Материалдар / ҚКПҚ қызметінің бір түрі ретінде ерекше білім беру қажеттіліктері бар балалардың ата-аналарына кеңес беру
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

ҚКПҚ қызметінің бір түрі ретінде ерекше білім беру қажеттіліктері бар балалардың ата-аналарына кеңес беру

Материал туралы қысқаша түсінік
ҚКПҚ қызметінің бір түрі ретінде ерекше білім беру қажеттіліктері бар балалардың ата-аналарына кеңес беру
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
25 Қаңтар 2022
233
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Консультирование родителей детей с особыми образовательными потребностями как одно из направлений деятельности КППК»



Сегодня мы поговорим о том, как на базе КППК организовать и плодотворно вести консультативную практику.

Консультативная деятельность – это оказание помощи детям, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения детей с ООП. Особенностью консультативной работы в КППК является то, что непосредственным “получателем” психолого-педагогической помощи (клиентом) является не её окончательный адресат – ребёнок, а обратившийся за консультацией взрослый (родитель, педагог). Таким образом, мы оказываем подчас лишь косвенное воздействие на ребёнка. Мы только даём советы; реализовывать их – задача клиента. Несмотря на такую специфику консультативной работы с детьми с ООП, их родителями и педагогами, это направление является принципиально важным в практической деятельности КППК.



Консультативная работа в КППК предполагает следующие направления: в форме собственно консультирования по вопросам обучения, воспитания и психического развития ребёнка, а так же в форме просветительской работы с родителями и участниками педагогического процесса в организациях образования.



Несмотря на неповторимость каждой консультации, всех родителей, тем не менее, эмпирически можно разделить на условные группы.

«Компетентные» родители.

Это наиболее конструктивно настроенная часть родителей, имеющих адекватное представление о работе консультанта. Они настроены на положительный контакт с консультантом и готовы конструктивно обсуждать особенности своего ребенка. Можно быть уверенным, что такие родители воспользуются рекомендациями консультанта.



«Некомпетентные скептики».

Эта категория родителей вызывает максимальный дискомфорт у консультанта. Часто это люди, видящие в консультанте либо «болтуна и дармоеда», либо «жаждущего поставить клеймо». Они приходят со своей предвзятой установкой и часто не хотят слышать то, что им говорит консультант. Именно у этой категории родителей особенно сильна психологическая защита.

В работе с такими клиентами желательно, во-первых, показать Вашу искреннюю заинтересованность в успехах ребенка. Предоставьте родителям свободу выбора: прислушаться к Вашим рекомендациям или нет. Покажите, что Вы искренне верите в то, что родителями сделано все возможное для ребенка. Тем не менее, если Вам не удалось сделать из этого скептика Вашего союзника, помните, что и Вы сделали все возможное.



«Формальные представители».

Обычно это бабушки или другие родственники, которые просто «пришли за бумажкой». Будьте уверены, что они имеют свои непоколебимые представления о своем ребенке и в будущем будут винить в неудачах плохую наследственность, окружение и учителя. Такие родственники также вряд ли будут внимательно слушать Вас.

Тем не менее, покажите и Вы свою социальную «благонадежность»: отработайте эту бессмысленную консультацию по полному плану и не забудьте похвалить малыша и его родителей. Скажите им, что Вы верите в их педагогическую компетентность и опыт. Надо сказать, что иногда «формального представителя» вполне удается превратить в заинтересованное лицо.





«Родители «плохого» ребенка» («Жертвы обстоятельств»).

Это нечасто встречающаяся категория родителей, которые изначально считают ребенка «неудачником». Они как бы говорят: «Ну вот, я так и знала, что он хуже других!». Именно этим

родителям, несмотря даже на объективно низкие результаты, необходимо помочь поверить в своего ребенка. Показать, что именно эмоциональное участие поможет малышу в его учебе. Найти все его достоинства и нераскрытые возможности. Можно даже показать, что основой его некоторых неудач является определенный ограниченный недостаток, с которым можно работать целенаправленно.



«Бросающие» родители.

Иногда это не только родители–маргиналы. На консультации гораздо чаще встречаются вполне добропорядочные родители, которые, с одной стороны, знают о проблемах своего ребенка, а с другой – надеются, что «все обойдется без них». Они могут прикладывать значительные усилия, чтобы обеспечить ребенка компетентной помощью специалистов, но сами предпочитают избегать целенаправленной работы со своим малышом. В этом случае особенно важно подчеркнуть значение содержательных контактов ребенка именно с родителями. Акцент на материальном обеспечении иногда может быть индикатором «реакции ухода» от проблем, связанных с ребенком.

Наконец, можно выделить категорию «симбиотичных родителей».

Такие родители всегда в курсе эмоциональных и познавательных проблем своего малыша. Они упорно с ним занимаются, иногда даже оставив работу, оберегают от различных, с их точки зрения нежелательных, контактов. Они пытаются как бы вылепить из своего ребенка свой идеал. Ребенок растет в «оранжерейных» социальных условиях, тоскуя по детским играм со сверстниками. Можно восхищаться самопожертвованием таких родителей, но всегда следует помнить, что в таких случаях ребенок оказывается жертвой проекции родительских проблем. Лишенные права на автономную эмоциональную жизнь, такие дети быстро теряют интерес к учению и часто производят впечатление «ненаигравшихся».

Безусловно, перечисленные категории родителей не являются исчерпывающими и Вы, возможно, имеете об этом собственные представления.



Специально проведенные исследования в области коррекционной педагогики позволили выделить ряд специфических особенностей личности родителей детей с особыми образовательными потребностями.

Родители детей с нарушениями речи, слуха, зрения без снижения интеллекта:

- прилагают усилия для компенсации нарушения в развитии ребенка;

- испытывают озабоченность и чувство тревоги о будущем ребенка;

- адекватно оценивают рекомендации специалистов медицинского и педагогического профиля.



Родители детей с нарушением интеллекта, как правило:

- агрессивны, склонны к конфликтам или чрезмерно пассивны;

- склонны к обвинению специалистов медицинского, педагогического профиля в проблемах развития ребенка, пренебрегают их рекомендациями;

- занимают позицию: «Мой ребенок нормальный, все само пройдет».



Родители детей со сложными нарушениями в развитии:

- испытывают чувство вины за состояние здоровья ребенка или обвиняют медицинский персонал;

- настороженно относятся к педагогам, с недоверием воспринимают их рекомендации;

- нервно истощены, испытывают психологический дискомфорт, психологически нестабильны, внутренне напряжены;

- характеризуются недоверием к миру.





Данные особенности личности родителей детей с ОВЗ следует учитывать консультанту при планировании и прогнозировании успешности консультативных бесед.



Основные этапы индивидуальной консультативной работы

Работа с конкретным индивидуальным случаем – довольно трудоёмкий процесс, требующий определённой организации. Для квалифицированного решения проблемы необходимо собрать и проанализировать информацию по следующим разделам:

1. Информация об истории развития ребёнка и состояние его здоровья (беседа с родителями по поводу истории развития ребёнка может происходить в форме интервью).

2. Сведения об особенностях социальной обстановки, в которой растёт ребёнок, и характере его общения и взаимоотношений со значимыми лицами (семья, коллектив сверстников в классе и др.)

3. Особенности поведения и деятельность ребёнка в различных ситуациях. Для изучения особенностей поведения и деятельности ребёнка в ситуации обследования целесообразно применять схему наблюдения.

4. Дифференцированная характеристика развития познавательной и эмоционально-личностной сфер ребёнка. Методические средства и приёмы, используемые для получения такого рода информации весьма разнообразны. Их выбор зависит от специфики проблемы, возраста ребёнка др. Главное – это должен быть комплекс методик.



Построение и принципы организации консультирования родителей детей с проблемами развития не отличаются от консультирования обычно развивающихся детей. Однако проведение беседы с такими родителями требует от консультанта повышенного уровня знаний медицинского аспекта волнующих их проблем, а также готовности решать проблемы не только детей, но также семейных взаимоотношений и личностного статуса каждого члена семьи. В большинстве случаев эти проблемы взаимосвязаны с вопросами успешности обучения детей и их несоответствия ожиданиям родителей, а также особенностям поведения детей и их социализацией вообще.



При организации консультирования родителей детей с ООП следует учитывать ряд особенностей их личностной сферы: мотивацию обращения к консультанту, отношение родителей к консультанту, позицию родителей при обсуждении проблемы.



Мотивация, с которой родители приходят на консультацию

Мотивированные родители, которые четко представляют, что хотят, составляют большинство из тех, кто имеет детей с парциальными нарушениями без снижения интеллекта. Они практически всегда выступают инициаторами консультирования.



Немотивированные родители не знают, чем им может помочь консультант, часто не признают проблем ребенка в эмоционально-личностной сфере и поэтому не видят смысла тратить время на беседу с консультантом. Практически всегда инициатором выступает консультант.

Родители, направленные на консультацию к специалистам воспитателями или другими педагогами, т.е. под воздействием внешних обстоятельств, пассивны, безучастны или агрессивно настроены. Специалист должен приложить усилия для смены мотивации таких родителей на активную и снять чрезмерное напряжение путем подчеркивания сильных сторон ребенка, имеющего интеллектуальные нарушения.

Образованные родители имеют обширные сведения о состоянии здоровья ребенка, причинах возникновения и методах лечения основных нарушений в развитии, но мало компетентны в педагогических аспектах воспитания и обучения. Поддерживая беседу в медицинском направлении, специалист помогает родителям перейти к обсуждению проблем социализации ребенка.









Отношение родителей к консультанту

От того, как складываются отношения между консультантом и клиентом, зависит исход встречи. Клиенту важно понять, что он может свободно говорить о переживаниях и чувствах, опасениях и тревогах, и будет принят специалистом таким, какой он есть. В большинстве случаев родители детей без снижения интеллекта изначально настроены на откровенный разговор и уверены в его конфиденциальности. Недоверие к возможностям консультирования и решению проблем ребенка свойственно родителям детей с нарушением интеллекта. Часто такие родители отказываются признавать свою роль в возникновении проблем у ребенка и их наличие вообще.

Настороженное отношение к консультанту свойственно родителям детей со сложными нарушениями в развитии, т.к. они не верят в возможность помощи немедикаментозного характера, нередко имеют негативный опыт общения с родителями обычно развивающихся сверстников и бывают приятно удивлены осведомленностью педагога-консультанта о причинах основных дефектов развития их ребенка и о методах коррекции. Через недоверие и настороженность такие родители часто приходят к пониманию необходимости психолого-педагогического сопровождения ребенка.

 



Правила консультирования родителей:

1. Цель консультирования – не выдача готовых рецептов, как действовать и что делать, а выявление внутренних ресурсов семьи, отца, матери, детей, чтобы они сами справлялись с поиском решений, путей и т.д., стремились преодолеть возникающие трудности. 
2. Исходить из интересов ребенка, обеспечить развитие его личности и руководствоваться принципом «Не навреди!».
3. Проявлять такт, вежливость, учитывать возрастные и психологические особенности членов семьи и снимать необоснованные суждения, оскорбительные намеки.

4. Не разглашать данные, которые носят конфиденциальный характер.
5. Не забывать, что открытость с нами (педагогами) родители проявляют тогда, когда мы ее проявляем и не используем ее во вред семейным отношениям.





Условия эффективной работы консультанта.



Исследованиями были выявлены профессионально важные качества консультанта, которые набрали наибольшее количество баллов, наличие и степень развития которых позволяют оценивать уровень продуктивности коммуникативной деятельности консультанта. Они были проранжированы в порядке убывания:

умение активно слушать

умение понятно говорить

профессионализм

понимать последствия своего влияния

здравый смысл

самообразование

личная ответственность

уверенность в себе

заинтересованность в общении

тактичность

внимательность

понимание себя

саморегуляция

увлеченность профессией



интеллектуальность

эмоциональная устойчивость

самоуважение

доброжелательность

не давать нравственных оценок

владение теорией

стрессоустойчивость

эмпатийность

рефлексия

внимание к деталям

позитивный настрой



Консультант - это, прежде всего, человек, хорошо знающий и глубоко понимающий ребёнка, разбирающийся как в общих закономерностях его психического развития, так и в возрастных особенностях и индивидуальных вариантах. Вместе с тем он ориентируется и в психологии взрослых людей, в тех её сторонах, которые определяют позицию, занимаемую ими по отношению к ребёнку.



Предпосылками успешного результата консультирования являются следующие действия консультанта, в процессе проведения бесед:

  • умение консультанта создать доверительные, откровенные отношения с родителями (или другими обратившимися за помощью лицами), умение проявить эмпатию, показать свое отношение к родителям как к людям, искренне заинтересованным в устранении трудностей ребёнка;

  • формирование у клиента установки на совместный и разносторонний анализ проблем ребёнка;

  • предупреждение клиента о возможных трудностях, осложнениях и препятствиях в процессе поиска форм психолого-педагогической помощи, а затем и в ходе её реализации; снятие установки на ожидание немедленных результатов.



В начале беседы нужно побудить у родителей к свободному и откровенному обсуждению проблем ребёнка, актуализации наиболее волнующих их вопросов. Необходимо также коснуться их представлений о причинах трудностей ребёнка и средствах их разрешения, помощи, выяснить их мнение о том, какие цели можно ставить перед ребёнком, на какое будущее его ориентировать.

На втором этапе беседы предполагается сообщение и разъяснение консультантом результатов психолого-медико-педагогического обследования, а также их совместное обсуждение. Необходимо стремиться к выработке у родителей реалистического представления о трудностях ребёнка. После того (на третьем этапе) обсуждается специальная программа действий и конкретные формы реализации предложенных рекомендаций. В процессе беседы важно проявить теплоту, внимание, уважение. Критерием оценки эффективности беседы служит то, могут ли родители достаточно уверенно действовать на основе тех сведений и рекомендаций, которые они получили от консультанта.

Встреча с каждым новым родителем непредсказуема и требует от консультанта не только умения «с лету» анализировать и обобщать только что полученную от родителей информацию, но и максимальной гибкости в беседе с родителем. Консультирующий педагог должен производить впечатление максимально компетентного и культурного человека, имеющим достаточно респектабельную внешность и говорящим достаточно богатым литературным языком; он также должен быть уравновешенным, доброжелательным и относительно открытым в общении. При этом консультант должен владеть навыками регулирования социальной дистанции: чрезмерная фамильярность или, наоборот, сдержанность могут произвести неблагоприятное впечатление. Наконец, консультант должен просто любить детей.



Практически для всех родителей работает универсальная формула консультации:

ПОДДЕРЖКА – АНАЛИЗ – ДИАЛОГ – РЕКОМЕНДАЦИИ – ПОДДЕРЖКА



Это означает, что недопустимо говорить только о недостатках ребенка, также как и недопустимо начинать с недостатков.

Это означает, что нельзя просто перечислить родителю итоговые результаты тестирования ребенка.

Это означает, что нельзя выступать в роли «третейского судьи» в консультации.

Это означает, что диагностическая картина должна быть дополнена конкретными рекомендациями по развитию тех или иных способностей. Диагноз без лечения не имеет смысла.

Это означает, что в итоге у родителя должен остаться оптимистический настрой, даже несмотря на получение информации о прогнозируемых проблемах у ребенка.

УСПЕХОВ ВАМ В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ!



Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!