Открытый урок по предмету «Специальное
фортепиано»
Преподаватель: Савина Алена Игоревна
Учащийся: Шаров Павел 3 класс
Дата проведения: 24.10.2019
Тема урока: «Работа над техникой в младших классах
специального фортепиано»
Цель урока: развитие техники и применение приобретенных
навыков в работе над изучаемыми произведениями.
Задачи урока:
Оборудование: фортепиано, стулья, компьютер, ноты произведений,
ноты упражнений.
План урока:
1.Сообщение темы урока и его
задач.
2.
Введение
3.
Работа над упражнениями
4.
Работа над гаммами
5.
Исполнение произведений в концертном варианте.
6.
Подведение итогов. Заключение.
Ход урока:
Введение
Техника – сумма умений и навыков, приемов игры на
рояле, при помощи которых пианист добивается нужного
художественного звукового результата.
Неправильно понимать под словом «техника» только то, что касается скорости, беглости,
выносливости. В это понятие входит еще ровность, отчетливость,
качество. Вся
техника делится на 2 вида: МЕЛКАЯ и КРУПНАЯ
Поскольку в младших классах ДШИ рука ученика
небольшая, то упор в работе, прежде всего, делается на развитие
мелкой техники.
Сюда относят:
-
различные пятипальцевые
позиции;
-
гаммы и гаммообразные пассажи;
-
трели;
-
ломаные терции;
-
фигурации;
-
аккорды и интервалы в тесном
расположении
Существует множество способов развития мелкой
техники, но всю работу можно объединить в 2
направления:
Работа над аппаратом
-
сидеть естественно, следя за
осанкой;
-
не
поднимать плечи во время игры;
-
локти не прижимать к корпусу, но и сильно не
разводить в стороны, они должны находиться в один уровень с
клавиатурой
Постановка руки
-
форма пальцев – закругленная, образуя между 1 и 2
«полукольцо»;
-
прикасаться к клавишам нужно подушечками
пальцев;
-
суставы пальцев не должны
прогибаться;
-
рука ближе к черным клавишам.
Звукоизвлечение
-
естественность корпуса;
-
ощущение веса свободной руки;
-
легкость 1-го пальца;
-
эластичная, гибкая и упругая
кисть;
-
ощущение цепкости кончиков
пальцев.
Направления для развития мелкой
техники
Основные проблемы при игре юного
пианиста
-
несамостоятельность и недостаточная активность
пальцев;
-
малая подвижность и напряжённость 1-го
пальца;
-
несобранная в естественную позицию
рука;
-
зажатия в аппарате.
-
Все
эти проблемы мешают нормальному развитию
-
техники. Чтобы избавится от недостатков в
игре
-
рекомендуются следующие
упражнения
Работа над
упражнениями
Шарль Луи Ганон- правильнее Анон (Напоп) Шарль Луи (2 VII 1819,
Ран-сюр-л'Эр - 19 III 1900, Булонь-сюр-Мер) - франц. пианист,
органист, педагог. Учился в Парижской консерватории у III. В. Берио
(сына Ш. О. Берио). Преподавал игру на фортепиано в Булонь-сюр-Мер.
Автор этюдов и инструктивных пособий для фортепиано, в т.ч.
известного сборника "Пианист-виртуоз..."
Упражнение №1
Играем сначала медленно, стараемся не задирать
запястье, все пальцы смотрят вниз, ставим их на «подушечки». Затем
ускоряем темп. Данное упражнение следует играть сначала каждой
рукой отдельно, затем вместе.
Упражнение № 2 в разборе, играем медленно,
следи за аппликатурой.
А.
Шмидт-Шкловская
Упражнение №3
При исполнении данного упражнения важно опираться
на задержанный звук, шестнадцатые при этом брать свободно и легко,
не задерживая движение пальцев.
Упражнение для развития 4-го и 5-го пальцев
№4
Данное упражнение следует играть сначала каждой
рукой отдельно, затем вместе.
Упражнения для развития цепкости 1-го
пальца №5
Данные упражнения полезно играть в разных
тональностях. В тональностях, имеющих диезы и бемоли, избегать
толчка на черной клавише и не поднимать кисть.
А.
Шмидт-Шкловская
Упражнение, подготавливающее к трелям
№6
Данное упражнение играется двумя руками на
legato, способствуя развитию собранной пятипальцевой позиции и
трели, которые приходятся на 1, 2 и 4, 5 пальцы.
Гамма ми минор
Играем сначала в 4 октавы в прямом движении.
Первое на что мы обращаем внимание это на аппликатуру. Верно
разученная последовательность пальцев – залог ровной игры. Самым
проблемным моментом является подкладывание первого пальца. Здесь
хочу обратиться к психологической установке российского пианиста и
педагога Г. Г. Нейгауза: «понятие подкладывания первого пальца под
руку» заменить «более жизнеспособным и натуральным понятием
перекладывания руки через первый палец». Ведь психологически легче
перенести руку через первый палец, чем подложить его под
ладонь…
Играем гамму в 4 октавы в прямом и расходящемся
движении. Имеются ошибки в аппликатуре. Уточняем аппликатуру. Еще
одно упражнение, которое советует Г. Г. Нейгауз, заключается в
вычленении в звукоряде гаммы лишь тех звуков, на которые приходится
подкладывание. Важно следить за рукой во время подкладывания. Очень
часто локоть и все предплечье слишком «выворачивается» вместе с
первым пальцем. Этого нужно избегать, и добиться, чтобы предплечье
и локоть как бы рисовало ровную линию, без изломов и
изгибов.
Для
того чтобы скоординировать работу обеих рук, а также для
ритмической ясности, я рекомендую делать в гамме на четыре октавы
акценты по четыре звука, при чем, во всех видах. Но, акцент не
должен превращаться в громкий стук, стоящий на месте, и
заканчивающий всякое движение вперед. Акцент, как в гамме, так и в
любом произведении, - это, то место, от которого нужно
оттолкнуться, чтобы двигаться. Здесь акцент исполняется замахом
пальца, в умеренной громкости.
Охватывающие движения играют так же немаловажную
роль. Представьте, что Ваше предплечье – это поезд, а пальцы –
люди, которые опоздали на него. Эти образы наглядно объясняют те
движения, которые должны присутствовать в игре гамм: вся рука
рисует линию и идет впереди пальцев, то есть, пальцы подчиняются
руке. Помочь этим движением может динамика. Здесь она проста: вверх
– крещендо, вниз – диминуэндо. Прошу ученицу представить тот же
поезд, который едет издалека, поравнялся с нами и уехал. Таким
образом, мы убьем двух зайцев – и движения появятся, и гамма станет
яркой и интересной.
Для
уяснения ритмической четкости и динамической яркости, играем гамму
разными ритмическими формулами – триолями, пунктирным ритмом,
синкопами; и с разными динамическими оттенками – от pianissimo до
fortissimo. Для большего интереса можно поиграть в разных темпах.
Заодно и узнаем наш потенциал и возможности.
Аккорды.
Для
начала вспоминаем что такое «аккорд», как и на каких ступенях
строится тоническое трезвучие и его обращения. Уточняем аппликатуру
и начинаем игру аккордов сначала каждой рукой отдельно, затем двумя
руками. Технически следует обратить внимание на три момента: пальцы
хватают звуки аккорда – особенно активны мизинцы, так как они
держат весь аккорд; кисть прогибается – ее амортизация поможет
избежать зажима аппарата; локти разводятся в стороны, сбрасывая
этим движением нагрузку. Хорошего звука пытаемся достичь свободой
плечевого пояса и хорошего «погружения» в клавиатуру. Предлагаю
сыграть аккорды стоя. Ученица чувствует контакт с инструментом и
легче понимает, как правильно играть аккорды.
Можно поиграть аккорды несколькими способами,
если не получается сыграть 3 звука одновременно. Пятый палец играет
верхний звук, а к нему уже подстраиваем 2 остальных. Или играем
сначала крайние звуки и затем средний,
оставшийся.
А. Алексеева
Упражнение для одновременного звучания голосов и
выделения верхнего голоса №7
В
данном упражнении несколько раз извлекается глубоко верхний звук
соответствующим пальцем, затем исполняется весь аккорд, с ощущением
в руке при извлечении верхнего звука.
Любые гаммы, пассажи, трели полезно играть,
используя следующие варианты:
Важно после работы с применением какого-либо
варианта, вернуться к исходному.
Работа над
произведениями
А.Лемуан «Этюд»
Следующим этапом нашего урока станет работа над
этюдом. Спрашиваю у ученика что такое «этюд». Этю́д (фр. étude
«изучение») — инструментальная пьеса, небольшого объёма, основанная
на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и
предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.
Вспоминаем автора, т.к. это не первое его произведение в нашем
репертуаре. Антуан Анри Лемуан (21 X 1786, Париж - 18 V 1864, там
же) - франц. пианист, педагог, композитор и муз. Издатель Игре на
фортепиано, учился в Парижской консерватории (1798-1809). В 1821
занимался по гармонии у А. Рейхи. Завоевал известность как педагог
(фортепиано). Автор множества инструктивных сочинений для
фортепиано пользовавшихся большой популярностью (сонаты, пьесы,
вариации, этюды и др.). Этюд находится в начальной стадии работы
над ним и, поэтому, ученица играет его с предварительным показом
педагога. Есть неточности в ритме, поэтому играем со счётом.
Прорабатываем неточные места несколько раз. Следим за посадкой,
постановкой рук и добиваемся синхронности исполнения и хорошего
звука. Проигрываем произведение целиком.
На
всём протяжении работы не забываем о динамике, построении фраз. Мы
всегда должны помнить «куда идём».
Заключение
Работа над техникой - это работа над слухом,
умение быстро играть – это умение быстро мыслить…
Е.
Тимакин