Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Развитие исполнительской техники у учащихся в классе баяна
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Развитие исполнительской техники у учащихся в классе баяна
Техника баяниста может быть подразделена на мелкую (пальцевую) и крупную, а также на технику игры мехом и технику звукоизвлечения, то есть, в сущности, всё, чем занимается исполнитель-аккордеонист, начиная с прикосновения к клавише. К мелкой технике относятся различные гаммаобразные и арпеджированные пассажи, мелизмы, пальцевые репетиции, двойные ноты. К крупной: пальцевое тремоло, октавы, аккорды, скачки, кистевая техника. Есть баянисты, обладающие подвижной техникой, но играющие сумбурно, неровно, нервозно. Совершенно очевидно в таких случаях, что одной физиологической активности мало. Для того чтобы быстро и точно играть, необходимо так же быстро и чётко мыслить. Нужно объяснять ученику то, что мысль не должна отставать от пальцев; в противном случае автоматизм может подвести и пальцы запутаются. Свобода психики и аппарата даёт большую уверенность в технически сложные местах (как и наоборот). Многие учащиеся, играя разделы с мелкой техникой на форте, буквально впиваются пальцами в клавиатуру. Надо научиться распределять энергию рационально, направляя её в нужное русло. Если игра на форте и требует дополнительных физических усилий от левой руки, то это не должно отражаться на свободе правой. Несмотря на большие физические нагрузки при фортиссимо, надо научиться расслаблять во время игры работающие мышцы, избегать напряжений, не закрепощать корпус.
Первым элементом баянной техники является взятие одного звука. Важно помочь ученику воспитать в себе бережное отношение к клавише. Подушечки пальцев при этом должны очень чутко осязать каждую клавишу. В зависимости от того, как баянист извлечёт первые звуки можно составить представление о его звуковой культуре.
Ко второму элементу относятся мелизмы, репетиции и последовательное исполнение двух ил нескольких нот в одной позиции. Мелизмы – это, своего рода украшения в музыке. Из всех мелизмов наиболее «жизнестойкими» оказались форшлаги и трели. Работать над трелью нужно в разных темпах, при этом полезно делать опору сначала на один палец, затем на другой (акценту предшествует энергичный замах пальцем). Трели рекомендуется играть любой парой пальцев. При этом необходимо следить за экономией пальцевых движений. Чем меньше подъём пальцев, тем быстрее темп. Форшлаги и морденты лучше играть с предварительным замахом пальцев к первому звуку, тем самым пальцы активируются для чёткого исполнения украшений. Часто встречающимся техническим элементом является репетиция. В переводе с латинского означает «повторение». Основной принцип в репетиционной технике – максимум экономии в работе пальцев. Если требуется долгая репетиция, применяется чередование более двух пальцев. При игре на баяне любые фигурации и пассажи исполняются тремя способами организации аппликатуры: подкладыванием, перекладыванием пальцев, а также их последовательным расположением. Последовательное расположение пальцев применяется и в восходящем, и в нисходящем движении.
Третьим и четвёртым элементами являются одноголосные гаммы, а также гаммаобразные пассажи и арпеджио. От регулярной работы над гаммами и арпеджио аппарат обретает хорошую техническую форму. При игре гамм, арпеджио и просто упражнений нужно всегда ставить определённые музыкально-художественные задачи наряду с техническими. Гамма должна звучать легко, красиво, виртуозно. Необходимо следить за ровностью штрихов, нюансов, за ансамблем обеих рук, за качеством звука. Вариантов исполнения гамм – бесчисленное множество. Здесь могут быть и игра пунктирным ритмом, полиритмические варианты. Надо использовать в работе и всё разнообразие штрихов, и чередование различных темпов. Можно порекомендовать проигрывание гамм в медленном и среднем темпах с сильным пальцевым ударом при активном замахе пальцев. Но главное внимание нужно направить на лёгкость, ритмическую ровность при экономных пальцевых движениях.
К пятому элементу относится игра двойными нотами, октавами. Прочную основу техники игры. Октавами нужно закладывать в старших классах ДМШ, Работу над октавами лучше сочетать с шестым элементом аккордеонной техники – аккордами, поскольку исполнение октав и аккордов имеет некоторую аналогию в кистевых движениях.
Седьмой элемент – переносы руки и скачки. Это, в сущности один и тот же элемент, разница лишь во времени: перенос руки мы делаем не спеша, а скачки исполняются в быстрых темпах. Одним из условий точного попадания на нужную клавишу является «предслышание» соответствующего звука. Только многократные повторения нужного скачка при свободе игрового аппарата наряду с «предслышанием» могут выработать необходимый навык и создать психологическую уверенность в точном попадании.
Восьмой элемент – исполнение полифонии. Как известно, полифония предъявляет особые требования к музыканту. Необходимо чётко выявлять рельефность голосов в фактуре, выносить главное на передний план. Поскольку на баяне динамическое выделение голосов практически отсутствует, нам необходимо использовать другие средства для выявления полифонии: артикуляцию, регистровку, умелое переложение. При работе над технически сложными местами особая роль должна отводиться проигрыванием в медленных темпах. Такие занятия весьма полезны для выработки автоматизированных движений пальцев. В репертуареа баяниста всегда найдутся произведения, где один и тот же вид техники применяется продолжительное время. Даже владея достаточно хорошо нужным техническим приёмом, иногда бывает физически трудно выдержать пьесу до конца. Главным условием успеха в подобных произведениях является свобода психики и игрового аппарата. Но полной свободы аппарата быть не может (полная раскованность возможна только у свободы опущенной руки). Здесь, кроме выносливости, требуется умение снять напряжение во время исполнения. Этому умению расслабляться, надо учиться. Можно намечать такие точки в произведении, когда нужно на короткий миг расслабиться. Это могут быть конец и начало фразы или мотива, смена меха, динамики, рывок мехом. В этих случаях можно слегка встрянуть кистью или предплечьем.
Одним из самых распространённых видов техники аккордеониста является мелкая техника. Лёгкость, ажурность исполнения одноголосных пассажей и фигураций вряд ли кого оставляет равнодушным. Штрих стаккато очень эффективен в мелкой технике. Он исполняется молниеносным пальцевым ударом без лишних движений. Если требуется острый, чёткий, упругий штрих, то пальцы следует слегка подогнуть, округлить, работать они будут в этом случае как «молоточки».
Любой вид техники привлекателен именно тогда, когда он использован виртуозно. Есть много примеров, когда появлялись аккордеонисты, одарённые в двигательном отношении. Однако их игра не производила впечатления виртуозной, поскольку это была попросту беготня по клавиатуре. «Играть быстро» и «играть виртуозно» - не одно и то же. Главное их отличие в том, что виртуозная игра – целенаправленное устремление каждого, даже самого малого технического фрагмента к своей логической вершине.
Для музыканта важно правильно уяснить роль техники в создании художественного образа. Техника ни в коей мере не должна стать самоцелью. Техника – это средство для создания музыкально – художественного образа. Значит, в конечном счёте, главное не пальцевая ловкость, а убедительная передача замысла композитора. Но именно для этого и необходимо владеть достаточным запасом технических средств. И чем этот запас богаче и разнообразнее, тем реальнее возможность наиболее полной и убедительной передачи музыкального содержания.
Список литературы:
1. Гвоздев П. Принципы образования звука на баяне и его извлечения // Баян и баянисты: Сб. Статей. Вым.1. – М., 1970. – 76с.
2. Лушников А. – Школа игры на аккордеоне
3. Бажилин Р. Искусство игры на аккордеоне. Методическое пособие для педагогов ДМШ, учащихся ССМШ, музучилищ, вузов/Ф.Р.Липс – М., Музыка, 2204., - 142 с
4. Новосёлов А. Играем с удовольствием. – Омск, 2010. – 64 с.