, жадно |
Буду слушать голос твой. |
Месяц ясный светит хладно, |
Грустен ветра дальний вой… |
Уральск. Близкое знакомство с жизнью Пугачева. Он приехал в Уральск в среду в семь часов вечера. Поездка в Уральск для поэта была необходимой, как воздух. Здесь он обратился непосредственно к народу, к его памяти: преданиям, легендам, песням. Его привело сюда стремление выяснить «мнение народное» о восстании 1773—1775 гг. и о самом Пугачеве.
Работа над пугачевской темой привнесла нечто совершенно новое в творческую манеру поэта. Это позволило Пушкину преодолеть воздействие уже сложившихся представлений, запечатленных в литературе той поры, в которой давался искаженный образ Пугачева. Здесь Пушкина ждали. Сам атаман, полковник Покатилов, встречал гостя. В Уральске Пушкин встречался и беседовал и с рядовыми казаками, и казачками. Пушкин умел говорить с простыми людьми, этот странный штатский человек с ясными голубыми глазами и располагающей к себе улыбкой вызывал доверие. Он так заразительно и безудержно смеялся, когда слышал о чём-нибудь смешном, что его собеседники сами начинали от души хохотать. Была ещё одна причина, которая заставляла беседовавших с Пушкиным людей, тянуться к нему. Полвека с лишним минуло с той пугачёвской поры, а впервые они видели не своего брата-казака, а барина, который с такой жадностью выслушивал их рассказы об их преступной, в глазах начальства, молодости. А ведь кое-кто из собеседников Пушкина был не только прощён после разгрома пугачёвского восстания, но и наказан. Одним из таких казаков был Михаил Денисович Пьянов, девяностопятилетний старик, служивший гренадёром в личной охране Пугачёва. В разговоре поэта и казака произошёл такой эпизод. Назвав в беседе «императора» его истинным именем, поэт нарвался на резкую отповедь со стороны Пьянова: «Он для тебя Пугачёв,- отвечал мне сердито старик, - а для меня он был великий государь Пётр Фёдорович»7. Встреча с ним оставила глубокий след в сознании поэта. Уральск был основан на правом берегу реки Урал в 1613 году. Основателями города стали вольные казаки, с ними и связана большая часть истории этих мест, а также примечательная своим своеобразием архитектура города. Исторически город зародился там, где сейчас стоит Михайло-Архангельский собор. Этот район по сей день носит название «Курени» (множественное число от «курень» - так называют казацкий срубный или каменный дом, обычно состоящий из основного жилого помещения и пристроенного к нему вспомогательного, с обязательной русской печью внутри).
Именно здесь он еще застал восьмидесяти – девяностолетних свидетелей давно умолкнувшей кровавой эпохи. В их рассказах он находил живые черточки и подробности о самозванном Петре III. Так, в примечаниях ко второй главе «Истории Пугачева» читаем: «В Уральске жива еще старая казачка, носившая черевики его (то есть Пугачева) работы». В «Замечаниях» к «Истории Пугачева» Пушкин вновь упоминает о престарелой собеседнице: «Грех сказать,- говорила мне 80-летняя казачка, — на него мы не жалуемся, он (то есть Пугачев) нам зла не сделал». В Куренях в Уральске Пушкину показывали два дома — деревянный и каменный. Первый принадлежал казаку Петру Кузнецову, на дочери которого Устинье женился Пугачев.
Разрушен в 30-е г. и другой ценнейший исторический памятник Петропавловская церковь, в которой Пугачев венчался с Устиньей. О казачьей «царице» Пушкин услышал еще в Берде от Бунтовой: «Устинью (Кузнецову) взял он насильно, отец и мать не хотели ее выдать, она-де простая казачка, не королевна, как ей быть за государем». Затем с некоторыми изменениями и существенными добавлениями написал об этом в основном тексте «Истории Пугачева». Так, например, исчезла фраза «взял он насильно». Появились важные подробности, о которых Пушкин мог узнать только в Уральске.
В Уральске Пушкин услышал предания о Василии Плотникове – одном из первых сподвижников Пугачёва и возмутителе яицких казаков, здесь ему рассказали, как заговорщики – яицкие казаки – арестовали его, чтобы выдать властям и тем спасти себя.
«Бывают странные сближенья…» Пушкин и восточное устное народное творчество. Пребывание поэта в Уральске обогатило его восточными материалами. Где –то в окрестностях города он мог услышать калмыцкую сказку об орле и вороне, а также казахскую эпическую поэму о Козы– Корпеш и Баян– Сулу. Сказку об орле и вороне Пушкин использовал в романе «Капитанская дочка». Она очень убедительно и колоритно характеризует образ Пугачева.
Здесь же к Пушкину каким-то образом попала рукопись, написанная неизвестным на пяти листах большого формата. То была поэма о Козы –Корпеш и Баян –Сулу, переведённая на русский язык. Что касается казахской поэмы, то текст ее был обнаружен в архиве поэта и впервые опубликован лишь в 1937 году в «Вестнике пушкинской комиссии» Л. Б. Модзалевским. Сам факт обнаружения поэмы среди бумаг Пушкина является доказательством того, что великому русскому поэту было близко народно поэтическое творчество казахского народа. Исследователи отмечают, что интерес Александра Сергеевича Пушкина к духовной культуре казахов проявился задолго до поездки в Уральск. Он неплохо знал труды «Геродота казахского народа» А.И. Левшина и, редактируя «Литературную газету», публиковал его исследования о киргиз-кайсаках.
До сих пор мы не знаем, кто исполнил эту поэму, и кто перевел ее на русский язык и пересказал Пушкину. Смерть помешала поэту написать что-либо на сюжет знаменитого степного эпоса. Что это могло быть? Поэма? Трагедия? Возможно, произведение это, будь оно написано, встало бы в ряд созданий, которые мы привыкли называть «маленькими трагедиями». Исследователи до сих пор не выяснили, кто записал и сделал для Пушкина перевод степной поэмы.
Возможность встречи А.С.Пушкина и Махамбета Утемисова Возможно, автором-исполнителем поэмы был Махамбет Утемисов, знаменитый казахский поэт, некоторое время находившийся при дворе хана Джангира, правителя Внутренней Орды.
Почему не допустить, что именно тогда произошла их встреча. Поэты могли встретиться и в Оренбурге, где Махамбет проживал в течение года (май 1833 — июнь 1834). Он был назначен опекуном сына хана Джангира Зулкарная (9 лет), который был принят в Неплюевское кадетское училище.8 Конечно, Махамбет мог отлучаться из Оренбурга в Орду. Но такое знаменательное событие, как пребывание Пушкина в Оренбурге и Уральске, не могло остаться незамеченным в кругах казахской интеллигенции.
Но вспомним, Пушкин сам написал когда—то: «Бывают странные сближенья». Может быть, это как раз тот самый случай? Без сомнения, это только догадка, которая нуждается в серьезном подтверждении. Предположение такое существует достаточно давно, не раз о нем говорилось в работах пушкинистов. Можно сказать, что есть интересная гипотеза. И чтобы она стала реальностью, нужны достоверные факты. Нужны серьезные разыскания, поиски архивных источников.
Приуралье – область богатейших литературных впечатлений Вторая болдинская осень. Сорок дней путешествия подходили к концу. Пушкин прощался с гостеприимным Уральском. Вечером 23 сентября 1833 года Александр Пушкин выехал из Уральска
по направлению к Болдино. Поездка вдохновила поэта — наступила вторая болдинская осень.В созданных в этот период произведениях есть немалая доля впечатлений от уральской поездки. Но все-таки вначале — в первые две недели (1—14 октября) после приезда в Болдино — А. С.Пушкин создает «Сказку о рыбаке и рыбке». В «Сказке о рыбаке и рыбке», создававшейся одновременно с «Историей Пугачева», в какой-то степени нашли отражение некоторые проблемы исторического характера, волновавшие поэта в то время, в частности вопрос о самозванстве, столь характерном и актуальном для русской истории XVII и XVIII веков. есть ли мудрая «Сказка...»A. С.Пушкина, своеобразной реминисценций на неудавшиеся притязания Е. И. Пугачева на царское имя. Возможно, некоторые трагикомические эпизоды, связанные с Пугачевым — царем Петром III, натолкнули А. С.Пушкина на создание сцен сказки, где старуха предстает в облике царицы. Из-под пера гения вышли сказки «О рыбаке и рыбке» и «О мёртвой царевне и о семи богатырях», поэмы «Медный всадник» и «Анджело», повесть «Пиковая дама». В Болдино поэт продолжил работу над «Историей Пугачёва».
Нельзя не упомянуть в этой связи интересный очерк уральского краеведа
А. Г. Трегубова «Дочь Натальи Гончаровой — уральская атаманша».9 Оказывается, дочь Наталии Николаевны Пушкиной - Ланской и Петра Петровича Ланского восемь лет (1885—1893 годы) прожила в Уральске.
Софья Петровна, так звали ее, на протяжении этих лет была первой дамой Уральской области, так как являлась женой генерала Николая Николаевича Шипова, бывшего наказным атаманом Уральского казачьего войска.
В 1885 году на должность наказного атамана Уральского казачьего войска назначается генерал кавалерии Николай Шипов. На третий год своего пребывания в этом отдалённом казачьем гарнизоне он открывает театр, затем увлекается телефонизацией городка, преобразовывает мужскую гимназию в Войсковое реальное училище.
Весть о том, что Николая Николаевича направляют к далёким границам дикого поля, нисколько не смутила Софью Петровну. Она знала характер мужа и поддерживала его в трудную минуту. Николай Николаевич, в свою очередь, прислушивался к мнению жены.
Вот и здесь, в Уральске, её советы, без сомнения, помогли с организацией театра, перестройкой системы образования.
Софья Петровна не только прожила в крае, изображенном в творчестве и письмах Пушкина, но и в том самом Атаманском доме, где поэт останавливался в сентябре 1833 г. ушкин навечно прописан в Уральске.
Тема «Пушкин и Приуралье», пожалуй, неисчерпаема, как и все творчество великого поэта. Многие страницы пушкинской биографии и творчества еще не прочитаны, правда, краеведческие разыскания уральских пушкинистов довольно часто приводят к очень ценным результатам. Иногда бывают поистине счастливые находки. Прочитать их — это задача настоящего и будущего.
Приложение 1
КАЛЕНДАРЬ ОРЕНБУРГСКОЙ ПОЕЗДКИ А.С.ПУШКИНА
17
августа (четверг) утром Пушкин выехал
из Петербурга по московско-петербургскому тракту в
Москву.