Тема: «Работа с родителями как одно из
направлений деятельности классного руководителя в условиях
обновления образования»
Эффективность
воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно
взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации
сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно
от их работы зависит, насколько семьи понимают политику, проводимую
школой по отношению к воспитанию и обучению
детей.
В основе
сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя
должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и
помощи, терпения и терпимости по отношению друг к
другу.
Поделюсь своим
опытом работы с родителями.
В моем классе молодые родители (30-35 лет средний
возраст). У 25% (7 человек) родителей это единственные дети, опыта
по воспитанию детей школьного возраста у них нет. У большинства
родителей в моем классе учатся старшие дети и поэтому опыт по
воспитанию подростков также отсутствует.
Следовательно, родителям требуется
систематическая и квалифицированная помощь со стороны
школы.
В работе с родителями я использую в основном
традиционные формы: родительские собрания, индивидуальные беседы,
организация совместных досуговых
мероприятий. Данные формы помогают мне сплотить
родительский коллектив, наладить хорошие отношения с
родителями, дать нужный совет в воспитании
детей.
Каждый человек индивидуален и имеет разную
позицию и взгляды на воспитание своего ребенка. Путем наблюдения в
своем классе я выделяю примерно четыре группы
родителей:
Первая группа: родители – помощники в воспитательной
работе с детьми.
Они добросовестны, активны, заинтересованные и
готовы в любую минуту прийти на помощь (члены родительского
комитета).
Вторая
группа: родители – потенциальные помощники в воспитании
детей. Они будут помогать, если будут знать, что и как надо делать
(большинство).
Третья
группа: родители манипуляторы, требующие внимания к
своему ребенку, воспринимая в штыки любую негативную информацию о
своем чаде.
Четвертая группа –
равнодушные родители, не принимающие участие в жизни класса, да и
воспитании ребенка в целом.
Исходя из вышеизложенного становится понятным,
что работа с родителями должна быть больше индивидуальной, а не
сводиться к общему.
К каждому родителю нужно найти подход, поэтому я
придерживаюсь следующих правил:
Правила
общения с родителями:
1)Оформляй,
придумывай интересные, интригующие приглашения на классные собрания
и мероприятия (Сообщение на очередное родительское собрание:
Уважаемые родители, надеюсь вы не равнодушны к жизни собственного
ребенка… Уважаемые родители долг за питание в школьной столовой
…Просьба оплатить в ближайшее время! В новый год без
долгов!).
2)Уважай своё и
родительское время. Всегда назначай собрания за неделю до
проведения. Если можно, укажи точное время начала и конца (ближе к
собранию начинается: я не могу, занята, работаю,
дежурю,….).
3)Всегда
отчитывайся перед родителями о проделанной работе (на собраниях
говорю об итогах в учебе и воспитательной работе, агитирую к
активному участию в конкурсах).
4)Чаще хвали
родителя за воспитание ребёнка. Вручай от случая к случаю грамоты,
благодарственные письма (в конце учебного года активных родителей
благодарю устно или в виде благодарственных писем, но в основном за
их работу, а не воспитание ребенка).
5)К концу
каждого учебного года при помощи анкеты для родителей сделай анализ
работы за год и план работы на следующий год (на последнем
родительском собрании собираю предложения по работе классного
руководителя).
6)При мимолётной
встрече с родителями никогда не рассказывай о плохих сторонах его
ребёнка (не звоню часто родителям по поводу поведения или учебы
ребенка, считаю, что частые звонки теряют свою
действенность).
Чтобы привлечь родителей к участию в жизни
класса, стараюсь проводить родительские собрания, придерживаясь
следующих рекомендаций:
-
Родительское собрание должно просвещать
родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей (на собрании
называю ФИ детей, которых стоит похвалить за успехи в школе, все
негативное о ребенке – в индивидуальном порядке);
-
Тема собрания должна учитывать возрастные
особенности детей (кроме основной темы по плану школы я стараюсь
обсудить с родителями наиболее значимые вопросы, актуальные для
классного коллектива);
-
Собрание должно носить как теоретический, так и
практический характер: разбор ситуаций, обмен опытом родителей в
воспитании детей, тренинги, дискуссии (на собраниях даю возможность
родителям обменяться опытом по воспитанию детей, по решению и
выходу из той или иной ситуации); (кроме того, предоставляю
родителям анализ диагностик, с целью выявления трудностей и в форме
дискуссии приходим к определенным рекомендациям); (советую
родителям, испытывающим трудности в общении с ребенком
квалифицированную помощь психолога); (часто предварительно сама
провожу своеобразное анкетирование по актуальной на мой взгляд теме
– результаты обсуждаем с родителями);
-
Собрание не должно заниматься обсуждение и
осуждением личностей учащихся (на собрание я приглашаю учителей
предметников, которые рассказывают в целом об успехах и трудностях
в классе; родители имеют возможность и индивидуально поговорить с
учителем).
Однако практика показывает, что наиболее
действенная форма работы с родителями – индивидуальные беседы.
Родители обращаются ко мне по вопросам учебы и поведения своего
ребенка, консультируются у учителей предметников о возникающих
трудностях в успеваемости своих детей.
С целью создания наиболее комфортных условий для
работы с родителями я использую дистанционную форму работы. В
вайбере я создала группу «6а класс». В эту группу входят 25
родителей из 28. Очень удобно делать объявления, выносить на
обсуждение безотлагательные вопросы,… Положения конкурсов, акций, и
даже информация по использованию газа в быту – все в беседе. Я так
и пишу: Уважаемые родители, приглашаю Вас на виртуальное
родительское собрание. Индивидуальное общение также проходит очень
активно. Родителям нравится, они в курсе всего, мне удобно. Иногда
к очередному собранию у меня нет к родителям вопросов и тем,
которые бы мы не обсудили виртуально.
Исходя из вышесказанного, предлагаю в среднем
звене проводить родительские собрания 2 раза в год –
организационное и итоговое.
Может я и не сделала никаких педагогических
открытий, но
сложившаяся система отношений позволяет мне добиться главного -
сплотить детский коллектив и сдружить коллектив родителей. Об этом
свидетельствуют сложившиеся традиции, совместные дела, хорошие
взаимоотношения.
Все самое запоминающееся, яркое мы стараемся
запечатлеть на фотографиях.