Развитие функциональной
грамотности
на уроках русского
языка.
Жумадилова З.Б, учитель
русского языка и литературы
№24 лицея п. Өтеген
батыр
«Кто приобретает знания, но не пользуется
ими,
подобен тому, кто пашет, но не
сеет» (Л.Н.Толстой)
Основная
задача изучения русского языка
и
литературы в казахской
школе представляется
в овладении
системой знаний по изучаемому
языку,
языковыми и речевыми умениями и навыками, развитии готовности и
способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию,
овладении
универсальными учебными действиями, формирование
навыков самостоятельной учебной деятельности,
самообразовании. Идея также не нова
- идея развития, что является
необходимым
условием
жизни человека. Поэтому учителю должна быть ясна
актуальность понятия «Функциональная
грамотность». Под этим термином
подразумевают способность использовать постоянно приобретаемые
знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона
жизненных задач. Среди универсальных учебных
действий нужно видеть такие умения как
формулировать проблему, выдвигать аргументы,
строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства,
определять основную и второстепенную
информацию.
Главное в работе учителя на современном уроке -
не торопиться помогать ученику. Не решать за ученика возникающие в
процессе обучения проблемы, а, опираясь на его способности,
имеющиеся знания, дать возможность осознать себя, разбудить
собственную активность и внутренние силы, чтобы он сам делал выбор,
принимал решения и отвечал за них, чтобы ученик сам добывал знания,
которые он может применить в повседневной жизни, знания, при помощи
которых формируется функциональная грамотность.
Так, этап мотивации, определения цели и задач
учебной деятельности на уроке.
Один из приемов, который позволяет использовать
имеющиеся знания, называется ИНДУКТИВНОЕ ПОСТРОЕНИЕ НОВОГО УЧЕБНОГО
ДЕЙСТВИЯ. Прием
можно использовать на уроках при изучении
различных тем.
Его
смысл состоит в том, что мы выявляем закономерности
при выполнении упражнений по русскому языку и
делаем полезные обобщения.
Например, в 8 классе в процессе изучения темы.
«Виды сказуемых» ученики сами самостоятельно устанавливают
закономерности в определении вида сказуемых, опираясь на полученные
знания о простых глагольных сказуемых. Учащимся
дается задание, которое требует новых
знаний, допустим,
выписать предложения с
ПГС.
Расширяя состав предложений, содержащих различные
виды сказуемых, определяем множество явлений, позволяющих
обнаружить присущие им закономерности и связи. В результате
совместной деятельности составляем памятку, как выявлять
закономерности при выполнении упражнений по русскому языку и делать
полезные обобщения.
ПАМЯТКА «Как выявлять закономерности при
выполнении упражнений по русскому языку и делать полезные
обобщения»
ШАГ 1: Формулирование ключевой задачи предстоящей
работы. (Определить, является ли обнаруженные сказуемые исключением
в составе ПГС или это новый вид)
ШАГ 2: Определяем множество явлений, позволяющих
обнаружить присущие им закономерности и связи (расширяем состав
предложений, содержащих различные виды сказуемых)
ШАГ 3: Устанавливаем закономерности, присущие
новому явлению (устанавливаем признаки сказуемых)
ШАГ 4: Представляем выявленные признаки в
обобщенной форме (в виде диаграммы, схемы,
таблицы)
Эту памятку можно использовать почти
на всех уроках.
На уроках мы должны помочь учащимся осмыслить
связь различных языковых явлений на основе развития таких
аналитических умений, как сравнение, сопоставление, анализ, выводы.
Речь – то, что отличает человека. Но просто уметь говорить
недостаточно.
«Трудно, товарищи, говорить по-русски!» –
крылатая фраза из рассказа М.Зощенко. Действительно, трудно, если
не знать правил и норм, существующих в языке. Для того чтобы
выражать свои мысли правильно, существует культура
речи. «Почему люди не задумываются о какой – либо
языковой норме, о том, что они допускают
ошибки?»
Исходя из этих рассуждений формулируем цель
урока: закрепить умение с достаточной полнотой и точностью строить
и оценивать речевую деятельность, используя классификацию речевых и
грамматических ошибок. После изучения памяток «Речевые ошибки»,
«Грамматические ошибки», каждый, работая в группе, должен найти
ошибку в предложении, исправить ее и классифицировать. После этой
работы учащимся интересно анализировать нарушение языковых норм в
произведениях писателей. Им предлагается отредактировать
предложения из
карточек.
Пошаговый алгоритм действий во
время решения условий заданий учеником примерно выглядит следующим
образом:
-
Я
осознаю и принимаю задачу обретения подобного
опыта, как важнейшую задачу самообразования, поэтому мысленно создаю план или
последовательность своих действий.
-
Составляю схему,
алгоритм условия задания, выделяя в
нем исходные данные , а также
искомые данные.
-
Сравниваю свои
решения
и нахожу в них признаки сходства и различия,
позволяющие относить их к одному типу или классу
задач.
-
На основе анализа полученного решения
определяю, что
результат не противоречит
изученным правилам языка
-
Поднимаю руку, чтобы показать учителю готовность
к выполнению задания.
Подобным же образом подходим к
чтению
текста,
целью которого является нахождение информации для решения
конкретной задачи. Функциональное чтение предполагает владение
следующими навыками: Поиск информации Понимание прочитанного —
здесь мы говорим о смысловом чтении Работа
с полученной информацией (оценка, интерпретация) — здесь
мы говорим о критическом мышлении. Применение информации
для решения своих задач. Все эти умения формируются с раннего
детства, их уровень зависит от дошкольного развития,
влияния родителей и учителей, школьной программы и самого
человека.
Таким
образом, эффективность учебного процесса во
многом зависит от умения учителя правильно организовать урок, а
систематическое применение всех методов и приемов служит развитию
ключевой и предметной компетенций и, соответственно, функциональной
грамотности школьника.
Использованная
литература:
-
Бакулина
И.Г. Формирование функциональной грамотности на уроках
русского языка и литературы – Москва:
2020.
-
Ермоленко В. А., Перченок
Р. Л., Черноглазкин С.Ю.Дидактические основы функциональной
грамотности в современных условиях: Пособие для работников системы
образования [Текст] / Российская академия образования, теории
образования и педагогики. – М: ИТОП РАО,1999. – 228
с.
-
2. Логвина И.А. К
вопросу о формировании навыков функционального
чтения//Международная научно-практическая конференция «Чтение детей
и взрослых: книга и развитие личности». – Cанкт-Петербург,
2011.
-
Материалы сайта Курс
«Развитие навыков функционального чтения»
https://sites.google.com/site/kursusfunctreading