Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Қазақстан тарихы бойынша кестелер
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
I. Исторические дисциплины
Геродот (ок. 490/ 480 .-
425 гг. до н.э.) -
древнегреческий
историк, “Отец
истории” на Западе,
автор первого
исторического
сочинения “История”,
посвященного описанию
греко-персидских войн, с
изложением истории
государства Ахеменидов,
Египта и др. Дал первое
описание жизни и быта
скифов.
История (греч. historia -
рассказ о прошедшем, об
узнанном).
История - свидетель
прошлого, свет истины,
живая память, учитель
жизни, вестник старины.
Цицерон
He зная прошлого, трудно знать
настоящее время, предположить
будущее.
Абу Насыр аль-Фараби
История учит даже тех, кто у нее
не учится. Она их проучивает за
невежество и пренебрежение.
В. О. Ключевским.
__________
_____________
ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Сыма Цянь (145 /
135 - ок. 86 г. до
н.э.) - китайский
историк, “Отец
истории” на
Востоке, автор
труда по истории
Китая “Ши Цзы”
(Исторические
записки).
Археология - наука, изучающая историю
общества по материальным остаткам жизни и
деятельности людей - вещественным
памятникам.
Этнография (этнология) -
наука об этносах (народах),
изучающая их происхождение,
историю и культуру.
/ Л
Историческая антропология - наука,
изучающая общие и особенные черты во
внешнем облике людей, живших в
разное время в одном и том же регионе.
Геральдика (лат. heraldus -
глашатай) - наука, изучающая
гербы как исторический источник.
Ономастика (греч. опот а- имя,
наименование) -- наука, изучающая имена
собственные, историю их возникновения.
Нумизматика (лат. numisma - монета) -
наука, изучающая историю монетной
чеканки и денежного обращения по
монетам, денежным слиткам и др.
Топонимика - изучает
географические названия.
Теонимика
изучает имена богов.
Антропонимика - изучает
личные имена людей.
Этнонимика - изучает название племен,
народов и других этнических общностей.
Глава I. Древний Казахстан
Казахстан в эпоху камня и бронзы
2. Палеолит
Древний каменный век - 2,6 млн. - 12 тыс. лет до н.э.
Палеолит делится на ранний, средний и поздний.
H o m o h abilis чел овек ум ел ы й , п ервы й п р едстави тел ь
ро д а H om o. О б н ар у ж ен ар хеол о гам и М э р и и Л у и с о м Л и к и
в 1960 г., в у щ ел ье О л д ов ай (н а гран и ц е К ен и и и
Т анзании). Ж и л пр и м ерн о I млн. 750 ты с. л е т назад. Е го
р о с т д ости гал 150 см , об ъ ем голов н ого м о зга бы л н а 100
см 3 бо л ьш е, ч ем у австрал оп и тека, зу б ы ч ел овеч еск ого
типа, ф ал ан ги п ал ьцев как у ч ел о в ек а сп л ю щ ен ы . И х отя в
н ем с очетал и сь п ри зн ак и обезьян ы , и человека,
изгото вл ен и е эти м су щ еств о м гал еч н ы х оруди й (х оро ш о
вы д елан н ы х кам ен н ы х ) с ви детел ьствует о появл ен и и у
него т ру дов ой деятел ьн о сти .
Останков австралопитека и человека умелого на территории Казахстана не найдено.
A u s t r a l o p i t h e c u s
Д а т и р о в к а : 3 , 2 м л н . л е т
н а з а д
А в ст р ал оп и т ек и (от лат. australis — ю ж н ы й и др. — греч. р г
qhkoz — обезьяна) — р о д и ск оп аем ы х в ы сш и х прим атов,
к ости кото р ы х вп ервы е б ы л и обн аруж ен ы в пусты не
К алах ар и (Ю ж н ая А ф р и к а) в 1924 г., а затем в В осто ч н ой и
Ц ентр ал ьной А ф рике. О н и ж и л и окол о 9 млн. л ет том у
назад в о т кр ы ты х с теп ях и п и тал и сь р асти тел ьн ой и
ж и вотн ой пи щ ей. О руд иям и их т р у д а бы л и кам ни, кости,
палки, чел ю сти без следов искусствен н ой обработки. По
м н ен и ю архео л огов и палеон тологов, австралопи теки
сы гр ал и зн ач и тел ьн у ю ро л ь в эв ол ю ц и и человека. О д и н из
ви дов австр ал оп и тека в ито ге сф о рм и ровал в А ф ри к е около
2.6 м лн. л е т н азад р о д H om o (лю ди).
H o m o h a b i l i s . О л д о в а й
( д а т и р у е т с я 1 ,8 м л н . л е т
н а з а д . )
А в т о р : О . ML Г р и г о р ь е в а
П и т е к а н т р о п и с и н а н т р о п
Р е к о н с т р у к ц и я П .А . Б ы с т р о в а
и M .M .Г е р а с и м о в а
Н е а н д е р т а л ь с к а я ж е н щ и н а и з
Щ т е й и г е й м а Р е к о н с т р у к і і,и я
М .М . Г е р а с и м о в а
Ранний палеолит (Нижний) - 2,6млн. - 140 тыс. лет до н.э.
В эпоху раннего палеолита произошло отделение человека от животного мира, начался процесс изготовления орудий труда и совершенствования трудовых
навыков. Первые люди на территории Казахстана были современниками питекантропов (жили I млн. лет назад) и синантропов (жили 200-500тыс лет
назад) - людей прямоходящих “Homo erectus”. Впервые останки питекантропа были найдены на острове Ява, а останки синантропа в Китае в пещере
Чжоукоудянь.
По мнению ученых, первые древние люди проникли на территорию Казахстана из Европы и Азии.
Они занимались охогой и собиранием растительной пищи (присваивающий труд). Для добычи пищи и защиты от хищников объединялись в первобытное
стадо. Пользовались орудиями труда дисковидной формы: рубило (чоппер) (камень, обработанный с одной стороны), чоппинг (камень, обработанный с
двух сторон), бифас (крупный камень, обработанный с двух сторон). Сырьё для изготовления орудий груда: речная галька, кремень. Технология обработки:
ретушь - обработка камня мелкими ударами.
С р е д н и й п а л е о л и т (М у с т ь е ) — 14 0 — 4 0 (35) т ы с . л е т д о п. э.
П ер ех о д о т р а н н е го п ал еол и та к сред н ем у со вп ал с р асп р о стр ан ен и ем ол ед ен ен и я (100 ты с. л е г назад), которы й резко
у х удш и л климат. Л ю д и это й эп ох и — неан дертал ьцы “ H o m o sapiens nean derthalen sis” (Ч ел о в ек р азу м н ы й неандертальский).
Н азвание они получили по находке в до л и н е Н еан дерталь. Т акж е н еан дертал ьски й м ал ьчи к бы л н ай ден в С редн ей А зии, в
У збекистане, в п ещ ере Т еш и к-таш в 1938 г. Ж и л и 100—35 ты с. л е т назад.
Н еан дертал ьцы б ы л и первы м и л ю дьм и, заботи вш и м и ся о близких. О н и со зд ав ал и сем ьи , х орони ли сородичей, что
сви детельствовало о су щ еств о ван и и у неан дертал ьцев п р ед став л ен и й о загро б н ой ж изни. В едущ и е оруди я труда: скребла,
остроконечн ики, д и ск ови дн ы й нуклеус (бо л ьш о й кам ень, об раб о тан н ы й с д в у х стор он ) изго тавл ивали сь о бб и в н о й техникой.
У ч ен ы е рассм атр и в аю т неан дертальцев л и б о как туп и к о в у ю ветвь разв и ти я человека, л и б о как п ереход ное звен о в его
эволю ци и.
П оздний палеолит (Верхний) - 4 0 (35) - 12 т ыс. л ет до іиэ.
В п о з д н е м п а л е о л и т е п о я в и л с я ч е л о в е к с о в р е м е н н о г о в и д а (H o m o sa p ie n s sa p ie n s - ч е л о в е к р а зу м н ы й ). — к р о м а н ь о н е ц ,
н а зв а н н ы й т а к по м е с т у е го н а х о д к и (г р о т К р о -М а и ь о н , Ф р а н ц и я ). Ж и л 3 5 -4 0 т ы с . л е т н а за д . С е го п о я в л е н и е м
за в е р ш и л а с ь б и о л о г и ч е с к а я э в о л ю ц и я ч е л о в е к а . З а р о ж д а ю т с я и с к у с с т в о ( п е т р о г л и ф ы и д р .), р е л и г и о зн ы е
п р е д с т а в л е н и я . Н а с м е н у п е р в о б ы т н о м у с т а д у п р и х о д и т р о д о в а я о б щ и н а . У с т а н а в л и в а е т с я м а т р и а р х а т (о т л а т и н .
m a te r - м а т ь и гр е ч . a rc h e - в л а с т ь ) - ф о р м а о р г а н и з а ц и и о б щ е с т в а , в к о т о р о м г л а в н у ю р о л ь и г р а е т ж е н щ и н а .
« В и з и т н а я к а р т о ч к а » т о й э п о х и — о с т р о к о н е ч н и к и и с к р е б л а , и з г о т а в л и в а е м ы е т е х н и к о й о т м с и м н о й р е т у ш и .
Михаил Михайлович
Герасимов — советский
антрополог, археолог
и скульптор, доктор
исторических наук.
Автор методики восста
новления внешнего
облика человека на основе
скелетных останков —
так называемого «метода
Герасимова».
М у ж ч и н а и з г р о т а
К р о - М а н ь о н
(Ф р а н ц и я ) . Р е к о н
с т р у к ц и я М . М .
Г е р а с и м о в а , 1 9 5 4 г.
7
3. Мезолит. Неолит. Энеолит
Реконструкция человека
эпохи мезолита
(М. М. Герасимов)
Реконструкция
Т. С. Балуевой по
черепу мужчины из
могильника Протока,
юг Западной Сибири
(неолит).
Реконструкция по черепу
мужчины из могильника
Коскудук, Западный
Казахстан (энеолит).
Мезолит (среднекаменный век) 12 — 5 тыс. лет до н. э. (др.-греч. mesos — средний и греч. Iithos — камень)
М езолит — переходный период от палеолита к неолиту. Начало мезолита совпадает с таянием ледников (13 тыс. лет назад),
изменением флоры и фауны, установлением климата, близкого к современному. Изменения климатических условий привели к
исчезновению крупных животных. Охота на более мелкую дичь требовала совершенствования оружия, орудий и приспособлений для
охоты и рыболовства. Наконечники и лезвия ножей, топоров, гарпунов делались теперь из костяных или каменных вкладышей ( I -2см)
микролитов (вкладышевая техника изготовления орудий труда). Одним из важнейших достижений стало изобретение лука —
оружия дальнего боя. Люди научились делать силки и охотничьи ловушки, бумеранги. К охоте и собирательству добавилось
рыболовство. -V
В число важнейших орудий в мезолите входит т опор, с помощью которого строили жилища, загороди, загоны, а также изготавливали
плоты, лодки. Появились орудия труда, связанные с земледелием: мотыги, зернотерки, серпы, ступки.
Началось одомашнивание животных: охотник-лучник шел за дичью с собакой.
Появляются зачатки земледелия (около 10 тыс. лет назад): отдельные племена пытались выращивать злаки. Появляется разделение
труда на мужской и женский. Мужчины охотились, женщины занимались собирательством. Переход детей в сообщество взрослых
осуществлялся при помощи специальных обрядов — инициации. Старые люди были наставниками, хранителями традиций и обычаев.
Неолит (новый каменный век) 5—3 тыс. лет до и. э. (от нео...— новый и греч. Ilthos — камень)
Неолит — последняя стадия каменного века, характеризующаяся использованием кремнёвых, костяных и каменных орудий и
широким распространением глиняной посуды. Этот период ученые иногда называют “эпохой глиняных горш ков”. Неолит также
называют “веком отполированного камня”. В эту эпоху техника обработки камня достигла высокого уровня: каменные орудия
выпиливались, шлифовались, сверлились, затачивались. Изготавливались составные орудия труда, т. е. сделанные из различных
материалов (рукоятка из дерева, лезвие из камня). Развиваются прядение и ткачество. Предпосылкой для возникновения ткачества
послужило плетение корзин и изготовление рыболовных сетей.
Неолит характеризуется переходом от присваивающего (охота и собирательство) к производящему (земледелие и скотоводство) типу
хозяйства, что называют “неолитической револю цией”.
Появились такие формы религии, как тотемизм, анимизм и магия. Тотемизм (от англ. totem, из языка индейцев “от-отем” — его род)
— вера в родство с каким- либо животным, которое считалось родоначальником, покровителем рода. Анимизм - вера в существование
духов, в одушевленность всех предметов, в присутствие души у людей, животных и растений. Магия (от лат. magia - волшебство,
колдовство) — вера в способность воздействовать на природу, людей, животных.
Энеолит (от лат. acneus — медный и греч. Hthos — камень) медно-каменный век.
3000 — 1800 лет до н. э.
Энеолит — эпоха перехода от каменного века к бронзовому. В этот период человек начинает пользоваться в быту изделиями из
металла — меди. Ho медные орудия труда были недостаточно твердыми, поэтому наряду с ними продолжают существовать и
каменные (главным образом кремневые) орудия труда. Керамика по форме была в основном горшковидной, поверхность украшалась
сплошным орнаментом или ломаными линиями.
Широко используется одомашненная лошадь в качестве верхового и гужевого (перевозка грузов) транспорта.
Завершается оформление первого общественного разделения труда —выделяются скотоводческие и земледельческие племена.
Поскольку оба занятия (и в первую очередь скотоводство) требовали значительной физической силы, ведущую роль в обществе
начинают играть мужчины, патриархальный род становится главенствующим.
4. Эпоха бронзы (XVIII — VIII в. до н. э.)
бронза - сплав олова и меди
Антропологический тип
андроновцев -
европеоидам и. Язы к -
индоиранский. АI про полог
В. П. Алексеев так описал
их внешний вид: “очень
носаты, лица почти без
скул, с широко открытыми
глазами, возможно,
напоминали лица
кавказцев”
Поселения андроновцев
I
Располагались на берегах рек Есиль, Тобол, Иртыш и озер. Состояли из 5-10, иногда 20 жилищ.
Площадь жилища составляла 100 м2, а иногда 300- 400.
Андроновцы жили в полуземлянках, мазанных глиной. По мнению ученых, легкое круглое
жилище андроновцев является прототипом юрты. В земле рыли яму для хранения мяса и
молочных продуктов. Около жилищ строили загоны для скота - кошары.
Реконструкция андро-
новской женщины -
жительницы Аркаима
Автор: Нечвалова А. И.
Маргулан Алькей Хаканович (1904 - 1985) -
основатель казахстанской археологической школы.
В 1946 г. начал комплексное изучение эпохи бронзы. Ему принадлежит открытие бегазы-
дандыбаевской культуры эпохи поздней бронзы, названой по погребениям, найденным
археологами в местностях Бегазы и Дандыбай в Центральном Казахстане. Большинство
погребений бегазы-дандыбаевской культуры представлено курганами из гальки и дерна.
Жилища и могильники отличаются крупными размерами и искусством камнерезания. Из-за
изменения климата представители бегазы-дандыбаевской куль туры стали переходить к
кочевому скотоводству.
100-летний юбилей учёного был отпразднован под эгидой ЮНЕСКО. Имя А. Маргулана
носит Институт археологии Академии наук Казахстана.
Карагандинская область,
недалеко от гор Кызыларай.
Основное занятие - пастушье скотоводство. Разводили
скот, способный к тебеневке (добыванию корма из-под
снега) - лошадей и овец. Был приручен верблюд.
Мотыжное земледелие играло вспомогательную роль
(мотыги из камня). В конце эпохи бронзы использовали
медные и бронзовые серпы, которые найдены в Мало-
Красноярке (Восточно-Казахстанская область), Алексеевке
(Западно- Казахстанская область), Степняке (Северо-'-
Казахстанская область) и в Жетысу.
ЗАНЯТИЯ,
ОБЩЕСТВЕННЫЙ
СТРОЙ
АНДРОНОВЦЕВ
Было развито рудное дело и металлургия. В твердых
породах руду добывали методом огневой проходки
(породу нагревали, а затем остужали), в мягких -
кайлованием, при помощи отбойников и молотков.
При изготовлении форм для заливки использовали глину,
металл и камень.
__________________ ..... _
_____ . .... *
Гончарное дело: важной особенностью андроновцев было
использование глины для изготовления посуды. Глину обжигали в
специальных печах. Посуда украшалась орнаментом:
крестообразными фигурами, параллельными линиями.
I
По подсчетам ученого К. И. Сатпаева, в древности в
Жезказганском регионе был добыт I млн. тонн руды. На
Нарымском и Калбинском рудниках Восточного Казахстана
произведено 1100 тонн олова.
IГ
Скотоводство и металлургия требовали физической силы, что привело к усилению роли мужчины в
обществе. Произошел окончательный переход к патриархальным семейно-родовым отношениям,
появились родоплеменные союзы.
Возникла частная собственность на скот, что привело к имущественной дифференциации и
разложению первобытнообщинного строя. Земля оставалась в общинной родовой собственности.
С
РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ
Л
)
Эпоха бронзы - время Андроновцы поклонялись солнцу, Умерших хоронили головой на Сохранялись
становления религии с особыми священному огню, верили в запад или юго-запад в элементы тотемизма,
служителями культа - загробную жизнь. В их положении эмбриона. Наряду фетишизма и
жрецами, которые были петроглифах хоровод - это символ с захоронениями была анимизма.
хранителями традиции и знании.Солнца. распространена кремация.
Среди петроглифов широко распространены рисунки
двухколесных колесниц. В горах Kapamay в Жамбылской
области найдено много изображений колесниц.
Огромное количество петроглифов андроновцев найдено в
Алматинской области в урочище Тамгалы. Ныне этот памятник
охраняется ЮНЕСКО. Также петроглифы обнаружены в местностях
Жасыбай (Павлодарская обл.) и Хантах (Жамбылская обл.)
Солнцеголовое божество
андроновцев.
Петроглифы Тамгалы.
ю
5. Стоянки древних людей
Название
стоянки, поселения,
погребения
Месторасположение Описание (содержание) стоянки, поселения, погребения
Эпоха камня
Ранний палеолит
Ш акпак - ата Мангыстау
Самые древние стоянки каменного века на территории Казахстана. Найденные там орудия труда
по'времени сопоставимы с находками на стоянках первобытных людей в Восточной Африке.Ары ст анды
В отрогах Каратау
(Ж амбылская область)
Шабакты, Казангап,
Танирказаган
Ю жный Казахстан Найдены следы стоянок древнейших людей.
Ш абакты и
Бориказган
Ж амбылская обл. Найдено более 5 тыс. каменных орудий: рубила и остроконечники.
Мустье
Стоянка им ени Ш.
В алиханова
река Арыстанды, в
урочище Арыстанды
Единственная стоянка, где каменные изделия и другие находки находятся в первоначальном
положении, т. е. в таком виде, каким его оставил человек мустьерского времени. Стоянка имеет
шесть культурных слоев, каждый из которых содержит множество различных изделий из камня.
Большая концентрация находок была обнаружена в слое на глубине 7 м 20 см. По остаткам
выявленных кострищ ученые установили, что первобытный человек в этой местности появился
около 25 тыс. лет назад. Здесь была найдена мастерская по изготовлению каменных орудий труда.
Канай Восточный Казахстан Каменные орудия труда датируются 140 - 132 тыс. лет до н. э.
Поздний палеолит
Семизбугу Центральный Казахстан Найдены каменные скребла и ножи.
Поселение Бат пак Центральный Казахстан
Наиболее крупный памятник древнекаменного века в Центральном Казахстане. Его культурный
слой обнаружен на глубине 6 м, найдено около 300 каменных орудий труда. Скребла
изготавливали из длинных каменных отщепов.
Агренсор Центральный Казахстан
Б ухт арм а Восточный Казахстан
Ш улъбинка Восточный Казахстан
А чисай (А щ исай)Ю жный Казахстан Найдены кости бизона, архара, дикой лошади. А также скребки, ножевидные пластины.
Мезолит
В К азахст ане найдено более 20 стоянок этой эпохи. Люди часто м ен яли место своего обит ания, следуя за м игрировавш им и ж ивотными.
Стоянки на территории
современных:
Мичуринская,
Явленко, Дузбай,
Ерейментау,
Тельманская, Акимбек,
Караганда, Кызылсу
Берега рек Иртыш,
Есиль (Ишим), Тобол,
Торгай, Ж айык (Урал).
На стоянках люди сооружали ж илищ а из вкопанных в землю жердей, покрыв их шкурами
животных. Площадь их жилищ составляла 40-60 кв. метров.
11
Неолит
На территории Казахстана найдено свыше 800 неолитических стоянок. Самые древние из них относятся к V тысячелетию до н. э.
Поскольку охотники постоянно передвигались вслед за животными, их поселения были временными. Однако встречаются и постоянные поселения.
Усть- Н ары м
Восточно-Казахстанская
обл.
Поселения Восточного Казахстана чрезвычайно богаты на находки: здесь часто встречаются
мелкие каменные клинья, игравшие роль наконечников; резцы, использовавшиеся для
изготовления составных орудий - копий, стрел, ножей с деревянными или костяными
рукоятками. Найдены плоские ножи, скребла, долота и каменные топоры.
Караганда,
Зеленая балка
Центральный Казахстан
Обнаружено огромное скопление костей животных, что свидетельствует о развитии скотоводства.
^Ho основным занятием была охота.
П еньки Северный Казахстан
В большом количестве встречаются каменные рубила, плоские ножи, скребки из каменных
пластин.
Более 150 стоянок,
древних мастерских,
могильников
Ж езказганский регион
Погребения засыпаны большим слоем песка. Стены могил креплены каменными плитами.
Человека хоронили головой на северо-запад.
Сексеул Кызылординская обл.
Найдены останки животных, в основном овец и коров. В меньшем количестве - останки диких
лошадей. Это свидетельствует о том, что основным занятием было скотоводство.
Северное Прибалхашье Встречается много предметов из кремния: резцы, пластины, нуклеусы и наконечники стрел.
Пещ ера К араунгурГоры Каратау
Найдены глиняные сосуды с круглым дном, окрашенные красной краской. Часть сосудов
украшалась орнаментом в виде ямок и штрихов.
Село Ж елезинка Северный Казахстан Погребение, в котором было сожжение покойного.
Энеолит
Ботай Северный Казахстан
Стоянка относится к 3-2 тыс. лет до н. э. и занимает площадь 15 га. Найдены остатки 158 жилищ.
Стены жилищ были покрыты шкурами животных, в центре находился очаг. Обнаружены
каменные наконечники стрел, копья, ножи, топоры, костяные иглы и глиняная посуда. Найдены
в огромном количестве кости лошадей, что свидетельствует о том, что ботайцы приручили лошадь.
Ш ебир Мангыстау
Найдены орудия труда из камня и меди. Яйцеобразная посуда была изготовлена из обожженной глины.
Горшки покрывались орнаментом, напоминающим гребень. Жители носили ожерелья из раковин
морских моллюсков. Украшения были искусно обработаны, отверстия в них сделаны сверлом.
Эпоха бронзы
Исследовано более 80 поселений Северного и Западного К азахст ана и 30 поселений и 150 м огильников Ц ент рального Казахст ана
Городище А ркаим
На границе
Костанайской
области Казахстана и
Челябинской области
России
По мнению ученых, является предшественником древних городов.
М авзолей Тагискен
Нижнее течение
Сырдарьи
Цилиндроконическое погребальное сооружение из сырцового кирпича повторяло конструкцию
жилищ а. В центре его находилась посуда, бронзовые орудия труда, золотые и бронзовые
украшения.
12
П оселения
П ет ровка,
Ч аглинкаи
Боголюбово
Северо-Казахстанская
область, р. Есиль
Поселения окружены рвами и валами. В Петровке и Чаглинке постройки с каркасными стенами
из вертикальных жердей и решетками из плетней напоминают юрту. В районе Чаглинки найдена
бронзовая коса.
М ало-Красноярка
Восточно-Казахстанская
область
Найдены медные и бронзовые серпы.А лексеевка
Западно- Казахстанская
область
Ст епняк
Северо-Казахстанская
область
Реконструкция поселении Лркаим. Нуклеус большие камни,
обработанные с двух сторон. С него
откалывали пластины для орудий.
Посслсиис Боган
На берегу реки Иман-Бурлук (реконструкция.) Бифас -каменное
орудие, обработанное с
обеих сторон.
13
Железный век на территории Казахстана
6. Возникновение кочевого скотоводства
ВИДЫ ПАСТБИЩ КОЧЕВНИКОВ
ИЗОБРЕТЕНИЯ КОЧЕВНИКОВ
•стремена
•седло
•удила
•штаны
•кочевая повозка
•изогнутая сабля
•юрта
СТРОЕНИЕ ЮРТЫ
шанмрак — навершие юрты
кереге - основа юрты в виде
решетчатой раздвижной стены
уык - изогнутая жердь,
соединяющая кереге с шаныраком
14
7. Племена саков: названия и расселение
Скульптурная реконструкция по черепу
мужчин из могильика Чирик Рабат.
Автор В.Г. Лебединская
Саки были
европеоидами,
однако
постепенно в
их внешнем
облике
начинают
доминировать
монголоидные
черты.
Изображения
саков
тиграхауда,
подносящих
дары персам,
сохранились
на рельефах
дворца
Ксеркса в
Персеполе.
В клинописном тексте, высеченном по приказу царя Дария I на скале
Бехистун в Иране, рассказывается о его походе против саков тигра
хауда: «Вождя их по имени Скунха взяли в плен и привели ко мне».
САКИ В ДРЕВН И Х ПИСЬМЕННЫ Х ИСТОЧНИКАХ:
Греки называли саков «азиатскими скифами» и считали саков самыми честными.
Древнегреческий историк Геродот называл саков массагетами.
Древнегреческий географ Страбон отмечал, что «они вооружены луками, мечами, панцирями и
бронзовыми боевыми топорами. В сражении они носят золотые пояса и головные повязки».
Древнегреческий писатель Ктесий сообщал: «Женщины саков сильны, во время войн они
помогают своим мужьям, вступая вместе с ними в битву».
Историк Александра Македонского Арриан писал: «Сами скифы (дахи) и лошади их были
тщательно защищены броней».
Персы называли жителей Степи саками, а также
«могучими мужами» и «турами с быстрыми
конями».
15
8. Саки вVIII-III вв. до н. э.
Основное занятие - скотоводство. Главное значение
имело развитие коневодства и овцеводства.h / NH
ЗАНЯТИЯ
Мало держали крупный рогатый скот, нуждавшийся в
большом количестве корма. -
И OIiPA1I
ЖИЗНИ
Часть саков занималась земледелием. Около сакского
городища Чирик-Рабат (Кызылординская обл.)
археологами были обнаружены оросительные каналы.
Плавили железо.
По сведениям Геродота, саки на зимовках жили в
деревянных жилищах, покрытых кошмой, а также
строили дома из саманных кирпичей.
Кочевали родами, скот перегоняли по маршрутам
родовых кочевий. Юрта устанавливалась на четырех-
или шестиколесную повозку.
Во время охоты или войн использовали куйме -
юрту на повозке.
Военные куйме запрягали лошадьми, большие куйме,
груженные имуществом, тянули верблюды или пара лошадей.
С
Воимы
Назывались на индоиранском
языке “ратайши”, т. е.
“колесничие”. Носили красную и
желто-красную одежду.
ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО
.................У
Жрецы
Отличительными атрибутами
были жертвенные чаши и
особые головные уборы.
Носили белую одежду.
Скотоводы и земледельцы
Скотоводы-общинники составляли основную массу населения.
Земледельцев, пахавших землю плугом с помощью запряженных в
него двух быков, называли «восьминогие». Скотоводы и
земледельцы носили синюю или желтую одежду.
На Народном собрании мужчины и женщины племени выбирали вождя
Вождь
регулировал
отношения
внутри рода и
между
племенами
следил за
обеспечением
продуктами и
оружием
решал вопросы
землепользования
и кочевок
Сакский период - время распада
первобытнообщинного строя и
формирования военной демократии
С ростом общественного и имущественного
неравенства сакские вожди превратились в
могущественных правителей - царей. Власть царей
была наследственной.
16
9. Борьба саков за независимость (VI - IV вв. до н. э.)
САКИ ВЕЛИ ВОИНЫ С
Персидским царем
Киром 11 в 530 г. до н.э
Кир II был
побежден
царицей саков
Томирис и
обезглавлен.
О битве саков с
персами писали
римский историк
Помпей Трог и
греческий историк
Геродот.
Памятик царице Томирис в Астане.
Персидским царем
Дарием I в 519-518 гг.
до н.э.
Борьбу саков возглавил
вождь Скупха, но
потерпел поражение.
Дарий I покорил часть
саков и заставил их
платить дань, которая
включала участие саков в
войнах в составе
персидской армии.
Например, с Египтом и
греками (Марафонское
сражение 490г. до н.э.).
Известен подвиг сакского
пастуха Ширака, который
обманом завел персов в
пустыню, откуда
вернулась лишь часть
войска во главе с царем.
Подвиг Ширака описан
древнегреческим
историком Полиэпом.
Македонским царем
Александром
М акедонским в 330-е гг.
до н.э.
Поход Александра
Македонского в сакские
степи закончился неудачей,
по но приказу царя был
построен город у реки
Сырдарья — Александрия
Эсхата (Александрия
Крайняя).
Партизанскую борьбу
среднеазиатских городов
против завоевателей возглавил
полусак-полубактриец
Спитамен.
Борьбу саков и греко-
македонцев описал
древнегреческий историк
Арриан.
Александр Македонский (356 323 гг. до
н. э.) — один из величайших полководцев
древности, подчинил персов, вторгся в
Среднюю Азию, завоевал земли до р. Инд,
создав крупнейшую державу древности.
Кир II Великий (др.-
перс. — Куруш) —
персидский царь,
правил в 559 — 530
годах до н. э., из
династии Ахеменидов.
Основатель
Персидской державы.
Дарий I - царь
государства
Ахеменидов в 522-
486 гг. до н. э.
Время его
правления —
период
наивысшего
могущества
Ахеменидов.
17
10. Культура саков
Регион
Казахстана
Название
племен
Содержание
Восточный Казахстан - один из центров древней металлургии. На территории Зайсанского района расположены
царские курганы. Место их наибольшего скопления (51 курган) - Шиликтинская долина. Впервые они были
исследованы профессором С. Черниковым в 1960-е годы.
• В 2003 гГ профессором Толеубаевым в кургане Шиликтинском № I было обнаружено самое древнее в
Ii)"
Золотой
человек.
И ссмкский
курган
Восточный
Казахстан
(Восточно-
Казахстанская
и Павлодарская
области)
аримаспы
(“арима” -
один, “спа” -
глаз, или диск)
- “стерегущие
золото”.
Казахстане царское погреОение "Ьаигетоое (Vlll в. до н. э.). Царь оыл захоронен в одежде, украшенной
4325 пластинами из самородного золота в виде фигурок зверей. Среди вещей найдена пятиконечная звезда,
символизирующая власть. Эту находку называют “третьим золотым человеком”.
Берельский могильник находится в Катон-Карагайском районе и состоит из 40 курганов. Особенность берельской культуры
- большое количество глиняной посуды с суживающимся верхом наподобие кувшина. Период V-IVbb. до н. э. в Восточном
Казахстане получил название Берельский.
• Большой Берельский курган был исследован академиком В. В. Радловым в 1865 г. В кургане кроме захоронения человека
найдены останки 16 лошадей и много изделий из золота и бронзы.
В 1998 - 1999 гг. международная экспедиция под руководством профессора 3. Самашева на территории казахского Алтая
провела раскопки Берельского кургана № 11. В нем захоронены мужчина 45 лет и женщина пожилого возраста. Они
были уложены в колоду из ствола многовековой лиственницы, которая находилась внутри деревянного сруба. За срубом
располагалось захоронение из 13 лошадей, головы некоторых из них были украшены масками, увенчанными деревянными
рогами. Одна из масок сделана в образе барсообразного самрука - сказочного персонажа. Берель - единственный на
территории Казахстана памятник с сохранившимися находками из органики. Древние жители Берельской степи владели
секретами бальзамирования. Захоронение относится к 294 г. до н. э.
Южный
Казахстан
(Жамбылская,
Южно-
Казахстанская и
Кызылординская
области)
массагеты
• Погребения Тагискен и Уйгарак - наиболее древние памятники массагетов, находятся на восточном побережье
Аральского моря, датируются VIII - V вв. до н. э.
Городище Чирик-Рабат (в 300 км от г. Кызылорды). В центре города - цитадель (крепость), окруженная стенами. Город
окружен рвом. Здесь обнаружены доспехи сакского воина, найдены изделия, которым 2500 лет. Город был заселен в IV
- Il вв. до н. э.
Городище Бабиш-Молда было окружено крепостными стенами и рвом. Найденные остатки проса и основания ручных
мельниц свидетельствуют о развитии здесь земледелия.
Жетысу
(Семиречье)
(Юго-Восточный
Казахстан)
тиграхауда
• Бесшатырские могильники у подножия гор Желшагыр, на правом берегу р. Или включают 31 курган. Из них Большой
царский курган ученые датируют V-IV вв. до н. э. Рядом с курганом установлены одиночные камни - менгиры.
Умершего помещали в саркофаг. К захоронению вел дромос - специальный лаз от основания кургана до саркофага.
• Иссыкские курганы (более 40) находятся к 50 км к востоку от Алматы. Найдены археологом Кемалем Акишевым в 1969
г. В Иссыкском кургане было обнаружено захоронение воина в золотых доспехах. Погребение состоит из сложенных
бревен тянь-шанской ели. Одежда “Золотого человека” была украшена золотыми изделиями в зверином стиле, общее
количество которых более 4000. Доказательством того, что сакам была известна письменность, является найденная в
Иссыкском кургане серебряная чаша с надписями из 26 знаков (датируется V-IV вв. до н. э.)
18
Центральный
Казахстан
(Сарыарка).
(Карагандинская,
Акмолинская,
часть
Павлодарской
областей и
Торгайский
регион).
На северо-
западе
Сарыарки жили
аргиппеи,
в центре -
исседоны,
на востоке -
аримаспы.
Памятники раннего железного века представлены курганными могильниками. Памятники Сарыарки относятся к тасмолинской
культуре, название которой дано по местности Тасмола (Экибастузский район Павлодарской области),
где впервые был раскопан курган.
Особенности тасмолинской культуры:
наличие курганов с “усами” (от кургана отходили два ответвления из камней - “усы” (10-30м) на восток
свидетельствует о поклонении тасмолинцев солнцу. По мнению ученых, курганы “с усами” играли роль маяка в степи и
определяли стороны света;
одно захоронение имело двух кургана: в одном хоронили человека, в другом - лошадь.
• использование в основном деревянной и металлической посуды; глиняная почти не встречается.
По мнению археолога К. Акишева, тасмолинская культура принадлежит к культуре исседонов.
Северный
Казахстан
(Костанайская,
Северо-
Казахстанская,
Акмолинская и
северная часть
Павлодарской
области).
Аргиппеи
(с лат. -
обладатели
белогривых
быстроногих
коней).
Культура племен Северного Казахстана в I тыс. до н. э. имела много общего с культурой сакских племен юга Казахстана. На
формирование сакской культуры в междуречье Иртыша и Урала сильное влияние оказала тасмолинская культура. Памятники
этого региона принадлежат Улыбай-Тасмолинской культуре. Найденные здесь предметы искусства относятся к звериному
стилю.
изучены курганы Бирлик, Алыпкаш, Покровка, Бектениз;
• исследованы три поселения: Карлыга, Борки и Кеноткел;
• расследовано поселение Актау, обнаруженное на правом берегу Есиля.
Предметы, сделанные из металла, произведенные в Казахстане, найдены в Восточной Европе и на Кавказе. Они относятся к
III-I вв. до н. э (на два-три века раньше, чем аналогичные металлические предметы, изготовленные в соседних регионах (в
Западной Сибири и на Урале). Все это доказывает, что Казахстан раньше своих соседей стал центром древней металлургии.
Северный Казахстан стал связующе-перевалочным регионом между металлургическими центрами Казахстана и Сибири с
Восточной Европой.
Курган Байгетобе в долине
Шиликты
Ученые считают, что Шиликты, Бесшатыр,
Иссык, Берель были не только местами
захоронения царей и вождей, но и священными
местами, где проводились массовые
ритуальные обряды.
-Реконструкция коня из Берельского
кургана. Подкурганная мерзлота
обеспечила хорошую сохранность
останков коней
Зооморфные образы, такие как лев, грифон,
крылатые звери и животные, символизировали
древо жизни. В образе древа жизни представлена
картина мира (небо - ветви дерева и птицы; земля -
ствол дерева, травоядные копытные и хищники;
корни - подземное царство и живущие в воде
существа). Мотив древа мог быть дополнен
изображениями сцен борьбы животных, охоты.
Иссыкский курган-могильник.
Сакский звериный стиль
получил распространение в
Евразии на территории
Казахстана, Сибири, Урала и
Волги с VIII в. до н. э. Саки
переняли его во время походов
в Переднюю Азию и Иран.
Изображение зверей в
движении было проявлением
тотемизма и считалось
амулетом (тумаром),
охранявшим от злых духов.
Искусство звериного стиля
исчезло в начале нашей эры.
19
11. Уйсуны в III в. до н. э. - V в. н. э.
Сведения об уйсунах отрывочны и скудны и содержатся лишь в китайских источниках, где употребляются термины “усунь-го” — усуньское
государство и “синь-го” - кочевое государство. Уйсуны создали первое государственное образование на территории Казахстана.
До III в. до и. э. Название уйсун (усун) Китайский историк Сыма Цянь в
уйсуны находились — ►
встречается в китайских труде “Ши цзы” изложил легенду о
-S
под властью источниках со II в. до н. э., где происхождении уйсунов. По легенде
гуннов. их описывают высокими и будущего правителя уйсунов
I
голубоглазыми. вскормила волчица.
В китайской хронике_ «Хань» ( III в. до
и. э. — I в. н. э.) упоминается о том, что
уйсунский гуньмо изъявил желание
породниться с китайским императором,
женившись на его дочери.
По антропологическим
данным у уйсунов
европеоидные черты
преобладали над
монголоиды ым и.
Уйсун. Талдыкурганская
обл. Автор реконструкции
Шаяхметов.
Территория
проживания
Семиречье.
Р А С С Е Л Е Н И Е
I .
Согласно китайским источникам, уйсуны Столица— г.Чигучен
“граничили на востоке с гуннами, на (Город Красной
северо-западе — с кангюями, на западе — с долины) — находилась
Даванией (совр. Узбекистан), на юге — с южнее озера Иссык-
разными постоянными владениями”. Куль и реки Или.
Беки — племенная и
родовая знать.
Рядовые общинники
скотоводы и
земледельцы.
Существовала частная собственность на
скот, землю и воду. Вожди заявляли: «Никто
не смеет пасти свой скот на моих землях»
Самые богатые уйсуны имели по 4-5 тыс.
лошадей.
Лошадей тавровали тамгами. У знати тамги
были из золота и меди, у рядовых
общинников — из глины.
ОБЩ ЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ
▼
Гуньмо —
правитель.
Наличие социального неравенства
подтверждается разными размерами
курганов — захоронений в виде насыпи.
т щ ш
. ¾ ¾ ¾ ¾
Hife=Afc
..
Наиболее известный
памятник ювелирного
искусства уйсунов I в. до н. э
- II в. н. э. - Каргалинская
диадема с изображением
птиц, зверей и людей. Была
найдена в 1939 г. в урочище
Мыношакты (Каргалинское
ущелье) близ города Алматы.
V
____________________Z
На диадеме,
выполненной в зверином
стиле,
изображена модель
Вселенной. Животные
символизируют жизнь,
птицы - небо, кони -
солнце. В центре
^ ^ В е е л е н н о й ^ ю л о в е к ^ ^ ^ ^ ^
20
12. Хозяйственная деятельность и верования уйсунов
Главную роль играло скотоводство.
Разводили лошадей, овец и верблюдов, в
меньшей степени крупный рогатый скот.
Занимались поливным и богарным
(неполивным) земледелием.
При раскопках зимовки-поселения Актас
были найдены остатки ирригационных
сооружений, мотыги, кетмени, плуги, серпы и
зернотерки.
Уйсуны располагали свои поля вдоль рек. Вода
подавалась через систему арыков. Согласно
источникам, уйсуны “сажают деревья, имеют
города и предместья”.
О религиозных представлениях
уйсунов мы узнаем из древних
захоронений. По представлениям
уйсунов, люди после смерти
возрождались. Поэтому вместе с
умершим клали предметы, которыми
он пользовался при жизни. Уйсуны
верили в потустороннюю
сверхъестественную силу и
обожествляли ее.
Широкое распространение получили такие ремесла как
кузнечное, прядение, вышивание, выделка кожи,
изготовление предметов из камня и кости.
Высокого уровня достигло изготовление ювелирных
изделий в полихромном стиле, который уйсуны
заимствовали у гуннов. Полихромный стиль включает:
• инкрустацию серебряных и золотых изделий
драгоценными камнями;
• зернь - припаивание шариков из драгоценных
металлов на основу;
• скань - напаивание витой проволочки;
• перегородчатая эмаль - заливка отдельных
гнезд специальным составом.
При украшении предметов быта
часто использовали солярные знаки
- изображение Солнца.
В долине рек IIIy и Кеген археологами были найдены
остатки нескольких древних городищ.
В предгорьях уйсуны имели постоянные жилища.
Поселения состояли из пяти-шести каменных жилищ,
Внутри жилища стоял каменный очаг для обогрева
комнаты и приготовления пищи.
Вблизи поселений располагались родовые и семейные
кладбища.
Серьга. Золото,
бирюза, сердолик.
Литье, пайка,
инкрустация
(Каргалинский клад).
21
13. Кангюи: исторические источники о кангюях, кангюи в III в. до н.э. - Y в.н.э.
Канной (Кангха) — название древнего народа и владения в Центральной Азии, представлявшего собою объединение неизвестного этнического и
языкового происхождения (около III в. до н. э. — Y в. н. э.) в районе нижней и средней Сырдарьи (южная часть Казахстана).
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ КАНГЮЕВ
КЛУНШИНСКАЯ
КУЛЬТУРА
Распространена в
Приташкентском
оазисе
OTPAP-
КАРАТАУСКАЯ
КУЛЬТУРА
Занимала территорию
от среднего течения
Сырдарьи и предгорий
Каратау до р.Талас
Ж Е ТЫ А С АРСКАЯ
КУЛЬТУРА
Долина ныне
высохших рек
Куандарьи и
Жанадарьи
к - «■$
А
К ' M ■
\ щ\
Скульптурная реконструкция по
черепам женщины и мужчины
Жетыасарской культуры
Слово «кангюй» созвучно «канлы» - название одного из племенных объединений Старшего жуза. Кангюи жили в тех же районах Южного
Казахстана,что и канлы.
22
с
ГОСУДАРСТВЕННО - ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО
)
IГ
Титул правителя — Великий
хан. Его власть
Хан управлял с
помощью 3 визипей
Территориально государство делилось на
5 владений, каждое из которых
управлялось малым ханомпередавалась по наследству
Га
В обществе существовало
имущественное
неравенство
Войны велись ради обогащения знати.
Пленных обращали в рабов, которые
выполняли домашнюю работу.
Причина незначительного
распространения рабства у кангюев -
кочевое скотоводство при общинном
пользовании землей
Знать обладала огромными
богатствами и плодородными
пастбищами
Городище кангюев Куль-тобе на
берегу р. Арысь. Туркестан.
Имели политические,
экономические и культурные
связи с Китаем, Парфией,
Римом, Закавказьем.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КАНГЮЕВ
.....I ' '
Вели войны с соседними племенами: гуннами,
уйсунами. Подчинили Бухару, Хорезм и
другие области Средней Азии.
В 46 - 36 гг. до н.э. оказали
помощь гуннам в борьбе с
Китаем.
23
14. Занятия и культура кангюев
КУЛЬТУРА
К-
У
\г X
Китайские послы утверждали, что у
кангюев имелись писаные своды
законов, что свидетельствовало о
наличии у них письменности. Ho
Широкое распространение
получили музыка, танцы,
песни. Имелись инструменты с
двумя и пятью струнами.
Кангюи обожествляли
Солнце, Луну, звезды.
Почитали культ предков.
памятники письменности кангюев не
найдены
Находки археологов в городище
кангюев Куль-тобе
24
15. Гунны в III в. до н.э. - IV в. н.э.
О гуннах - древнейшем народе, населявшем Азию и Восточную Европу - упоминается в китайских источниках. Слово
«хунну», или «сюнну» происходит от названия рекиЮрхон (совр. Монголия). Китайцы называли правителя гуннов шаиыой.
Вторыми лицами после шаньюя были туменбасы (темники), которые назначались правителем из числа его родственников.
В III веке до н. э (по сведениям российского историка — востоковеда JI.H.Гумилева в 209 г. до н.э.) шаньюй Моде, объединив
24 гуннских племени, создал государство.
В повествовании китайского историка Сыма-Цяня рассказывается о событиях, положивших начало гуннским завоеваниям: Правитель соседнего
племени дунху потребовал от Моде уступить пограничную территорию. «Крайне разгневанный Маодунь (Моде) ответил: „Земля — основа
государства, разве можно отдавать ее!" Всем советовавшим уступить землю он отрубил головы. Затем Моде разгромил дунху».
Затем Моде подчинил соседние племена, жившие по берегам Енисея и в горах Алтая, покорил Китай, с которым заключил договор “О мире и
родстве” и обязал китайцев платить дань. Во время правления Моде государство гуннов стало сильнейшим в Евразии Его территория
простиралась от Забайкалья на севере до Тибета на юге, от Восточного Туркестана на западе до среднего течения реки Хуанхэ на востоке.
Гуинский всадник,
(реконструкция
М.В. Горелика)
25
Лев Николаевич
Гумилёв (1912 -
1992) - советский
историк,этнолог,
археолог, востоковед.
26
16. Гунны в Y в.
В 437 г. гунны совершили поход вглубь Европы. Они разгромили Бургундское королевство (территория
современной Франции).
В 445 г. шаньюем стал Аттила (400 - 453гг.) (Едиль, прозвище “Бич божий”). При нем государство гуннов достигло
наивысшего могущества.
В 445 г. Аттила
объединил
гуннов и
варварские
народы,
населявшие
территории
современной
Румынии и
Венгрии.
В 448 г. Аттила обрушил
удар на Восточно-
Римскую империю и
обязал ее платить
ежегодную дань.
I
70 городов Греции были
разграблены и сожжены
гуннами.
В 451 г. в Каталаунской
долине в Галлии, недалеко от г.
Труа (современная Франция)
произошла “Битва народов”.
На стороне римлян выступили
сарматы, аланы, франки. На
стороне гуннов — остготы,
гепиды.
Потеряв в ходе первого дня
сражения тысячи воинов,
противники не решились
продолжить битву на следующий
день
Весной 452 г.
войска Аттилы
подошли к
Западной
Римской
империи, глава
которой бежал.
Ho по
неизвестным
причинам
гунны ушли.
После смерти
Аттилы в 453 г.
его держава
распалась.
Л - V
Аттила. Ф рагмент фрески
Делакруа, ок. 1840 г.
448 г.,
• характеризовал гуннов как мирный народ;
описал внешний облик Аттилы: “Большая голова,
среднего роста, крепкого телосложения. Глаза раскосые,
А
/
Об Ari иле
писали:
\
Г Л
Римский историк А. Марцеллин писал о
воинственности гуннов.
^ У
*
взгляд пронзительный ,
• сообщал о наличии у гуннов своих городов;
описал деревянный дворец Аттилы, особенно Прииска
удивила баня из белого камня.
С \
Итальянский композитор Джузеппе Верди написал
оперу “Аттила”.
V У
Переселение гуннов послужило толчком Великому переселению народов, которое способствовало распаду Западной Римской
империи и крушению рабовладельческого строя.
Портрет Аттилы.
Римский медальон,
V в. и. э.
27
Огромное значение имела охота.
17. Занятия и образ
жизни гуннов
Занимались кочевым скотоводством.
Часть гуннов занималась земледелием
(выращивали в основном просо).
He имели единого центра управления
(столицы).
Власть в государстве передавалась
по наследству (от отца к сыну)
Изготавливали посуду из кожи, глины и дерева.
При изготовлении украшений и оружия
использовали полихромный стиль (в III - V вв.
он достиг своего расцвета), который включал
инкруст ацию - в драгоценный металл (в
основном золото) вставляли цветные камни,
зернь - напаивание на изделие золотых шариков,
скань - напаивание на изделия узоров в виде
длинных витых проволочек.
перегородчат ую эмаль - заливка отдельных
гнезд специальным составом.
За тяжкие преступления и предательство
полагалась смертная казнь. За мелкие
преступления резали лицо
У гуннов существовало социальное
неравенство, о чем свидетельствуют
богатые и бедные захоронения.
ВООРУЖЕНИЕ И ВОЕННАЯ ТАКТИКА ГУННОВ
Гуннская диадема в
полихромном стиле
Основа войск -
легкая конница.
Осаждали города
стенобитными орудиями,
заимствованными у
китайцев.
Использовали
стрелы со
свистульками.
Нападали неожиданно, —
писал римский историк
Марцеллин.
300 лет гунны воевали с Китаем. Чтобы защититься от набегов гуннов, циньский император Цинь
Ши Хуанди в III в. до и. э. начал строительство “Великой Китайской стены”, которое затянулось
на тысячу лет.
Великая Китайская стена.
Длина более 5 тыс. км.
Сохранились в основном участки
стены, построенные 600 лет назад
во времена династии Мин.
28
18. Сарматы в VIII в. до н.э. - Y в. н.э.
Сармат
Старо-Лыбаевский
могильник (Западная
Сибирь). Реконструкция
Т.С. Балуевой.
Антропологический
тип сарматов -
европеоидный. С
появлением гуннов
у сарматов
появляются
монголоидные
черты и тюркский
язык.
Населяли
территорию
Западного
Казахстана.
С VIII в. до н.э.Сведения о сарматах содержатся в В состав союза У них не было
сарматов трудах древнегреческих и сарматов единого
называли древнеримских историков: -Hвходили территориального
савроматами, Диодора, Плиния Старшего, племена: центра управления
с III в. до н.э.Полибия. Геродот отмечает, что роксоланы, (столицы).
сарматами. сарматы говорили на языке,
схожем с языком скифов.
аорсы, сираки,
аланы.
Общество сарматов
представляло собою
военную демократию
Во главе
сарматского племени
стоял военный вождь
ОБЩЕСТВЕННЫЙ
СТРОЙ
В сарматском обществе существовало
социальное неравенство, о чем
свидетельствует наличие богатых
захоронений.
Сарматские женщины были
равны в правах с мужчинами
и бывали вождями племен
29
30
19. Хозяйство и быт сарматов
Могильник Бесоба с
захоронением двух
жриц (левобережье р.
Елек в Актюбинской
области, датируется
VI-V вв. до н.э.).
Могильник Сынтас с Могильники на
захоронением трех Устюрте - Байте и
савроматских воинов. Найдены Терен. Рядом
предметы с изображениями находились
козла, сайги и волка (долина р.молитвенные места с
Елек, Актюбинская обл., 30-40 идолами.
датируется V в. до н.э.). Датируются II в. до
н.э.
3 кургана в Аралтобе
(Атырауская обл.) В одном из
них захоронен сарматский
вождь. Эту находку называют
вторым Золотым человеком.
Датируется 129-м годом.
( АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ САРМАТОВ )
Браслет
спиральный
со сценой
терзания на
концах.
Сарматский
курган,
с. Верхнее
Погромное.
Экспозиция золотого
человека из
А ралтобинского
кургана в А тырауском
музее. Х удожник-
реставратор
К. Алты нбеков
Было развито производство ювелирных изделий. Изготавливались
украшения из золота, серебра, меди и железа, а также зеркала.
Занимались охотой. Стрелы длиной в 60
см скрепляли клеем из рыбьего жира.
важную роль играло кочевое
скотоводство.
^^Разводили коней и овец.
Сарматские племена являлись связующим
звеном между народами Центральной Азии и
Причерноморья.
На развитие сарматской культуры огромное
влияние оказала культура Греции.
В сарматских курганах были найдены сосуды
изображением древнегреческого бога
виноделия Диониса.
В долинах рек Волги и Урала,
у побережья Черного моря сарматы
занимались земледелием.
31
Глава II. Казахстан в период средневековья
Раннесредневековые государства (Vl-IX вв.)
20. Развитие государственности на территории Казахстана (III в . до н.э. - XVb. н.э.)
32
Продолжение таблицы 20.
33
21. Тюркский каганат
ПРИЧИНЫ РАСПАДА
КАГАНАТА В 603г. :
междоусобные войны
восстания покоренных
народов
войны с соседними
государствами
(Китай).
34
22. Западно-тюркский каганат (603 - 704 гг.)
Восточно-тюркский каганат (682 - 744 гг.)
Образование, территория и этнический состав Западно-Тюркского каганата
Западно-
Tюркский каганат
образовался в
результате
распада
Тюркского
каганата.
Tерритория: на юго-востоке —
от рек Или и Чу, на северо-
западе — до нижнего течения
рек Волга и Кубань, на северо-
востоке — до верхних течений
Волги и Иртыша, на юго-западе
— до рек Tарим и Амударья.
Основной район
проживания —
Семиречье (древне-
уйсунские земли от
гор Каратау до
Джунгарии).
Столица и зимняя
ставка - г. Суяб (на
берегу Чу), летняя
резиденция —
Мынбулак (близ
г. Туркестана).
В Западно-Тюркский каганат
(“он ок будун” — в переводе
с тюркского “страна 10 стрел”)
вошли 10 племен: пять племен
нушеби и пять племен дулу.
Каган — глава государства,
избирался из рода Ашина.
Селифы — сборщики
налогов, назначались из
числа местных жителей.
Тегины — наследники Общественно- Буюруки, тарханы —
кагана. политическое судьи.
к
устройство .
Ябгу, шад, эльтебер —
представители рода кагана.
Т а т ы — рабы
пленные.
Кара-будун — “Черный
народ” — основное зависимое
население каганата.
В государстве существовала повинность “кровного долга”,
по которой выделялись люди для прохождения военной
службы. Службу проходили представители тех племен,
которые находились близко к местам военных действий.
35