Материалдар / «Работа над техникой в младших классах специального фортепиано»
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

«Работа над техникой в младших классах специального фортепиано»

Материал туралы қысқаша түсінік
Открытый урок по предмету «Специальное фортепиано». Цель урока: развитие техники и применение приобретенных навыков в работе над изучаемыми произведениями.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
11 Қараша 2021
428
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Открытый урок по предмету «Специальное фортепиано»



Преподаватель: Савина Алена Игоревна

Учащийся: Шаров Павел 3 класс

Дата проведения: 24.10.2019

Тема урока: «Работа над техникой в младших классах специального фортепиано»

Цель урока: развитие техники и применение приобретенных навыков в работе над изучаемыми произведениями.

Задачи урока: 

  • воспитывать в учениках силу воли и упорство в преодолении трудностей;

  • совершенствование технического мастерства на уроках специального фортепиано

Оборудование: фортепиано, стулья, компьютер, ноты произведений, ноты упражнений.

План урока:

1.Сообщение темы урока и его задач.

2. Введение

3. Работа над упражнениями

4. Работа над гаммами

5. Исполнение произведений в концертном варианте.

6. Подведение итогов. Заключение.



Ход урока:

 Введение

Техника – сумма умений и навыков, приемов игры на рояле, при помощи которых пианист добивается нужного художественного звукового результата.
Неправильно понимать под словом
«техника» только то, что касается скорости, беглости, выносливости. В это понятие входит еще ровность, отчетливость, качество. Вся техника делится на 2 вида: МЕЛКАЯ и КРУПНАЯ

Поскольку в младших классах ДШИ рука ученика небольшая, то упор в работе, прежде всего, делается на развитие мелкой техники.

Сюда относят:

  • различные пятипальцевые позиции;

  • гаммы и гаммообразные пассажи;

  • трели;

  • ломаные терции;

  • фигурации;

  • аккорды и интервалы в тесном расположении

Существует множество способов развития мелкой техники, но всю работу можно объединить в 2 направления:

  • постановка руки, работа над аппаратом и звукоизвлечением;

  • развитие активности и беглости пальцев.

Работа над аппаратом

  • сидеть естественно, следя за осанкой;

  • не поднимать плечи во время игры;

  • локти не прижимать к корпусу, но и сильно не разводить в стороны, они должны находиться в один уровень с клавиатурой

Постановка руки

  • форма пальцев – закругленная, образуя между 1 и 2 «полукольцо»;

  • прикасаться к клавишам нужно подушечками пальцев;

  • суставы пальцев не должны прогибаться;

  • рука ближе к черным клавишам.

Звукоизвлечение

  • естественность корпуса;

  • ощущение веса свободной руки;

  • легкость 1-го пальца;

  • эластичная, гибкая и упругая кисть;

  • ощущение цепкости кончиков пальцев.

Направления для развития мелкой техники

  • Первое направление:

  • освобождение аппарата;

  • приобретение лёгкости в пассажах;

  • связанность и цельность.

Основные проблемы при игре юного пианиста

  • несамостоятельность и недостаточная активность пальцев;

  • малая подвижность и напряжённость 1-го пальца;

  • несобранная в естественную позицию рука;

  • зажатия в аппарате.

  • Все эти проблемы мешают нормальному развитию

  • техники. Чтобы избавится от недостатков в игре

  • рекомендуются следующие упражнения

Работа над упражнениями

Шарль Луи Ганон- правильнее Анон (Напоп) Шарль Луи (2 VII 1819, Ран-сюр-л'Эр - 19 III 1900, Булонь-сюр-Мер) - франц. пианист, органист, педагог. Учился в Парижской консерватории у III. В. Берио (сына Ш. О. Берио). Преподавал игру на фортепиано в Булонь-сюр-Мер. Автор этюдов и инструктивных пособий для фортепиано, в т.ч. известного сборника "Пианист-виртуоз..."

Упражнение №1

Играем сначала медленно, стараемся не задирать запястье, все пальцы смотрят вниз, ставим их на «подушечки». Затем ускоряем темп. Данное упражнение следует играть сначала каждой рукой отдельно, затем вместе.

Упражнение № 2 в разборе, играем медленно, следи за аппликатурой.

А. Шмидт-Шкловская

Упражнение №3

Picture 2

При исполнении данного упражнения важно опираться на задержанный звук, шестнадцатые при этом брать свободно и легко, не задерживая движение пальцев.



Упражнение для развития 4-го и 5-го пальцев №4

Данное упражнение следует играть сначала каждой рукой отдельно, затем вместе.

Упражнения для развития цепкости 1-го пальца №5

Данные упражнения полезно играть в разных тональностях. В тональностях, имеющих диезы и бемоли, избегать толчка на черной клавише и не поднимать кисть.

А. Шмидт-Шкловская

Упражнение, подготавливающее к трелям №6

Данное упражнение играется двумя руками на legato, способствуя развитию собранной пятипальцевой позиции и трели, которые приходятся на 1, 2 и 4, 5 пальцы.

Гамма ми минор

Играем сначала в 4 октавы в прямом движении. Первое на что мы обращаем внимание это на аппликатуру. Верно разученная последовательность пальцев – залог ровной игры. Самым проблемным моментом является подкладывание первого пальца. Здесь хочу обратиться к психологической установке российского пианиста и педагога Г. Г. Нейгауза: «понятие подкладывания первого пальца под руку» заменить «более жизнеспособным и натуральным понятием перекладывания руки через первый палец». Ведь психологически легче перенести руку через первый палец, чем подложить его под ладонь…

Играем гамму в 4 октавы в прямом и расходящемся движении. Имеются ошибки в аппликатуре. Уточняем аппликатуру. Еще одно упражнение, которое советует Г. Г. Нейгауз, заключается в вычленении в звукоряде гаммы лишь тех звуков, на которые приходится подкладывание. Важно следить за рукой во время подкладывания. Очень часто локоть и все предплечье слишком «выворачивается» вместе с первым пальцем. Этого нужно избегать, и добиться, чтобы предплечье и локоть как бы рисовало ровную линию, без изломов и изгибов.

Для того чтобы скоординировать работу обеих рук, а также для ритмической ясности, я рекомендую делать в гамме на четыре октавы акценты по четыре звука, при чем, во всех видах. Но, акцент не должен превращаться в громкий стук, стоящий на месте, и заканчивающий всякое движение вперед. Акцент, как в гамме, так и в любом произведении, - это, то место, от которого нужно оттолкнуться, чтобы двигаться. Здесь акцент исполняется замахом пальца, в умеренной громкости.

Охватывающие движения играют так же немаловажную роль. Представьте, что Ваше предплечье – это поезд, а пальцы – люди, которые опоздали на него. Эти образы наглядно объясняют те движения, которые должны присутствовать в игре гамм: вся рука рисует линию и идет впереди пальцев, то есть, пальцы подчиняются руке. Помочь этим движением может динамика. Здесь она проста: вверх – крещендо, вниз – диминуэндо. Прошу ученицу представить тот же поезд, который едет издалека, поравнялся с нами и уехал. Таким образом, мы убьем двух зайцев – и движения появятся, и гамма станет яркой и интересной.

Для уяснения ритмической четкости и динамической яркости, играем гамму разными ритмическими формулами – триолями, пунктирным ритмом, синкопами; и с разными динамическими оттенками – от pianissimo до fortissimo. Для большего интереса можно поиграть в разных темпах. Заодно и узнаем наш потенциал и возможности.

Аккорды.

Для начала вспоминаем что такое «аккорд», как и на каких ступенях строится тоническое трезвучие и его обращения. Уточняем аппликатуру и начинаем игру аккордов сначала каждой рукой отдельно, затем двумя руками. Технически следует обратить внимание на три момента: пальцы хватают звуки аккорда – особенно активны мизинцы, так как они держат весь аккорд; кисть прогибается – ее амортизация поможет избежать зажима аппарата; локти разводятся в стороны, сбрасывая этим движением нагрузку. Хорошего звука пытаемся достичь свободой плечевого пояса и хорошего «погружения» в клавиатуру. Предлагаю сыграть аккорды стоя. Ученица чувствует контакт с инструментом и легче понимает, как правильно играть аккорды.

Можно поиграть аккорды несколькими способами, если не получается сыграть 3 звука одновременно. Пятый палец играет верхний звук, а к нему уже подстраиваем 2 остальных. Или играем сначала крайние звуки и затем средний, оставшийся.

А. Алексеева

Упражнение для одновременного звучания голосов и выделения верхнего голоса №7

В данном упражнении несколько раз извлекается глубоко верхний звук соответствующим пальцем, затем исполняется весь аккорд, с ощущением в руке при извлечении верхнего звука.

Любые гаммы, пассажи, трели полезно играть, используя следующие варианты:

  • игра с различными акцентами;

  • наращивание пассажей;

  • игра различными динамическими оттенками и штрихами.

Важно после работы с применением какого-либо варианта, вернуться к исходному.

Работа над произведениями

А.Лемуан «Этюд»

Следующим этапом нашего урока станет работа над этюдом. Спрашиваю у ученика что такое «этюд». Этю́д (фр. étude «изучение») — инструментальная пьеса, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя. Вспоминаем автора, т.к. это не первое его произведение в нашем репертуаре. Антуан Анри Лемуан (21 X 1786, Париж - 18 V 1864, там же) - франц. пианист, педагог, композитор и муз. Издатель Игре на фортепиано, учился в Парижской консерватории (1798-1809). В 1821 занимался по гармонии у А. Рейхи. Завоевал известность как педагог (фортепиано). Автор множества инструктивных сочинений для фортепиано пользовавшихся большой популярностью (сонаты, пьесы, вариации, этюды и др.). Этюд находится в начальной стадии работы над ним и, поэтому, ученица играет его с предварительным показом педагога. Есть неточности в ритме, поэтому играем со счётом. Прорабатываем неточные места несколько раз. Следим за посадкой, постановкой рук и добиваемся синхронности исполнения и хорошего звука. Проигрываем произведение целиком.

На всём протяжении работы не забываем о динамике, построении фраз. Мы всегда должны помнить «куда идём».

Заключение

Работа над техникой - это работа над слухом, умение быстро играть – это умение быстро мыслить…

Е. Тимакин





Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!