Материалдар / Қазақ тілінің ережелері 1 - 11 сыныптар үшін
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Қазақ тілінің ережелері 1 - 11 сыныптар үшін

Материал туралы қысқаша түсінік
Фонетика – тіл туралы ғылымның бір саласы. Онда дыбыстар, екпін және буын, үндестік заңы қарастырылады.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
21 Желтоқсан 2017
891
1 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Урок: "Морфемный разбор слова". 5-й класс Босекова Юлия Витальевна, учитель русского языка и литературы

Разделы: Преподавание русского языка

Цели: Познакомить учащихся с порядком морфемного разбора слова.Формировать умение использовать частичный и полный морфемный анализ.Развитие быстроты реакции, мышления, памяти, внимания.Воспитание интереса к изучению русского языка через использование занимательного материала.

ХОД УРОКА

I. Психологический настрой.

Сядьте на свои места удобней. Прислушайтесь к своему дыханию. Мы начинаем урок с разминки.

II. Разминка.

Учащиеся по очереди или по желанию отвечают на вопросы. За сколькими зайцами не стоит гнаться? (За двумя).Порядковый номер января в своем сезоне? (2)Какая нога собаке ни к чему? (Пятая)Какая по счету буква “Р” во втором месяце весны? (Третья)Название этого месяца заканчивается на “Т”. Какой он по счету? (Март, третий)Ячейки для хранения меда у пчел? (Соты)Золотое колесо в синем небе? (Солнце).

III. Повторение основных понятий по теме.

1. Кроссворд

Учащимся предлагается кроссворд (каждой группе отдельно). Решенные кроссворды ученики сдают учителю.





2. Морфологическая шарада.

Каждая группа получает задание. Для того, чтобы разгадать шараду, необходимо собрать слово из разных морфем, указанных в шарадах.

1. Корень тот же, что и в слове сказка, Суффикс тот же, что и в слове извозчик, Приставка та же, что и в слове расход. (Рассказчик)

2. Корень мой находится в цене, В очерке найди приставку мне, Суффикс мой в тетрадке все встречали, Вся же в дневнике я и в журнале. (Оценка)

3. Суффикс и окончание ищи в слове терпеливый, Приставку - в слове выписать, Корень – в слове преподносить. (Выносливый)

Корень тот же, что и в слове именной, Один суффикс, как в слове дружина, Другой – как в слове высотник. (Именинник)

IV. Объяснение нового материала.

На доске – эпиграф:

Помни при разборе слова: Окончанье и основу Первым делом находи. После корня будет суффикс, А приставка – впереди.

Каждая группа самостоятельно знакомится с планом и образцом разбора в учебнике. (Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д., Русский язык. Теория., учебник для 5-9 классов. – 5-е изд., ., 1996). Ученики выполняют морфемный разбор слова “загородка” в группах, под контролем заранее подготовленного ученика.

Вопросы для обсуждения: На какие две части делится изменяемое слово?Из каких частей состоит основа самостоятельного слова?

V. Закрепление.

Каждой группе предлагается произвести морфемный разбор слов по данной схеме из упражнения № 478. (Русский язык: Практика: Сб. задач и упражнений: Учебное пособие для 5 класса (Под редакцией В.В. Бабайцевой.М., 1993.)

Вывод:

– Что необходимо определить в слове для выполнения морфемного разбора? – Нужно определить, к какой части речи оно относится.

Задание: по данным схемам составьте слова. Кто быстрее выполнит задание?





VI. Домашнее задание.

Упражнение 481. Необходимо произвести морфемный разбор слов по плану.

VII. Итог урока.

Опрос: Что нужно определить в слове прежде, чем выделять морфемы?Каков порядок выделения морфем?Как выделить окончание?Из каких морфем состоит основа?

На данные вопросы каждая группа готовит одного ученика для ответа. В опросе участвуют представители от групп. Куратор оценивает активность в группе.Поделиться…

© 2003–2014 ИД «Первое сентября»

Лев и мышка

Лев и мышка.

Лев спал. По нему пробежала мышка. Лев проснулся и поймал её. Мышка просила отпустить её и обещала отплатить добром. Лев засмеялся и отпустил мышку.

Однажды льва поймали охотники и привязали к дереву. Мышка услышала рев льва, прибежал и перегрызла веревку.

Так мышка спасла льва и выполнила обещание.(47 cлов)



Вопросы и задания к тексту.

Что случилось однажды с мышкой?

Что она пообещала льву?

Почему лев засмеялся?

Как маленькая мышка выполнила свое обещание?



Вопросы плана, слова для построения ответов.

1. Что делал лев? Спал

2. Кто по нему пробежал? Мышка

3. Что сделал лев? Проснулся, поймал

4. О чем просила мышка и что она обещала? Отпустить, отплатить

5. Как поступил лев? Засмеялся, отпустил

6. Что случилось однажды со львом? Поймали, привязали

7. Что сделала мышка? Услышала, прибежала,

перегрызла



Словарно-орфографическая подготовка.

Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание: ле…, мы..ка, рё.., верё…кА.

Запомните, как пишутся слова: по нему, охотники, поймал, обещание.





Елка

Елка.

Таня глаз не могла отвести от елки. Сколько на ней разных игрушек! Тут и рыбки, и слоники, и звезды, и снегурочки… А какие шары – желтые, красные, зеленые. А какая звезда горит на верхушке! Словно красный огонек, у которого пять лучиков.

Ребята пели, плясали, читали стихи. Таня тоже выступала. (48 слов)



Вопросы и задания к тексту.

Почему Таня не могла отвести глаз от елки?

Как описана школьная елка?

Что произвело на Таню самое большое впечатление?

Что делали ребята?



Вопросы плана, слова для построения ответов.

Чем была восхищена Таня? Елкой

Какие игрушки были на елке? Рыбки, слоники, звезды, снегурочки

Какой была звезда? Словно красный огонек

Чем занимались ребята? Пели, плясали, читали, выступала



Словарно-орфографическая подготовка.

Вставьте пропущенные буквы: м…гла, снгурочки, ж…лтые, зв..зда, в…рхушке, …г…нек. Выделите суффиксы в словах: рыбки, слоники, снегурочки, огонек, лучики.

Заяц на лыжах

Заяц на лыжах.

Белка по снегу не ходит. Она хитрая - по веткам прыгает. Заяцу-беляку приходится всю зиму по снегу бегать. Утонул бы бедный зайчишка в глубоком снегу по самые уши. Но к зиме между пальцами заячьих лап вырастает густая пушистая шерсть. Лапы зверька становятся шире: беляк словно лыжи надел! (47 слов)



Вопросы и задания к тексту.

Как передвигается зимой белка?

А что приходится делать зайцу?

Почему заяц не тонет в глубоком снегу?

Почему текст назван «Заяц на лыжах»?



Вопросы плана, слова для построения ответов.

Как зимой передвигается белка? Не ходит по снегу, прыгает по веткам

Что делает всю зиму заяц – беляк? Бегает по снегу

Что случилось с зайцем? Утонул бы

Но что вырастает между пальцами заячьих лап? Пушистая шерсть

Какими становятся лапы? Шире



Словарно-орфографическая подготовка.

Обратите внимание на правописание предлогов: по снегу, по веткам, по уши, в снегу.

Вставьте пропущенные буквы: уш…, пуш…стая, ш…ре, лыж… .

Найдите слова, которые говорят о том, что заяц очень глубоко провалился в снег.

Перед грозой

Перед грозой.

Был солнечный денек. Таня и Аленка собрались на луг. Вдруг налетел вихрь. Надвинулась туча. Будет гроза!

А возле сарая лежит душистое сено. Доярки спешат убрать его под крышу. Петя Дроздов на вилах носит сено в сарай. Прибежал помогать и председатель колхоза.

Девочки тоже схватили грабли.

Дружно убрали сено. И тут хлынул ливень. (51 слово)



Вопросы и задания к тексту.

Кто помогал убирать сено?

Почему Таня и Аленка не пошли на луг?

Почему доярки, Петя Дроздов и председатель колхоза спешили убрать сено?

Какие признаки близкой грозы названы в начале рассказа?



Вопросы плана, слова для построения ответов.

Куда собрались девочки? На луг

Как изменилась погода? Налетел, надвинулась, гроза

Как убрали сено? Спешат, носит на вилах, прибежал, схватили

Ливень хлынул



Словарно-орфографическая подготовка.

Вставь буквы: д…нек, лу…, гр…за, спшат, приб…жал.

Объясни правописание слов: собрались, вихрь, убрать, надвинулась, помогать, ливень.

Как пишутся имена и фамилии персонажей.

В зоопарке

В зоопарке.

/Самостоятельно составить повествовательную часть,

включив один из вариантов описания/

1. Моржонка звали Нюркой. Она была очень смешная. Такая толстая, курносая, и как у всех моржей, с торчащими во все стороны жесткими, как щетина, усами. Это усы и круглые влажные глаза придавали ей особенно забавное выражение: глупое и в то же время важное. На самом деле Нюрка была очень умна.

2. С виду хорек маленький и безобидный. Мордочка у него круглая, симпатичная, как у кошки. А в теплой шубке он такой красивый, что так и хочется потрепать его пушистую шерстку. Но таким безобидным хорек кажется, а на самом деле это очень кровожадный зверек. Стоит только посмотреть на его тонкое, гибкое тело, на острые клыки и стремительные хищные движения, сразу поймешь, что хорек, хоть и маленький, но очень грозный хищник.



Вопросы и задания к тексту.

1. Как звали моржонка?

Опишите внешний вид моржонка.

Какое выражение ей придавали усы и глаза?

2. Каким выглядит хорек?

Какой он на самом деле?

Что напоминает о том, что это хищник?



Вопросы плана, слова для построения ответов.

1. Моржонок. Нюрка.

Каким был моржонок? Толстая, курносая, как щетина усы

Какое было выражение у нее? Особенно забавное, глупое, важное

Какой была Нюрка на самом деле? Умна



2. Какой с виду хорек? Безобидный

Мордочка хорька. Круглая, симпатичная

Шубка хорька. Теплая, хочется потрепать

Какой зверек на самом деле? Кровожадный, гибкое тело, острые клыки,

хищные движения



Словарно-орфографическая подготовка.

Обрати внимание на правописание слов: моржонка, жесткими, особенно, шерстка, кровожадный, стремительные, поймешь.

Объясни написание слов: см…шная, гл…за, х…рек, пушстую, п…см…треть, хищ…ник, мал…нький



Пора цветения

Пора цветения.

Первой зацвела черемуха. Украсилась цветами и старая вишня в саду. Торопливо расцветали молодые яблоньки, боясь отстать от других деревьев. И, наконец, фиолетовым и белым покрывалом оделась сирень под окнами. На лугу давно желтели лютики. Под ивами красовались фиалки, застенчиво склоняя головки. Под ольхой спрятались чудесные белые ландыши. Цвел весь мир. (50 слов)



Вопросы и задания к тексту.

Как автор подводит к мысли «Цвел весь мир»?

В каком значении употреблено здесь слово «мир»?

Когда зацвела черемуха?

Как вели себя яблоньки?

Как оделась сирень?

Какие цветы были на лугу?

Что за цветы были под ивами и ольхой?

Как автор относится к нарисованной им картине?



Вопросы плана, слова для построения ответов.

Какое дерево зацвело первым? Черемуха

Что произошло с вишней? Украсилась

Как расцветали яблоньки? Торопливо, боялись отстать

Как изменилась сирень? Оделась покрывалом

Что произошло с лютиками и фиалками? Желтели, красовались, застенчиво

Где выросли ландыши? Ольха



Словарно-орфографическая подготовка.

Замените синонимом глаголы украсилась, оделась, красовались, спрятались.

Какой из синонимов припрятывать, скрывать, укрывать, хоронить можно использовать в предложении «Под ольхой прятались белые ландыши»?

Вставьте пропущенные буквы: зацвла, тор…пливо, м…л…дые, ж…лтели, кр…совались, д…ревьев.

Объясните правописание слов с Ь.

Где же приятель

Где же приятель.

Молодой медвежонок бродил по полянке и наткнулся на маленькую лягушку. Малыш протянул к ней лапу. Лягушка сразу отпрыгнула в сторону. Мишка принял это за игру и прыгнул вслед за ней. Так они и добрались до большой лужи.

Хитрая лягушка прыгнула в воду. Глупый медвежонок засунул туда лапу, отдернул, потряс ею. Куда же подевался приятель?(54 слова)



Вопросы и задания к тексту.

С кем встретился медвежонок на полянке?

Почему лягушка отпрыгнула?

Как это понял медвежонок?

Как закончилась «игра»?

Какое чувство вызывает у вас медвежонок?



Вопросы плана, слова для построения ответов.

На кого наткнулся медвежонок на полянке? На лягушку

Что протянул малыш? Лапу

Что сделала лягушка? Отпрыгнула

Как понял это медвежонок? Принял за игру и прыгнул вслед за ней

Куда они так добрались? До лужи

Куда прыгнула лягушка? В воду

Как поступил медвежонок? Засунул лапу, отдернул, потряс

Какой вопрос зада себе медвежонок?



Словарно-орфографическая подготовка.

Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание: брдил, плянка, протнул, всле… .

Запомнит, как пишутся слова: отдернул, подевался, куда же, приятель.



Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!